Автор: Шапиро Виктория Артуровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ школа 1387
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Технология обследования речи «Методика обследования слухового восприятия дошкольников»
Тема: Технология обследования речи «Методика обследования слухового восприятия дошкольников».
Раздел: дошкольное образование
Технология обследования речи «Методика обследования слухового
восприятия дошкольников».
Известно, что дошкольный период жизни является периодом наиболее
интенсивного физического, психического и нравственного развития ребенка,
можно сказать, что дошкольный возраст является периодом чувственного
познания окружающего. На этом этапе у детей происходит становление всех
видов восприятия - зрительного, тактильно-двигательного, слухового,
формируются представления о предметах и явлениях окружающего мира.
Сущность процесса восприятия заключается в том, что оно обеспечивает
получение и первичную переработку информации из внешнего мира:
узнавание и различение отдельных свойств предметов, самих предметов, их
особенностей и назначения.
Восприятие - это психический процесс целостного отражения в сознании
человека предметов и явлений объективного мира, воздействующих в
данный момент времени на его органы чувств. Физиологической основой
восприятия является комплексная деятельность системы анализаторов коры
головного мозга, сопоставляющих различные виды поступающих ощущений.
Слуховое восприятие речи - одна из высших психических функций человека.
Это внутренняя психическая сторона такого вида речевой деятельности, как
прослушивание (аудирование), которое включает в себя акт понимания,
осмысления принимаемого речевого сообщения. То есть, например, при
речевом общении, один человек сообщает информацию, а другой ее
воспринимает, определяя переданную мысль. То же самое происходит при
прослушивании звуков природы, звуков окружающего мира.
Первичные процессы, происходящие в слуховом анализаторе: обнаружение,
различение информативных признаков, формирование и опознание
слухового образа объекта, являются основой системной деятельности.
Первичные процессы или функциональные механизмы слухового восприятия
складываются постепенно в процессе накопления и обобщения опыта
индивидуума. Уровень развития этих процессов определяется обучением,
воспитанием, природными свойствами личности. Звуковой образ имеет
динамическую структуру, определяющуюся изменением и взаимосвязью
таких основных параметров, связанных с объективными характеристиками
звуков, как громкость, высота и тембр. Выделяется несколько групп звуков:
природные, технические, речевые и музыкальные. Восприятие звуков
происходит в процессе их соотнесения с эталонами, наработанными людьми
в процессе длительного опыта, и характеризуется предметностью,
целостностью и осмысленностью.
1. Исследование слухового восприятия
1.Методика «Что звучит?»
Цель: определение уровня сформированности слухового восприятия
неречевых звуков на примере звучащих игрушек.
Оборудование: ширма, звучащие игрушки (погремушка, бубен, колокольчик,
барабан, молоточек).
Процедура проведения. Исследование проводилось индивидуально с каждым
ребенком. Ребенку показывают игрушечный барабан, колокольчик,
молоточек, погремушку, бубен, называют их и просят повторить. Затем
предлагают послушать, как они звучат: играть на барабане, позвенеть
колокольчиком, постучать по столу молоточком, поиграть погремушкой,
бубном. Еще раз назвать игрушки. Потом установить ширму и за ней ребенку
последовательно предлагается прослушать все звуки. После каждого
прослушанного звука ребенок называет свой вариант того что он слышит.
Инструкция: «Теперь послушай и скажи, какая игрушка звучала. Назови ее».
Обработка результатов:
5 баллов- самостоятельный правильный ответ без ошибок, ребенок назвал все
услышанные звуки;
3-4 балла- ребенок допустил 1-2 ошибки;
0-2 балла- ребенок допустил больше 3 ошибок.
Выводы об уровне развития:
5 баллов- высокий уровень;
3-4 балла- средний уровень;
0-2 балла- низкий уровень.
2.Методика «Выполни команду»
Цель: определение уровня сформированности слухового восприятия речевых
звуков.
Процедура проведения. Исследование проводилось индивидуально с каждым
ребенком. Ребенку предъявляют команды по очереди, последующую- после
выполнения предыдущей:
1. Поднять руки вверх;
2.Опустить в стороны;
3.Опустить руки вниз;
4.Присесть;
5.Встать.
Инструкция: «Сейчас давай с тобой сделаем зарядку. Вставай напротив меня,
слушай внимательно и выполняй мои команды: «Подними руки вверх»,
«Опусти в стороны», «Опусти руки вниз», «Присядь», «Встань».
Обработка результатов:
5 баллов- ребенок понимал словесные инструкции взрослого с первого раза,
правильно выполнил все услышанные команды;
3-4 балла- ребенок допустил 1-2 ошибки;
0-2 балла- ребенок допустил больше 3 ошибок.
Выводы об уровне развития:
5 баллов- высокий уровень;
3-4 балла- средний уровень;
0-2 балла- низкий уровень.
3. Методика «Угадай, чей звук»
Цель: определение слухового восприятия на этапе звукоподражаний.
Оборудование: картинки с изображением животных (кошка, корова, собака),
молотка, барабана.
Процедура проведения. Ребенку показывают картинки, называют что на них
изображено. Ребенку предъявляются на слух различные
звукоподражательные слова, построенные на дифференциальных признаках
звуков речи: «бум-бум», «тук-тук», «мяу», «ав-ав», «му-му». После каждого
прослушанного голоса ребенок называет свой вариант того, что он слышит.
Возможен ответ в виде показа рисунка, изображающего предмет, издающий
данный шум.
Инструкция: «Послушай внимательно и угадай, чей звук».
Обработка результатов:
5 баллов- самостоятельный правильный ответ без ошибок, ребенок назвал все
услышанные звуки;
3-4 балла- ребенок допустил 1-2 ошибки;
0-2 балла- ребенок допустил больше 3 ошибок.
Выводы об уровне развития:
5 баллов- высокий уровень;
3-4 балла- средний уровень;
0-2 балла- низкий уровень.
2. Анализ результатов исследования слухового восприятия у детей
младшего дошкольного возраста
В ходе проведения исследования были получены следующие результаты.
При выполнении задания 1 «Что звучит?», целью которого было определить
степень восприятия неречевых звуков, уровень слухового восприятия у детей
составил 4,15 балла.
Результаты констатирующего этапа эксперимента по методике «Что звучит?»
представлены в приложении Б.
Таблица 1--Результаты определения уровня развития слухового восприятия
неречевых звуков по методике «Что звучит?»
Уровни
Группа
Абс.
%
Высокий
8
40
Средний
11
55
Низкий
1
5
Из таблицы видно, что высокий уровень сформированности слухового
восприятия имеют 8 детей, что составляет 40% от общего количества
обследуемых детей этого возраста. Дети правильно назвали все услышанные
звуки.
Средний уровень сформированности слухового восприятия имеют 11 детей
из 20, что составляет 55 %. Во время проведения исследования дети не
смогли определить, какой предмет прозвучал. Дети путали звук
колокольчика и погремушки. Артем Е., Федя Е., Полина К. не смогли узнать
звучание бубна.
Низкий уровень сформированности слухового восприятия имеет 1 ребенок,
что соответственно составляет 5% от общего количества обследуемых детей.
Ребенок не мог запомнить звучание игрушек, имел трудности в назывании
звучащих игрушек.
При выполнении задания 2 «Выполни команду», целью которого было
определить степень восприятия речевых звуков, уровень слухового
восприятия у детей составил 4,45 балла.
Результаты констатирующего этапа эксперимента по методике «Выполни
команду» представлены в приложении Б.
Таблица 2--Результаты определения уровня развития слухового восприятия
речевых звуков по методике «Выполни команду»
Уровни
Группа
Абс.
%
Высокий
10
50
Средний
10
50
Низкий
0
0
Из таблицы видно, что 50 % детей показали высокий уровень
сформированности слухового восприятия речевых звуков. Дети правильно
выполняли услышанные команды.
50% детей имеют средний уровень сформированности слухового восприятия
речевых звуков. Во время проведения исследования эти дети имели
трудности в выполнении предложенных заданий. Не все команды
выполнялись правильно. Дети путали команды «Опустить руки в стороны» и
«Опустить руки вниз».
Низкий уровень сформированности изучаемого качества не имеет ни один
ребенок.
При выполнении задания 3 «Угадай, чей звук», целью которого было
определить степень восприятия речевых звуков на этапе звукоподражания,
уровень слухового восприятия у детей составил 4,6 балла.
Результаты констатирующего этапа эксперимента по методике «Угадай, чей
звук» представлены в приложении Б.
Таблица 3--Результаты определения уровня развития слухового восприятия
по методике «Угадай, чей звук»
Уровни
Группа
Абс.
%
Высокий
12
60
Средний
8
40
Низкий
0
0
Из таблицы видно, что 60 % детей показали высокий уровень
сформированности слухового восприятия речевых звуков на этапе
звукоподражаний. Дети правильно называли источник каждого звука.
40% детей имеют средний уровень сформированности слухового восприятия
речевых звуков. Во время проведения исследования эти дети имели
трудности в выполнении предложенных заданий. Дети путали звуки «бум-
бум» и «тук-тук».
Низкий уровень сформированности изучаемого качества не имеет ни один
ребенок.
Обработка экспериментального материала производится путем подсчета
баллов, начисляемых за выполнение заданий.
После проведения методов диагностики были получены следующие
результаты. Результаты представлены в приложении Б.
Таким образом, при исследовании выявлено, что у детей развитие слухового
восприятия находится на среднем уровне и составляет 4,4 балла.
Выводы :
В ходе проведения методики, направленной на исследование способности
ребенка к слуховому восприятию были получены следующие результаты: все
дети с большим интересом выполняли предоставленные задания; у
некоторых детей вызвали трудности задания с определением звучащих
игрушек; были допущены ошибки в двигательном моделировании звучания в
методике «Выполни команду». Было установлено, что затруднения у детей
чаще всего возникали в начале выполнения заданий, что заставляло
повторять инструкцию к заданию повторно.
На основании качественного анализа результатов проведенного исследования
мы отметили, что у детей младшего дошкольного возраста слуховое
восприятие развивается, они различают как речевые, так и неречевые звуки.
Младшие дошкольники способны к дифференциации слуховых сигналов.
Заключение
Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать
следующие выводы.
Период дошкольного детства - время активного развития ребенка, период
становления всех психических процессов. Познание ребенком окружающего
мира становится возможным благодаря совершенствованию системы
восприятия. Восприятие как психический процесс особенно активно
развивается в младшем дошкольном возрасте.
Слуховое восприятие - умение не просто слышать, а прислушиваться,
сосредотачиваться на звуке, выделять его характерные особенности -
исключительно человеческая способность.
Слуховое восприятие начинается с акустического (слухового) внимания и
приводит к пониманию смысла речи через узнавание и анализ речевых
звуков, дополняемых восприятием неречевых компонентов (мимики, жестов,
позы).
Слуховое восприятие играет ведущую роль в осуществлении общения
ребенка с окружающим миром и является одним из основных условий
развития речи у детей.