Напоминание

"Что такое познавательно- исследовательская деятельность?"


Автор: Корякина Надежда Игорьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ - детский сад № 40 "Березка"
Населённый пункт: г. Серпухов
Наименование материала: Статья
Тема: "Что такое познавательно- исследовательская деятельность?"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Что такое познавательно- исследовательская деятельность?

Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует

понимать активность, возникающую по поводу познания и в его процессе. Она

выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить,

углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие

вопросы, в использовании сравнения по аналогии и по противоположности, в

умении и желании задавать вопросы, в проявлении элементов творчества, в

умении усвоить способ познания и применить его на другом материале.

Результатом познавательно-исследовательской деятельности являются знания.

Дети в этом возрасте уже способны систематизировать и группировать объекты

живой и неживой природы, как по внешним признакам, так и по среде

обитания. Изменения объектов, переход вещества из одного состояния в другое

вызывают у детей этого возраста особый интерес. Вопросы ребёнка

обнаруживают пытливый ум, наблюдательность, уверенность во взрослом как

источнике интересных новых сведений (знаний), объяснений.

Организация самостоятельной работы и руководство ею -- это сложный

процесс. Воспитание самостоятельности рассматривается как составная часть

воспитания детей. Но, следует помнить, что самостоятельная работа не

самоцель. Она является лишь средством получения прочных знаний,

формирования у детей самостоятельности, активности и развития их

интеллектуальных способностей.

Познавательно-исследовательская деятельность занимает не менее важное

место в организации самостоятельной деятельности дошкольников, чем

игровая. Эта деятельность прогрессирует в наш век модернизации, но это не

является новшеством в образовании, еще в начале ХХ века известный

прогрессивный общественный деятель России, врач и педагог Лесгафт П.Ф.

писал: «Вообще ребенку доставляется большое удовольствие, если он сам

заметил и выяснил себе какое-то явление, и если его рассуждение оказалось

действительно верным, точно так же доставляет ему наибольшее удовольствие

то, что он сделал сам и достиг без указания других». [24].

По мнению психологов познавательно-исследовательская деятельность

является ведущей с первого года жизни ребенка. Она реализует не только задачи

развития детей, но и их интересы. Благодаря познавательно-исследовательской

деятельности реализуется творческий потенциал ребенка, его потребность в

новых знаниях, формируются предпосылки учебных качеств, развиваются

такие личностные качества, как: самостоятельность, инициативность,

креативность, целеустремленность. Большое значение имеет то, что ребенок

получает новые знания не в готовом виде, как догму, а имеет возможность

самому пройти весь путь к ним. Информация, полученная таким путем более

осознанна, лучше запоминается и эффективнее применяется в жизни.

Что же такое познавательно-исследовательская деятельность?

Исследовательская

деятельность,

по

мнению

А.И.

Савенкова,

следует

рассматривать

как

«особый

вид

интеллектуально-творческой

деятельности,

порождаемый

в

результате

функционирования

механизмов

поисковой

активности и строящейся на базе исследовательского поведения».

По мнению В.И. Панова, исследовательская деятельность предстает как высшая

форма развития исследовательской активности, когда индивид из «субъекта

(носителя) спонтанной активности» превращается в «субъекта деятельности»,

целенаправленно реализующего свою исследовательскую активность в форме

тех или иных исследовательских действий.

Говоря

о

познавательно-исследовательской

деятельности,

мы

имеем

в

виду

активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей,

связей

между

явлениями

окружающего

мира,

их

упорядочение

и

систематизацию.

Структура поисковой деятельности:

принятие

от

взрослого

или

самостоятельное

выдвижение

детьми

познавательной задачи;

анализ ее условий с помощью взрослого или самостоятельно;

выдвижение предположений (гипотез) о причинах явления и способах

решения познавательной задачи;

отбор

способов

проверки

возможных

путей

решения

познавательной

задачи;

непосредственная проверка выбранных способов решения и выдвинутых

предположений, корректировка путей решения по ходу деятельности;

анализ полученных фактов и формирование выводов;

обсуждение новых задач и перспектив дальнейшего исследования.

Алгоритм действий для осуществления исследовательской деятельности (по

А.И. Савенкову):

Шаг 1.Выявление проблемы, которую можно исследовать и которую хотелось

бы разрешить. Главное качество любого исследователя – уметь отыскать что-то

необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все

кажется привычным, ясным и простым.

Шаг

2.Выбор

темы

исследования.

Исследование

процесс

бескорыстного

поиска неизвестного, новых знаний.

Шаг 3. Определение цели исследования (нахождение ответа на вопрос о том,

зачем

проводится

исследование).

Примерные

формулировки

целей

исследования обычно начинаются со слов: выявить, изучить, определить...

Шаг

4.

Определение

задач

исследования

(основных

шагов

направления

исследования).

Шаг

5.

Выдвижение

гипотезы

(предположения,

догадки,

недоказанной

логически и не подтвержденной опытом). Гипотеза – это попытка предвидения

событий. Важно научиться вырабатывать гипотезы по принципу «чем больше,

тем лучше» (гипотезы дают возможность увидеть проблему в другом свете,

посмотреть на ситуацию с другой стороны).

Шаг

6.

Составление

предварительного

плана

исследования.

Для

того,

чтобы составить план исследования, надо ответить на вопрос: «Как мы можем

узнать что-то новое о том, что исследуем?».

Шаг 7. Провести эксперимент (опыт), наблюдение, проверить гипотезы, сделать

выводы.

Шаг

8.

Указать

возможные

пути

дальнейшего

изучения

проблемы.

Для

настоящего

творца

завершение

одной

работы

это

не

просто

окончание

исследования, это начало работы следующей.

Типы исследования, доступные и интересные детям старшего дошкольного

возраста:

опыты (экспериментирование);

коллекционирование;

путешествие по карте .

Задачи познавательно-исследовательского процесса

Задачи, которые выполняет познавательно-исследовательская деятельность в

ДОУ:

1.

Увеличивать количество знаний об окружающей среде.

2.

Обучить детей рационально распределять время, составлять план

действий, уметь сделать вывод.

3.

Научить детей пользоваться приборами для экспериментов.

4.

Правильно словесно комментировать процесс, тем самым развивать

культуру речи.

5.

Создавать необходимые условия для свободных опытов и исследований.

Виды познавательно-исследовательской деятельности

Можно выделить два вида такого рода деятельности:

1.

Ребенок сам является источником деятельности, ставит цель и

различными способами ее достигает. Он удовлетворяет свое любопытство,

потребность в познании.

2.

Взрослый организует исследовательский процесс, в результате которого

ребенок учится, как нужно действовать.

Для того чтобы развивать у ребенка интерес к познаниям и исследованиям,

необходимо уметь пробудить в ребенке интерес.

Источники организации исследовательской деятельности

К таким источникам можно отнести:

События, происходящие в настоящее время: общественные или явления

природы.

Воспитатель может сам заинтересовать детей каким-либо предметом,

задавая наводящие вопросы.

Вымышленные события из художественного произведения, которое

воспитатель читал детям.

Исследование может коснуться предметов, которые приносят дети в

группу и, особенно, заинтересовали сверстников.

Можно организовать наблюдение за живыми организмами, и

экспериментировать с неживыми.

Технологические аспекты исследовательской работы

Технология познавательно-исследовательской деятельности заключается в

выборе разных занятий-исследований, которые могут заинтересовать детей.

Очень важно привлечь внимание ребенка, разбудить в нем любопытство.

Им могут быть предложены такие формы познавательно исследовательской

деятельности:

Постановка экспериментов, опытов – дети находят причинно-

следственные связи и отношения.

Классифицирование предметов, например, к такому виду деятельности

относится коллекционирование – дети осваивают родовидовые отношения.

Путешествие по миру при помощи карты – ребята осваивают понятие

пространства и соотношение разных миров, стран.

Путешествие во времени – дети представляют себя путешественниками,

рассматривая разные исторические события. И так из прошлого в

настоящее.

Направленность исследовательской деятельности

Организация работы воспитателя прежде всего предполагает планирование

познавательно-исследовательской деятельности. При этом должны быть учтены

направления этого процесса, и не должна теряться связь между ними.

Существуют следующие темы познавательно исследовательской деятельности:

Изучение предметов неживой природы и живых организмов, а также их

свойств.

Рассмотрение физических явлений (свойства магнита, света,

электричества, звука).

Можно остановиться на изучении предметов, которые создал человек

своими руками, например, бумагу, резину, ткани и так далее.

Изучение своего организма (глаза, уши, нос, руки, ноги, кожа).

Как поддерживать интерес ребенка

Существует несколько рекомендаций для воспитателей и родителей, чтобы

познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ, и не только,

стимулировалась в ребенке.

Необходимо поощрять у ребенка любознательность. Ему необходимы

новые знания, впечатления.

Всегда надо одобрять и помогать ребенку проводить эксперименты с

разными материалами, веществами. Не мешать узнавать новое, непонятное

и помогать в этом.

В случае своего отказа или запрета проводить тот или иной эксперимент,

надо объяснить свой отказ, не оставлять вопрос почему без ответа.

Хвалить ребенка за его желание, активность. С ранних лет учить доводить

все до конца.

Расспрашивать ребенка о его намерениях, чего он хочет добиться, как он

это будет делать. Это научит его высказывать свои мысли и правильно их

формулировать.

На современном этапе развития дошкольного образования проблеме

познавательного развития дошкольников уделяется большое внимание, что в

свою очередь требует особого отношения со стороны педагога к данной

проблеме. Таким образом, используя экспериментирование, познавательные

задачи и проектную деятельность при решении проблемы познавательного

развития детей дошкольного возраста, педагог обеспечивает стадийный

переход, качественные изменения в развитии познавательной деятельности

дошкольников.

Правильная организация познавательно-исследовательской деятельности

поможет педагогам и родителям вырастить умного, образованного и

любознательного человека.



В раздел образования