Напоминание

Организация и совершенствование проведения камеральных налоговых проверок по налогообложению прибыли организации на примере МИФНС России №1 по Рязанской области


Автор: Лаврентьева Юлия Александровна
Должность: студент
Учебное заведение: Института Академии ФСИН России
Населённый пункт: г.Рязань
Наименование материала: статья
Тема: Организация и совершенствование проведения камеральных налоговых проверок по налогообложению прибыли организации на примере МИФНС России №1 по Рязанской области
Дата публикации: 12.06.2018
Раздел: полное образование





Назад




ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ КАМЕРАЛЬНОГО НАЛОГОВОГО

КОНТРОЛЯ

Ни для кого не секрет, что налоговая система России имеет множество

недостатков, которыми могут пользоваться налогоплательщики в качестве

минимизации платежей в бюджет, используя при этом как законные, так и

незаконные способы.

Основной

проблемой

камеральных

проверок

является

превышение

налоговыми органами своих полномочий при истребовании документов и

пояснений.

Превышение

полномочий

при

проведении

налогового

контроля

означает

несоответствие

действий

государственного

органа

закону,

его

действие за пределами компетенции, предоставленной законом, что приводит

к признанию действий государственного органа неправомерными.

Налоговый орган, который при проведении камеральной проверки не

выявил

ошибок

и

иных

противоречий

в

представленной

декларации,

не

вправе

истребовать

у

налогоплательщика

дополнительные

документы,

ссылаясь при этом на ст. 88 НК РФ.

В

случаях,

когда

инспекторы

превышают

свои

полномочия

по

истребованию

документов,

арбитражные

суды

встают

на

сторону

налогоплательщиков.

Предусмотренные

ст.

88

НК

РФ

правомочия,

осуществляемые

налоговыми

органами

в

процессе

камеральных

проверок

в

связи

с

возможностью затребования у налогоплательщика дополнительных сведений

по его деятельности, получение объяснений, истребование дополнительных

документов,

позволяют

им

в

рамках

налогового

контроля

выявлять

проблемные моменты в деятельности налогоплательщика.

Как

правило,

запрашивается

множество

первичных

документов,

а

анализируется только часть из них. И нужны они, только если выявлены

арифметические

ошибки

или

неправильно

заполнены

какие-либо

строки

декларации.

Подобное

положение

дел,

конечно

же,

требует

определенной

корректировки

для

проведения

таких

проверок.

В

частности,

следует

конкретизировать их цели и задачи и установить обязанность налогового

органа

уведомлять

налогоплательщика

в

случае

выявления

расхождений

между

показателями

текущей

отчетности

и

показателями

отчетности

предыдущих периодов. Необходимо исключить возможность истребования

неограниченного перечня документов от налогоплательщика при проведении

камеральной налоговой проверки, и в частности, определить, в каких случаях

могут быть истребованы дополнительные документы, и установить закрытый

перечень таких документов.

Не менее важной является проблема определения сроков камеральной

налоговой проверки.

Порядок

и

сроки

проведения

камеральной

налоговой

проверки

закреплены в Налоговом кодексе РФ. Отклонение от норм, регулирующих

данный порядок, влечет нарушение законодательства о налогах и сборах и

может

привести

к

нарушению

прав

налогоплательщика.

Поэтому

несоблюдение порядка проведения проверки не раз становилось предметом

разбирательства в арбитражных судах. Но, как показывает практика, далеко

не

все

нарушения

суды

считают

достаточным

основанием

для

отмены

решения

налогового

органа.

Рассмотрим

наиболее

часто

встречающиеся

процессуальные нарушения, допускаемые инспекторами налоговых органов

при проведении камеральных проверок.

Камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев на

основании налоговой декларации, поданной налогоплательщиком в ИФНС

(пп. 1 и 2 ст. 88 НК РФ). Независимо от того, когда инспекторы фактически

приступят к проведению проверки, срок ее проведения начинает течь со дня,

следующего за днем представления декларации (п. 2 ст. 6.1, п. 2 ст. 88 НК

РФ). Крайней датой окончания камеральной налоговой проверки следует

считать последний день трехмесячного срока, установленного ст. 88 НК РФ

(постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2015

г.

04АП-2560/2015).

Причем

законодательство

не

предусматривает

возможность приостановления или продления сроков камеральной проверки

(постановление ФАС Московского округа от 23.05.2012 г. по делу № А40-

85281/11-20-359, письмо Минфина России от 18.02.2009 г. № 03-02-07/1-75).

Вместе

с

тем

на

практике

налоговые

органы

нередко

пропускают

трехмесячный

срок

проведения

проверки

и

увеличивают

его.

По

итогам

анализа

судебных

актов

можно

сделать

вывод,

что

при

незначительном

пропуске установленного для проведения проверки срока данное нарушение

может быть оценено арбитрами как несущественное.

Например, в постановлении ФАС Московского округа от 06.11.2013 г.

по делу № А40-29318/13-115-126 и постановлении Девятого арбитражного

апелляционного суда от 25.07.2013 г. № 09АП-21611/2013 по делу № А40-

29318/1 указано, что пропуск срока в 2–3 месяца не является основанием для

отмены спорного решения, поскольку срок проведения проверки, указанный

в ст. 88 НК РФ, не является пресекательным, и НК РФ не предусматривает

последствий его пропуска.

Противоположную позицию занимают арбитры в случае длительного

пропуска

срока

проведения

проверки.

Например,

в

постановлении

ФАС

Северо-Кавказского

округа

от

17.02.2014

г.

по

делу

А53-33611/2012

указано,

что

пропуск

установленного

срока

проведения

камеральной

проверки

более

чем

на

10

месяцев

является

существенным

нарушением

порядка проведения налоговой проверки и в силу п. 14 ст. 101 НК РФ служит

основанием

для

отмены

решения,

вынесенного

по

результатам

данной

проверки.

Как видно из содержания судебных актов, нарушение в виде пропуска

срока проведения камеральной проверки признается судами существенным в

зависимости от того, сколько времени прошло с момента истечения срока.

При

этом

важно

помнить,

что

суд

оценивает

имеющиеся

в

деле

доказательства

по

своему

внутреннему

убеждению,

основанному

на

всестороннем,

полном,

объективном

и

непосредственном

исследовании

имеющихся

в

деле

доказательств.

Поэтому

участие

в

процессе

профессионального представителя увеличивает шансы налогоплательщика

убедить

суд

в

том,

что

пропуск

срока

проведения

проверки

привел

к

существенному

нарушению

прав

налогоплательщика

и

что

данное

обстоятельство может служить основанием для отмены решения.

Кроме того, в ходе камеральной проверки налоговые органы получают

сведения

о

налогоплательщиках,

в

деятельности

которых

возможны

налоговые правонарушения. Поэтому налоговые органы должны повышать

эффективность

проведения

камерального

анализа,

с

помощью

а в т о м а т и з и р о в а н н о й

о б р а б о т к и

д а н н ы х ,

п о с т у п а ю щ и х

о т

налогоплательщиков,

а

именно

необходимо

создать

такой

программный

продукт,

который

позволил

бы

автоматически

проверять

налоговую

отчетность.

Осуществляемая сегодня модернизация налоговых органов по своей

сути является модернизацией порядка осуществления именно камеральных

налоговых проверок.

Сдача отчетности в электронном виде служит в основном выполнению

двуединой задачи.

Во-первых, экономии рабочего времени работников налоговых органов,

занятых вводом информации с бумажных носителей в свои информационные

сети.

Во-вторых,

повышению

эффективности

именно

камеральных

налоговых проверок. Сдача отчетности в электронном виде в едином формате

позволит

налоговым

органам,

создав

соответствующие

программные

средства

контроля,

оперативно

и,

главное,

практически

безошибочно

обнаруживать ошибки, допущенные налогоплательщиками при заполнении

форм налоговой отчетности.

Еще

одной

проблемой,

получившей

большую

актуальность,

стало

ежегодное

сокращение

численности

работников

налоговых

органов,

приводящее

к

увеличению

рабочей

нагрузки

на

остающийся

штат

работников.

Можно сделать следующий вывод, что большинство проблем в области

камеральных налоговых проверок основаны на несовершенстве налогового

законодательства, возможностью по-разному толковать те или иные нормы,

описанные в Налоговом кодексе.

Предусмотренные

ст.

88

НК

РФ

правомочия,

осуществляемые

налоговыми

органами

в

процессе

камеральных

проверок

в

связи

с

возможностью

истребования

у

налогоплательщика

дополнительных

сведений, получения объяснений, дополнительных документов, позволяют

им

в

рамках

налогового

контроля

выявлять

проблемные

моменты

в

деятельности налогоплательщика. Более глубокий анализ отчетности может

привести

к

более

желаемому

результату

для

налогового

инспектора,

что

позволит увеличить доначисления в бюджет.

На

пути

достижения

этой

цели

существует

ряд

нерешенных

сложностей.

В

связи

с

чем

можно

предложить

следующие

пути

совершенствования данного вида налогового контроля.

1. Закрепить в НК РФ закрытый перечень документов, необходимых

для камеральной налоговой проверки, что позволит исключить возможность

истребования неограниченного перечня документов от налогоплательщика.

2. Предоставлять право на продление срока камеральной налоговой

проверки, но не более чем на один месяц, во избежание незаконных действий

со стороны налогового органа в свою пользу.

Как

уже

говорилось

ранее,

большинство

проблем

в

области

камеральных налоговых проверок основаны на несовершенстве налогового

законодательства, возможностью по-разному толковать те или иные нормы,

описанные в Налоговом кодексе.

Совершенствование

процедуры

проведения

камеральной

налоговой

проверки

необходимо

совершенствовать

не

только

на

законодательном

уровне, но и в отдельно взятой инспекции.

В

ц е л я х

с о в е р ш е н с т в о в а н и я

о р г а н и з а ц и и

н а л о г о в о г о

администрирования в ИФНС России предлагаются следующие мероприятия:

1. Повысить численность сотрудников отдела в связи с массовостью

проверок, которые проводятся в этом отделе, с помощью привлечения новых

опытных

и

компетентных

сотрудников.

При

увеличении

количества

профессиональных кадров, снизится нагрузка на работников и ускорится

процесс работы.

2. Улучшить техническую оснащенность ИФНС России по Рязанской

области.

Увеличение

помещений

для

сотрудников.

Не

менее

важной

проблемой

являются

устаревшие

компьютеры,

которые

довольно

часто

зависают и имеют сбои в своей работе. Поэтому необходимо обеспечить

отдел принтерами, хотя бы по одному на два человека, также установить

обновить

компьютерную

технику

и

в

достаточном

количестве

иметь

канцелярские принадлежности.

3.

Создать

условия

для

повышения

квалификации,

что

повысит

заинтересованность налоговых инспекторов в результатах своей работы, а в

частности налоговых проверок.

Подводя итоги, следует отметить, что камеральные налоговые проверки

являются

важным

инструментом

в

сфере

налогового

законодательства.

Усовершенствовав

данную

систему

можно

значительно

увеличить

эффективность проведения камеральных налоговых проверок, что позволит

увеличить

пополнение

бюджета,

внеся

соответствующие

изменения

в

налоговое законодательство. Это конкретизирует нормы законодательства, с

целью исключения двойного толкования норм права. Данное обстоятельство

позволит пресечь совершение налоговых преступлений на начальных этапах.



В раздел образования