Напоминание

"Ярмарка озорная, разудалая"


Автор: Потемкина Галина Юрьевна
Должность: преподаватель декоративно прикладного искусства
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ с.Верхнепашино"
Населённый пункт: г.Енисейск Красноярский край
Наименование материала: сценарий внеклассного мероприятия
Тема: "Ярмарка озорная, разудалая"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МБУДО «ДШИ с.Верхнепашино»

Номинация «Внеклассное мероприятие»

Тема: «Ярмарка озорная, разудалая»

Преподаватель

декоративно прикладного искусства

Потемкина Галина Юрьевна

Пояснительная записка

Ярмарки имеют давние традиции, восходящие еще к средневековью.

«Где двое, там рынок, трое — базар, а семеро — ярмарка». Это изречение, дошедшее до

нас из глубины истории, может даже навести на мысль, что само слово «ярмарка» русского

происхождения.

Предлагаемый праздник даёт возможность не только узнать что-то новое о жизни

русского народа, но и самим прочувствовать колорит того времени. Очень важен период

подготовки к празднику. Внеурочное время учащиеся знакомились с произведениями

устного народного творчества; разучивали игры, в которые играли их прапрабабушки;

собирали предметы быта. У представителей старшего поколения (бабушек, соседей,

пожилых знакомых) ребята расспрашивали об играх, в которые они играли в детстве.

Фольклорный праздник явился ярким итогом длительной работы.

Воспитание национальной памяти означает формирование у детей внимания к

духовной культуре своего народа, интереса и уважения к его историческому прошлому.

Прежде всего, знание фольклора помогает вырастить нравственных, целостных

личностей. На современном этапе фольклор является практически единственной “живой

нитью”, соединяющей нас с прошлым. Знакомство со смысловым и символическим

подтекстом фольклорных произведений обогащает эстетическое восприятие.

Работа с фольклорным материалом требует кропотливой работы. Знакомство со

сложным материалом должна вестись последовательно от простого к сложному, через

игровой материал, календарные песни, сценические игры. Завершением работы может

стать фольклорный праздник. Что я и сделала в своей работе. Это вызывает интерес и

активизирует воображение

Фольклор развивает творческие способности у младших школьников,

ответственность за окружающий его мир. Именно такие фольклорные проекты

способствуют духовно-нравственному развитию детей и формируют у них культуру

мышления и поведения гражданина своей страны.

Цели

мероприятия

• познакомить учащихся с народным фольклором, традициями и культурой русского

народа;

• расширить кругозор у учащихся, привить интерес им к русской истории и культуре;

• привить чувство любви и уважения к своей стране, народу.

В ходе достижения этих целей решаются следующие задачи:

1. Воспитательные задачи:

· формировать интерес к миру традиционной русской культуры и культур

других народов, воспитывать чувство причастности к своему народу, к его истории

и культуре;

· воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми и

взрослыми, терпимость к людям разных вероисповеданий, к представителям

национальных и социальных культур;

· формирование духовно-нравственных качеств личности, мировоззрения,

внутренней культуры личности.

· общение и закрепление знаний по традиционной народной культуре,

декоративно-прикладному искусству.

· воспитывать творчески-активную личность.

· Воспитывать чувство гордости за Россию

2. Образовательные задачи:

· развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;

· развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у

детей;

· развитие индивидуальные творческие особенности детей

· развивать внимание, память.

Оборудование:

Коробы - 3 штуки,

русские народные костюмы,

русские народные инструменты,

малая атрибутика (конфеты, каравай, баранки).

ЯРМАРКА ОЗОРНАЯ, РАЗУДАЛАЯ

Действующие лица:

Скоморохи - 2

Ярмарка - 1

Петрушка - 1

Коробейники - 5

Звучит веселая зажигательная музыка (Камаринская) М. И. Глинки.

С разных сторон выходят коробейники с лотками (в лотках – фрукты, игрушки,

платочки, пряники).

1 Коробейник:

- Тары-бары, растабары, есть хорошие товары. Не товар, а сущий клад, разбирайте

нарасхват!

2 Коробейник:

- Яблочки садовые, яблочки медовые, груши, ананас – набирайте про запас.

3 Коробейник:

- Ведерки дубовые, коромысла расписные! Покупайте, выбирайте!

4 Коробейник:

- Становитесь в ряд, выбирайте подряд: дудки, хлопушки. Красиво – приятно, для детей

занятно!

5 Коробейник:

- Платки, гребешки, расписные петушки. Небольшой расход, подходи, честной народ!

1 Коробейник:

- Шарики, шарики! Летают, как комарики! За копейку одну улетит на Луну!

2 Коробейник:

- Вот товары хороши - что угодно для души: ленточки в косички, шарфы в рукавички!

3 Коробейник:

- Калачи да булочки! Крендели да булочки!

4 Коробейник:

- Матрешки! Платочки, веночки, платочки!

На сцену под музыку духовых народных инструментов (рожок, фагот, дудка, свистулька)

выходят 2 Скомороха.

Скоморохи (вместе).

Здравствуйте, гости дорогие!

Здравствуй, люд честной!

Милости просим на ярмарку!

1 Скоморох.

Ждет вас программа изрядная,

Веселая, незаурядная,

Разными разностями обильная,

Все участники – артисты сильные.

2 Скоморох.

А мы – скоморохи ведущие,

Озорные и вездесущие,

На празднике необходимые,

Простым народом любимые!

Итак, ярмарка открывается,

Праздничное веселье начинается,

1 Скоморох.

Будьте как дома, не стесняйтесь,

По ярмарке нашей прогуляйтесь!

Направо пойдешь – весело время проведешь.

Налево пойдешь – все, что ищешь, найдешь.

Прямо пойдешь – тоже не пропадешь.

А вот назад пойдешь – пожалеешь.

Под музыку песни «Ярмарка»,

пританцовывая,

появляется Ярмарка с караваем.

2 Скоморох. Ух ты Ярмарка!!!

Ярмарка.

Да, Скоморохи, вот и Я

Широкая да богатая

Веселая да румяная,

Всему народу желанная.

Обращается к людям.

- Здравствуйте, люди добрые,

гости приезжие – самые ближние и самые дальние!

Бью вам низкий поклон, хлебом – солью встречаю, гостеприимством, да любовью

привечаю!

(ярмарка угощает гостей караваем, коробейники предлагают свой товар)

1 Скоморох.

Здравствуй, здравствуй, наша хозяюшка!

Широко раскинувшись, ярмарка шумит,

Живая, многолюдная, душу веселит.

2 Скоморох.

Голосит, волнуется, торгует да торгуется.

Большая, деловитая, товарами набитая.

1 Скоморох.

Веселая, богатая, на шутку староватая,

Щедрая и пестрая, как хор, многоголосая!

(ярмарка поднимается обратно на сцену)

Ярмарка.

- Спасибо, веселые Скоморохи! Значит, ждали вы меня?

Пришла я к вам не с пустыми руками, а с товарами разными, с песнями да плясками.

2 Скоморох.

Звенят небеса

На все голоса

Товаров – тьма!

Трещат закрома!

Покупай,

Не зевай!

1 Скоморох.

Ох, товар-то как хорош,

Всем и каждому пригож!

Лишь к прилавку подойдешь-

Без покупки не уйдешь!

2 Скоморох

- Весь честной народ, который умеет работать и дружно, весело отдыхать, собрался

сегодня на самое своё любимое место – на ярмарку!

Ярмарка

Они говорят, что без труда не вытащить и рыбку из пруда.

1 Скоморох: Работе время- потехе час.

2 Скоморох: Умение и труд все перетрут.

1 Коробейник: Дело мастера боится.

2 Коробейник: За всякое дело, берись умело.

3 Коробейник: Птицу узнают в полете, а человека в работе.

4 Коробейник: Всякая работа мастера хвалит.

Ярмарка

Пора и мне своими подарками похвастаться. Есть у меня игра для вас, называется она

«Пряничная доска».

Ну что скоморох ты мне поможешь?

А теперь я расскажу вам правила игры.

Рассаживаемся на скамеечки, ведущий скоморох выбирает второго игрока, пока играет

музыка они догоняют друг друга , как только музыка останавливается один из участников

должен сесть на свободное место.

«Ярмарка» проводит игру «Пряничная доска».

(Звучит «Камаринская» Р. Корсакова)

2 Скоморох.

А я знаю эту музыку!!!!!

Это петрушка к нам идет с песнями да плясками.

Русский народный танец «Камаринская» М.И. Глинки

танцуют вместе с Петрушкой все.

Петрушка.(хвастается)

Я Петрушка!

У меня колпак на макушке,

Из меня фонтаном летят слова,

У меня затей полна голова!

Я пришел к вам веселиться,

Посмешить вас да позабавить.

Очень хочу со всеми подружиться,

А заодно и с ярмаркой поздравить.

Ярмарка.

Ладно, Петрушка, кончай тар-бары,

Лучше помоги нам продать товары.

Петрушка.

Фу-ты, ну-ты, а это что за пава?

Уж не сама ли Ярмарка, право?

1 Скоморох.

Она самая.

Петрушка.

Эх, была не была, где наша не пропадала!

Помогать, так помогать!

Дорогие граждане, обращаюсь к каждому!

Сейчас устроим аукцион, будет с загадкой он.

Не горьки они не сладки.

Тех, кто их разгадает,

Сюрприз ожидает.

Загадка первая.

1.Есть на свете конь.

Рукой его не тронь.

Как пустится бежать.

Всему свету не удержать. (ВЕТЕР)

Угадавшему загадку дарят морковку со словами:

«Угадал ты ловко, вот тебе морковка»

Загадка вторая.

Серьезная, не смешная.

2.Сито свито кругловито,

Кто на него взглянет,

Всяк заплачет. (СОЛНЦЕ)

Угадавшему загадку дарят огурец со словами:

«Молодец, тебе за ответ – огурец»

Следующая загадка

3.Растет в поле решето,

Черных зернышек полно. (Подсолнух)

«Вручается приз оздоровительный

Капусты полезней не найдешь от всех болезней»

Петрушка.

Ай да я! Ну, молодец!

Просто чудо продавец!

Ярмарка.

Ну и хвастун же ты, Петрушка. Скромнее надо быть.

Лучше пригласи людей на ярмарку за товаром

Петрушка.

Эх, была не была!

Принимаюсь за дела!

Ну-ка, дамы, господа,

Проходите все сюда

Ярмарка продолжается!

Ярмарка.

Уважаемые гости! Наше ярмарочное представление завершилось!

Инсценировка песни «Ярмарка»

(звучит песня «Ярмарка»)

1 Скоморох.

Пусть веселье не кончается и наша Ярмарка продолжается!

Не стойте в сторонке, не скучайте и товары разные приобретайте!

2 Скоморох.

Пусть наша Ярмарка шумит и радует своим товаром!

Пускай в сердцах огонь горит безумным, ярким карнавалом!

Все.

До новой встречи друзья. До свидания!!!

Литература

1.

Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища:

конец XVIII - начало XX века. - Л., 1988

2.

Некрылова А.Ф.. Савушкина Н.И. Народный театр. - М., 1991

3.

Соколов Б.М. Художественный язык русского лубка. — М., 2000

4.

Хренов Н.А. Земледельческие архетипы на городской площади. Развлекательная

культура России XVIII—XIX вв.: Очерки истории и теории. Сб. ст. под ред. Е.В.

Дукова. — СПб., 2000.



В раздел образования