Автор: Соколова Валентина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад комбинированного вида№ 13 " Солнышко"
Населённый пункт: город Зарайск
Наименование материала: статья
Тема: "Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии
дошкольников
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное
значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная
деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и
навыков, но и как приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством
взрослого, осуществляемого в процессе сотрудничества, сотворчества. Стремление
наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире –
важнейшие черты нормального детского поведения. Всякий здоровый ребенок уже с
рождения – исследователь. Он построен на познании мира, он хочет его познавать. Знания,
полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и
нужнее тех, что получены репродуктивным путем. Экспериментирование может
использоваться в различных видах организованной и самостоятельной деятельности
дошкольников. Педагогический процесс в ДОУ строится на наглядных и практических
методах. Для большей эффективности в работе с детьми уделяется проведению
наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы.
Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными
и более прочными. Поэтому постоянно поддерживается естественный интерес ребенка к
природе. В процессе обучения задействуются все органы чувств ребенка: зрение, слух,
обоняние, осязание. Дети видят необыкновенное в обыденном. В начале работы
определяются цель и методы работы, а в конце дети обобщают полученные результаты.
Ставятся перед детьми такие вопросы, на которые они находят ответы в процессе
наблюдений и экспериментов самостоятельно.
Например, предлагается детям найти самую большую и самую маленькую лужу, подумать,
откуда они взялись, понаблюдать, как на воде появляются маленькие волны, откуда и куда
бегут ручейки. Почему снег бывает липким, и нет? Как устроена снежинка и почему при
морозе снег хрустит? На эти вопросы детям удается найти ответы в процессе наблюдений.
Они с удовольствием выполняют такие задания.
Знакомя детей с законами природы, формируются у них ответственность за совершение
разнообразных действий в природе и умение самостоятельно делать выводы о
взаимодействии с ней. Показывается детям, что живая природа – гениальный конструктор,
инженер, великий строитель, непревзойденный метеоролог. На примере некоторых
изобретений показать детям, как люди учились у природы и создавали на основе этого
свои изобретения ( наблюдая за птицами, создали самолет, наблюдая за рыбами, создали
корабль и так далее).
Живой уголок – это прекрасное место для организации наблюдений. Он очень любим
детьми, и играет большую роль в воспитании эмоционального отношения к живой
природе, в формировании навыков ухода за животными и растениями, побуждают детей
заботиться о них. На примере комнатных растений показываются связи живых организмов
с окружающей средой, выясняется, как тот или иной организм приспособлен к среде
обитания, почему у него именно такой внешний вид, поведение, другие особенности.
Какую роль играют свет, вода, тепло в жизни животных и растений нашего уголка
природы. В живом уголке установлен аквариум. Это пример экосистемы, поэтому в нем
живут не только рыбы, но и улитки, водные растения, водоросли.
Экспериментирование доступно уже детям младшего дошкольного возраста. Во второй
младшей группе малыши с удовольствием обследовали песок и глину, познавали их
свойства; плескались в воде, открывая ее тайны. В младшем возрасте были проведены
следующие опыты: волшебное превращение снега в воду, а воду в разноцветные льдинки,
пробовали делать пену и пускать мыльные пузыри, отправляли в плавание корабли и
подводные лодки.
В среднем возрасте опыты усложняются. В этом возрасте дети способны найти ответы на
более трудные вопросы. “Волшебная вода” (смешивание подкрашенной воды) и получение
разнообразных “волшебных” цветов и оттенков. “Подушка из пены” (какие предметы, из
каких материалов могут лежать на поверхности пены, а какие нет). “Все увидим, все
узнаем”, рассматривание предметов через увеличительное стекло. “Звонкие бутылочки”,
проводили испытания со звуком и много других опытов интересных для детей пятого года
жизни.
Круг явлений, предметов с которыми экспериментируют старшие дошкольники,
расширяется. Проводя опыты, дети старшего возраста знакомятся с новыми понятиями,
например – “вещество”, делают сами выводы, что у каждого вещества много разных
свойств. Эти свойства можно обнаружить, наблюдать, если вооружиться вниманием и
терпением. “В поисках крахмала”, “Вода хамелеон”.
В подготовительной группе дети уже исследовали живую природу. Живая природа – это
самый интересный объект для познания подрастающих дошколят.
В работу были включены такие интересные темы: “Определение возраста рыб”, “Как
кошка языком чистит себе шерсть”, “Как маскируются животные?”. Даже проводили
опыты на себе, которые позволили узнать много нового о человеке. Например, “Откуда у
человека берутся слезы?”, “Послушайте стук сердца”, “Для чего нужен человеку язык?”,
“Модель дыхания”, ”Как работают твои глаза”, “Укротитель воды или атмосферное
давление”.
Детям интересно узнавать что-то новое о своем организме. Они с удовольствием
принимают участие в опытах, экспериментах, проводят исследования и сами пытаются
сделать выводы, ответить на возникшие вопросы. Например, при рассмотрении строения
глаза, попытались ответить на вопрос: как зрачок меняет свой размер в зависимости от
освещения. В результате воспитанники сами сделали вывод: на зрение очень влияет
освещение, поэтому важно, особенно при чтении, следить за ним, чтобы оно было не
ярким и не тусклым, а умеренным, тем самым проявишь заботу о своем зрении.
Материалом для совершенствования таких необходимых качеств как наблюдательность,
прилежание, аккуратность, мы избрали ту отрасль знаний, которая не предполагает особой
подготовки взрослого. А значит, помочь малышу может любой, вне зависимости от
образования и рода занятий. Затрат на приобретение необходимого оборудования почти
никаких.
Исследовательское обучение, может присутствовать и в форме какого – то специального
действия, например, специальных занятий, а может быть представлено, как естественное
продолжение обычной, традиционной для детского сада деятельности. Темы исследований
можно подобрать заранее педагогам или вместе с детьми. Но лучше, если дети сами
проявят интерес к чему-то или к кому-то.