ПРОФИЛАКТИКА СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ Мерзлякова Н.В. МКУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» г. Мыски, Кемеровская область, Россия Социальная ситуация в нашем регионе характеризуется наличием большого количества неблагополучных, кризисных семей, в которых родители не исполняют должным образом своих обязанностей по содержанию и воспитанию детей. Дети, живущие в этих семьях, усваивают негативную модель семейных отношений, деструктивные жизненные установки родителей и в дальнейшем воспроизводят их в собственных семьях. Известно, что семейное неблагополучие является главной причиной социального сиротства. Увеличивают количество неблагополучных семей и выпускники интернатных учреждений, которые испытывают большие трудности в создании своей семьи, так как не имеют опыта нормальной семейной жизни или этот опыт, полученный до помещения в интернат, носит только негативный характер. Однако и само проживание в учреждении интернатного типа, стирающем все личностные грани ребенка, не может дать ему того эмоционального опыта общения и отношения членов семьи, который формирует установку на семейную жизнь, учит любить детей, 80 родителей, бабушек и дедушек. Следовательно, изъятие ребенка из семьи, неблагоприятно влияющей на его развитие, с последующим помещением в интернатное учреждение, не решает существующей проблемы семейного неблагополучия и, конечно, не может дать ребенку образца для подражания при создании своей семьи. Сложившаяся ранее система социальной поддержки неблагополучной семьи нередко ограничивается оказанием материальной помощи или временным помещением ребенка в реабилитационное учреждение, провоцируя возникновение у членов семьи иждивенческой позиции, в то время как для реального выхода семьи из кризиса необходима активная социальная позиция со стремлением изменить ситуацию к лучшему. Поэтому усилия специалистов различных ведомств должны быть направлены именно на развитие системы мер профилактики семейного неблагополучия, главной целью которых является сохранение семьи и родителей для ребенка. Не может не тревожить большое количество разводов. Основными причинами разводов являются злоупотребление спиртными напитками, бытовая неустроенность семей, супружеская неверность, проблема распределения домашних обязанностей, психологическая несовместимость. Сегодня все меньшему числу пар удается сохранить в неприкосновенности свой брак. По статистике на 34 млн. супружеских пар приходится 3 млн. незарегистрированных браков. Увеличивается число детей, рожденных вне брака. Закрепляется тенденция роста числа внебрачных рождений детей, при этом каждый десятый ребенок рождается у матерей моложе 20 лет. Увеличение числа разводов в комплексе с внебрачной рождаемостью приводит к росту неполных семей. Не могут не тревожить негативные тенденции в системе воспитания, которые наметились в последние полтора десятилетия. Размыты идеалы и нравственные ценности, резко сокращен выпуск отечественной детской литературы и произведений искусства, экраны телевидения и кинотеатров 81 заполнены зарубежными фильмами, зачастую пропагандирующими жестокость, насилие, порнографию. Платность образования и многих образовательных услуг, коммерциализация культурно-досуговых и спортивных учреждений, уменьшение количества дошкольных учреждений привели к уменьшению возможностей получения детьми качественного образования, затруднили их приобщение к культурным ценностям. Основываясь на приоритетном праве ребенка жить и воспитываться в семье, закрепленном Конвенцией ООН о правах ребенка, Семейным Кодексом РФ, в соответствии с Федеральным Законом «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» №442 от 28.12.2013 года, МКУ «Социально реабилитационный центр для несовершеннолетних» города Мыски осуществляет профилактическую работу с несовершеннолетними и их родителями, позволяющую предотвратить переход семьи из категории трудной жизненной ситуации в категорию социально-опасной. Неблагополучие семей ведет к росту числа детей, имеющих отклонения в различных сферах развития и жизнедеятельности, а также приводит к их социальному сиротству. МУ «Социальный приют для детей» работает с 1995 года. Этот период характеризуется ростом числа детей, нуждающихся в социальных услугах. Период 1995-2000 количество детей 396, 2001-2005 количество детей 451, 2006-2010 количество детей 467, 2011- 2015 количество несовершеннолетних 398 Неблагополучие семей ведет к росту числа детей, имеющих отклонения в различных сферах развития и жизнедеятельности, а также приводит к их социальному сиротству. Количество семей, в которых родители лишены родительских прав, в нашем городе с 2011 по 2015 год росло, снизилось за последние 4 года незначительно и составляет: Период 1995-2000 количество семей 188, 2000 – 2005 количество семей 193, 2006 – 2010 количество семей 184, 2011-2015 количество семей 143 . 82 Представленные данные свидетельствуют о наличие социальных проблем в нашем городе. На основе анализа данных и опыта по реабилитации несовершеннолетних и их семей, показывающего эффективность реабилитационной работы в процессе зарождения проблемы или ранней стадии ее развития, возникла необходимость создания Социально реабилитационного центра для несовершеннолетних и входящего в его структуру отделения дневного пребывания. Отделение дневного пребывания одна из эффективных форм работы с детьми и семьями по раннему выявлению проблем семьи, профилактики и разрешению существующих проблем; активизации всех сил и возможностей единого реабилитационного пространства в работе с семьями, где взрослые теряют надежду на возможность изменения жизненной ситуации, уверенность в своих силах, довольствуются малым и легко усваивают иждивенческие привычки, а дети, воспитывающиеся в этих семьях, перенимают стереотип поведения родителей. Если проанализировать компетентность семьи как социальный институт, то мы увидим, современная семья является настолько сложной системой со столь неоднозначными функциями, что даже в процессе ее нормальной жизнедеятельности и развития ей приходится переживать критические ситуации и сложности, когда она нуждается в помощи специалистов. Обладая устойчивостью и даже некоторой ригидностью, семья, тем не менее, очень чутко реагирует на социально-экономические процессы, происходящие в обществе, через изменения в системе внутрисемейных отношений. Увеличение числа проблемных семей во время переходных, кризисных периодов общественного развития иллюстрирует эту зависимость. Изменения, произошедшие с семьей в последнее время, многими специалистами оцениваются как кризис традиционных семейных устоев. Наблюдается отказ от преданности браку на всю жизнь, интенсификация разводов и распад браков, увеличение числа неполных семей и семей с неродными родителями, широкое распространение ранних абортов и внебрачных рождений (в том числе - несовершеннолетними). 83 Во многих семьях отмечается низкий уровень эмоциональной близости в семье. Многие дети считают, что родители вообще не занимаются их воспитанием. Для того чтобы эффективно помочь ребенку, необходимо помочь семье. Признавая приоритет семьи в воспитании детей, отделение дневного пребывания МКУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» основное внимание уделяет профилактике возникновения и разрешения кризисных ситуаций в семье. Поддержка семьи в выполнении всех ее функций рассматривается нами как форма интеграции усилий специалистов различного профиля – социальных педагогов, психологов, специалистов по социальной работе и других специалистов социальной сферы. Работа отделения проходит по направлениям социально-правовой, медицинской, психолого- педагогической помощи и поддержки. Цель: Профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних. Предупреждение перехода семей из категории трудной жизненной ситуации в разряд социально - неблагополучных. Задачи: 1. Выявление социально-незащищенных семей, семей «группы риска». 2. Определение и устранение причин и условий, способствующих росту безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий. 3. Обеспечение несовершеннолетних и их семей квалифицированной социально-медико-психолого – педагогической помощью. 4. Создание благоприятных условий для реабилитации воспитанников. 5. Стимулирование самостоятельности семьи, ее способности контролировать свою жизнь и эффективно разрешать проблемы. 6. Содействие в формировании ЗОЖ. 84 Работа направлена на категорию населения: Дети 5-18 лет, нуждающиеся в социально-медико-психолого- педагогической помощи и их семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Ожидаемые результаты и перспективы: 1. Профилактика и улучшение показателей безнадзорности, беспризорности и риска правонарушений. 2. Разрешение существующих проблем в семье. 3. Положительная динамика в процессе реабилитации ребенка. 4. Сохранение и восстановление позитивной социализации семьи и ребенка. Свою работу мы освещаем на телевидении, на сайте УСЗН, тесно сотрудничаем со СМИ. Хочется отметить психолого-педагогический аспект реабилитации детей. Он включает в себя комплексную диагностику, выявление и анализ фактов, обусловивших социальную дезадаптацию несовершеннолетних, ее формы и степень. Это очень важный этап в исследовании пострадавшей детской психики и характеристических особенностей каждого воспитанника отделения. Это помогает специалистам выбрать приоритетный план психолого-педагогической коррекции с целью формирования социальной, интеллектуальной, коммуникативной адаптации ребенка, а также выявления его личностных, творческих и резервных возможностей. Для этого работники центра организуют индивидуальные и групповые занятия. Учебный процесс воспитанников проходит в соответствии с их развитием, подготовкой, возможностями. Каждый воспитанник, поступающий в отделения дневного пребывания, проходит программу реабилитации, которая составляется на медико-психолого-педагогических консилиумах, где заводится «Карта социальной реабилитации воспитанника». В нее помещаются необходимые сведения о ребенке, а также о его родителях и других родственниках, отмечается тип семьи и образ жизни, фиксируется первичное обследование воспитанника и намечается ход реабилитационной работы. В процессе работы отмечаются положительные и отрицательные моменты изменения данных. Все это очень важно для составления наиболее действенного способа реабилитации ребенка и его дальнейшей адаптации и социализации. 85 Чтобы воспитание детей было правильным, надо правильно организовывать досуг детей, быть рядом с ними, помогать им и тогда вы увидите результаты своей работы. Для этого специалистами отделения проводится работа по повышению педагогической компетенции родителей. «Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». ( А.С. Макаренко) Анализируя свою работу, мы пришли к выводу о необходимости ведения целенаправленной, планомерной работы в первую очередь по сохранению и укреплению семьи ребенка, как наиболее эффективную форму, способствующую их благополучному вхождению в социум. Одна из форм работы, которая показала наилучший результат — это «Семейное кафе». Не случайно мы пришли к такой форме работы, долго наблюдали и анализировали, пришли к выводу, что всем и детям, и взрослым комфортно общаться и решать проблемы сообща, за чашечкой чая. Ежемесячно в отделении устраиваются вечера за круглым столом, который воссоздаёт обстановку дома, символизирует «Семейный совет». Обязательно родители приносят домашнюю выпечку, которую они готовят дома совместно со своими детьми. Во время совместного чаепития, проходят конкурсы, игры на развития тактильного и эмоционального контакта, в которых участвуют и дети, и взрослые, просматривается слайд-шоу о жизни в отделении. Специалисты и педагоги готовят свои доклады, проводят консультации. Обсуждаются ситуации, совместно находятся выходы из проблем. Дети готовятся к семейному вечеру, разучивают песни, танцы, готовят кукольный театр, обязательно своими руками, под руководством педагогов изготавливают подарки для родителей, бабушек и дедушек. Выступая на таких домашних вечерах и у детей, и у родителей поднимается самооценка, они чувствуют себя увереннее и счастливее. Отрадно отметить, что, покидая отделение дневного пребывания, после проведенного курса социальной реабилитации, несовершеннолетние и их родители знают, что они могут вернуться в любую трудную минуту, 86 где им всегда рады…. И они возвращаются…. Приходят узнать, как идут дела в отделении. Приходят в гости и на мероприятия, на консультации и праздники. Приходят рассказать о своих успехах и переживаниях. Приходят потому, что здесь им было хорошо, их научили взаимодействовать друг с другом, преодолевать трудности. Их тянет назад в дружескую обстановку милых улыбчивых воспитателей, вкусных запахов кухни, веселых праздников и неповторимого ощущения домашнего тепла и уюта. И мы рады, что можем помочь сохранению и укреплению Семьи. Литература и источники 1. Руководство по оценке и междисциплинарному ведению случая для оказания помощи детям и семьям, находящимся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации – Санкт-Петербург, 2008. – 120 с. 2. Служба раннего вмешательства /Методические рекомендации для практической работы с детьми в службе ранней помощи – Москва, 2007. – 299 с. 3. Руководство по аддиктологии / Под редакцией В.Д.Менделевича. - Москва, 2007. - 766 с. 4. Лильин Е.Т., Доскин В.А. Детская реабилитология. / Москв