Напоминание

"Местоимение как часть речи."


Автор: Даншина Виктория Сергеевна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГО ПОУ ВО "Россошанский химико-механический техникум"
Населённый пункт: Воронежская область город Россошь
Наименование материала: Открытый урок
Тема: "Местоимение как часть речи."
Раздел: полное образование





Назад




Тема:

Местоимение как часть речи.

Цели

:

- образовательная: познакомить учащихся с основными признаками

местоимения как части речи; обобщить знания о местоимении, как о части

речи, его роли в устной и письменной речи; познакомиться с классификацией

местоимений;

- развивающие: развивать способность грамотно использовать

местоимения в речи;

-воспитательные: воспитывать в учащихся чувство патриотизма;

воспитывать любовь к Родине, к родному языку; воспитывать стремление

строить свою речь красиво и лаконично, избегая ненужных повторений.

- компетенции/УУД: учебно-познавательная, информационная,

коммуникативная.

Ход урока:

I. Орг. Момент.

II.

1. Актуализация знаний

Эпиграф к урок:

«Ничто нам не трудно,

Ничто нам не страшно

Горячим сердцам молодым!

2. Постановка проблемной ситуации

.

Звучит отрывок из песни «Родина моя…» (Непоседы)

«Я, ты, он, она

Вместе целая страна!!!!!»

- Так о чем мы с вами будем говорить на уроке?

- Сегодня на уроке мы будем говорить о местоимении, и тема нашего урока

“Местоимение как часть речи». (В тетрадях записывается дата и тема

урока).

Тема урока – местоимение.

- Как вы думаете, откуда произошло название этой части речи?

- Какие имена вы еще знаете? Сколько их? (3; имя сущ., имя прилаг.,

имя числительное).

III. Изучение нового материала.

1. Местоимение - самостоятельная часть речи, которая указывает

на

предмет, лицо, признак, количество, но не называет их конкретно.

Например: Коля – он, дети – они, с папой – с ним и т.п.

Работа с кластером:

2. Постоянные признаки и непостоянные признаки.

-Какие это признаки? (разряд)

-Сколько разрядов у местоимений?

-Дайте краткую характеристику каждому разряду.

Учащиеся характеризуют все 9 разрядов. Ведется запись на

доске

(схема, характеризуется каждый разряд).

Ответ учащихся по разрядам.

3.Релаксация («Четыре стихии») – видео.

4. Склонение всех разрядов местоимений. (Один ученик на доске, остальные

в тетрадях).

5. А сейчас мы с вами выполним морфологический разбор местоимения по

схеме.

(Морфологический разбор местоимения по схеме в тетрадях и на

доске.)

План морфологического разбора местоимения

1. Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.

2. Начальная форма.

3. Постоянные морфологические признаки:

разряд по соотношению с другой частью речи (местоимение-

существительное, местоимение-прилагательное, местоимение-числительное);

разряд по значению (личное, возвратное, притяжательное, вопросительное,

относительное, неопределённое, отрицательное, указательное,

определительное);

лицо (для личных местоимений);

число (для личных местоимений 1-го лица и 2-го лица).

4. Непостоянные морфологические признаки:

падеж;

число (если есть);

род (если есть).

5. Роль в предложении (каким членом предложения является местоимение в

данном предложении).

IV. Закрепление.

1.

Составить рассказ в форме синквейна на тему местоимение

( Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей

от автора умения находить в информационном материале наиболее

существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Этот

удивительный синквейн!

Синквейн» — это стихотворение, состоящее из 5 строк, каждая из

которых имеет своё содержание и определённую форму:

- первая – имя существительное, задающее тему стихотворению;

- вторая – два прилагательных к данному существительному;

- третья - три глагола к данному существительному;

- четвертая – осмысленная фраза, показывающая отношение к теме;

- пятая - заключительное слово или предложение, определяющее

эмоциональное

отношение ко всему сказанному.

(Почему уделяю синквейну такое внимание? Во-первых, можно

использовать на различных этапах урока и в качестве домашнего задания.

Во-вторых, приём эффективен как на уроках русского языка, так и на

литературе. В-третьих, работа может быть как индивидуальной так, и

групповой. В-четвёртых, составление синквейна приводит к осознанию того,

что «художественное творчество» интересно. Ключевое слово – интересно

.

)

Например:

Местоимение

Загадочное, обманчивое

Заменяет, указывает, но не называет.

Так в чём же роль местоименья?

С ним избегаем повторенья!

Местоимение

Маленькое, но важное.

Указывает, но называть не хочет.

Его роль важна:

Заменяет слова.

2.Письмо по памяти.

Учащиеся оформляют письмо по памяти в своих тетрадях – эпиграф к

уроку.

Задание: найти местоимение и определить его разряд.

Физкультминутка.

1.

Когда руки бывают тремя местоимениями?

2.

Какой остров называет местоимение, когда говорит о своей

величине?

3.

Какие два местоимения мешают движению по дорогам?

4.

Сколько личных местоимений в слове СЕМЬЯ?

5.

Какое местоимение не имеет именительного падежа, рода, числа?

(Улыбаемся. Растягиваем мимические мышцы).

4.Тест на компьютере (один учащийся выходит к доске и выполняет его

на оценку).

V. Итоги урока. (В это время идет работа с группой.)

- О какой части речи мы сегодня говорили?

- Чем отличается местоимение от ранее изученных частей речи

(существительного, прилагательного, числительного)?

- Кто сумеет рассказать у доски содержание урока. (Один отвечает, все

слушают и оценивают).

VI. Домашнее задание. (Написать сочинение-миниатюру по одной из

пословиц, где есть местоимения).

Выставление оценок.

-Вот закончился урок. Подвести нужно итог. Пришло время оценки

выставлять. Вам желаю только «пять»!



В раздел образования