Автор: Подлеснова Татьяна Константиновна
Должность: учитель
Учебное заведение: ТОГАОУ Котовская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ
Населённый пункт: г. Котовск Тамбовская область
Наименование материала: статья
Тема: Организация коррекционной работы с детьми с РАС и умственной отсталостью
Раздел: начальное образование
«Организация
коррекционной работы с
детьми с РАС и умственной
отсталостью»
(вариант 8.3)
Программа
коррекционной
работы для
детей
с
РАС
(вариант
8.3)
–
документ,
определяющий
специфику
освоения
содержания
образовательного
стандарта
на
основе
индивидуальной
программы
реабилитации
ребенка
с
ограниченными возможностями здоровья, рекомендаций ЦПМПК, комплексной
диагностики особенностей личности с целью создания условий для максимальной
реализации особых образовательных потребностей ребенка в процессе обучения и
воспитания.
Эта
программа обеспечивает
коррекцию
нарушений
развития
и
социальную
адаптацию
обучающегося
с
РАС.
Она
составлена
с
учётом
интеллектуальных и психофизических особенностей обучающегося с РАС.
Нормативно-правовую базу разработки Программы коррекционной работы
для обучающихся с расстройствами аутистического спектра составляют:
федеральный
закон
Российской
Федерации
«Об
образовании
в
Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N
99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра;
нормативно-методические
документы
Минобрнауки
Российской
Федерации;
примерная
основная
образовательная
программа
начального
общего
образования на основе ФГОС для детей с расстройствами аутистического спектра;
устав образовательной организации.
Цель
программы:
овладение
обучающимся
учебной
деятельностью
и
формирование
общей
культуры,
обеспечивающей
разностороннее
развитие
личности
(нравственно-эстетическое,
социально-личностное,
интеллектуальное,
физическое),
в
соответствии
с
принятыми
в
семье
и
обществе
духовно-
нравственными и социокультурными ценностями.
Основные задачи программы:
охрана
и
укрепление
физического
и
психического
здоровья
обучающегося, в том числе его социального и эмоционального благополучия;
формирование
основ
учебной
деятельности
(умение
принимать,
сохранять цели и следовать им в процессе решения учебных задач, планировать
свою деятельность, контролировать ее процесс, доводить его до конца, адекватно
оценивать результаты, взаимодействовать с педагогами и сверстниками);
создание
специальных
условий
для
получения
образования
в
соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями,
развитие способностей и творческого потенциала обучающегося как
субъекта отношений в сфере образования;
обеспечение
вариативности
и
разнообразия
содержания
АООП
и
организационных форм получения образования обучающегося с РАС с учетом его
образовательных
потребностей,
способностей
и
состояния
здоровья,
типологических и индивидуальных особенностей;
формирование
социокультурной
и
образовательной
среды
с
учетом
общих и специфических образовательных потребностей обучающегося с РАС.
Вариант 8.3 предполагает, что обучающийся с РАС получает образование к
моменту
завершения
школьного
обучения,
несопоставимое
по
итоговым
достижениям с образованием сверстников, не имеющих ограничений здоровья, и в
более пролонгированные календарные сроки, которые определяются Стандартом.
В связи с особыми образовательными потребностями обучающихся с РАС и
испытываемыми ими трудностями социального взаимодействия предполагается
постепенное включение детей в образовательный процесс за счет организации
пропедевтического
обучения
в
двух
первых
дополнительных
классах
и
увеличения общего срока обучения в условиях начальной школы до 6 лет.
Краткая характеристика обучающегося
Г. обучается
на дому по АООП НОО для детей с РАС (вариант 8.3) в 1
дополнительном классе (второй год обучения).
Г. поступил в школу 01.09.2017 года в 1 дополнительный класс в возрасте 9 лет.
Обучается по адаптированной основной образовательной программе для детей с
расстройством аутистического спектра, вариант 8.3 (заключение ЦПМПК № 3…
от 18.05.2017). Адаптация ребенка к условиям школы – интерната затруднена. В
классе не удерживается, продуктивный контакт затруднен. Требования педагога и
инструкции
не
понимает.
Познавательные
процессы
не
сформированы.
Наблюдается низкий уровень развития способностей практического мышления,
пассивность мыслительной деятельности.
Фразовая
речь
не
сформирована.
Наблюдается
бессвязность
речи,
неспособность к диалогу. Понимание обращенной речи ограничено и требует от
педагога упрощенной инструкции и многократного повторения.
Г.
интерес
к
учебе
не
проявляет.
В
заданиях
самостоятельно
не
ориентируется,
нуждается
в
дополнительных
пояснениях
учителя.
Внимание
неустойчивое, часто отвлекается, встает со своего места, ползает под партами,
может ударить без причины или ущипнуть одноклассника.
Чтение: навык чтения не сформирован. Узнает некоторые буквы.
Математика: счет в пределах 10 не знает, счетные операции не выполняет.
Цифры не пишет. Цифру и количество не соотносит.
Русский
язык:
буквы
не
запоминает,
не
умеет
пользоваться
тетрадью,
правильно держать ручку, владеть простым рисованием в тетради.
Знания об окружающем мире не сформированы, в пространстве и времени не
ориентируется.
Эмоционально-волевая
сфера
незрелая,
наблюдается
примитивность,
сглаженность эмоций. Произвольность волевых процессов снижена. Поведение
импульсивное,
неуправляемое,
проявляются
упрямство,
негативизм.
Требует
постоянного внимания со стороны взрослых. Свою деятельность критически не
оценивает.
Отмечается
недостаточность
волевых
компонентов
произвольной
деятельности, незрелость личностной сферы ребёнка.
Со сверстниками общение затруднено. У Г. нет эмоциональных контактов с
окружающими
детьми
и
взрослыми.
Игровая
деятельность
не
сформирована.
Самостоятельно играть не может, быстро теряет интерес к игре.
Трудовые
поручения
не
выполняет.
Санитарно-гигиенические
навыки
не
развиты. Навыки самообслуживания в стадии формирования.
Индивидуальный учебный план обучения по АООП НОО обучающихся с
РАС (вариант 8.3)
1 дополнительный класс (2 год обучения)
Образовательная
область
Учебные
предметы
Кол-во
часов в неделю
Кол-во часов в
год
С
педагогом
С
родителя
ми
С
педагогом
С
родителями
Индивидуальные занятия Обязательная часть
Язык
и
речевая
практика
Русский язык (2)
1
1
33
33
Чтение (2)
1
1
33
33
Речевая практика (3)
1,5
1,5
49,5
49,5
Математика
Математика (3)
1,5
1,5
49,5
49,5
Естествознание
М и р
п р и р о д ы
и
человека (2)
1
1
33
33
Искусство
Музыка (2)
0,5
1,5
16,5
49,5
Рисование (2)
0,5
1,5
16,5
49,5
Технология
Ручной труд (2)
0,5
1,5
16,5
49,5
Физическая
культура
Физическая
культура (3)
0,5
2,5
16,5
82,5
Итого
8
13
264
429
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
-
-
Максимально допустимая нагрузка
(при 5-дневной учебной неделе)
21
693
Коррекционно-развивающая область
Коррекционные
курсы
Формирование
речевого
слуха
и
произносительной
стороны
устной
речи (3)
3
-
99
-
Развитие
психомоторики
и
сенсорных
процессов (2)
1
-
33
-
Ритмика (1)
1
-
33
-
Групповые
занятия
Внеурочная
деятельность
Нравственное
направление:
Этика
и
культура
поведения (1)
1
--
33
-
Социальное
направление:
Кружок
«Азбука
безопасности» (1)
1
-
33
-
Общекультурное
направление:
Кружок
«Музыкальный
калейдоскоп» (1)
1
-
33
-
Спортивно-
1
-
33
-
оздоровительное
направление:
Час
здоровья
Учебный план фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём
аудиторной
нагрузки
обучающегося,
состав
и
структуру
обязательных
предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение
в 1 дополнительном классе (второй год обучения) и учебным предметам.
Учебный план рассчитан на один год из 6 лет - дополнительный 1-ый
класс (второй год обучения).
В 1 дополнительном классе образовательный процесс осуществляется с
соблюдением
требований:
обучение
без
домашних
заданий
и
балльного
оценивания
знаний
обучающихся;
продолжительность
учебных
занятий
в
дополнительном
первом
классе
составляет
35
минут.
Продолжительность
учебного года в дополнительных первых и 1-м классе — 33 недели, так как
устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы, что
обеспечивает организацию адаптационного периода первоклассников.
С
целью
профилактики
утомления,
нарушения
зрения
и
осанки
обучающихся, на уроках проводятся физкультминутки, гимнастика для глаз
при обучении русскому языку, чтению и математике.
Условия
реализации
АООП
НОО
для
обучающихся
с
расстройствами аутистического спектра
В целях обеспечения реализации индивидуальной АООП для обучающихся с
РАС
в
образовательной
организации
созданы
условия,
обеспечивающие
возможность:
достижения планируемых результатов освоения адаптированной
основной общеобразовательной программы обучающимся;
учета образовательных потребностей, обучающегося с РАС.
К
условиям,
необходимым
для
удовлетворения
особых
образовательных
потребностей, обучающихся с РАС, относятся:
осуществление целенаправленной коррекционной работы в процессе
освоения обучающимися содержанием всех образовательных областей, а
также в ходе проведения коррекционных занятий;
практическая направленность всего образовательного процесса,
обеспечивающая овладение обучающимися жизненными
компетенциями;
организация медико-психолого-педагогического сопровождения
образовательного процесса обучающихся;
организация сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с
расстройством аутистического спектра.
К
условиям,
обеспечивающим
удовлетворение
особых
образовательных
потребностей, обучающихся с РАС, относятся:
организация
предметно-практической
деятельности,
как
основы
развития
познавательной
сферы
обучающегося
с
РАС,
в
частности
интеллектуальной и речевой;
постепенность расширения и уточнение представлений об окружающей
действительности: от ближайшего окружения, ограниченного рамками
семьи и школы, до более удаленного и усложненного;
введение
в
содержание
образования
учебных
п р ед м е то в ,
обеспечивающих
формирование
представлений
о
естественных
и
социальных
компонентах
окружающего
мира;
социально-бытовых
навыках, применяемых в условиях усложненной социальной среды;
поэтапность овладения социально-бытовыми навыками.
Создание специфических условий образования обучающихся с РАС должно
способствовать:
целенаправленному развитию способности обучающихся к вербальной
коммуникации
и
взаимодействию
в
условиях
разного
социального
окружения для решения жизненных задач;
формированию
социально-бытовой
компетентности
обучающихся,
способствующей приобщению к самостоятельной жизни в обществе,
улучшению ее качества;
развитию самостоятельности и независимости в повседневной жизни;
расширению круга общения, выходу обучающегося за пределы семьи и
общеобразовательной организации;
раскрытию
возможных
избирательных
способностей
и
интересов
ребенка
в
разных
видах
практической,
художественно-эстетической,
спортивно-физкультурной деятельности;
развитию представлений об окружающем мире в совокупности его
природных и социальных компонентов;
Кадровые условия В реализации АООП для обучающихся с РАС принимают
участие
следующие
специалисты:
учитель-логопед,
педагог-психолог,
учитель начальных классов, учитель по физической культуре и ритмике, со-
циальный
педагог,
педагоги
дополнительного
образования,
медицинские
работники.
Материально-технические
условия,
необходимые
для
реализации
АООП
НОО
для
обучающихся
с
расстройствами
аутистического
спектра (см.
в
разделе «Уч.-мет.об.)