Напоминание

Проблематика предметно развивающей среды по инклюзивному образованию в дошкольной организации


Автор: Зауервальд Наталья Васильевна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МКДОУ д/с №443
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: Проблематика предметно развивающей среды по инклюзивному образованию в дошкольной организации
Раздел: дошкольное образование





Назад




статья

Проблематика

предметно развивающей среды по инклюзивному образованию в дошкольной

организации.

Согласно

ФЗ-273

«

Об

образовании»

дети

с

особенностями

развития

попадают

не

только

в

специализированные дошкольные организации, но и по желанию родителей, могут претендовать

на посещение общеразвивающих групп

с воспитанниками любого дошкольного возраста. Не

секрет,

что

большинство

родителей

предпочитают

второй

вариант,

считая,

что

наиболее

комфортно

и

социально

обоснованно

ребенку

быть

среди

не

селиктированных

сверстников.

Прослеживается

закономерная

тенденция

к

увеличению

в

общеразвивающих

группах

таких

воспитанников.

Если

специализированные

группы

или

специализированные

детские

сады

изначально

укомплектовывались

мебелью,

оборудованием,

игрушками,

пособиями

с

учетом

инклюзива воспитанников. Например, слабослышащие - световыми сигнальными обозначениями,

слуховыми

аппаратами,

ТСО

для

слабослышащих;

слабовидящие

-

тактильными

дорожками,

перилами, специальными книгами и пособиями; с инклюзией опорно- двигательного аппарата -

пандусами,

лифтом,

специальными

стульчиками

с

ограничителями

и

столиками

и

т.д.

В

общеразвивающих группах в типовых образовательных организациях такого преимущества пока

нет.

Да,

все

там

соответствует

СаН

Пин,

безопасности,

мобильно,

трансформировано,

многофункционально,

доступно,

ярко,

современно…

но

специфике

инклюзива

не

совсем

соответствует.

Исключение

составляют вновь построенные или реконструированные детские

сады.

Педагоги,

конечно,

стараются

обогатить

имеющуюся

предметно

-

развивающую

среду

пособиями изготовленные совместно с родителями и воспитанниками, но это «капля в море».

Вообще,

понятие

соответствует

или

не

соответствует

развивающая

среда

инклюзивному

образованию сейчас довольно расплывчатое, так как нет спецификации полифункциональной

развивающей предметно- пространственной

среды, не проводится экспертиза инклюзивной

среды. Следовательно, нет специального коэффициента для ее финансирования не только через

программу «Доступная среда», но и через надбавки воспитателям и старшим воспитателям,

введение дополнительных штатных единиц сопровождающих этих детей в группах (тьютеры,

педагоги-

дефектологи).

Сейчас

эти

пробелы

восполняют,

как

могут

воспитатели,

педагоги-

психологи, сами родители, дети в группе. Это тоже сопряжено со сложностями. Чтобы допустить

родителя

сопровождающим

он

должен

принести

смотровую

книжку

медицинского

осмотра,

справку об отсутствии у него судимости, протокол психиатрического обследования, удостоверение

о прохождении курсов подготовки по оказанию первой доврачебной помощи детям. Без этих

документов взрослый не допускается в группу организованных детей. Положа руку на сердце,

скажите, все ли родители

инклюзивных детей захотят стать сопровождающими? Отношение

родителей к тому, что его ребенок

в детском саду время от времени в течение всего дня

ситуативно помогает ребенку с инклюзией, тоже не однозначно. «Не делайте из моего ребенка

няньку»-

такая

позиция

родителя

редко,

но

все

-

же

встречается.

Работаем,

воспитываем

толерантное отношение, но есть

родители со своим противоположным стойким убеждением.

Дополнительная нагрузка на педагогов

финансируется бальными критериями оценки качества

труда из фонда заработной платы, но, согласитесь, должно быть за работу с инклюзивными

детьми

отдельное

дополнительное

бюджетное

финансирование,

как

в

специализированных

группах и детских садах. Обозначенный Президентом России Год экологии 2017 предполагал

ведение

экологической

тематики

во

ФГОС

всех

уровней

образования.

Для

дошкольного

образования

это

особенно

важно.

Здоровье

маленького

человека-

это

тоже

экология.

Для

развития каждого ребенка, с любым состоянием здоровья должны быть созданы все условия для

полноценного

развития.

Обогащение

предметно

-

развивающей

среды

с

учетом

специфики

инклюзии, требует дополнительного целевого

финансирования, чего пока не случилось. Вот и

выкраивают в детских садах на специальные игры и пособия, оборудование, чтобы хоть как-то

обеспечить

инклюзивных

детей

в

общеразвивающих

группах.

Отдельным

вопросом

стоит

дополнительное питание, которое получают дети в рамках Федеральной программы обеспечения

питанием воспитанников с инклюзией. Возникают этические проблемы: как дать дополнительное

питание одному воспитаннику в группе, где остальные его не получают в рамках процедуры

режимного момента? Как объяснить детям, почему ему дали, а остальным – нет? Объяснение о

необходимости толерантного воспитания, о том, что в обществе могут быть разные варианты

исключительности, у детей как-то не работает. Вроде мелочи, но такие проблемы возникают в

ходе обычной текущей работы в детском саду. Хорошо бы иметь разработанные специалистами

документы не только в плане «должны и обязаны», но и в плане « методическое сопровождение»,

как в реальной жизни дошкольной организации эти документы воплощать.



В раздел образования