Напоминание

"Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников"


Автор: Соколова Валентина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад комбинированного вида№ 13 " Солнышко"
Населённый пункт: город Зарайск
Наименование материала: статья
Тема: "Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников"
Дата публикации: 21.01.2018
Раздел: дошкольное образование





Назад




Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии

дошкольников

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное

значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная

деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и

навыков, но и как приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством

взрослого, осуществляемого в процессе сотрудничества, сотворчества. Стремление

наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире –

важнейшие черты нормального детского поведения. Всякий здоровый ребенок уже с

рождения – исследователь. Он построен на познании мира, он хочет его познавать. Знания,

полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и

нужнее тех, что получены репродуктивным путем. Экспериментирование может

использоваться в различных видах организованной и самостоятельной деятельности

дошкольников. Педагогический процесс в ДОУ строится на наглядных и практических

методах. Для большей эффективности в работе с детьми уделяется проведению

наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы.

Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными

и более прочными. Поэтому постоянно поддерживается естественный интерес ребенка к

природе. В процессе обучения задействуются все органы чувств ребенка: зрение, слух,

обоняние, осязание. Дети видят необыкновенное в обыденном. В начале работы

определяются цель и методы работы, а в конце дети обобщают полученные результаты.

Ставятся перед детьми такие вопросы, на которые они находят ответы в процессе

наблюдений и экспериментов самостоятельно.

Например, предлагается детям найти самую большую и самую маленькую лужу, подумать,

откуда они взялись, понаблюдать, как на воде появляются маленькие волны, откуда и куда

бегут ручейки. Почему снег бывает липким, и нет? Как устроена снежинка и почему при

морозе снег хрустит? На эти вопросы детям удается найти ответы в процессе наблюдений.

Они с удовольствием выполняют такие задания.

Знакомя детей с законами природы, формируются у них ответственность за совершение

разнообразных действий в природе и умение самостоятельно делать выводы о

взаимодействии с ней. Показывается детям, что живая природа – гениальный конструктор,

инженер, великий строитель, непревзойденный метеоролог. На примере некоторых

изобретений показать детям, как люди учились у природы и создавали на основе этого

свои изобретения ( наблюдая за птицами, создали самолет, наблюдая за рыбами, создали

корабль и так далее).

Живой уголок – это прекрасное место для организации наблюдений. Он очень любим

детьми, и играет большую роль в воспитании эмоционального отношения к живой

природе, в формировании навыков ухода за животными и растениями, побуждают детей

заботиться о них. На примере комнатных растений показываются связи живых организмов

с окружающей средой, выясняется, как тот или иной организм приспособлен к среде

обитания, почему у него именно такой внешний вид, поведение, другие особенности.

Какую роль играют свет, вода, тепло в жизни животных и растений нашего уголка

природы. В живом уголке установлен аквариум. Это пример экосистемы, поэтому в нем

живут не только рыбы, но и улитки, водные растения, водоросли.

Экспериментирование доступно уже детям младшего дошкольного возраста. Во второй

младшей группе малыши с удовольствием обследовали песок и глину, познавали их

свойства; плескались в воде, открывая ее тайны. В младшем возрасте были проведены

следующие опыты: волшебное превращение снега в воду, а воду в разноцветные льдинки,

пробовали делать пену и пускать мыльные пузыри, отправляли в плавание корабли и

подводные лодки.

В среднем возрасте опыты усложняются. В этом возрасте дети способны найти ответы на

более трудные вопросы. “Волшебная вода” (смешивание подкрашенной воды) и получение

разнообразных “волшебных” цветов и оттенков. “Подушка из пены” (какие предметы, из

каких материалов могут лежать на поверхности пены, а какие нет). “Все увидим, все

узнаем”, рассматривание предметов через увеличительное стекло. “Звонкие бутылочки”,

проводили испытания со звуком и много других опытов интересных для детей пятого года

жизни.

Круг явлений, предметов с которыми экспериментируют старшие дошкольники,

расширяется. Проводя опыты, дети старшего возраста знакомятся с новыми понятиями,

например – “вещество”, делают сами выводы, что у каждого вещества много разных

свойств. Эти свойства можно обнаружить, наблюдать, если вооружиться вниманием и

терпением. “В поисках крахмала”, “Вода хамелеон”.

В подготовительной группе дети уже исследовали живую природу. Живая природа – это

самый интересный объект для познания подрастающих дошколят.

В работу были включены такие интересные темы: “Определение возраста рыб”, “Как

кошка языком чистит себе шерсть”, “Как маскируются животные?”. Даже проводили

опыты на себе, которые позволили узнать много нового о человеке. Например, “Откуда у

человека берутся слезы?”, “Послушайте стук сердца”, “Для чего нужен человеку язык?”,

“Модель дыхания”, ”Как работают твои глаза”, “Укротитель воды или атмосферное

давление”.

Детям интересно узнавать что-то новое о своем организме. Они с удовольствием

принимают участие в опытах, экспериментах, проводят исследования и сами пытаются

сделать выводы, ответить на возникшие вопросы. Например, при рассмотрении строения

глаза, попытались ответить на вопрос: как зрачок меняет свой размер в зависимости от

освещения. В результате воспитанники сами сделали вывод: на зрение очень влияет

освещение, поэтому важно, особенно при чтении, следить за ним, чтобы оно было не

ярким и не тусклым, а умеренным, тем самым проявишь заботу о своем зрении.

Материалом для совершенствования таких необходимых качеств как наблюдательность,

прилежание, аккуратность, мы избрали ту отрасль знаний, которая не предполагает особой

подготовки взрослого. А значит, помочь малышу может любой, вне зависимости от

образования и рода занятий. Затрат на приобретение необходимого оборудования почти

никаких.

Исследовательское обучение, может присутствовать и в форме какого – то специального

действия, например, специальных занятий, а может быть представлено, как естественное

продолжение обычной, традиционной для детского сада деятельности. Темы исследований

можно подобрать заранее педагогам или вместе с детьми. Но лучше, если дети сами

проявят интерес к чему-то или к кому-то.



В раздел образования