Автор: Сорокина Ирина Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени Виктора Романовича Поликанова р.п. Многовершинный Николаевского муниципального района Хабаровского края
Населённый пункт: р.п. Многовершинный
Наименование материала: Основные функции педагогической речи.
Тема: Основные функции педагогической речи.
Раздел: начальное образование
Основные функции педагогической речи.
СОРОКИНА ИРИНА ГЕННАДЬЕВНА, учитель начальных классов
- Какие формы она имеет?
- Какие требования к речи должен соблюдать педагог?
- Что представляют собой «закрытая» и «открытая» позиции учителя в
педагогическом общении?
Речь учителя должна обеспечить выполнение задач обучения и
воспитания школьников, поэтому к ней, помимо общекультурных,
предъявляются и профессиональные, педагогические требования. Учитель
несет социальную ответственность и за содержание, качество своей речи, и за
ее последствия. Вот почему речь учителя рассматривается как важный
элемент его педагогического мастерства.
Важные функции речи:
1. Обеспечение взаимодействия между педагогом и его воспитанниками,
организация педагогического общения. И.И. Рыданова рассматривает -
психотерапевтическую функцию речевого поведения учителя.
Психотерапевтическим эффектом обладает дружелюбный,
доброжелательный и доверительный разговор педагога со школьником.
2. Положительное воздействие учителя посредством речи на сознание
и чувства учеников с целью формирования их научно- мировоззренческих
представлений, мотивации учебно-познавательной деятельности,
положительного отношения к учебе, к школе и учителям в целом.
3. Педагогическая речь обусловливает полноценную презентацию
учебного материала учителем, формирование прочных предметных знаний
учащихся.
О значимости этой функции речи учителя говорит тот факт, что знания
часто закрепляются надолго в памяти учеников благодаря особенностям
педагогической речи: сохраняется эмоциональная окраска учительского
1
голоса, его интонации, ритмичность речи, характер произношения слов. Д.
Гранин, рассказывая о выдающемся ученом Н. В. Тимофееве-Ресовском в
романе «Зубр», отмечал необычную силу воздействия его речи на учеников:
…то, что он говорил, запоминалось навсегда, он забивал слова, как гвозди. И
спустя десятилетия его бывшие ученики воспроизводили слова, выражения,
манеру говорить своего учителя.
4. Речь способствует рациональной организации учебно- познавательной
и других видов деятельности школьников.
Отсюда задачи, решаемые учителем с помощью речи в ходе
взаимодействия с учащимися формулируются следующим образом:
– информировать, развивать и обогащать интеллект учащихся;
– воздействовать на чувства, формировать у учащихся положительное
отношение к знаниям;
– побуждать учеников к деятельности на основе полученных знаний.
Устная речь учителя существует в двух разновидностях — в монологе
(монологическая речь) и в диалоге (диалогическая речь). Наиболее
распространенными формами монологической речи учителя являются
рассказ, школьная лекция, комментарий, толкование (правил, законов,
терминов), развернутые оценочные суждения (мотивация школьной
отметки ,при оценивании знаний; оценка поведения, внеучебной
деятельности ученика). Диалогическая речь учителя представлена в
различного рода беседах с учениками, строящихся в форме вопросов и
ответов.
Дети успешнее будут усваивать звуки родного языка у педагога с внятной,
ясной и отчетливой речью, четко произносящего фразы, слова и каждый звук
в отдельности. Педагог должен придерживаться литературных норм
произношения, устранять в своей речи различные акценты, влияние местных
диалектов, правильно ставить ударения в словах.
Отсюда следуют требования к речи:
– содержательность
2
– грамотность речи и лексическое богатство
– логичность и доступность
– техническая отточенность
– интонационная экспрессивность, эмоциональность и образность
(образные языковые средства, уместно и свободно использовать в речи
сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения и т.д.);
– уместность речи
- литературность (исключение слов-паразитов и вульгаризмов)
- следование речевому этикету.
Профессионально важно умение педагога этически грамотно
формулировать вопросы, отвечать и пояснять ответы, высказывать оценочное
суждение.
Для осуществления педагогически целесообразного общения
существенно важны роли и позиции учителя в процессе взаимодействия.
Выделяют «закрытую» и «открытую» позиции учителя.
Для «закрытой» - характерны обезличенная, подчеркнуто объективная
манера изложения, отсутствие собственных суждений и сомнений,
переживаний. В результате процесс обучения утрачивает эмоционально-
ценностный подтекст и не вызывает у детей желания раскрытия.
Занимая «открытую» - учитель отказывается от собственного
педагогического всеведения и непогрешимости, открывает свой личный опыт
учащимся и сопоставляет свои переживания с их чувствами; излагает
учебный материал сквозь призму своего восприятия. В ходе этого
осуществляется диалог учителя с учащимися, для которого характерны
терпимое уважительное отношение к мнению оппонента, умение встать на
точку зрения собеседника, критически осмыслить собственную позицию,
педагогический оптимизм и доверие к ученику.
Коммуникативная компетентность как важная составляющая общей
профессиональной компетентности педагога непосредственно связана с
эффективностью взаимодействия, общения человека в соответствии с
3
требованиями педагогических проблемных ситуаций, которые необходимо
разрешить.
Компоненты профессиональной тактики педагога - толерантность,
коммуникативность, уверенность в себе, адаптивность, тактичность,
самообладание, интеллект, общий кругозор, систему межличностных
отношений, специальные профессиональные знания, а также потенциал
личностного развития и роста в овладении языком и коммуникативной
деятельностью. Педагогический такт и целенаправленная коррекция
межличностных отношений в системе «учитель – учащиеся» является
ведущим фактором саморегуляции и развития детской личности.
Очень важно, чтобы учитель осмысливал урок не только как
последовательность этапов, приводящих учащихся к выводам и итогам
познавательной деятельности. Необходимо, чтобы педагог выстраивал
коммуникативную линию своего речевого поведения, а так же речевого
поведения своих учеников. В этом случае в результате деятельности
учащихся на уроке будет рождаться отклик, высказывание в определенном
речевом жанре. Общение на уроке приобретет жанровый характер.
По своему опыту знаю, что это нелегко. Для каждого этапа урока
приходится на канву содержания учебного материала накладывать партитуру
коммуникативных действий, продумывать каждый вопрос не только по
содержанию, но и искать внутренний его нерв, способный побудить ученика
к высказыванию. Приходится затрачивать больше времени на подготовку к
учебному занятию. Но результат стоит того. Такая организация способствует
продуктивному речевому взаимодействию и, как итог, наиболее
продуктивному решению задач обучения.
Существуют определенные противоречия между необходимостью
выстраивания педагогом коммуникативной линии своего речевого поведения
и отсутствием у него четких представлений о речевом жанре и его модели.
Без этого невозможно систематическое использование жанровых моделей на
любом уроке. А ведь именно такая система работы обеспечивает
4
эффективное развитие коммуникативных универсальных учебных действий
школьника. При этом становится еще актуальным способность учителя
начальных классов интегрировать предметы в учебном процессе на основе
речевых жанров.
Как и любая из профессиональных компетенций, коммуникативная
компетенция учителя определяется тремя основными составляющими:
- когнитивной (что специалист знает по данному вопросу);
- операциональной (как специалист реализует свои знания на практике);
- позиционно-ценностной (как специалист относится к данной сфере
своей деятельности).
Эти составляющие проявляются в профессиональном взаимодействии
учителя с учениками, коллегами, родителями, администрацией школы.
При этом, качество и результат их профессионального
взаимодействия будет определяться
- направленностью личности (ориентация на другого человека, на
совместную деятельность, желание понять его и поддерживать отношения)
- педагогическим тактом и стилем общения (доля ответственности,
принимаемой на себя участниками совместной деятельности, должна быть
адекватной вкладу в конечный результат. Формы общения отражать не
только социальный статус, но и другие субъектные качества личности),
- уровнем толерантности (сформированность переносимости
неблагоприятных воздействий без снижения адаптивных возможностей,
проявление выдержки, самообладания).
Эффективное педагогическое взаимодействие строится не только на
осознании учителем особенностей своего стиля общения, но и на знаниях
особенностей каждого ученика как субъекта взаимодействия.
Для управления процессом педагогического взаимодействия учителю
нужно знать ведущие мотивы, определяющие направленность деятельности
конкретного ученика.
Для этого существуют приемы коммуникации:
5
1.Замечание «от принца» к «принцу» Этот прием позволяет сделать
замечание так, чтобы не обидеть собеседника, но вызвать у него желание
измениться в лучшую сторону.. Вот схема трехэтапного замечания:
- Сначала - не осуждающее описывание того, что не нравится учителю
(«когда я вижу, как ты вертишься…)
-Затем — описание отрицательного эффекта («а время, отведенное на
работу, идет
быстро и скоро закончится)
-Сообщение о своих чувствах и эмоциях, относящихся к эффекту, а не к
ребенку («я очень волнуюсь, что твоя работа останется непроверенной»).
2. Технология предупреждения и разрешения конфликтов.
В педагогическом общении очень важно умение предупреждать
и разрешать конфликты.
Для предупреждения конфликтов важно уметь «договариваться на
берегу» например, о критериях отметок или правил взаимодействия на
уроке. Можно повесить на стене плакат-договор с положениями,
которые обсуждать на первом уроке с каждым новым классом.
Принимающие эти положения ученики в конце обсуждения подписывают
этот договор (прямо на плакате), и впоследствии учителю остается только
молча показать на нарушаемое условие договора, чтобы напомнить
нарушителям о данном слове. Не всегда условия принимаются всеми,
некоторым учащимся нужно дать время для обдумывания .
Примерные правила общения в кабинете
1. Когда говорю я – все слушают и стараются понять меня.
2. Когда говорит другой – я слушаю и стараюсь понять его.
3. Моё мнение так же важно, как и мнение моего собеседника.
4. Нет мнений правильных и неправильных, есть мнения разные.
5. Я сам – и вместе со всеми.
Характер педагогической деятельности постоянно ставит учителя в
ситуации общения, требуя от него проявления коммуникативной
6
компетентности, которая зависит от уровня развития социально-
психологических качеств личности, способствующих межличностному (и
ролевому) взаимодействию. К ним в первую очередь относятся
рефлексивность, гибкость, эмпатийность.
7