Напоминание

Литература и музыка – союз искусства и добра


Автор: Сафронова Валентина Петровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ СО "Краснотурьинский колледж искусств"
Населённый пункт: г. Краснотурьинск, свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: Литература и музыка – союз искусства и добра
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ЛИТЕРАТУРА И МУЗЫКА – СОЮЗ ИСКУССТВА И ДОБРА

Искусство занимает в жизни каждого человека большое место. Мы

даже не можем себе представить жизнь общества без искусства. Среди всего

его

многообразия

можно

выделить

два

вида:

музыку

и

литературу,

с

которыми особенно часто приходится сталкиваться в жизни. В соответствии с

Указом Президента Российской Федерации

2015 год был объявлен Годом

литературы. Это одно из важнейших культурных событий страны. Создали

эмблему

к

этому

событию,

на

которую

поместили

профили

русских

классиков — Александра Пушкина, Николая Гоголя и Анны Ахматовой.

Похожи ли эти два вида искусства – литература и музыка? Что у них

общего? В чём различие? Безусловно, это сложный вопрос. Но даже ребенку

ясно, что общее, связующее звено музыки и литературы — это звук. Язык

слов и язык музыки... На первый взгляд они очень далеки друг от друга.

«Прежде

всего

-

музыка

в

слове!»

это

строка

из

стихотворения

«Поэтическое искусство» французского поэта-символиста Поля Верлена.

«Тот, у кого нет музыки в душе,

Кого не тронут сладкие созвучья, -

Способен на обман, измену, подлость,

Темны, как ночь души его движенья,

И мысли все угрюмы, как Эреб.

Не верь такому»

- эти слова принадлежат не музыканту, а поэту, великому Шекспиру.

Говоря о литературе, мы не можем не отметить, что литература без

музыки как птица с одним крылом. Литература и музыка, слово и музыка - два

великих

начала,

две

стихии

искусства.

На

протяжении

многих

веков

они

непрерывно взаимодействуют, нередко спорят и борются нередко приходят к

согласию и взаимопониманию. Их столкновение и примирение порой рождают

шедевры - песни, романсы, оперы. Поэтический текст способен придать музыке

новое

звучание;

он

обогащает

её

смыслом,

оттенками

чувств,

красочностью

тембров.

Но

не

каждое

стихотворение

может

стать

основой

музыкального

произведения:

оно

должно

быть

по

особенному

мелодичным

и

ритмичным,

должно состоять из благозвучных слов, которые легко

поются.

Творчество

композитора превращает стихотворение в музыкальное произведение, так

поэзия становится частью музыки.

Музыка и слово неразрывны. Союз этих двух искусств - мощное средство

для эстетического, нравственного воспитания, для развития фантазии, образного

мышления. Литература всегда рождала великие музыкальные произведения так

же, как и музыка вдохновляла мастеров слова. Не случайно биографии писателей

говорят нам о том, что музыка всегда была частью их жизни. А.С. Грибоедова мы

знаем

не

только как

дипломата,

выдающегося

поэта,

драматурга,

но

и

как

талантливого

музыканта.

Он

прекрасно

играл

на

фортепиано,

сам

создавал вдохновенные, изящные миниатюры.

М.Ю.Лермонтов

в

годы

своей

учебы

в

университете

участвовал

в

конкурсе скрипачей-виртуозов и стал

его

победителем. Л.Н. Толстой страстно

любил

Моцарта,

играл

его

фортепианные

концерты, сочинял

музыку.

Б.Л.Пастернак был пианистом… И эти примеры можно продолжать.

Стихи

многих

поэтов

послужили

поэтической

основой

музыкальных

произведений. В первую очередь, конечно, вспоминается имя А.С. Пушкина и его

настоящие поэтические шедевры, в которых уже заключена великая сила музыки.

Как

можно

разделить,

например,

роман

Пушкина

«Евгений

Онегин»

и

гениальную оперу Чайковского? Или, читая стихотворение «Я помню чудное

мгновенье…», не вспомнить удивительный романс Глинки и необычную историю

посвящения стихов и музыки матери и дочери Керн.

«Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь -

мелодия», - так сказал Пушкин.

Великий педагог В.А. Сухомлинский писал «Слово никогда не может до

конца объяснить всю глубину музыки, но без слова нельзя приблизиться к этой

тончайшей

сфере

познания

чувств».

Доказательством

этого

служит

то,

что,

слушая музыкальные произведения, человек представляет себе картины и образы,

а этот зрительный ряд обличается в словарную форму.

Музыка, так же, как и литература, сопровождает нас всю жизнь, она учит, в

ней

человек

находит

выражение

самых

высоких

чувств

и

тонких

душевных

переживаний.

Так

что

эмоциональное

воздействие

этих

двух

видов

искусств

огромно и это, безусловно, их роднит. Литература помогает познать мир, музыка

учит жизни. Писатель создает литературное произведение, чтобы передать свои

мнения и чувства, свое видение жизни, ставя перед собой задачу, повлиять на

читателя. Такова и основная цель композитора.

П.И. Чайковский писал: «Я желал бы всеми силами своей души, чтобы

музыка моя распространялась, чтобы увеличилось число людей, любящих её,

находящих

в

ней

утешение

и

подпору».

И,

конечно

же,

оба

вида

искусства

объединяют фантазии и окрылённость, которые движут творческий процесс.

Когда речь заходит о поэзии, мы невольно переходим на музыкальную

терминологию:

созвучие,

гармония,

интонация,

мелодика…

Да

и

свою

ритмическую организацию, подчинение определенному размеру стихи взяли у

музыки.

Люди

всегда

знали

божественную

силу

музыки.

Не

случайно

ещё

во

времена

глубокой

древности

они

сложили

миф

об

Орфее

-

легендарном

прародителе самоотверженного племени певцов и музыкантов, чей голос покорял

не только людей и природу, но даже богов. Каков был его голос, как звучала его

лира, - этого мы, к сожалению, не услышим никогда. История навсегда унесла

живую музыку Орфея. Она осталась только в древнем предании, бессмертном

памятнике литературы, получившем название «Миф об Орфее».

Орфей,

сын

фракийского

царя

3агра

и

музы

Каллиопы,

был

самым

известным из когда-либо живших поэтов и музыкантов. Аполлон подарил ему

лиру, а музы научили играть на ней так, что он не только очаровывал диких

зверей, но и заставлял деревья и скалы двигаться под звуки его музыки. Во

Фракии несколько древних горных дубов так и остались стоять в танце. Орфей

участвовал

в

походе

аргонавтов,

своей

музыкой

помогая

им

преодолевать

множество препятствий. По возвращении он женился на юной нимфе Эвридике.

Когда Эвридика внезапно умерла от укуса змеи, Орфей смело спустился в Аид в

надежде вернуть её назад. Там он не только сумел очаровать перевозчика Харона,

пса Цербера и судей своей чарующей музыкой, но и на время прекратил муки

осуждённых. Пленительная музыка тронула даже грубое сердце Гадеса, бога

подземного

мира

.

И

он

позволил

Эвридике

вернуться

в

мир

живых.

Гадес

поставил лишь одно условие: по пути назад Орфей не должен оборачиваться до

тех пор, пока Эвридика не выйдет на солнечный свет. Эвридика шла по тёмному

проходу, ведомая звуками лиры, и, уже завидев солнечный свет, Орфей обернулся,

чтобы убедиться, что Эвридика идёт за ним, и в тот же миг потерял жену навеки.

Смерть Орфея, погибшего от дикого неистовства вакханок, оплакивали птицы,

звери, леса, камни, деревья, очарованные его музыкой. Со слезами на глазах музы

собрали его останки и погребли у подножия горы Олимп, и соловьи там теперь

поют слаще, чем где бы то ни было на свете. Лиру Орфея волны прибили к

острову Лесбос, где её возложили на почётное место в храме Аполлона. По

просьбе Аполлона и муз лиру поместили на небесах в виде созвездия.

Для К. Глюка Орфей стал не мифическим героем, а живым человеком.

Рассказывая в музыке о его судьбе, композитор словно заглянул в душу Орфея,

раскрыл скорбь, верность и мужество его страдающего сердца.

Образы поэтического мифа исключительно популярны в мировом искусстве.

Опера К. Глюка - не единственное произведение, созданное на этот сюжет. Так,

одна из первых опер в Европе, созданная и поставленная в Италии в 1600 году,

называлась

«Эвридика».

В

начале

XVII

века

за

ней

последовала

опера

итальянского композитора Клаудио Монтеверди «Орфей». В конце XVIII века в

России

появилась

мелодрама

Евстигнея

Фомина

«Орфей».

Жак

Оффенбах

написал оперетту «Орфей в аду». В ХХ веке миф об Орфее возродился в балете

Игоря Стравинского. Оригинальную трактовку мифа дал американский драматург

Теннесси Уильямс в драме «Орфей спускается в ад».

По

его

мотивам

написаны

полотна

великих

живописцев

Тинторетто,

Рубенса, Брейгеля и др.

Многие годы в Польше

в Сопоте проходил международный фестиваль

певцов «Золотой Орфей». И может быть, будут ещё созданы новые выдающиеся

произведения на этот бессмертный сюжет.

Очень часто музыка вплетается автором литературного произведения в его

содержание, становится одним из средств раскрытия художественных образов,

помогает лучше понять идею. Вспомним «музыкальные» страницы сочинений

Льва Толстого. В рассказе «После бала» смена яркой, радостной, счастливой

музыки

бала

убогой,

пронзительной

и

устрашающей

музыкой

экзекуции

подчеркивает

перелом

в

ощущениях,

в

сознании

героя.

А

наши

любимые

персонажи из романа «Война и мир» - Наташа, Николай Ростовы, княжна Марья –

неразрывно

связаны

с

музыкой,

глубоко

чувствуют

и

понимают

ее.

«Люблю

музыку больше других искусств», - писал Лев Толстой.

Великий композитор П.И.Чайковский в письме К.Романову сравнивал

поэзию А.А.Фета с музыкой: «Фет есть явление совершенно исключительное, в

лучшие свои минуты выходит он из пределов, указанных поэзии, и смело делает

шаг в нашу область, т.е. в музыку. Потому часто Фет напоминает мне Бетховена.

Подобно Бетховену ему дана власть затрагивать такие струны нашей души,

которые недоступны художникам слова. Это не просто поэт, скорее поэт-

музыкант».

Фортепианная соната №2 Л.Бетховена стала лейттемой повести А.Куприна

«Гранатовый браслет». Высокая и трагическая тема любви удивительно созвучна с

музыкой Бетховена.

Связь

музыки

с

литературой,

лежащая

в

основе

оперного

искусства,

несомненно, обогащает каждое из этих искусств и одновременно делает их более

доступными, понятными широкому кругу слушателей и зрителей.

Слушая

оперы,

наблюдая

за

развитием

и

столкновением

музыкальных

образов, мы следим и за либретто, словно читаем книгу. Либретто определяет

главную тему, содержание и смысл всей оперы. В основу оперных либретто

кладётся

известное

литературное

произведение.

Поэтому,

изучая

крупные

музыкальные сценические произведения, мы знакомимся с либретто и с самим

литературным произведением.

Тонкое чувство прекрасного, интуиция художника, психологическое чутье

позволяют композиторам понять литературное произведение точно и глубоко. А

иногда

музыканту

удается

усилить

его

идейное

звучание.

Так,

например,

произошло

с

трагедией

А.Пушкина

«Борис

Годунов»

и

одноименной

оперой

М.Мусоргского. В трагедии народ тихо ропщет против царской власти и свой

протест, и проявление непокорности выражает молчанием. «Что же вы молчите?

Кричите:

да

здравствует

царь

Дмитрий

Иванович!»

И

гениальная

ремарка

Пушкина – «народ безмолвствует». Цензура совершенно справедливо усмотрела

за этими словами крамольный смысл. Трагедия, оконченная в 1825 году, была

запрещена и опубликована лишь спустя пять лет в 1830 году.

В 1866 году другой великий художник, композитор М.П.Мусоргский

обратился к творению Пушкина и написал выдающуюся оперу «Борис Годунов»,

ставшую

шедевром

мирового

значения.

Через

36

лет

после

опубликования

трагедии

в

печати композитор

пошел

дальше

поэта:

молчаливый

протест

он

продолжил народным бунтом. Беглый монах Варлаам у Мусоргского становится

бунтарем,

представителем

протестующего

против

рабства

народа.

Другой

персонаж - Юродивый - прямо бросает обвинение в убийстве в лицо царю Борису:

«Нельзя молиться за царя Ирода, Богородица не велит». И кульминацией оперы

становится сцена народного бунта с почти революционным хором «Расходилась,

разгулялась сила-удаль молодецкая».

Сценическая

судьба

оперы

повторила

судьбу

трагедии:

также

запрещенная цензурой, она была поставлена через семь лет после написания.

Литературное

слово

имеет

большое

значение

и

в

русском

народном

творчестве. Человек стремился выразить в музыке свое отношение к миру, земле,

небу, солнцу, звёздам. Он поклонялся им, наделяя солнце, огонь, воду, землю,

ветер своими человеческими чертами, просил, заклиная их, даровать тепло, свет,

удачу.

Вера

в

божественные

силы

природы

привела

к

созданию

древних

языческих

образов,

праздников,

игр.

Эти

обряды

сопровождались

плясками,

музыкой. Слова заклинаний не только произносились, но и пелись.

Пропетое

слово

звучало

сильнее

и

выразительней,

чем

сказанное,

оно

становилось

музыкой.

Древняя

обрядовая

музыка

проста

и

лаконична.

Передавалась из уст в уста, она веками шлифовалась; в ней сохранились лишь

самые яркие напевы, мелодические обороты, интонации. Современный фольклор

сохранил живую связь с народными традициями.

Народная музыка, народная сказка, былины, сказания легли в основу многих

произведений великих русских композиторов: М.И. Глинка, П.И Чайковский, М.П.

Мусорский, А.П. Бородин, Н.А. Римский – Корсаков и другие.

Говоря, о том, как создавалась в народе музыка, нужно сказать, что на Руси

любили играть на различных музыкальных инструментах (балалайке, гармошке,

свирели, домре).

Без литературы в музыке исчезли бы музыкальные жанры, такие как песни,

романс (так как без стихов нельзя написать песню) опера, балет (так как без

пьесы, предназначенной для постановки на сцене нельзя сочинить оперу, балет)

отсюда следует, что литература необходима музыке, она её обогащает.

Что стало бы с литературой, если бы не было музыки? Прежде всего, если

бы не было музыки в литературе, то все стихи, сколько бы не писали их поэты

всего мира, остались бы только стихами и никогда не смогли бы превратиться в

песни.

А

ведь

очень

многие

стихи

писались

специально

для

того,

чтобы

композиторы сочиняли на них музыку. Без музыки эти стихи лишены достаточной

силы для самостоятельной жизни.

Музыка обогащает литературу не только превращая стихи в песню,

писателями и поэтами написано много разных литературных произведений, в

которых рассказывается о музыке, а в некоторых музыка становится главным

действующим лицом. Музыка звучит во многих сказках у всех народов мира.

Музыка в кино несёт не только эмоциональную нагрузку, но так же может

стать художественным образом.

Музыка

играет если не главную роль, то

является одним из главных действующих лиц. Кино с самого своего рождения

неразрывно связано с музыкой. Великим немым называли кино, когда оно ещё не

было

звуковым.

Зрители

не

могли

услышать

с

экрана

ни

одного

слова,

но

воспринимать фильм им помогала музыка. Обычно в кинотеатре служил тапер

(пианист, который сопровождал игрой на фортепиано показ кинофильма). И вот

герои заговорили. Звуковому кино еще больше стала нужна музыка.

Существует

много

замечательных

фильмов

о

композиторах

«Большой

вальс» об Иоганне Штраусе, «Чайковский», «Мусоргский», «Глинка», Амадеус».

А

также

прекрасные

мюзиклы

«Учитель

пения»,

«Буратино»,

«Красная

шапочка», «Мери Поппинс до свиданья».

Звуки музыки, мультипликационные фильмы, в которых показывают, как

музыка

перевоплощает

героев

из

непослушных

и

баловников

в

разумных

и

внимательных, в сердцах злых героев зажигает искорку доброты и как музыка

своей силой может объединять людей.

Язык слов и язык музыки помогают нам общаться между собой. Слова,

прежде всего, воздействуют на ум, а потом уже на чувства. Речь человека -

универсальный язык нашего общения между людьми. Разговаривая, мы отлично

понимаем друг друга. Но не всё можно передать словами. Бывают в жизни такие

моменты, когда обычный человеческий язык не в силах раскрыть чувства, которые

владеют нами. И тогда мы обращаемся к музыке. Однако язык музыки не обладает

конкретностью, а слово проигрывает в соревновании со своим другом-соперником

в передаче эмоций. Именно поэтому между словом и музыкой издавна существует

стремление слиться в едином произведении. Музыка окрыляет слово, делает его

более взволнованным, а слово придаёт музыке большую определённость.

Вот как говорит о музыке и литературе Анна Ахматова:

Подумаешь, тоже работа –

Беспечное это житьё:

Подслушать у музыки что-то

И выдать, шутя за своё.

Музыка без литературы, как и литература без музыки, понесли бы потери,

так как эти виды искусства рождены жизнью и своими разными средствами

(литература, словом, музыка музыкальными звуками) отражают события в жизни,

чувства и переживания людей.



В раздел образования