Автор: Николаева Елена Евгеньевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Городищенская школа искусств"
Населённый пункт: р.п. Городище Волгоградской обл.
Наименование материала: конспект открытого урока
Тема: «История происхождения народных музыкальных инструментов – домра, балалайка»
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Городищенская школа искусств»
Городищенского муниципального района Волгоградской области
«Рассмотрено и одобрено»
Методист, зам. директора муниципального
бюджетного учреждения дополнительного
образования «Городищенская
школа искусств»
________________ Гагарина Т.Г.
«___» _____20____г.
«Утверждаю»
Директор муниципального
бюджетного учреждения дополнительного
образования «Городищенская школа искусств»
__________________ Шмелева Е.В.
«____» ______20____г.
Открытый урок на тему:
«История происхождения народных музыкальных
инструментов – домра, балалайка»
Адресат: преподаватели
Составитель: преподаватель
по теоретическим дисциплинам
высшей квалиф. категории
Николаева Елена Евгеньевна
р.п. Городище 2019-20г
Цель: познакомить учащихся с инструментами оркестра русских народных
инструментов.
Задачи
Образовательные:
Формирование практических умений и навыков;
Совершенствование
исполнительской
культуры
на
народных
инструментах
Воспитательная:
Пробуждение интереса к истории русских народных инструментов;
Воспитание любви к искусству своего народа
Развивающие:
Развитие исполнительских, творческих навыков и умений
Тип урока: урок открытия нового знания
Методы:
беседа,
анализ,
исполнение,
игра,
разыгрывание,
игра
на
музыкальных инструментах
Оборудование:
музыкальный
центр,
фортепиано,
му зы ка л ьн ы е
инструменты, мультимедийный проектор, презентация к уроку.
Формирование УУД:
Личностные: выражать
положительное
отношение
к
процессу
познания, проявлять желание узнавать новое
Регулятивные: умение размышлять, отвечать на вопросы, развитие
умения осмыслить полученную информацию, формирование умения
анализировать
Познавательные:
учатся различать русские народные инструменты,
их тембры звучания
Коммуникативные: воспитывать уважение к мнению одноклассников,
умение работать в группах, выражать своё мнение о музыке, понимать
содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке,
участие в коллективной игре на народных музыкальных инструментах.
Ход урока
1.
Организационный момент.
Дети входят в класс под музыку. Музыкальное приветствие.
2.
Актуализация знаний.
- Ребята, что мы изучали на прошлом уроке?
- Мы играли народные песни.
- Почему называют народная песня?
- Потому, что их сочинил народ.
- Какие русские народные песни вы знаете?
- «Светит месяц», «Во поле берёзка стояла», «Блины» ….
- Правильно, молодцы.
3.
Постановка учебной задачи.
А теперь попробуем определить цель нашего урока.
- С какой музыки мы начали наш урок?
- С народной.
- А какие инструменты сопровождали музыку?
- Русские народные инструменты.
- Вы уже догадались, о чём мы будем сегодня говорить?
- О русских народных инструментах.
- Поскольку наш урок начался с музыки в исполнении народного оркестра,
значит,
сегодня
мы
более
подробно
познакомимся
с
происхождением
инструментов относящихся к струнно-щипковой группе, а именно – домре
и балалайке.
4.
Открытие нового знания
- Ребята, скажите, как выглядит домра?
- Круглая форма, три струны, сделана из дерева….
- Правильно. А вот послушайте историю – когда появилась домра.
Домра
—
старинный
русский
3-х
или
4-хструнный
щипковый
музыкальный инструмент, состоящий из корпуса, грифа и головки, звук из
которого извлекается с помощью медиатора.
История возникновения домры полна загадок - упоминания об этом русском
народном инструменте сохранились в летописях, в старинных дворцовых
записях и в лубочных картинках XVI-XVII вв., из которых очевидно, что
домра уже в ту пору была довольно распространенным инструментом на
Руси.
Документальные свидетельства встречаются у витебского воеводы А.
Гвагнина, который писал в 1582 г. о москвичах и русских, которые «без
всякого искусства обращаются с пандурами», называя домру «пандурой» -
лютнеобразным инструментом, распространенным в те времена в Европе.
Этот документ - одно из подтверждений того, что домра - родственница
с т а р и н н ы х
е в р о п е й с к и х
с т р у н н о - щ и п ко в ы х
и н с т р у м е н т о в .
- лютни, разновидности которой использовались с древнейших времен в
культурах
Египта,
Хеттского
царства,
Греции,
Рима,
Болгарии,
Китая,
Киликии, а затем и в Персии, Армении, Византии и Арабском халифате;
- кобзы,
распространенной
с
XIII
в.
у
венгров,
румын,
чехов,
в
Литве,
Польше, на Украине, и
- бандуры, более совершенной разновидности кобзы, ставшей национальным
украинским инструментом.
Существуют также предположения, что русская домра и подобные ей
национальные инструменты других народов - калмыцкий домр, татарская и
казахская домбра,
киргизская дунбура, турецкая баглама или таджикский
рубаб имеют общие корни - восточный танбур, и были занесены на Русь
монголо-татарами
во
время
набегов.
Само
название
–
«домра»
имеет
тюркский корень.
Как бы там ни было, инструмент принял принципиально иной внешний
вид
и
конструкцию
и
естественно
и
легко
вошел
в
совершенно
иную
музыкально-этническую среду, став инструментом типично славянским. То
есть, как и многое в культуре и истории Руси, домра - это не чужеземный,
заносной,
а
типично
русский
инструмент,
объединивший
в
себе
как
европейские, так и азиатские черты.
Достоверно известно, что уже в Средние века на Руси было налажено
кустарное
производство
домр
и
струн
для
них.
Сравнительно
простая
технология,
позволила
инструменту
получить
достаточно
широкое
распространение на территории Руси: записи о поставках их ко двору и в
Сибирь сохранились в исторических документах…
На домрах, гуслях, скрипках «домрачеи», «гусельники», «скрыпотчики»,
«гудошники»
и
другие
музыканты
развлекали
народ
на
всевозможных
празднествах и народных гуляньях, аккомпанировали былинам, сказаниям,
песням.
Но всенародная любовь и популярность сыграли домре плохую службу... В
середине
XVII
века
в
истории
домры
наступает
драматический
момент.
Скоморохи
в
своих
выступлениях
не
стеснялись
поднимать
социальные
проблемы, которые высмеивали в достаточно вольной сатирической форме
высокопоставленных особ. Естественно, все это не могло нравиться и власти
и церкви.
Представления скоморохов были объявлены «бесовскими игрищами». В
1648 году царь Алексей Михайлович Тишайший издал знаменитый указ о
массовом истреблении ни в чем не повинных инструментов: «А где объявятся
домры, и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гудебные сосуды… велел
изымать, ломать и жечь».
Вряд ли еще какой-либо музыкальный инструмент в истории человечества
подвергался
столь
чудовищному
истреблению
–
домры
жгли,
ломали,
уничтожали. Она была забыта на два с лишним столетия...
- Когда домра к концу 17 века просто исчезла, её место занимает новый
инструмент
с
длинным
грифом
и
двумя
струнами.
Ни
один
народный
праздник не обходился без балалайки. Правда, внешний вид у неё был не
такой, как сегодня. Мастерили крестьяне такое произведение искусства из
любых подручных материалов: на севере это были долбленые деревянные
ковши круглой формы с жильными струнами, затем лопатообразной формы.
Многообразие
размеров
и
форм
поражало.
Постепенно
выработалась
треугольная форма. Народные умельцы изготавливали балалайки из дерева
без единого гвоздя.
Первые письменные упоминания о балалайке датированы концом 17 века.
Существует
несколько
версий
происхождения
инструмента.
По
одной
из
версий – балалайка тюркского происхождения. «Бала» по- тюркски означает –
«дитя». Играя на ней, успокаивали ребёнка. Русь 250 лет находилась под
монголо-татарским
игом.
Возможно,
завоеватели
и
принесли
в
страну
инструменты,
которые
были
дальними
предками
балалайки.
По
другой
версии название связывают с манерой игры на балалайке. Его определяли,
как балаканье, балагурство, балабольство, бренчание – это все родственные
слова. Отсюда и появилось отношение к инструменту как несерьёзному,
мужицкому.
Триумф в 18 веке, сменяется полным забвением в 19 веке. Балалайка, как и
домра, умирала.
В конце XIX века дворянин, большой энтузиаст, талантливый музыкант
Василий Васильевич Андреев модернизирует балалайку с большим трудом,
так
как
не
все
мастера
хотели
заниматься
«мужицким»
инструментом.
Андреев нашёл мастеров. Добился обучению игре и создал свой ансамбль.
В 1888 году ансамбль впервые выступил под руководством Андреева в
Петербурге, в зале Кредитного собрания, уже на усовершенствованных им
балалайках.
Произошло
это
при
содействии императора
Александра
Третьего. Инструмент был возвеличен. Начался новый виток его развития.
Балалайка стала не только народным, но и концертным инструментом. Для
него
стали
писать
сложнейшие
произведения.
Из
примитивной,
простой
«бренчалки»
балалайка
постепенно
превратилась
в
красивый
профессиональный инструмент. А что же наша домра?
В 1896 году в Вятской губернии был случайно найден небольшой
струнный инструмент с округлой формой корпуса, который вскоре попал в
руки
Андрееву.
Сравнив
инструмент
с
изображениями
на
старинных
лубочных картинах и гравюрах, и с описанием в старинных документах,
А н д р е е в
п р ед п ол ож и л
в
н е м
д а в н о
р а з ы с к и ва е м у ю
д о м р у.
Реабилитированная домра была включена в состав балалаечного ансамбля, а
затем - в знаменитый Великорусский оркестр народных инструментов В.
Андреева, в качестве основного оркестрового инструмента: группе домр была
доверена мелодическая функция. По указаниям В.В. Андреева было создано
семейство домр разных размеров - пикколо, малая, альт, бас и контрабас.
Впервые
на
высоком
профессиональном
уровне
композитору
удалось
подчеркнуть
богатые
технические
и
выразительные
возможности
инструмента,
блестящую
виртуозность
и
в
то
же
время
лиричность,
задушевность тембра в неповторимом звучании домрового тремоло. С этого
момента
домра
начинает
свою
«сольную
карьеру»
и
весьма
успешно
двигается
вперед
не
только
как
народный,
но
и
как
солирующий
академический, а потом и джазовый инструмент.
Сегодняшняя балалайка и домра живут уже далеко за пределами своих
традиционных жанров. Не переставая удивлять возможностями своих всего
лишь трёх струн. Сейчас они стоят в авангарде развития культуры России.
Музицировать получается всё – от народной музыки до классики. Игра на
балалайке и домре глубоко и прочно западает в душу, вызывая восторг.
Простота игры и широкий диапазон, делают эти инструменты уникальными,
неповторимыми инструментами народности.
5.
Слушание музыки
- А теперь послушаем, как звучат русские народные инструменты.
Прослушивание р.н.п. «Ходила младёшенька по борочку» в исполнении
оркестра русских народных инструментов; р.н.п. «Пора, пора гостям со
двора»
- А теперь мы с вами сыграем эту песню на наших инструментах
- Вам понравилось играть в ансамбле?
- Да
- На следующем уроке мы продолжим с вами знакомиться с историей
происхождения народных инструментов.