Напоминание

«История происхождения народных музыкальных инструментов – домра, балалайка»


Автор: Николаева Елена Евгеньевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Городищенская школа искусств"
Населённый пункт: р.п. Городище Волгоградской обл.
Наименование материала: конспект открытого урока
Тема: «История происхождения народных музыкальных инструментов – домра, балалайка»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования «Городищенская школа искусств»

Городищенского муниципального района Волгоградской области

«Рассмотрено и одобрено»

Методист, зам. директора муниципального

бюджетного учреждения дополнительного

образования «Городищенская

школа искусств»

________________ Гагарина Т.Г.

«___» _____20____г.

«Утверждаю»

Директор муниципального

бюджетного учреждения дополнительного

образования «Городищенская школа искусств»

__________________ Шмелева Е.В.

«____» ______20____г.

Открытый урок на тему:

«История происхождения народных музыкальных

инструментов – домра, балалайка»

Адресат: преподаватели

Составитель: преподаватель

по теоретическим дисциплинам

высшей квалиф. категории

Николаева Елена Евгеньевна

р.п. Городище 2019-20г

Цель: познакомить учащихся с инструментами оркестра русских народных

инструментов.

Задачи

Образовательные:

Формирование практических умений и навыков;

Совершенствование

исполнительской

культуры

на

народных

инструментах

Воспитательная:

Пробуждение интереса к истории русских народных инструментов;

Воспитание любви к искусству своего народа

Развивающие:

Развитие исполнительских, творческих навыков и умений

Тип урока: урок открытия нового знания

Методы:

беседа,

анализ,

исполнение,

игра,

разыгрывание,

игра

на

музыкальных инструментах

Оборудование:

музыкальный

центр,

фортепиано,

му зы ка л ьн ы е

инструменты, мультимедийный проектор, презентация к уроку.

Формирование УУД:

Личностные: выражать

положительное

отношение

к

процессу

познания, проявлять желание узнавать новое

Регулятивные: умение размышлять, отвечать на вопросы, развитие

умения осмыслить полученную информацию, формирование умения

анализировать

Познавательные:

учатся различать русские народные инструменты,

их тембры звучания

Коммуникативные: воспитывать уважение к мнению одноклассников,

умение работать в группах, выражать своё мнение о музыке, понимать

содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке,

участие в коллективной игре на народных музыкальных инструментах.

Ход урока

1.

Организационный момент.

Дети входят в класс под музыку. Музыкальное приветствие.

2.

Актуализация знаний.

- Ребята, что мы изучали на прошлом уроке?

- Мы играли народные песни.

- Почему называют народная песня?

- Потому, что их сочинил народ.

- Какие русские народные песни вы знаете?

- «Светит месяц», «Во поле берёзка стояла», «Блины» ….

- Правильно, молодцы.

3.

Постановка учебной задачи.

А теперь попробуем определить цель нашего урока.

- С какой музыки мы начали наш урок?

- С народной.

- А какие инструменты сопровождали музыку?

- Русские народные инструменты.

- Вы уже догадались, о чём мы будем сегодня говорить?

- О русских народных инструментах.

- Поскольку наш урок начался с музыки в исполнении народного оркестра,

значит,

сегодня

мы

более

подробно

познакомимся

с

происхождением

инструментов относящихся к струнно-щипковой группе, а именно – домре

и балалайке.

4.

Открытие нового знания

- Ребята, скажите, как выглядит домра?

- Круглая форма, три струны, сделана из дерева….

- Правильно. А вот послушайте историю – когда появилась домра.

Домра

старинный

русский

3-х

или

4-хструнный

щипковый

музыкальный инструмент, состоящий из корпуса, грифа и головки, звук из

которого извлекается с помощью медиатора.

История возникновения домры полна загадок - упоминания об этом русском

народном инструменте сохранились в летописях, в старинных дворцовых

записях и в лубочных картинках XVI-XVII вв., из которых очевидно, что

домра уже в ту пору была довольно распространенным инструментом на

Руси.

Документальные свидетельства встречаются у витебского воеводы А.

Гвагнина, который писал в 1582 г. о москвичах и русских, которые «без

всякого искусства обращаются с пандурами», называя домру «пандурой» -

лютнеобразным инструментом, распространенным в те времена в Европе.

Этот документ - одно из подтверждений того, что домра - родственница

с т а р и н н ы х

е в р о п е й с к и х

с т р у н н о - щ и п ко в ы х

и н с т р у м е н т о в .

- лютни, разновидности которой использовались с древнейших времен в

культурах

Египта,

Хеттского

царства,

Греции,

Рима,

Болгарии,

Китая,

Киликии, а затем и в Персии, Армении, Византии и Арабском халифате;

- кобзы,

распространенной

с

XIII

в.

у

венгров,

румын,

чехов,

в

Литве,

Польше, на Украине, и

- бандуры, более совершенной разновидности кобзы, ставшей национальным

украинским инструментом.

Существуют также предположения, что русская домра и подобные ей

национальные инструменты других народов - калмыцкий домр, татарская и

казахская домбра,

киргизская дунбура, турецкая баглама или таджикский

рубаб имеют общие корни - восточный танбур, и были занесены на Русь

монголо-татарами

во

время

набегов.

Само

название

«домра»

имеет

тюркский корень.

Как бы там ни было, инструмент принял принципиально иной внешний

вид

и

конструкцию

и

естественно

и

легко

вошел

в

совершенно

иную

музыкально-этническую среду, став инструментом типично славянским. То

есть, как и многое в культуре и истории Руси, домра - это не чужеземный,

заносной,

а

типично

русский

инструмент,

объединивший

в

себе

как

европейские, так и азиатские черты.

Достоверно известно, что уже в Средние века на Руси было налажено

кустарное

производство

домр

и

струн

для

них.

Сравнительно

простая

технология,

позволила

инструменту

получить

достаточно

широкое

распространение на территории Руси: записи о поставках их ко двору и в

Сибирь сохранились в исторических документах…

На домрах, гуслях, скрипках «домрачеи», «гусельники», «скрыпотчики»,

«гудошники»

и

другие

музыканты

развлекали

народ

на

всевозможных

празднествах и народных гуляньях, аккомпанировали былинам, сказаниям,

песням.

Но всенародная любовь и популярность сыграли домре плохую службу... В

середине

XVII

века

в

истории

домры

наступает

драматический

момент.

Скоморохи

в

своих

выступлениях

не

стеснялись

поднимать

социальные

проблемы, которые высмеивали в достаточно вольной сатирической форме

высокопоставленных особ. Естественно, все это не могло нравиться и власти

и церкви.

Представления скоморохов были объявлены «бесовскими игрищами». В

1648 году царь Алексей Михайлович Тишайший издал знаменитый указ о

массовом истреблении ни в чем не повинных инструментов: «А где объявятся

домры, и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гудебные сосуды… велел

изымать, ломать и жечь».

Вряд ли еще какой-либо музыкальный инструмент в истории человечества

подвергался

столь

чудовищному

истреблению

домры

жгли,

ломали,

уничтожали. Она была забыта на два с лишним столетия...

- Когда домра к концу 17 века просто исчезла, её место занимает новый

инструмент

с

длинным

грифом

и

двумя

струнами.

Ни

один

народный

праздник не обходился без балалайки. Правда, внешний вид у неё был не

такой, как сегодня. Мастерили крестьяне такое произведение искусства из

любых подручных материалов: на севере это были долбленые деревянные

ковши круглой формы с жильными струнами, затем лопатообразной формы.

Многообразие

размеров

и

форм

поражало.

Постепенно

выработалась

треугольная форма. Народные умельцы изготавливали балалайки из дерева

без единого гвоздя.

Первые письменные упоминания о балалайке датированы концом 17 века.

Существует

несколько

версий

происхождения

инструмента.

По

одной

из

версий – балалайка тюркского происхождения. «Бала» по- тюркски означает –

«дитя». Играя на ней, успокаивали ребёнка. Русь 250 лет находилась под

монголо-татарским

игом.

Возможно,

завоеватели

и

принесли

в

страну

инструменты,

которые

были

дальними

предками

балалайки.

По

другой

версии название связывают с манерой игры на балалайке. Его определяли,

как балаканье, балагурство, балабольство, бренчание – это все родственные

слова. Отсюда и появилось отношение к инструменту как несерьёзному,

мужицкому.

Триумф в 18 веке, сменяется полным забвением в 19 веке. Балалайка, как и

домра, умирала.

В конце XIX века дворянин, большой энтузиаст, талантливый музыкант

Василий Васильевич Андреев модернизирует балалайку с большим трудом,

так

как

не

все

мастера

хотели

заниматься

«мужицким»

инструментом.

Андреев нашёл мастеров. Добился обучению игре и создал свой ансамбль.

В 1888 году ансамбль впервые выступил под руководством Андреева в

Петербурге, в зале Кредитного собрания, уже на усовершенствованных им

балалайках.

Произошло

это

при

содействии императора

Александра

Третьего. Инструмент был возвеличен. Начался новый виток его развития.

Балалайка стала не только народным, но и концертным инструментом. Для

него

стали

писать

сложнейшие

произведения.

Из

примитивной,

простой

«бренчалки»

балалайка

постепенно

превратилась

в

красивый

профессиональный инструмент. А что же наша домра?

В 1896 году в Вятской губернии был случайно найден небольшой

струнный инструмент с округлой формой корпуса, который вскоре попал в

руки

Андрееву.

Сравнив

инструмент

с

изображениями

на

старинных

лубочных картинах и гравюрах, и с описанием в старинных документах,

А н д р е е в

п р ед п ол ож и л

в

н е м

д а в н о

р а з ы с к и ва е м у ю

д о м р у.

Реабилитированная домра была включена в состав балалаечного ансамбля, а

затем - в знаменитый Великорусский оркестр народных инструментов В.

Андреева, в качестве основного оркестрового инструмента: группе домр была

доверена мелодическая функция. По указаниям В.В. Андреева было создано

семейство домр разных размеров - пикколо, малая, альт, бас и контрабас.

Впервые

на

высоком

профессиональном

уровне

композитору

удалось

подчеркнуть

богатые

технические

и

выразительные

возможности

инструмента,

блестящую

виртуозность

и

в

то

же

время

лиричность,

задушевность тембра в неповторимом звучании домрового тремоло. С этого

момента

домра

начинает

свою

«сольную

карьеру»

и

весьма

успешно

двигается

вперед

не

только

как

народный,

но

и

как

солирующий

академический, а потом и джазовый инструмент.

Сегодняшняя балалайка и домра живут уже далеко за пределами своих

традиционных жанров. Не переставая удивлять возможностями своих всего

лишь трёх струн. Сейчас они стоят в авангарде развития культуры России.

Музицировать получается всё – от народной музыки до классики. Игра на

балалайке и домре глубоко и прочно западает в душу, вызывая восторг.

Простота игры и широкий диапазон, делают эти инструменты уникальными,

неповторимыми инструментами народности.

5.

Слушание музыки

- А теперь послушаем, как звучат русские народные инструменты.

Прослушивание р.н.п. «Ходила младёшенька по борочку» в исполнении

оркестра русских народных инструментов; р.н.п. «Пора, пора гостям со

двора»

- А теперь мы с вами сыграем эту песню на наших инструментах

- Вам понравилось играть в ансамбле?

- Да

- На следующем уроке мы продолжим с вами знакомиться с историей

происхождения народных инструментов.



В раздел образования