Напоминание

Поисково-исследовательскую деятельность дошкольников


Автор: Шарафутдинова Роза Миннигалиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС № 86
Населённый пункт: г.Нижневартовск
Наименование материала: Программа дополнительной платной образовательной услуги по развитию интеллектуально-творческих способностей у детей среднего возраста «Неизведанное рядом»
Тема: Поисково-исследовательскую деятельность дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нижневартовска детский сад № 86«Былинушка»

Программа

дополнительной платной образовательной услуги

по развитию интеллектуально-творческих способностей

у детей среднего возраста

«Неизведанное рядом»

Воспитатель:

Шарафутдинова Роза Миннигалиевна

Нижневартовск, 2018г.

Оглавление

Паспорт программы

3

I.

Целевой раздел

4

1.1.

Пояснительная записка

4

1.2.

Цели и задачи

4

1.3.

Планируемые результаты

5

1.4.

Основные принципы обучения воспитанников

5

II

Содержательный раздел

5

2.1.

Перспективный

план

работы

дополнительной

платной

образовательной

услуги по

интеллектуально-творческих способностей у детей «Неизведанное

рядом» для детей среднего возраста.

6-11

III

Организационный раздел

13

3.1.

Материально –техническое обеспечение программы

13

3.3.

Учебный план

13

3.4.

Расписание педагогических мероприятий

13

3.5.

Система педагогической диагностики достижения воспитанниками

планируемых результатов освоения Программы

13

Литература

14

Паспорт программы

Наименование

Программы

Программа по дополнительной платной образовательной услуге

по

развитию интеллектуально-творческих способностей у детей

среднего

возраста «Неизведанное рядом»

Основания

для

разработки

программы

-

Федерального

закона

от

29.12.2012

273-ФЗ

«Об

образовании

в

Российской Федерации»;

- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к

устройству,

содержанию

и

организации

режима

работы

дошкольных

образовательных организаций» от 15 мая 2013 года N 26;

- Устав МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 86 «Былинушка»;

Заказчик

программы

Родительская общественность

Исполнитель

программы

МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 86 «Былинушка»

Целевая группа

Воспитанники среднего дошкольного возраста

Разработчик

программы

Воспитатель Шарафутдинова Роза Миннигалиевна

Цель программы

Развитие

познавательной

активности

и

интеллектуально-творческих

способностей детей посредством экспериментирования

Задачи

программы

1.

Формировать познавательный интерес у детей дошкольного возраста

через эксперимент.

2.

Воспитывать

любознательность,

стремление

наблюдать

и

экспериментировать.

3.

Развивать

тактильное

восприятие,

мелкую

моторику

рук,

мыслительные способности.

4.

Формировать

умение

выдвигать

гипотезы,

сравнивать

и

делать

выводы

5.

Активизировать речь и обогащать словарь детей.

Ожидаемые

конечные

результаты

-Расширение представлений о различных сторонах изучаемого объекта,

о его взаимоотношениях с другими объектами;

-Увеличение

познавательной

активно сти

во с п и т а н н и ко в ,

любознательности;

-Развитие уровня умственных способностей дошкольников;

-Умение организовать

поисково-исследовательскую деятельность с

помощью педагога и в самостоятельной деятельности.

Срок

реализации

программы

1 год

I.

Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Основания для разработки программы

Программа

по

дополнительной

платной

образовательной

услуге

по

развитию

интеллектуально-творческих способностей у детей

«Неизведанное рядом» для детей среднего

возраста разработана на основе:

-

Федерального

закона

от

29.12.2012

г.

№273-ФЗ

«Об

образовании

в

Российской

Федерации»;

-

СанПиН

2.4.1.3049-13

«Санитарно-эпидемиологические

требования

к

устройству,

содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» от 15 мая

2013 года N 26;

- Устава МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 86 «Былинушка»;

-

методическое

пособие:

«Познавательно-исследовательская

деятельность

в

ДОУ»

Л.Королевой, - «Организация опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ» Е.А. Мартыновой,

И.М. Сучковой библиотеки программы «Детство», допущенной Министерством образования и

науки Российской Федерации.

Актуальность

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

дошкольного

образования

направлен на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий

познавательного

развития

детей

в

соответствии

с

их

возрастными

и

индивидуальными

особенностями

и

склонностями,

развития

способностей

и

творческого

потенциала

каждого

ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…» (далее –

ФГОС ДО) (ФГОС 1.6) [8].

В

настоящее

время

в

системе

дошкольного

образования

формируются

и

успешно

применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень

дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных

методов

познания

закономерностей

и

явлений

окружающего

мира

является

опытно-

экспериментальная деятельность.

В

основе

возникновения

и

развития опытно-экспериментальной

деятельности лежит

потребность

ребенка

в

новых

впечатлениях,

направленных

на

познание

окружающего

мира.

Современные

дети

живут

в

эпоху

информатизации

и

компьютеризации.

В

условиях

быстро

меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь

умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому

приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам,

проектам,

опытам.

Поэтому

уже

в

дошкольном

возрасте

необходимо

заложить

первоосновы

личности,

проявляющей

активное

исследовательско-творческое

отношение

к

миру.

Ученые,

исследовавшие экспериментальную деятельность (Н.Н. Поддьяков, А.И.Савенков, А.Е.Чистякова,

О.В. Афансьева) отмечают основную особенность познавательной деятельности: «ребенок познает

объект в ходе практической деятельности с ним».

Именно

опытно-экспериментальная

деятельность

помогает

выпускнику

ДОУ

соответствовать требованиям ФГОС ДО, согласно которым, выпускник сегодня должен обладать

такими качествами как, любознательность, активность, которые побуждают интересоваться новым,

неизвестным в окружающем мире. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать,

размышлять,

сравнивать,

отвечать

на

вопросы,

делать

выводы,

устанавливать

причинно-

следственную связь, соблюдать правила безопасности

1.2. Цель и задачи Программы

Цель: развитие познавательной активности и интеллектуально-творческих способностей

детей посредством экспериментирования.

Задачи:

1.

Формировать познавательный интерес у детей дошкольного возраста через эксперимент;

2.

Воспитывать любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать;

3.

Развивать тактильное восприятие, мелкую моторику рук, мыслительные способности.

4.

Формировать умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы.

5.

Активизировать речь и обогащать словарь детей.

1.3. Планируемые результаты

Расширение

представлений

о

различных

сторонах

изучаемого

объекта,

о

его

взаимоотношениях с другими объектами;

Увеличение познавательной активности воспитанников, любознательности;

Развитие уровня умственных способностей дошкольников;

Умение организовать поисково-исследовательскую деятельность с помощью педагога и в

самостоятельной деятельности.

1.4. Основные принципы реализации Программы

Принцип доступности (использование доступного детям материалы);

Принцип наглядности (использование наглядных пособий для обучения);

Принцип последовательности (изложение материала идет последовательно);

Принцип систематичности (в определенной последовательности, системе);

Принцип индивидуальности (осуществляется индивидуальный подход к детям).

II.

Содержательный раздел

2.1. Календарно-тематическое планирование

Месяц

Неде

ля

Тема занятий

Программное содержание

Методические

приемы

Оборудование

Сентябрь

1

Воздух

Дать детям понятие о том, что

нас окружает воздух. Он

невидимый, легкий, мы им

дышим, ему можно придать

направление, и он может

придавать движение легким

предметам

Наблюдение, беседа,

рассматривание

иллюстраций.

Бутылочки, конфетти,

соломинки, бумажные

кораблики, емкость с

водой.

2

Домик для

воздуха

Наглядно показать и объяснить

детям,

что

внутри

воздушного

шарика, мыльного пузыря есть

воздух,

который

придает

им

легкость и летучесть

Беседа,

экспериментирование.

Воздушные

шарики,

мыльные пузыри, вода

3

«Где работает

воздух»

Показать и объяснить детям, что

есть предметы, которые

приводит в действие поток

воздуха, и проверить это на

практике. Закрепить знания о

духовых музыкальных

инструментах

Б е с е д а

с

презентацией,

экспериментирование.

«Чудесный

мешочек»,

дудочка,

в е р т у ш к а ,

в о зд у ш н ы й

ш а р и к ,

с в и с т о к ,

м ы л ь н ы е

пузыри, иллюстрации

4

«Как спрятать

воздух?»

В ходе эксперимента объяснить

и наглядно показать детям, что

воздух в воде не задерживается,

а выходит в виде пузырьков, и,

таким

образом,

человек

под

водой дышать не сможет

Беседа,

практическая

деятельность.

Стаканчики

с

водой,

соломинки,

иллюстрации

5

«Светло и

темно»

Закрепить у детей понятия

«светло» и «темно». Расширять

представления детей об

источниках света

Наблюдение,

беседа,

рассматривание

иллюстраций.

Н а б о р

и г р у ш е к ,

фонарики

6

«Что такое

тень?»

Познакомить детей с понятиями

«тень»,

«луч»

и

с

процессом

образования тени

Наблюдение,

беседа,

теневой театр.

Фонарики,

игрушки,

теневой театр

7

«Что такое

звук?»

Объяснить детям, как возникает

звук,

что

такое

музыкальный

Рассматривание

иллюстраций,

Музыкальные

инструменты, кубики

звук.

Ра звивать

с л у хо в о е

во с приятие .

В о с п и т ы в ат ь

понимание

н е обходи мо с т и

беречь свой слух и слух других

слушание

музыки,

практическая часть.

8

«Тихо и

громко»

Развивать слуховое восприятие.

Показать

наглядно,

как

можно

и з го т о в и т ь

м у з ы к а л ь н ы е

инструменты - погремушки - с

разной высотой звучания

Продуктивная

деятельность.

Б у т ы л о ч к и

и з - п о д

йогурта, горох

Октябрь

1

«Вода»

У ч и т ь

д е т е й

о п р е д е л я т ь

основное

состояние

воды

как

жидкое (поэтому она жидкость)

и демонстрировать это опытным

путем

Беседа,

наблюдение,

экспериментирование.

2 емкости, вода, густой

кисель

2

«Прозрачность

воды»

Учить

детей

характеризовать

воду как прозрачную жидкость

Беседа,

практическая

деятельность

Стаканчики

с

водой

и

м о л о к о м ,

л о ж к а ,

камешки

3

«Какой вода

формы?»

Показать

детям,

что

вода

не

имеет формы и занимает форму

того

предмета,

в

котором

находится,

а

на

ровном

месте

растекается лужицей

Беседа,

практическая

деятельность

Дидактическая

игра

« Н а з о в и

ф о р м у » ,

кувшин,

стакан,

ваза,

тарелочка

4

«У воды нет

вкуса»

Доказать детям, что у воды нет

вкуса, объяснить, что на самом

деле означает выражение «Какая

вкусная вода!»

Беседа,

практическая

деятельность

Стаканчики,

вода,

сок,

молоко

5

«У

воды

нет

запаха»

Дать детям понятие о том, что

вода не имеет запаха

Беседа,

практическая

деятельность

Ватные

диски,

вода,

духи, сок лука

6

«Что

растворяется

в

воде?»

Показать

детям

на

опыте,

что

в о д а

я в л я е т с я

х о р о ш и м

р а с т в о р и т е л е м

д л я

с о л и ,

сахарного

песка

и

при

этом

приобретает их вкус

Б е с е д а ,

р е ш е н и е

проблемных

ситуаций.

Стаканчики

с

водой,

соль,

сахарный

песок,

речной

песок,

мерные

ложечки

7

«Горячая,

холодная,

теплая»

Учить

детей,

ссылаясь

на

с о б с т в е н н ы е

т а к т и л ь н ы е

о щ у щ е н и я ,

о п р е д е л я т ь

температуру воды, показать, как

с помощью смешивания горячей

и

холодной

воды

получить

те плую,

ком фортную

д л я

умывания

Беседа,

практическая

деятельность.

Емкости

с

холодной,

горячей водой

8

« Т о н е т

-

плавает»

Дать детям понятие о том, что

металл в воде тонет, а дерево -

нет

Игровая

мотивация,

решение

проблемных

ситуаций.

Е м к о с т ь

с

в о д о й ,

м е т а л л и ч е с к и е

и

деревянные предметы

Ноябрь

1

«Птичка

хочет

пить»

П о к а з а т ь

д е т я м ,

к а к

поднимается уровень воды, если

в нее добавить камешки

Беседа,

практическая

деятельность

Игрушка птичка, стакан

с водой, камешки

2

«Вода

отражает

окружающие

предметы»

Показать

детям,

что

в од а

о т р а ж а е т

о к р у ж а ю щ и е

предметы

Беседа,

практическая

деятельность.

Кукла

-

«неряшка»,

е м к о с т ь

с

в о д о й ,

зеркало

3

«Вода-

художник»

Показать

детям,

как

в од а

поднимается вверх по бумажной

салфетке

и

«ведет»

за

собой

на не с е нну ю

фл о м а с т е р о м

краску

Беседа, продуктивная

деятельность.

Полоски

из

салфеток,

фломастеры,

емкость

с

водой

4

«Песок»

Закрепить

знания

детей

о

сыпучести песка

Беседа,

практическая

деятельность

В е д е р к и ,

с о в о ч к и ,

воронки,

пластиковые

бутылочки

5

«Лепим из

песка»

Закрепить

понимание

детьми

того, что сухой песок - сыпучий,

Беседа,

практическая

деятельность

Сухой

пе сок,

в од а ,

формочки

а

влажный

-

нет,

и

из

него

можно лепить

6

«Бумага»

П о з н а к о м и т ь

д е т е й

с о

с в о й с т в а м и

бу м а г и

и

е е

конструктивным

использованием

Б е с е д а ,

р е ш е н и е

проблемных

ситуаций.

Образцы

разной

по

фактуре бумаги

7

«Что

происходит

с

б у м а г о й

в

воде?»

П о з н а к о м и т ь

д е т е й

с о

свойствами бумаги.

Помочь

детям

опытным

путем

узнать,

что

происходит

с

бумагой, когда она намокнет

Беседа,

практическая

деятельность.

Ра зна я

по

ф а к т у р е

бумага, емкость с водой

8

« Г д е

в а т а

оставит след?»

Закреплять

знания

детей

о

гл а д ко с т и

и

ш е р ш а в о с т и

п о в е р х н о с т е й .

Н а г л я д н о

показать,

что

кусочки

ваты

ц е п л я ю т с я

з а

ш е р ш а в у ю

поверхность

Игровая

мотивация,

решение

проблемных

ситуаций.

Г л а д к и й

к а р т о н ,

н а ж д ач н а я

б у м а г а ,

ватные шарики

Декабрь

1

«Льдинки»

Продолжать знакомить детей со

свойствами

воды:

вода

на

м о р о з е

з а с т ы в а е т

и

превращается в твердый лед

Беседа,

практическая

деятельность

3 емкости — с водой, со

льдом и с начинающей

замерзать водой

2

«Разноцветные

льдинки»

Н а у ч и т ь

д е т е й

д е л а т ь

разноцветные

льдинки

путем

замораживания

подкрашенной

воды

Беседа,

практическая

деятельность.

Краски, формочки, вода

3

«Таяние снега»

Подвести детей к пониманию

того, что снег тает от любого

источника тепла

Беседа,

практическая

деятельность

Емкость со снегом,

лампа, варежки в снегу

после прогулки

4

«Можно ли

пить талую

воду?»

Показать детям, что даже

самый, казалось бы, чистый

снег грязнее водопроводной

воды

Беседа,

практическая

деятельность

2 светлые тарелки, снег,

вода, лупа

5

«Нюхаем,

пробуем,

трогаем,

слушаем»

Закрепить представления детей

об органах чувств, их

назначении: уши нужны, чтобы

слышать, узнавать различные

звуки, нос - определять запах,

пальцы - определять форму,

структуру поверхности, язык -

определять вкус.

Б е с е д а ,

р е ш е н и е

проблемных

ситуаций,

практическая

деятельность.

Ширма, газета,

колокольчик, молоток, 2

камня, погремушка,

свисток, кукла, футляры

от «кин дер-сюрприза»

с запахами

6

«Почему все

звучит?»

Подвести детей к пониманию

причины возникновения звука -

колебания предмета

Беседа,

практическая

деятельность.

Бубен, стеклянный

стакан, газета,

балалайка, деревянная

линейка, металлофон

7

«Прозрачная

вода»

Выявить свойства воды:

прозрачная, без запаха, льется,

имеет вес

Игровая

мотивация,

решение

проблемных

ситуаций.

2 непрозрачные банки

(одна из них - с водой),

стеклянная банка с

широким горлышком,

ложки, маленькие

ковшики, таз с водой,

поднос, предметные

картинки

8

«Вода

принимает

форму»

Выявить, что вода принимает

форму сосуда, в который она

налита

Беседа,

практическая

деятельность

Воронки, разные по

форме стаканы, миска,

пакет, поднос,

воздушный шарик

Январь

1

«Какие

предметы

могут

плавать?»

Дать детям представление о

плавучести предметов, о том,

что плавучесть зависит не от

размера предмета, а от его

тяжести

Беседа,

практическая

деятельность.

Большой таз с водой,

пластмассовые,

деревянные, резиновые

шарики, шишки,

дощечки, камешки,

гайки, сачки, поднос

2

«Делаем

мыльные

пузыри»

Познакомить детей с

изготовлением мыльных

пузырей, со свойствами жидкого

мыла: может растягиваться,

образует пленочку

Беседа,

практическая

деятельность

Жидкое мыло, кусочки

твердого мыла, петля из

проволоки с ручкой,

стаканчики, вода,

ложки, подносы

3

«Подушка из

пены»

Р а з в и в а т ь

у

д е т е й

представление

о

плавучести

предметов

в

мыльной

пене

(плавучесть

зависит

не

от

размеров

предмета,

а

от

его

тяжести)

Беседа,

практическая

деятельность

М и с к а

с

в о д о й ,

венчики, жидкое мыло,

г у б ка ,

д е р е в я н н ы е

палочки, предметы для

проверки на плавучесть

4

«Воздух

повсюду»

Помочь

детям

обнаружить

в о з д у х

в

о к р у ж а ю щ е м

пространстве

и

выявить

его

свойство - невидимость

Б е с е д а ,

р е ш е н и е

проблемных

ситуаций.

Воздушные шарики, таз

с

водой,

пластиковая

бутылка, лист бумаги

5

«Воздух

работает»

Дать детям представление о том,

что воздух может двигать

предметы (парусные суда,

воздушные шары и т. д.)

Беседа,

практическая

деятельность.

Пластмассовая

ванночка, таз с водой,

лист бумаги, кусочек

пластилина, палочка,

шарики

6

«Каждому

камешку - свой

домик»

Провести классификацию

камней по форме, размеру,

цвету, особенностям

поверхности (гладкие,

шероховатые).

Показать детям возможность

использования камней в

игровых целях

Игровая

мотивация,

решение

проблемных

ситуаций.

Различные камни, 4

коробочки, подносы с

песком, «дорожка» из

камешков

Февраль

1

Можно ли

менять форму

камня и

глины?

Выявить

качества

и

свойства

глины:

мягкая,

вязкая,

можно

менять форму, делить на части,

лепить.

Беседа,

практическая

деятельность

Дощечки

для

лепки,

глина, камень речной

2

Свет повсюду

Объяснить детям назначение

света, рассказать что источник

света быть природным(луна,

солнце, костер) и

искусственными- изготовленные

людьми(лампа, фонарик, свечи)

Беседа,

практическая

деятельность.

Иллюстрации, фонарик,

свеча, настольная

лампа.

3

«Свет и тень»

Продолжать знакомить детей с

образованием тени от

предметов, установить сходство

тени и объекта, создать с

помощью теней образы

Беседа,

практическая

деятельность

Оборудование для

теневого театра, фонарь

4

«Замерзшая

вода»

Выявить, что лед - твердое

вещество, он плавает, тает,

состоит из воды

Беседа,

практическая

деятельность

Кусочки льда, холодная

вода, тарелочки

5

«Тающий лед»

Определить опытным путем,

что лед тает от тепла, от

надавливания; что в горячей

воде он тает быстрее; что вода

на холоде замерзает, а также

принимает форму емкости, в

которой находится

Б е с е д а ,

р е ш е н и е

проблемных

ситуаций.

Тарелка, миски с

горячей и холодной

водой, кубики льда,

краски, веревочки,

формочки

6

«Разноцветные

шарики»

Получить путем смешивания

основных цветов новые

оттенки: оранжевый, зеленый,

фиолетовый, голубой

Беседа,

практическая

деятельность.

Палитра, краски,

тряпочки, листы,

кисточки

7

«Таинственные

картинки»

Показать детям, что

окружающие предметы меняют

цвет, если посмотреть на них

через цветные стекла

Игровая

мотивация,

решение

проблемных

ситуаций.

Цветные стекла,

цветные карандаши

8

«Все увидим,

все узнаем»

Познакомить детей с прибором-

помощником лупой и ее

назначением

Беседа,

практическая

деятельность

Лупы, маленькие

бусинки, зерна,

камешки

Март

1

«Песочная

страна»

Выделить

качества

и

свойства

песка: сыпучесть, рыхлость; из

мокрого песка можно лепить.

Познакомить детей со способом

изготовления рисунка из песка

Беседа,

практическая

деятельность.

Пе сок,

вода,

л у п ы,

листы плотной цветной

б у м а г и ,

к л е е в ы е

карандаши

2

«Где вода?»

Выявить

опытным

путем,

что

песок

и

глина

по-разному

впитывают

воду,

выделить

их

свойства: сыпучесть, рыхлость

Беседа,

практическая

деятельность

Прозрачные

емкости

с

сухим

песком

и

сухой

г л и н о й ,

м е р н ы е

стаканчики

с

водой,

лупа

3

«Водяная

мельница»

Дать детям представление о том,

что вода может приводить в

движение другие предметы

Беседа,

практическая

деятельность

Игрушечная водяная

мельница, таз, кувшин с

водой, тряпочка,

фартуки

4

«Звенящая

вода»

Показать детям на опыте, что

количество воды в стакане

влияет на издаваемый звук

Б е с е д а ,

р е ш е н и е

проблемных

ситуаций.

Поднос, бокалы,

кувшинчик, палочки

5

«Угадайка»

Показать детям, что предметы

имеют вес, который зависит от

материала, из которого они

сделаны

Беседа,

практическая

деятельность.

Предметы одинаковой

формы, но из разного

материала, емкость с

песком

6

«Ловись,

рыбка, мала и

велика»

Выявить способность магнита

притягивать некоторые

предметы

Игровая

мотивация,

решение

проблемных

ситуаций.

Магнитная игра

«Рыбалка», магниты,

предметы из разных

материалов

7

«Фокусы с

магнитами»

Выявить предметы,

взаимодействующие с магнитом

Беседа,

практическая

деятельность

Магниты, предметы из

разных материалов

8

«Что

растворяется в

воде?»

Продемонстрировать детям

растворимость и

нерастворимость в воде

различных веществ

Беседа,

практическая

деятельность.

Мука, сахарный песок,

пищевой краситель,

стиральный порошок,

ложки, палочки, вода,

емкости.

Апрель

1

«Солнечные

зайчики»

Объяснить детям причину

возникновения солнечных

зайчиков. Научить пускать

солнечных зайчиков (отражать

свет зеркалом)

Беседа,

практическая

деятельность

Зеркала

2

«Солнечная

лаборатория»

Показать детям на опыте,

предметы какого цвета (темного

или светлого) быстрее

нагреваются на солнце

Беседа,

практическая

деятельность

Листы бумаги разных

цветов

3

«Что

отражается в

зеркале?»

Познакомить детей с понятием

«отражение», найти предметы,

способные отражать

Б е с е д а ,

р е ш е н и е

проблемных

ситуаций.

Зеркала, ложки,

стеклянная вазочка,

фольга, воздушный шар

4

«Волшебное

сито»

Познакомить детей со способом

отделения камешков от песка,

мелкой крупы - от крупной с

помощью сита.

Развивать самостоятельность

Беседа,

практическая

деятельность.

Совки, сита, ведерки,

крупы, песок, камешки

5

«Цветной

песок»

Познакомить детей со способом

изготовления цветного песка

(перемешав его с цветным

мелом).

Научить пользоваться теркой

Игровая

мотивация,

решение

проблемных

ситуаций.

Цветные мелки, песок,

прозрачная емкость,

мелкие предметы,

мелкие терки, ложки,

палочки.

6

«Игры с

песком»

Закрепить представления детей

о свойствах песка.

Развивать любознательность,

наблюдательность,

конструктивные умения.

Беседа,

практическая

деятельность

Песочница, «следы»

игрушечных животных

на песке, лейки, грабли,

совки

Активизировать речь детей

7

«Фонтанчики»

Развивать в детях

любознательность,

самостоятельность. Создать

радостное настроение

Беседа,

практическая

деятельность.

Пластиковые бутылки,

гвозди, спички, вода

8

«Какая бывает

вода?»

Уточнить представления детей о

свойствах воды

Беседа,

практическая

деятельность

Емкости с водой,

воронки, соломинки,

бутылки

Май

1

«Очистим

воду»

Познакомить детей со способом

очистки воды - фильтрацией

Беседа,

практическая

деятельность

Емкости с водой,

воронка, ватные диски,

лупа

2

«Что такое

масса?»

Познакомить детей с прибором

для измерения массы -

чашечными весами, научить

пользоваться ими

Б е с е д а ,

р е ш е н и е

проблемных

ситуаций.

Весы, пакеты, крупа,

игрушки

3

«Воздух»

Расширять представления детей

о воздухе и его свойствах

Беседа,

практическая

деятельность.

Веер, султанчик,

воздушный шар,

мыльные пузыри

4

«Солнце дарит

нам тепло и

свет»

Дать детям представление о том,

что солнце является источником

тепла и света

Игровая

мотивация,

решение

проблемных

ситуаций.

Настольная лампа,

предметы из разных

материалов

5

«Путешествие

капельки»

Дать детям понятие о свойстве

некоторых материалов

впитывать воду, а других -

отталкивать

Беседа,

моделирование.

Тряпочки, поролон,

зонтик, емкость с водой

6

«Как подмести

без веника?»

Дать детям представление о

свойствах липкой ленты

Беседа,

практическая

деятельность.

Крупа, липкая лента

7

«Почему

звучат

предметы»

Закреплять представления

детей об образовании звуков.

Дать определение музыкальным

и хаотичным звукам.

Беседа,

моделирование.

Музыкальные

игрушки, различные

предметы.

8

«Наши

помощники»

Закрепить представление детей

об органах чувств

Беседа,

практическая

деятельность.

Пособия к играм

«Угадай на вкус»,

«Отгадай по запаху»

III.

Организационный раздел

3.1. Материально – техническое обеспечение

Основное оборудование:

Приборы-помощники: увеличительные стекла, компас, магниты, песочные часы

Разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы

Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев,

семена;

Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, пробки, пластмассы

и др.

Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;

Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители;

медицинские материалы (пипетки, мерные ложки, шприцы и д.р);

технические материалы (гайки, скрепки, болты, гвозди и д.р.);

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, сито, свечи.

Дополнительное оборудование:

специальная одежда (халаты, фартуки);

контейнеры для сыпучих и мелких предметов;

карточки-схемы проведения эксперимента;

3.2. Учебный план

Общее количество

занятий

Количество

занятий в неделю

Количество

занятий в месяц

Продолжительность

56

2

8

30 минут

3.3. Расписание педагогических мероприятий

Наименование ПОУ

Форма

проведения

Количество

детей в группе

День недели

Время

Проведение занятий по

развитию

интеллектуально-

творческих

способностей у детей

«Неизведанное рядом»

групповая

1 группа 10

детей

Вторник

16.00-16.30

Четверг

16.00-16.30

3.4. Система педагогической диагностики достижения воспитанниками

планируемых результатов освоения Программы

п\

п

Фамили

я имя

ребенка.

Выделяет

с и

ставит

проблему

.

Предлагае

т

возможны

е

решения.

Проверяет

эти

возможные

решения, исходя из

данных.

(Экспериментирует

)

Делает

выводы в

соответстви

и

результатам

и

проверки.

Делает

обобщение

.

Итог.

Оценка результатов:

Высокий

уровень: -

проявляет

высокий

познавательный

интерес

к

объектам

живой

и

неживой

природы.

Имеет

представления

о

том,

в

результате

каких

опытов

можно

доказать

свойства неживой природы и её влияние на окружающую среду. Со всеми заданиями справляется

самостоятельно.

Средний уровень: - выполняет задания с небольшой помощью взрослого, активно проявляет

познавательный интерес; частично называет свойства и рассказывает об опытах, которые он

помнит.

Низкий уровень:- познавательный интерес к объектам природы проявляет эпизодически; в

выполнении заданий испытывает значительные трудности; знает по одному свойству, не имеет

представления о том, как можно доказать эти свойства.

Литературы

1.

Т.М.Бондаренко, «Экологические занятия с детьми 5-6 лет», Воронеж-2011

2.

Т.М.Бондаренко, «Экологические воспитание детей 5-6 лет», Воронеж-2012

3.

И.Э. Куликовская, Н.Н.Совгир «Детское экспериментирование», Москва-2002

4.

О.В.Дыбина «Неизведанное рядом», Москва 2005.

5.

О.В.Дыбина «Что было до…», Москва -2002

6.

Е.Мартынов, И.М.Сучкова «Организация экспериментальной деятельности детей 2-

07 лет», Волгоград-2008

7.

Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и

старшего возраста», Санкт-петербург-2008

8.

Иванова А.И. «Экологические

наблюдения и

эксперименты в детском саду»,

Москва-2005 г.

9.

«Организация

экспериментальной

деятельности

дошкольников».

Под

редакцией

Л.Н.Прохоровой, Москва-2006

10.

«Опытно-экспериментальная

деятельность

в

ДОУ»,

сост.Н.Нищеева.ООО

«Издательство «Детство-Пресс», 2013.

11.



В раздел образования