Программа духовно - нравственного развития младших школьников
Автор: Жидкова Вера Николаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Черлакская СОШ №2" Населённый пункт: Черлак Наименование материала: программа Тема: Программа духовно - нравственного развития младших школьников Раздел: начальное образование
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Черлакская средняя общеобразовательная школа №2»
Программа духовно – нравственного развития,
воспитания и социализации школьников
«Росток»
Классный руководитель: В. Н. Жидкова
1
Обоснование программы
2
В последнее время в нашей стране особое
внимание уделяется проблемам духовно –
нравственного воспитания подрастающего
поколения.
Дети – будущее нашей страны, и каким будет
оно, зависит от того, какими мы воспитаем наших
детей, какие морально – этические нормы жизни
будут заложены в них. Одной из составляющих этой
проблемы становится проблема
культуросообразности воспитания.
Полноценное развитие в человеке происходит
только в его диалоге с культурой, в
«окультуривании себя».
Духовные ценности Святой Руси,
раскрывающиеся в возвышенной православной
этике, показывают такие черты русского характера
как трудолюбие, совестливость, милосердие,
любовь, взаимопомощь, жертвенность, святость.
Именно эти характеристики – основа
национального характера.
Православная культура как образовательная область
обладает высоким воспитательным потенциалом
духовно – нравственного воздействия на личность
школьника, знакомит его с историко – культурным
3
Цель программы
– духовно – нравственное
воспитание обучающихся на основании традиций
Православия.
Цель может быть достигнута путем
реализации следующих задач:
-
воспитывать
любовь
к
Отечеству
через
приобщение
к
истокам
и
традициям
русской
культуры;
-
воспитывать
любовь
и
уважение
к
родной
семье;
-
воспитывать
целеустремленность,
умение
преодолевать
трудности,
отстаивать
свои
интересы и точку зрения;
- воспитывать гуманность, милосердие, культуру
мыслей, чувств, поведения;
- воспитывать уважение к личности независимо
от
национальной
принадлежности,
умение
признавать
права
каждого
человека
н а
собственную
точку
зрения,
мировоззрения
и
религиозные
традиции;
воспитывать
любовь
к
родной школе, уважение к ее традициям;
- вест просветительскую работу среди родителей
по вопросам возрастной психологии и духовно –
нравственного воспитания.
Разделы программы
4
Физическое
совершенствование
Духовно –
нравственное и
патриотическое
воспитание
Реализация цели и
задач программы
Этнокультурное
просвещение
Миротворческая
деятельность
Краеведческая
работа
Работа с
родителями
Трудовое
воспитание
Эстетическое
воспитание
Содержание деятельности по разделам:
1.
Этнокультурное просвещение:
экскурсии по храмам города Омска,
посещение местного храма;
проведение тематических классных часов
по календарным православным праздникам
(беседы, утренники);
чтение литературы о житие Святых.
2. Миротворческая деятельность:
взаимодействие и сотрудничество с музеем;
организация и проведение круглых столов,
конференций, посвященных добровольному
служению обществу во имя мира;
организация посильной помощи ветеранам
Великой Отечественной войны, педагогического
труда, пожилым людям;
участие в декаде милосердия, в декаде добрых
дел.
5
3. Духовно – нравственное и гражданско
– патриотическое воспитание:
подготовка и проведение классных
часов, этических бесед;
проведение мероприятий,
посвященных православным
праздникам и памятным датам;
встречи с интересными людьми,
ветеранами войны и труда, проведение
уроков Мужества;
празднование Дня Матери;
цикл лекций и бесед об истории
школы, показ видеофильмов из
школьного архива;
изучение биографии великих
людей;
проведение спортивных
соревнований с участием родителей.
6
4.Эстетическое воспитание:
конкурсы творческих работ,
рисунков, плакатов, коллективные
творческие дела, выпуск газет;
экскурсии в дом детского
творчества, музыкальную школу,
художественную школу;
организация и проведение
утренников и праздников с
изготовлением открыток, сувениров;
поездки в театры и на концерты г.
Омска;
участие в выставках декоративно –
прикладного творчества учащихся;
участие в работе театрального
кружка;
участие в конкурсах чтецов;
помощь в оформлении школы к
праздникам.
7
5.Физическое совершенствование:
участие в Дне здоровья, спортивных праздниках,
«Веселых стартах», легкоатлетических кроссах;
занятия в спортивных секциях;
цикл бесед с целью профилактики заболеваний;
походы, экскурсии;
проведение спортивных соревнований с участием
родителей.
6. Краеведческая работа:
посещение краеведческого музея;
выездные
экскурсии
по
району
с
целью
знакомства с заповедниками и заказниками;
экскурсии на предприятия;
исследовательские
работы
по
темам:
«Моя
родословная»,
«Ветераны
в
моей
семье»,
«История Черлакского православного храма»;
участие в праздновании Дня поселка, Дня школы;
литературный
конкурс
«Мои
земляки
в
годы
Великой Отечественной войны».
7.Трудовое воспитание:
8
дежурство по классу, школе;
уборка школьной территории;
озеленение школьного двора;
помощь в озеленении двора местного храма;
посильная помощь в уборке снега пожилым
жителям поселка.
8.Работа с родителями:
родители приобретут знания о психологических
особенностях младших школьников, станут
союзниками учителя в воспитании детей, будут
оказывать посильную помощь классному
руководителю и школе.
В реализации программы участвуют:
9
Обучающиеся
Прогнозируемые результаты реализации
программы:
10
Родители
Педагоги
1. Этнокультурное просвещение. Дети узнают об историко-
культурном наследии нашей страны, истории православия,
традициях русского народа; познакомятся с храмами и их
убранством, узнают о житие Святых.
2. Миротворческая деятельность. Дети научатся быть
милосердными, отзывчивыми, познают чувство сострадания.
3. Духовно – нравственное и гражданское воспитание. Ребята
узнают кто такой гражданин и патриот своей Родины,
воспитывающийся на основе нравственных традиций
русского народа – жизнерадостный, доброжелательный,
вежливый, миролюбивый; ребенок научится почитать своих
родителей.
4. Эстетическое воспитание. Дети познакомятся с разными
видами искусства, у них будут развиваться творческие
способности и художественный вкус, воспитываться доброта
и чуткость через творческие виды деятельности.
5. Физическое совершенствование. Воспитанники научатся
заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих, узнают
о мерах профилактики заболеваний, будут активными
участниками в реализации и пропаганде ЗОЖ.
6. Краеведческая работа. Ребята познакомятся с историко –
культурным наследием поселка, района, попробуют свои
силы в поисково – исследовательской деятельности.
7. Трудовое воспитание. Через участие в общественно –
полезном труде у ребят будет воспитываться чувство
ответственности.
Схема взаимодействия школы с социумом:
11
12
Мы
Музей
поселка
ДЮКФ
П
РДК
ДДТ
Детская
поликлиник
а
Районная
библиотека
Центр
реабилитаци
и
Свято –
Никольский
приход
Предприятия
поселка