Напоминание

Диагностика самооценки младших школьников


Автор: Усольцева Татьяна Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: КОУ "Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ"
Населённый пункт: г.Нефтеюганск
Наименование материала: статья
Тема: Диагностика самооценки младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




Диагностики для определения самооценки младших школьников

Методика "Лесенка" (составитель В.Г.Щур)

Цель: выявление уровня развития самооценки.

Рисуем на листе бумаги лестницу из 10 ступенек.

Показываем ребенку лесенку и говорим, что на самой нижней ступеньке стоят самые

плохие мальчики и девочки.

На второй - чуть-чуть получше, а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие, добрые и

умные мальчики и девочки.

На какую ступеньку поставил бы ты себя? (Нарисуй себя на этой ступенечке.)

Обработка результатов:

1-3 ступенька - низкий уровень самооценки (заниженная);

4-7 ступенька - средний уровень самооценки (правильный);

8-10 ступенька - высокий уровень самооценки (завышенная).

Методика “Какой Я?” (модификация методики О.С. Богдановой)

Цель: выявление уровня осознанности нравственных категорий и адекватности оценки

наличия

у

себя

нравственных

качеств.

Экспериментатор,

пользуясь

представленным

далее

протоколом,

спрашивает

у

ребенка,

как

он

сам

себя

воспринимает

и

оценивает

по

десяти

различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе,

предоставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся

в баллы. Оценка результатов

Ответы типа “да” оцениваются в 1 балл, ответы типа “нет” оцениваются в 0 баллов, ответы

типа “не знаю” или “иногда” оцениваются в 0,5 балла. Уровень самооценки определяется по общей

сумме баллов, набранной ребенком по всем качествам личности.

Протокол методики “Какой я”:

№ п/п

Оцениваемые качества

личности

Оценки по вербальной шкале

да

нет

иногда

не знаю

1

Хороший

2

Добрый

3

Умный

4

Аккуратный

5

Послушный

6

Внимательный

7

Вежливый

8

Умелый (способный)

9

Трудолюбивый

10

Честный

10 баллов - очень высокий

8-9 баллов - высокий

4-7 баллов - средний

2-3 балла - низкий

0-1 балл - очень низкий.

Методика «Три оценки» А.И. Липкиной

Цель исследования: выявить складывающуюся у ученика оценочную позицию.

Процедура исследования

Для

реализации

методики

ученикам

предлагается

выполнить

любое

учебное

задание

в

письменной

форме.

Работу

учеников

необходимо

оценить

тремя

оценками:

адекватной,

завышенной, заниженной. Перед раздачей тетрадей ученикам говорят: «Три учительницы из

разных школ проверяли ваши работы. У каждой сложилось разное мнение о выполненном задании

и поэтому они поставили разные отметки. Обведите кружком ту отметку, с которой вы согласны».

Затем, в беседе с учениками, выясняются ответы на следующие вопросы:

1. Твоя работа заслуживает отметки «три», а учительница поставила тебе «пять». Обрадуешься

ты этому или это тебя огорчит?

2. Какие отметки тебя радуют, какие огорчают?

3. Каким учеником ты себя считаешь: средним, слабым или сильным?

Обработка и анализ результатов

Уровень самооценки школьников определяется на основе полученных данных по следующим

результатам:

совпадение

или

несовпадение

самооценки

с

адекватной

оценкой

учителя,

характер

аргументации самооценки: а) аргументация, направленная на качество выполненной работы, б)

любая другая аргументация, в) устойчивость или неустойчивость самооценки, о которой судят по

степени

совпадения

характера

выставленной

учеником

самому

себе

отметки

и

ответов

на

поставленные вопросы

Проба Де Греефе

Данная

экспериментальная

процедура,

предложенная

французским

психиатром

Де

Греефе,

является

простым

и

весьма

остроумным

приемом

определения

самооценки.

Ее

рекомендуется использовать при работе со школьниками 1-2 класса.

Цель исследования: определить характер самооценки ребенка.

Материал и оборудование: лист бумаги, ручка или карандаш.

Процедура исследования

В

индивидуальной

беседе

ребенку

показывают

нарисованные

на

листе

бумаги

три

одинаковых кружка и говорят: «Перед тобой три кружка: первый кружок обозначает твоего

учителя, второй - тебя самого, третий – твоего одноклассника (назвать имя). От каждого кружка

надо опустить вниз линию. От того, кто из вас самый умный, надо опустить самую длинную

линию; от того, кто самый глупый - самую короткую; от того, кто средний - среднюю». После

выполнения этого задания ребенка просят объяснить свое решение.

Обработка и анализ результатов

По данным, в норме уже в первом классе все дети самую длинную линию проводят от

кружка, который обозначает их учителя. При решении же вопроса о том, кому должна достаться

средняя линия, а кому самая короткая – испытуемому или его однокласснику – преимущество, как

правило, отдается тому, кто лучше учится.

Если

результаты

ребенка

отличаются

от

этого

наиболее

распространенного

варианта

оценивания, не следует делать скоропалительных выводов о его умственной неполноценности.

Данное обследование, как впрочем и любое другое, должно обязательно сопровождаться беседой с

ребенком, в ходе которой выясняются основания его действий и решений.

Методика «нарисуй себя»

Данная

методика

разработана

А.М.

Прихожан

и

З.

Василяускайте

и

предназначена

для

диагностики эмоционально-ценностного отношения к себе у детей 5-9 лет.

Цель исследования: определить особенности эмоционально-ценностного отношения к себе у

детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Материал

и

оборудование.

Для

выполнения

задания

ребенку

даются

шесть

цветных

карандашей

синий,

красный,

желтый,

зеленый,

черный,

коричневый.

Желательно

использовать карандаши «Полицвет» для того, чтобы в возможной степени смягчить фактор

индивидуального

предпочтения

и

влияния

цвета.

Бланк

методики

представляет

собой

сложенный

пополам

(книжечкой)

стандартный

лист

нелинованной

белой

бумаги.

Первая

страница

книжечки

остается

чистой.

Здесь

после

проведения

работы

записываются

необходимые

сведения

о

ребенке.

На

второй,

третьей

и

четвертой

страницах

книжечки,

располагаемой пред ребенком вертикально, наверху большими буквами написано название

каждого

рисунка,

который

предстоит

выполнить

ребенку,

соответственно:

«Плохой

мальчик/девочка (в зависимости от пола ребенка), «Хороший мальчик/девочка», «Я».

Процедура исследования

Методика может проводиться как фронтально, так и индивидуально.

Инструкция к выполнению задания дается перед каждым рисунком, поэтому

при фронтальном проведении дети переходят к выполнению следующего рисунка только после

того, как все закончили предшествующий.

Инструкция: «Сейчас вы будете рисовать. Сначала нарисуете плохого мальчика или плохую

девочку. Будете рисовать тремя карандашами. Выберете эти карандаши и покажите их мне, а

оставшиеся три уберите. (Необходимо убедиться, что все дети это сделали). Найдите страницу,

вверху которой написано «Плохой мальчик/девочка». Все нашли? (Проверить, все ли дети нашли

нужную страницу). Начинаем рисовать».

После того, как все дети закончили рисовать, дается следующая инструкция: «А теперь

отложите те карандаши, которыми вы рисовали, и возьмите три оставшихся. Покажите мне их.

(Необходимо убедиться, что все дети правильно поняли и выполнили эту инструкцию). Этими

карандашами вы нарисуете хорошего мальчика или хорошую девочку. Найдите страницу, на

которой сверху написано «Хороший мальчик (девочка)». Все нашли? (Проверить.) Начинаем

рисовать».

Инструкция, даваемая перед третьим рисунком: «На оставшемся листке (на нем сверху

написано «Я») каждый из вас нарисует себя.

Себя вы можете рисовать всеми шестью карандашами. Возьмите все карандаши в руку и

покажите мне. (Проверить.) А вот сейчас внимание! Пусть ваш рисунок будет с секретом. Если

кто-нибудь захочет нарисовать себя похожим на хорошего мальчика или хорошую девочку, то

пусть в рисунке будет больше тех цветов, которыми вы рисовали хорошего мальчика или девочку.

А если захочется нарисовать себя, похожим на плохого, то тогда в нем будет больше тех цветов,

которыми рисовали плохого мальчика или девочку. Но постарайтесь в этом рисунке использовать

все карандаши. (После этого следует кратко повторить инструкцию и ответить на вопросы детей).

Итак, найдите страницу, вверху которой написано «Я» (проверить) и начинайте работать.

Необходимо специально следить за тем, как дети выполняют каждую инструкцию, отвечать

на все вопросы до того, как они начали рисовать.

Дети

работают

самостоятельно.

Взрослый

вмешивается

только

в

том

случае,

если

нарушается инструкция. Ценную дополнительную информацию дают наблюдения за поведением

детей во время выполнения заданий, фиксация слишком быстрого или слишком медленного

выполнения. При фронтальном проведении на выполнение всей методики уходит около урока.

Индивидуальное проведение обычно требует меньше времени (в среднем около 3 мин.). В

целом

такой

вариант

работы

предпочтительней,

поскольку

позволяет

фиксировать

порядок

рисования, в том числе последовательность использования цветов, спонтанные высказывания

ребенка,

его

мимику,

жесты,

время,

затрачиваемое

им

на

каждый

из

рисунков.

Кроме

того,

экспериментатор может побеседовать с ребенком сразу после того, как он закончил выполнение

задания.

После завершения всей работы с ребенком проводится беседа, которая содержит вопросы о

том, рисовать какой рисунок понравилось больше всего, а какой – меньше всего и почему? Какой

рисунок, по мнению ребенка, получился лучше всего, а какой хуже? Почему на одном рисунке

мальчик (девочка) плохой, а на другом – хороший? Что можно рассказать о каждом из них? Кто –

хороший или плохой мальчик/девочка – ему больше всего нравится? Кого бы он выбрал себе в

друзья? Почему? (Особое внимание следует обратить на случаи, когда испытуемый предпочитает

плохого ребенка). Каким ребенок хотел нарисовать себя? Что он может рассказать о себе? Что ему

больше всего в себе нравится? А что он хотел бы в себе изменить? Что он лучше всего умеет? А

что не умеет? Чему хотел бы научиться? Как он думает, сможет ли он этому научиться? Что для

этого

требуется?

И

т.д.

Здесь

приведен

лишь

примерный

перечень

вопросов,

который

экспериментатор может дополнять и изменять в зависимости от конкретного случая.

Подобную беседу целесообразно проводить и в тех случаях, когда методика предъявлялась

фронтально, но так как это происходит с определенной отсрочкой необходимо перед беседой

показать ребенку его работу и зафиксировать те случаи, когда он высказывает желание что-либо

изменить в рисунках, и его рассказ об этих изменениях. Причем важно именно собственное

желание ребенка. Психолог не должен спрашивать его, хочет ли он что-то изменить в своем

рисунке,

или

каким-либо

другим

путем

наводить

его

на

эту

мысль.

Если

ребенок

захочет

нарисовать другие рисунки (один или все три), следует предоставить ему эту возможность.

Обработка и анализ результатов

Диагностическое использование рисуночных проб, особенно когда они включают (как в

данном случае) человеческую фигуру, предполагает три основных уровня анализа.

Первый уровень – проявление в рисунке показателей органического поражения ЦНС

(наклон

фигуры

больше

95

или

меньше

85

градусов,

двойные

и/или

прерывистые

линии,

«трясущиеся» линии (дрожание), не присоединенные линии (И. Шванцара и др., 1978). Если

подобные

признаки

обнаруживаются,

то

к

интерпретации

рисунков

на

последующих

этапах

анализа следует подходить с особой осторожностью.

Второй уровень предполагает анализ с точки зрения соответствия возрастным нормам. В

случае резкого отличия рисунка от обще возрастной нормы следует выяснить, связан ли пропуск,

например, отдельных деталей человеческого лица или фигуры с отставанием в развитии (что

позволяет получить ценные диагностические данные об общем развитии ребенка) или это связано

с определенными проблемами, страхами, конфликтами. Например, отсутствие кистей рук может

свидетельствовать

как

о

недостаточном

развитии,

так

и

о

низком

уровне

контактности,

нарушениях в общении. Если речь идет об отставании в развитии, то переход на третий уровень

интерпретации – собственно проективный – следует проводить с особой осторожностью. Ряд

авторов полагает, что при получении на первом и втором уровне показателей, свидетельствующих

об органических поражениях ЦНС или о значительном отставании в развитии, вообще не следует

переходить на третий уровень. Однако практика работы авторов методики показывает, что и такие

дети осуществляют в рисунках проекцию собственных чувств, установок, мотивов. Поэтому и

здесь

может

быть

применен

анализ

третьего

уровня,

однако

делать

это

следует

предельно

осторожно, учитывая только наиболее ярко выраженные признаки и обращая особое внимание на

то, не связано ли появление того или иного показателя, например, с общим недоразвитием.

Общая схема интерпретации результатов методики.

При интерпретации данных используются как проективные критерии, так и показатели,

базирующиеся на методе прямого шкалирования.

1.

Анализ

«автопортрета»

(рисунок

«Я»):

наличие

всех

основных

деталей,

полнота

изображения,

количество

дополнительных

деталей,

тщательность

их

прорисовки,

степень

украшенности «автопортрета»; статичность рисунка или представленность фигурки в движении,

включение

себя

в

какой-либо

сюжет

игру,

танец,

прогулку

и

т.п.

Известно,

что

наличие

дополнительных

деталей

подробная

прорисовка,

«разукрашивание»

свидетельствуют

о

позитивном

отношении

к

рисуемому

персонажу.

Напротив,

неполнота

рисунка,

отсутствие

необходимых деталей указывают на отрицательное или конфликтное отношение, о чем говорилось

выше. Изображение в движении, включение в сюжет – на активное, творческое отношение к

действительности.

2. Анализ других проективных показателей по «автопортрету», в том числе по размеру

рисунка, его расположению на листе (так называемая проективная семантика пространства), по

соотношению отдельных частей рисунка и т. п. Известно, например, что размещение рисунка

внизу страницы может свидетельствовать о депрессивности ребенка, наличии у него комплекса

неполноценности. Наиболее неблагоприятным является «автопортрет», нарисованный в профиль и

расположенный в нижнем углу страницы, особенно в левом.

3. Сопоставление «автопортрета» ребенка с рисунками «хорошего» и «плохого» сверстника

по следующим параметрам:

а)

цвета,

использованные

в

«автопортрете»,

их

соответствие

цветам

«хорошего»

и

«плохого» ребенка, каких цветов больше;

б) размер «автопортрета» по сравнению с размерами двух других рисунков;

в) повторение в «автопортрете» деталей из рисунков «хорошего» и «плохого» ребенка:

одежда, головной убор, игрушка, цветок, рогатка, пистолет и т.п.;

г) наличие в «автопортрете» новых деталей и их характер;

д) общее впечатление о похожести «автопортрета» на рисунок «хорошего» или «плохого»

сверстника.

Анализ поправок, перечеркивания, перерисовывания (без существенного улучшения качества

рисунка); их выраженность свидетельствует о конфликтности, тревожности ребенка.

Анализ

процесса

рисования,

технических

особенностей

рисунка,

а

при

индивидуальном

проведении – характера спонтанных высказываний, порядка изображения отдельных деталей и

времени,

затрачиваемого

на

тот

или

иной

рисунок.

Особо

рассматриваются

случаи

и

мотивировки отказа от выполнения того или иного рисунка или задания в целом. Авторы

методики приводят пример, когда мальчик 8 лет с ярко выраженным дискомфортом успеха

отказался рисовать «хорошего» сверстника, мотивируя это тем, что «хорошее» он рисовать не

умеет, ничего «хорошего» у него никогда не получается.

Окончательный вывод об особенностях эмоционально-ценностного отношения ребенка к себе

целесообразно делать только на основании сопоставления качественных характеристик рисунка и

данных беседы..



В раздел образования