Развитие музыкально-творческих способностей обучающихся
Автор: Мальцева Марина Геннадьевна Должность: преполаватель фортепиано Учебное заведение: МБУДО "Детская музыкальная школа №1 им. М.И. Глинки" г. Смоленска Населённый пункт: г. Смоленск Наименование материала: Статья Тема: Развитие музыкально-творческих способностей обучающихся Раздел: дополнительное образование
МБУДО «Детская музыкальная школа №1 им. М.И.Глинки» г.
Смоленска
Преподаватель высшей квалификационной категории Мальцева М.Г.
Развитие музыкально-творческих способностей обучающихся
План
1.
Введение
2.
Понятия творчество, творческие способности, музыкально-твор-
ческие способности.
3.
Особенности и условия развития творческих способностей детей
4.
Психолого-педагогическое
обоснование
детского
музыкального
творчества
5.
Заключение
6.
Список литературы
1.
Введение
Творческое развитие детей является важнейшей актуальной зада-
чей в современной педагогической практике. Творческое развитие ре-
бенка теснейшим образом связано с искусством, в частности с музы-
кальным искусством. Проблема духовности остро стоит в нашем обще-
стве, и мы стараемся найти пути решения этой проблемы в правильном
воспитании человека уже в самого детства. Важно сделать творческую
деятельность потребностью, а искусство – естественной, необходимой
частью жизни. И мы пытаемся искать пути решения в музыкально-твор-
ческом развитии.
В свое время Гегель писал: «Человек должен родиться дважды,
один раз естественно, а затем духовно».
Вопросам развития творческих способностей учащихся посвящено
много исследований, в которых подчеркивается природа творческой дея-
тельности, и определяются четыре ее компонента:
-действующее лицо (созидатель),
-процесс действия (творчество),
-продукт действия (произведение),
-контекст, в рамках которого происходит действие.
Творческим развитием личности ребенка занимались такие выдаю-
щиеся исследователи как Л.В. Выготский, Б.М.Теплов, К.Роджерс и др.
Исследованием проблемы способностей занимался Б.М.Теплов. В
понятие «способность» он заключил 3 признака:
- индивидуально-психологические особенности, отличающие одного че-
ловека от другого;
- индивидуальные особенности, которые имеют отношение к успешно-
сти выполнения какой-либо деятельности;
- понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или уме-
ниям, которые уже выработаны у данного человека.
Способности всегда являются результатом развития. Из этого сле-
дует то, что способности не бывают врождёнными. Они развиваются в
соответствующей конкретной деятельности. Врождёнными бывают при-
родные задатки, которые и оказывают влияние на проявление тех или
иных способностей ребёнка. Таким образом, можно определить детские
творческие
способности
как
индивидуальные
особенности
ребёнка,
благодаря которым он может заниматься творческой деятельностью.
Существует несколько взглядов на эту проблему. Одни исследова-
тели В.Глоцер, Б.Джеферсон утверждают, что вмешательство педагога в
процесс творчества ребёнка вредит индивидуальному выражению лич-
ности. Они считают, что творчество детей возникает интуитивно; в сове-
тах взрослых и в их помощи дети не нуждаются. Отсюда следует, что
роль педагога в данном случае должна заключаться в том, чтобы уберечь
детей от ненужных воздействий со стороны и тем самым сохранить
самобытность и оригинальность их творчества.
Другие исследователи:А.В. Запорожец, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Каза-
кова и другие признают интуицию и самобытность детского творчества,
но вместе с тем считают нужным разумное влияние взрослого. Таким
образом, можно сделать вывод, что вмешиваться в творчество детей
можно по-разному. Если ребёнок с помощью взрослых научится оцени-
вать своё творение, то такое вмешательство будет способствовать дет-
скому творчеству.
Л. С. Выготский обращает внимание на то, что в развитии детского
творчества важно соблюдать принцип свободы, который является обяза-
тельным условием любого творчества. Это говорит о том, что творче-
ство детей может возникать только из детских интересов. Для того что-
бы творческие способности ребенка успешно развивались, необходимо
создание благоприятных условий.
В учреждениях системы дополнительного образования создаются
благоприятные условия для развития творческих способностей. Они вы-
полняют важную роль по воспитанию открытого социума.
Актуальность развития творческих способностей вызвана потреб-
ностями окружающего мира и окружающей среды, так как творческий
подход необходим во всех видах деятельности.
2. Понятия творчество, творческие способности , музыкально-твор-
ческие способности.
Очень часто в нашем сознании творческие способности отожде-
ствляются со способностями к различным видам художественной дея-
тельности.
Творчество – это личностное качество, которое базируется на раз-
витии высших психических функций.
Для творчества нет стандартов, поскольку оно всегда индивиду-
ально и может быть развито только самим человеком.
Творчество – это способность, вбирающая в себя, целую систему
взаимосвязанных способностей: воображение, ассоциативность, фанта-
зия, мечтательность.
Таким образом, творческие способности – это индивидуальные ка-
чества и способности человека, которые проявляются в умении приме-
нить знания, умения и навыки в условиях нестандартной ситуации.
Творческие способности подразделяются на различные виды: художе-
ственные, технические, математические и т.д.
Что же такое способности?
Способности – это индивидуальные особенности личности, яв-
ляющиеся субъективными условиями успешного осуществления опре-
деленного рода деятельности. Они не сводятся к знаниям, умениям, на-
выкам, а обнаруживаются в быстроте, глубине, прочности овладения
способами и приемами деятельности.
Классификация способностей: музыкальные, лингвистические, ин-
теллектуальные, творческие.
Мы будем рассматривать музыкально – творческие способности.
Музыкальные способности — это часть общих способностей. И если
мы хотим развивать, например слух, мы должны развивать прежде всего
общие способности. А для этого необходимо заниматься всем: и литера-
турой, и живописью, и танцами, и актерским мастерством, и музыкой.
Н.А. Римский-Корсаков в своей статье «О музыкальном образова-
нии», делил музыкальные способности на 2 группы:
1) технические (игра на данном инструменте или пение);
2) слуховые (музыкальный слух).
Среди работ, посвященных музыкальным способностям, особое
место занимает книга Б.М. Теплова «Психология музыкальных способ-
ностей». Главным показателем музыкальности Теплов считал эмоцио-
нальную отзывчивость на музыку, а к основным способностям отнес те,
которые связаны с восприятием и воспроизведением — музыкальный
слух и чувство ритма. Неосновными компонентами комплекса музы-
кальности он считает тембровый, динамический, гармонический и абсо-
лютный слух.
Воспитание музыкальной культуры школьников происходит од-
новременно с развитием у них музыкальных способностей, которые, в
свою очередь, развиваются в музыкальной деятельности. Чем она актив-
нее и разнообразнее, тем эффективнее протекает процесс музыкального
развития и успешнее достигается цель музыкального воспитания.
Иными словами, творческие способности – это индивидуально-
психологические особенности личности, относящиеся к успешному вы-
полнению какой-либо деятельности, результатом которой является но-
вый продукт, имеющий значимость либо для субъекта, либо для обще-
ства. Развитие творческих способностей у ребенка подразумевает прояв-
ление
собственной
инициативы,
стремление
создать
что-то
новое,
стремление расширить кругозор.
3. Особенности и условия развития творческих способностей детей.
Исследования психологов и педагогов указывают на связь творче-
ских способностей с развитием личности и интеллекта. По мнению Л.
С. Выготского, все, что связано с изобретением нового, нуждается в не-
пременном участии фантазии, причем фантазия должна рассматриваться
как функция, которая связана как с эмоциональной жизнью, так и с ин-
теллектуальной. Фантазия есть одно из проявлений творческой деятель-
ности человека. В фантазии ребенок предвосхищает свое будущее, и
творчески приближается к его построению и осуществлению. Если го-
ворить о формировании музыкальных способностей, необходимо оста-
новиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать
музыкальные творческие способности детей. Психологи называют раз-
личные сроки от полутора до пяти лет.
С
психологической
точки
зрения
дошкольное
детство
является
благоприятным
периодом
для
развития
музыкальных
творческих
способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любозна-
тельны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. А на-
копление опыта и знаний — это необходимая предпосылка для будущей
музыкальной творческой деятельности. Дошкольный возраст, даёт пре-
красные возможности для развития музыкальных способностей к твор-
честву. Детям младшего школьного возраста изначально присуща та-
лантливость. Начальный период обучения считается важнейшим в при-
общении к прекрасному. Музыка здесь выступает в роли универсально-
го средства эстетического и нравственного воспитания, формирующего
внутренний мир ребенка.
«Без
музыкального
воспитания
невозможно
полноценное
ум-
ственное развитие человека”, — утверждал известный педагог В.А. Су-
хомлинский.
Мышление школьников более свободно, чем мышление взрослых,
оно более независимо. Школьный возраст, даёт прекрасные возможно-
сти для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были
использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий
потенциал взрослого человека.
Создание
условий,
способствующих
формированию
творческих
способностей, является одним из важнейших факторов творческого раз-
вития детей.
Можно выделить шесть основных условий успешного развития
творческих способностей детей:
1) раннее физическое развитие ребенка: плавание, гимнастика. Затем
раннее чтение, счет, знакомство с различными инструментами;
2) создание обстановки, которая стимулировала бы его разнообразную
творческую деятельность и развивала бы именно то, что в соответству-
ющий момент способно наиболее эффективно развиваться;
3) характер творческого процесса, который требует способности разви-
ваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирает-
ся «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот пото-
лок все выше и выше;
4) предоставление ребенку свободы в выборе деятельности. Тогда жела-
ние ребенка, его интерес послужат гарантией того, что уже большее
напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на
пользу;
5) ненавязчивая, умная, доброжелательная помощь взрослых;
6) дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Важно посто-
янно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его
неудачам.
Сфера
искусства
рассматривается
как
пространство,
которое
способно формировать эстетически активную личность. А раскрытию
внутренних качеств личности в наибольшей степени способствует син-
тез искусств.
4.
Психолого-педагогическое
обоснование
детского
музыкального
творчества
В своих исследованиях, Н.А.Ветлугина проанализировала возмож-
ности детей в выполнении творческих заданий, обосновала идею взаи-
мосвязи обучения и творчества детей, и доказала в своих работах, что
эти процессы не противостоят, а взаимообогащают друг друга.
Условия возникновения детского творчества:
– накопление впечатлений от восприятия искусства, которое является
образцом для творчества;
– накопление опыта исполнительства. Ребенок применяет все то, что
усвоил в процессе обучения. В свою очередь обучение обогащается
творческими проявлениями детей, приобретает развивающий характер.
Детское музыкальное творчество, как и детское исполнительство,
обычно не имеет художественной ценности для окружающих людей.
Оно важно для самого ребенка. Для того чтобы ребенок мог сочинить и
спеть
мелодию,
у
него
необходимо
развить
основные
музыкальные
способности. Кроме того, для проявления творчества требуется вообра-
жение, фантазия, свободная ориентировка в непривычных ситуациях.
Детское музыкальное творчество может проявляться во всех видах му-
зыкальной
деятельности:
в
пении,
ритмике,
игре
на
музыкальных
инструментах, театральной деятельности.
Пение - одна из самых активных и доступных форм коллективного
музицирования, оно вызывает живой интерес у детей и доставляет им
эстетическое удовольствие. Коллективное пение является важной фор-
мой самовыражения детей. Специфика коллективного пения заключает-
ся в том, что все ученики независимо от уровня их индивидуальных му-
зыкальных и вокальных способностей приобщаются к хоровому пению.
Ведущее место в творческих заданиях занимает программная музыка,
так как поэтический текст, образное слово помогают ребенку лучше по-
нять ее содержание.
Примером может служить представленная музыкально – литера-
турная композиция, посвященная Дню Победы, где яркое и эмоциональ-
ное выступление ребят захватило слушателей и приглашенных на кон-
церт ветеранов, которые вместе с исполнителями пели песни о войне.
Важную роль в развитии музыкально-творческих способностей иг-
рает инструментальное музицирование. Одно из условий обеспечиваю-
щих успешное инструментальное творчество – владение элементарны-
ми навыками игры на музыкальных инструментах, различными способа-
ми звукоизвлечения, которые позволяют передать простейшие музы-
кальные образы (цокот копыт, волшебные падающие снежинки). Важно,
чтобы дети понимали, что, создавая какой либо образ, необходимо выра-
зить настроение, характер музыки.
Театрализованная деятельность развивает личность ребенка, при-
вивает интерес к литературе, музыке, театру, побуждает к созданию но-
вых образов. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ре-
бенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному во-
ображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все
это может дать театрализованная деятельность.
Эта деятельность и является средством самовыражения и саморе-
ализации ребенка. Мы использовали такую форму работы как театра-
лизованные представления: «Бал в имении», «К 1150-летию города Смо-
ленска», «Прогулки по старой Европе», «К 200-летию В.А. Вонлярляр-
ского», «Танец под музыку времени», «Образы, звуки, краски».
5. Заключение
Творческие
способности
—
не
новый
предмет
исследования.
Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес лю-
дей во все времена. Детский возраст, даёт прекрасные возможности для
развития музыкальных способностей к творчеству. И от того, насколько
были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творче-
ский потенциал взрослого человека.
Таким образом, восприятие музыки зависит от уровня музыкаль-
ного и общего развития человека, от целенаправленного воспитания.
Важно для развития музыкального восприятия использовать все виды
музыкального исполнительства.
В
заключение
следует
отметить,
что
воспитание
творческих
способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно бу-
дет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого ре-
шаются педагогические задачи, направленные на достижение конечной
цели.
Список литературы
1. Баринова М.Н. О развитии творческих способностей – Л:1961;
2. Березина В.Г., Детство творческой личности. — СПб.: 1994.-60с
3.
Ветлугина
Н.А.
Музыкальное
развитие
ребенка.
–
М.,
1968.
4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском развитии. –
С.П.б.: Союз, 1997. – 96 с.
5. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя. – М.:
1984. – 206 с.
6. Левин В.А., Воспитание творчества. – Томск 1993. 56 стр.
7.Теплов Б. М. Способности и одарённость. Психология индивидуаль-
ных различий. Тексты. М. 1982