Автор: Дементьева Марина Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ЧОУ "Христианская гимназия"
Населённый пункт: г.Тула
Наименование материала: проектная деятельность по литературе
Тема: образ звезды в литературе
Раздел: полное образование
Звезды сияют одни и те же, но видим мы их все по - разному. Для каждого
звезды обретают свой, глубоко субъективный, сокровенный смысл. Этот
образ обычно является одним из самых таинственных и неоднозначных:
согласитесь, не сравнить звезду как символ, скажем, с желтой розой,
ассоциируемой у нас, чаще всего, только с изменой.
Звёзды – это общеизвестный символ, а у всего символического неизбежно
есть первично-общее, т. к. истоки символики лежат в первобытном
обществе. Появление словесного выражения абстрактных понятий в
русском, к примеру, языке относится к эпохе II–VII в н. э (11, 435). До
этого же все отвлечённые существительные изображались посредством
визуальных символов.
Вифлеемская звезда является прообразом звезды в русской литературе и
литературе вообще, поскольку именно в ней воплощены во всей полноте
те символические значения, что мы по сей день придаём небесным
светилам в своём сознании.
Повествование о Вифлеемской звезде мы встречаем в начале Нового
Завета, в главе «Поклонение волхвов»
( От Матфея 2 1-11).
Именно с появления Вифлеемской звезды, озарившей рождение Иисуса,
начался свет Любви в человеческом мире. Любви бескорыстнейшей и
бескрайней, Божественной любви. Именно в день рождения Христа,
Любовь пришла к людям, воплотившись в конкретный образ пророка
Иисуса и его Звезды
Что же касается звезды как символа чьей-то жизни, то этот образ
перекликается с образом нити мойр еще из древнегреческой мифологии
(13). Мойры - это богини судьбы, три сестры, дочери Ночи. Их имена —
Лахесис ("дающая жребий"), Клото ("прядущая") и Атропос
("неотвратимая").
И если нить судьбы принадлежит в древнегреческой и древнеримской
мифологии трем печальным или злобным старухам, то звезда-
покровительница является проявлением Божьей воли.
Итак, каким же значением наделяют образ звезды русские писатели и
поэты? Мы не будем затрагивать большого количества произведений, лишь
приведем несколько примеров, чтобы показать, что, несмотря на
индивидуальные особенности творчества каждого прозаика и каждого
поэта, в основном, их ощущения, впечатления от таинственных светил
имели общее направление в передаче образа звезды.
Звезда Владимира Маяковского.
Одним из наиболее сложных, размытых, и при этом, наверное, самым
ярким нам представляется образ звезды у Владимира Маяковского:
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?
Значит — кто-то называет эти плевочки
жемчужиной?
И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит —
чтоб обязательно была звезда! —
клянется —
не перенесет эту беззвездную муку!
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
«Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!»
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
Это трогательное стихотворение бунтаря и нигилиста, как ни одно
другое показывает грандиозность и незаменяемость образа звезды. Оно не
похоже ни на одно другое его произведение. Оно заставляет нас
задуматься: разве можно себе представить абсолютно пустое, бескрайне
черное ночное небо? Есть ли что-либо страшнее? Звезды здесь – это то,
без чего невозможно выжить. Это опять же проявление Божьей силы, Его
милосердия. Правда, религиозный сюжет в «Послушайте!» повернут как
никогда своеобразно. Поэт в свойственном ему стиле поднимает
лирического героя (иначе говоря, себя) к Богу. Он не опускает Бога на
землю, к себе. Маяковский не считает Бога равным себе, он считает себя
равным Богу: Бог может его понять, а лирический герой вправе прийти к
нему с просьбой, вправе коснуться его, недосягаемого. Но это не значит,
что Маяковский не уважает Всевышнего. Напротив, он с ним словно с
родным: он целует его руку и не стремится скрыть слез; всецело
искренний с Ним, поэт не боится казаться слабым, несмотря на
пройденный им сквозь «метели полуденной пыли» путь.
Звезда Максима Горького.
Коротким, но оттого не менее важным, является четверостишие, автор
которого Максим Горький. Одной из основных тем произведений
Горького была судьба людей, выброшенных за борт жизни. Любопытно то,
как с помощью образа
звезды писатель показывает, что и Россия давно отделилась от общего хода
мирового развития…
Сквозь железные решётки
С неба в окна смотрят звёзды…
Ах! В России даже звёзды
Смотрят с неба сквозь решётки…
Горький использует один из наиболее интересных в плане
образности приемов – хиазм, один из разновидностей инверсии. Суть его в
том, что посредством нарушения синтаксического покоя слов изменяется и
структура абстрактного изображения картины. Сначала вместе с
лирическим героем мы вглядываемся в темное небо сквозь окна темницы,
лирический герой – пленник, а звезды, которые он видит, уже не предмет
изучения, каким мы привыкли видеть его в литературе. Горький
одухотворяет эти маленькие небесные точечки посредством приема
олицетворения: он вселяет в них душу, одаряет божественной силой
свободы.
А затем, хотя происходит всего лишь перестановка слов
в предложении, совсем иной становится картина, и мы наблюдаем явный
оксюморон: нет больше лирического героя - теперь звёзды, вечный символ
свободы, заточены в темницу.
Звезда Михаила Лермонтова
Образ звезды - один из любимых мотивов в творчестве М. Ю.
Лермонтова. Писатель использует этот образ в поэзии и прозе, начиная с
детских лет, постоянно обращался Лермонтов, чувствуя их какую-то
особенную значимость, начиная с детских лет.
Поэму М.Ю. Лермонтова «Демон» можно считать визитной карточкой
писателя. Здесь мы видим и любимый автором Кавказ, и философские
мысли автора относительно добра и зла. Не лишена поэма и темы
невозможности любви, которая была так актуальна для самого Михаила
Юрьевича. Лермонтов в поэме обращает внимание на образ Люцифера –
падающей звезды, о падении которой говорит Библия в книге пророка
Иезекииля 28:12
Ты, лучший, но тебе захотелось стать «первым» среди «Первых», выше
Бога. Ты переоценил себя и поэтому утратил то, что тебя делало лучшим.
Ты решил, что это и есть свобода, но, на самом деле, это «падение»,
падение, которое лишило тебя всего. Ты утратил все то, что и являлось
лучшим в тебе и для тебя. И как «падающая звезда» в конце концов
«гаснет», так угас и ты, потеряв свой свет. Именно он и был твоей
отличительной чертой. А вместе с ним ты утратил красоту, и стал ужасен,
хотя внешне ты все ещё сохраняешь «привлекательность», а мудрость твоя
стала хитростью, изворотливостью и заносчивостью. Одним словом, ты
стал «лучшим тщеславцем».
Печальный Демон, дух изгнанья,
Летал над грешною землей,
И лучших дней воспоминанья
Пред ним теснилися толпой;
Тех дней, когда в жилище света
Блистал он, чистый херувим,
Когда бегущая комета
Улыбкой ласковой привета
Любила поменяться с ним,
Когда сквозь вечные туманы,
Познанья жадный, он следил
Кочующие караваны
В пространстве брошенных светил;
Когда он верил и любил,
Счастливый первенец творенья!
Не знал ни злобы, ни сомненья,
И не грозил уму его
Веков бесплодных ряд унылый...
И много, много... и всего
Припомнить не имел он силы!
Итак, мы проследили образ звезды в художественных произведениях со
времен древнегреческой мифологии до трудов писателей Серебряного
века. Таким образом, можно сказать, что образ звезды в русской и мировой
литературах является ключевым и одним из самых завораживающих.