Автор: Бебех Ольга Геннадьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР ДС №16 "ВДОХНОВЕНИЕ"
Населённый пункт: Кемеровская область, город Юрга
Наименование материала: статья
Тема: Конспект Звуковая культура речи: звук з и зь «Комариная песня»
Раздел: дошкольное образование
Конспект Звуковая культура речи: звук з и зь
«Комариная песня»
Цель: Формировать способность детей произносить изолированного звук з (в слогах, в
словах); учить произносить звук з твердо и мягко; различать слова со звуками з, зь.
Методы и приемы: сюрпризный момент, показ, объяснение, артикуляционная
гимнастика, игра, беседа.
Оборудование: пластилин, доски для лепки, картинки с изображением деревьев, комар на
палочке.
1. Вводная часть
Создание интереса, эмоционального настроя к НОД, «Свистящая песенка воды,
вытекающая из крана», сюрпризный момент.
2. Основная часть
Методические приёмы
1.Артикуляционная гимнастика.
2. «Комариная песенка».
3. Логопедические распевки:
«Ферзя» (звук - зя)
«Стрекоза» (звук - за)
«Не дразните козу» (звук - зу)
4.Знакомство со звуком з и зь.
3. Заключительная часть. Подведение итога НОД
I. Вводная часть
Воспитатель. Ребята предлагаю вам вспомнить свистящую песенку воды, вытекающей из
крана.
(Дети исполняют все вместе и индивидуально.
Воспитатель. Сейчас слушайте особенно внимательно.
Воспитатель произносит звуки с (с-с-с-с-с) и (з-з-з-з-з).
Воспитатель. Что вы услышали? Молодцы.
Воспитатель. Сумели услышать две похожие песенки, два звука, которые легко спутать.
При их исполнении язык прижимается к нижним зубам. Проверим? Звуки произносятся,
похоже, только звук з получается звонким.
Воспитатель: Ребята к нам в гости прилетел комарик.
Комарик поет такую песенку з-з-з-з.
Подлетел комарик поближе и громче слышится з-з-з.
II.Основная часть
Воспитатель. Ребята, язычок живет, поживает в своем домике.
А домик язычка рот. Давайте сделаем зарядку язычку.
1.Артикуляционная гимнастика.
«Язычок то выглянет, то спрячется. Выпустили язычок гулять – посмотрел вправо,
влево, вверх, вниз – спрятали язычок в домик. Прижали язычок
к нижним зубкам».
Даже язычку стало щекотно.
Язычок очень любит песенку и комарик тоже».
Язычок мы разогрели, он стал у нас более послушным.
2.«Комариная песенка».
Давайте, еще раз исполним, комариную песенку.
При ее исполнении язык прижимается к нижним зубам.
Воспитатель: Просит каждого ребенка спеть песенку.
Послушайте как громко:
- Саша, громко слышишь песенку комара? Спой громко песенку.
Отлетел комарик подальше, тише слышится песенка.
- Сафия, тише слышится песня? Спой тихо песенку.
Воспитатель: Просит каждого ребенка спеть комариную песенку.
Проверим? Звук з получается звонким.
- Мирослав, спой песенку комара?
Воспитатель: Ребята комарик приглашает нас на прогулку и хочет поиграть с нами. Ты
Аня, Матвей, Егор будете изображать комаров, которые поют песенку, то громко, то тихо, а
остальные отмахиваются, отгоняя комаров.
- Как Аня поет комариную песню?
- А как Матвей тихо поет?
- А громко Егор как поет комариную песню?
(Затем ребята меняются ролями.)
Воспитатель: Ребята, в музыкальной комариной школе малыши – комары (их еще можно
назвать иначе: вы ребята, а они… (комарята, вы ребятишки, а они (комаришки,
исполняют сложные песенки, например:
3. Логопедические распевки
За-за-за, зя-зя-зя - потерял я ферзя. Кто
что потерял? Ферзь – это (шахматная фигура). Значит - это шахматист потерял ферзя.
Зя-зя-зя, за-за-за прилетела стрекоза. (Дети повторяют чистоговорку.)
Зю-зю-зю, зу-зу-зу не дразните козу.
Воспитатель: Давайте все вместе
(Комарику очень понравилась эта песня.)
Воспитатель: Ребята, комарик приготовил еще очень интересную игру! Воспитатель:
Хотите поиграть? Ребята: Да.
4. Знакомство со звуком з и зь.
Я называю вам слова, если в слове встречается звук з, зь - хлопаем в ладоши, а если нет,
то сидим и молчим. Посмотрим, кто самый внимательный и сообразительный.
Внимание приготовились: Заря, дуб, стол, зажигает, звонок, земля, пирамидка, кукла,
замок, звенит, телефон, дом, зеркало, кровать, платье, зима, золото, пекарь, повар, загадка,
зонт, спички, телевизор, зверь, попугай, заяц, зеленая, загудела, лампа, шкаф, машина.
Воспитатель: Ребята комарик приглашает погулять.
На нашей прогулке встретилось дерево.
Воспитатель: Ребята, а какое сейчас время года?
Осенью листья опадают, а комарик очень любит листья на деревьях. Давайте
слепим комарику листья на наших волшебных деревьях. Посмотрите, лежат маленькие
комочки пластилина, скатаем из них шарики, прилепим на ветки деревьев и растянем,
чтобы получились красивые листики. Молодцы у всех получилось.
Теперь подарим наши волшебные вечно зеленые, с листьями
деревья комарику. Комарик всю зиму будет жить на наших деревьях. Скажем комарику. До
свидания.
III.Подведение итога
Воспитатель. Ребята скажите, какой звук мы сегодня учились произносить?
(З-зь)
С каким звуком дружет звук з - зь? (Со звуком С..)
Чем они отличаются? (Звук С-тихий, звук З-громкий)
Мы с вами позанимались, пойдемте, погуляем по осенним дорожкам.
Дети удаляются.