Напоминание

Поведенческие подходы к коррекции и обучению детей с РАС.


Автор: Морозова Валентина Владимировна
Должность: педагог– психолог
Учебное заведение: ГКОУ "Нижнечирская школа– интернат"
Населённый пункт: Волгоградская обл., Суровикинский р–он., станица Нижний Чир
Наименование материала: Статья
Тема: Поведенческие подходы к коррекции и обучению детей с РАС.
Раздел: среднее образование





Назад




Поведенческие подходы к коррекции и обучению детей с РАС.

1

Подход: Applied behavior analysis, ABA - Прикладной анализ

поведения

Разработан коллективом авторов: Ivar Lovaas, Donald Baer, Sidney W.

Bijou, Jim Hopkins, Jay Birnbrauer, Todd Risley, and Montrose Wolf.

ABA предполагает использование современной поведенческой теории

научения для изменения поведения. ABA представляет собой набор

принципов, которые формируют основу для многих методов поведенческой

терапии.

Общая цель ABA можно сформулировать так: необходимо увеличить

уровень желаемого поведения и уменьшить уровень опасного или

проблемного поведения, которое может мешать обучению и эффективному

социальному взаимодействию. Также ABA терапия используется для

улучшения речевых и коммуникативных навыков, внимания, памяти и

академических навыков.

Метод ABA в первую очередь сосредотачивается на стратегиях

положительного подкрепления, которые представляет собой существенную

поддержку детям, испытывающим трудности в обучении или приобретении

новых навыков. Также АВА-терапия занимается коррекцией проблемного

поведения, которое мешает нормальному функционированию ребенка,

посредством процесса, называемого «функциональная оценка поведения».

2 Подход: The Verbal Behavior Approach, VBA - Вербально-поведенческий

подход

построен на исследованиях, относящихся к сфере прикладного анализа

поведения,

и

теорию

ученого-бихевиориста

Б.Ф.

Скиннера.

VBA

развивает способность ребенка учиться функциональной речи.

С точки зрения подхода VBA экспрессивная сторона речи включает:

1. Навык выражения просьбы, который является наиболее важным

навыком, т.к. его предваряет мотивация, а в итоге ребенок получает,

желаемое.

2. Навык обозначения предметов: назвать то, что ребенок видит, слышит,

обоняет, осязает, вкус чего чувствует.

3. Подражательный навык - повторить услышанные слов (эхо).

4. Интравербальный навык - это умение отвечать на вопросы.

Четыре

основных

вербальных

навыка

(операнта)

формируют

экспрессивную

сторону

речи.

Также,

вербально-поведенческий

подход

рассматривает невербальные навыки ребенка.

Обучение начинается, с освоения навыка выражения просьбы.

3

Подход:

Pivotal

Respouse

Treatment

( P RT ) - о бу ч е н и е

основным/ключевым навыкам/реакциям

Разработана Dr Lynn and Robert Koegle

PRT направлена на развитие мотивации, социальной инициативы,

умению реагировать на несколько сигналов, самоуправление. Способствует в

дальнейшем облегчению восприятия учебной информации.

Основная цель PRT - развивать мотивацию у ребенка с РАС реагировать

на

сигналы

и

социальные

взаимодействия,

которые

могут

заменить

ненадлежащее или атипичное поведение.

PRT отличается от некоторых других методов ABA, потому что

основное

внимание

уделяется

улучшению

дефицита

развития,

а

не

ориентации на конкретные поведения.

Родителей учат предлагать терапию в естественной среде ребенка.

Естественные и целевые системы вознаграждения помогают родителям

реализовать их со своим ребенком.

PRT-терапевты взаимодействуют с детьми в игровой среде. Во время

игры взрослый поощряет значимое социальное поведение. Поощрение всегда

связано с логикой ситуации. Например, на вопрос "какого цвета?" ребёнок

ответил "жёлтый", в качестве поощрения он получает жёлтый карандаш или

фломастер, которым может порисовать.

Эта терапия успешно применяется для работы с дошкольниками и

младшими школьниками. Подходит для лиц с тяжелой степенью аутизма.

Д-ра.

Роберт

и

Линн

Когель

из

Калифорнийского

университета,

СантаБарбара, являются разработчиками Pivotal Response Treatment.

За последние 30 лет Когель, их аспиранты и их коллеги опубликовали

более

200

научных

статей

в

рецензируемых

журналах,

которые

поддерживают эффективность PRT, и написали более 30 книг и руководств.

PRT зарегистрирован Национальным исследовательским советом как

одна из десяти модельных программ для аутизма и является одной из четырех

научно обоснованных практик для вмешательства аутистов в США (Simpson,

2005).

4

Подход:

Treatment

and

Education

of

Autistic

and

Related

Communication

Handicapped

Children,

TEACCH

-

программа,

позволяющая

обучать

детей с аутизмом и детей с особыми потребностями.

Автор: Эрик Шоплер (Eric Schopler)

TEACCH - методика с доказанной эффективностью.

Структурированное обучение с особым вниманием к среде.

Основные цели обучения:

1. Максимально развить независимость ребенка.

2. Помочь ребенку эффективно взаимодействовать с другими

3. Увеличивать и развивать интеллектуальные навыки, школьные

умения и индивидуальные способности

4. Стимулировать генерализацию навыков (все новые навыки

ребенок мог максимально часто и эффективно использовать в

разных ситуациях дома, в саду, школе).

5. Развивать чувство себя, понимание себя (развитие эмоциональной

сферы)

Работа с детьми идёт по следующим сферам: имитация; восприятие;

крупная моторика; мелкая моторика; координация глаз и рук; элементарная

познавательная деятельность; речь; самообслуживание; социальные

отношения.

Основная возрастная группа: 3 - 14 л. (с речевым развитием,

соответствующим 5-летнему возрасту).



В раздел образования