Напоминание

Теоретические основы организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ


Автор: Филина Елена Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 37"
Населённый пункт: г. Ленинск-Кузнецкий
Наименование материала: Основы организации познавательно–исследовательской деятельности в ДОУ
Тема: Теоретические основы организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ
Дата публикации: 09.01.2019
Раздел: дошкольное образование





Назад




Теоретические основы организации познавательно-исследовательской

деятельности в ДОУ

В

Федеральном

государственном

образовательном

стандарте

(ФГОС)

говорится,

что

работа воспитателя должна быть направлена на формирование у детей познавательной

активности и исследовательских навыков. Современная система образования отходит от

обучения детей путём прямой передачи знаний, но развивает в них стремление к поиску

новой информации разнообразными методами. Педагог зарождает в ребёнке мотивацию к

нахождению

ответов

на

возникающие

вопросы,

поощряет

любознательность.

Познавательно-исследовательская

деятельность

проявляется

и

в

самостоятельных

занятиях, сопровождающих игровую активность.

Цель и задачи

Цель организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду

состоит в развитии у дошкольников исследовательского типа мышления. Это не

значит, что воспитатель видит в подопечных будущих профессиональных исследователей,

экспериментаторов и учёных, он даёт ребятам ощутить восторг открытия. Неправильно

вкладывать в детей информацию в чистом виде. Правильно позволять им открывать мир

заново. При помощи визуального, акустического и сенсорного восприятия дошкольники

выявляют

качества

и

свойства

предметов,

с

развитием

аналитических

умений

устанавливают причинно-следственные связи в окружающей действительности, обобщают

и систематизируют накапливаемые знания.

Задачи познавательного развития в ДОУ:

развитие интереса к предметам и явлениям окружающего мира;

формирование первичных представлений об их свойствах (форме, цвете, размере,

структуре, звучности и т. д.);

развитие

мыслительных

способностей:

анализ,

сравнение,

обобщение,

классификация,

ориентация

во

времени

и

пространстве,

установление

взаимосвязей;

создание

положительной

мотивации

к

самостоятельному

поиску

нужной

информации;

стимулирование и поощрение любознательности, наблюдательности;

формирование и совершенствование навыка работы с различными инструментами,

развитие мелкой моторики.

Формы организации исследовательской деятельности в ДОУ

Коллективная. Занятие, направленное на развитие исследовательской деятельности,

проводится в групповой форме при соблюдении принципов:

o

доступности (каждый воспитанник участвует в процессе исследования),

o

структурности (занятие состоит из постановки проблемы, основной части и

подведения итогов),

o

непродолжительности (следует избегать переутомляемости, вводить в ход

занятия игровые элементы и физические упражнения).

Подгрупповая. Исследовательская работа осуществляется в подгруппах, когда

выводы предполагаются после сравнительного анализа нескольких результатов

исследования (в какой почве дадут всходы семена — в пресной или солёной,

например).

Индивидуальная. Воспитатель организует задания по развитию исследовательской

деятельности в индивидуальном порядке, если уровень знаний и умений отстаёт от

общего в группе (ребёнок переведён из младшей группы или не посещал детский

сад ранее), если возможно развить стихийно возникший интерес к изучению чего-

либо.

Методы и приёмы

Среди приёмов и методов организации познавательно-исследовательской деятельности

выделим актуальные для использования в ДОУ:

Эвристический метод. Педагогами часто создаются проблемные ситуации в

качестве мотивирующего начала занятия: таким образом возникает ощущение

сплочённости группы в поиске решения, активизируются мыслительные

способности при анализе сложившейся ситуации. Развитию любознательности,

исследовательских и речевых навыков способствуют эвристические беседы, в

основе которых лежат вопросы-проблемы. Например, «Почему в тёплое время года

ветви деревьев обладают достаточной гибкостью, а в морозы становятся

ломкими?», «Почему некоторые виды птиц перелётные?». Проведение

эвристической беседы требует тщательной подготовки: воспитатель определяет

основной проблемный вопрос в соответствии с уровнем знаний детей,

подготавливает дополнительные наводящие и уточняющие вопросы, прогнозирует

возможные варианты ответов и реакцию на них.

В младших группах длительность беседы, направленной на поиск решения,

составляет 10–15 минут, старшие дошкольники способны продуктивно работать в

русле эвристического метода дольше.

Наблюдение. Организованное в помещении или на территории детского сада

восприятие предметов и процессов развивает визуальные и аудиальные

способности детей. Исследования, проводимые во время прогулок, погружают

ребят в мир природы со всем разнообразием зрительных образов, красок, звуков и

запахов. Наблюдение является одной из активных практик научно-

исследовательской деятельности у дошкольников.

Опыты и эксперименты. Наряду с игрой экспериментирование считается ведущей

деятельностью дошкольников. Ставя элементарные опыты над предметами

(уронить на пол, попытаться разломить, извлечь звук и проч.), малыши

приобретают сведения об их свойствах. Ребята с удовольствием участвуют в

проведении экспериментов над знакомыми веществами, углубляя свои знания:

ставят опыты с водой в жидком и твёрдом состоянии, с песком, камнями, глиной,

растениями. Начинать проводить опыты нужно с детьми младшей группы,

побуждая по достижении старшего дошкольного возраста к желанию

самостоятельного экспериментирования. Этот метод научно-исследовательской

деятельности развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность,

способствует становлению дружеской атмосферы и сплочённости коллектива.

Проектная деятельность. Этот вид работы подразумевает совместную

исследовательскую активность детей и педагога и, как вариант, родителей. В

достижении познавательной цели проекта задействуются не только мыслительные

способности ребёнка, но и творческие навыки. Педагог побуждает к

самостоятельному построению хода наблюдений и опытов, лишь при

необходимости направляет действия воспитанника.

ТРИЗ-технологии. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) пришла в

педагогику из инженерной области и эффективно применяется в работе с детьми

младшего возраста и школьниками. Суть ТРИЗ-технологий — в побуждении

ребёнка к самостоятельному построению алгоритма действий для решения

возникшей проблемы. Этот метод применяется вне образовательного процесса: «Не

работает игрушка? Определи, что случилось. Сломалось колесо, подумай, каким

способом можно исправить поломку. Сравни сломанное колесо с теми, что в

исправности». В детском саду ТРИЗ-технологии реализуются чаще всего в форме

игровых заданий: «Ах, наша кукла Маша-растеряша потеряла чашку, как ей теперь

выпить сок? А теперь кукла не может найти зонтик, как ей дойти до бабушки в

дождливую погоду?». Этот метод работы способствует развитию аналитического

типа мышления.

Таблица: этапы исследовательской деятельности дошкольников

Этап исследования

Пример структуры исследования «Как растения пьют воду?» в

старшей группе детского сада

Постановка проблемы

Выяснить, каким образом растения потребляют воду.

Целеполагание

Воспитанники предлагают варианты решения проблемы, приходят ко

мнению, что нужно провести наблюдение за потреблением воды

каким-либо растением.

Выдвижение гипотез

Ребята размышляют, как можно сделать этот процесс зримым для

человеческого глаза (дать растению выпить цветной воды).

Проверка гипотезы

Каждый воспитанник разводит в баночке с водой пищевой краситель,

ставит в раствор лист китайской капусты или цветок белой гвоздики.

Анализ полученного

результата

Утром ребята видят, что капустные листы (гвоздики) приобрели те

оттенки, что и растворы, в которых они простояли ночь.

Формулирование

выводов

Вода поднимается по стеблю к верхушке растения. Соответственно,

если растение произрастает в почве, то начинает «пить воду» нижняя

часть, т. е. корни.

Таблица: виды познавательно-исследовательской деятельности в детском саду

Вид познавательно-

исследовательской

деятельности

Примеры реализации в работе с дошкольниками

Поисково-

исследовательская

Совместная работа педагога и детей по решению проблемных

вопросов. Реализуется в эвристических беседах («Зачем мыть руки

с мылом?», «Почему распускаются почки на деревьях?», «Почему

не тонет в речке мячик?»), наблюдениях (за природными явлениями

и объектами, простыми веществами).

Учебно-познавательная

Самостоятельная деятельность воспитанников по усвоению и

применению приобретённых в ходе образовательного процесса

знаний, умений, навыков. Реализуется при помощи ТРИЗ-

технологий в дидактических играх на совершенствование

пространственного, предметного, аналитического мышления;

самостоятельных наблюдений на занятиях и прогулках.

Познавательно-

практическая

Стихийная или организованная педагогом деятельность

воспитанников по получению информации практическим путём.

Реализуется в опытах и экспериментах.

Предметно-

исследовательская

Совместная или самостоятельная деятельность воспитанников по

установлению причинно-следственных связей в окружающем мире

и расширению знаний о свойствах объектов. Реализуется в

исследованиях различных материалов (ткань, дерево, бумага,

пластмасса, краски, чернила), живых существ и растений в

процессе роста, явлений природы в течение года.

Мотивирующее начало занятий

Исследовательские способности заложены в природе человека и стихийно проявляются с

первые годы жизни. Тяга к наблюдениям, непосредственному контакту с изучаемыми

предметами, постановке опытов и экспериментов становится сильнее у детей дошкольного

возраста. Особенно привлекают занятия в мини-лабораториях, где можно использовать

специальные инструменты и иногда непривычные материалы для исследования.

Педагогу важно организовать занятие по познавательной деятельности таким образом,

чтобы

на

первом

месте

у

воспитанников

было

стремление

к

обретению

новой

информации. Зачастую

практическая

сторона

вызывает

у

детей

настолько

яркие

положительные

эмоции,

что

в

них

теряется

радость

собственно

открытия,

к

чему

стремится проведение каждого исследования. Поэтому рекомендуется начало занятий

посвящать

активации

внимания

и

усилению

мотивации

к

решению

какой-либо

проблемной ситуации, поиску ответа на поставленный вопрос. В этих целях используется

наглядный материал (плакаты, карточки и открытки, иллюстрации книг, энциклопедии),

проводятся

подвижные

и

дидактические

игры,

тематические

физкультминутки

и

пальчиковая

гимнастика,

беседы,

в

которых

ребятам

даётся

возможность

привести

примеры из личного опыта, создаются сюрпризные моменты и проблемные ситуации.

Временной план занятия

Длительность образовательных занятий в детском саду зависит от возраста воспитанников

и определяется нормами СанПиН:

младшая группа — 15 минут;

средняя группа — 20 минут;

старшая группа — 25 минут;

подготовительная группа — 30 минут.

В

середине

занятия

должна

проводиться

физкультминутка

или

подвижная

игра

как

средство профилактики переутомления.

Поскольку

занятия

по

познавательно-исследовательской

деятельности

требуют

умственного напряжения, проводиться они должны в первой половине дня, желательно во

вторник или среду — дни высокой работоспособности.

Использование наглядного материала при организации экспериментальной деятельности

в ДОУ

В рамках обозначенной темы речь идёт не о традиционно используемых на занятиях

наглядных

материалах

плакатах,

иллюстрациях,

карточках

со

схемами.

Исследовательскую

деятельность

сопровождает

обязательный

этап

работы

документирование

полученной

информации.

Воспитатель

должен

обратить

внимание

ребят, что учёные (исследователи и изобретатели) записывают свои наблюдения и выводы,

к котором они приходят в процессе изучения каких-либо явлений или свойств предметов.

Для записи наблюдений дошкольников могут быть использованы такие формы, как:

Исследовательские карточки. Ребята заполняют специальные бланки, которые затем

составляются в картотеку наблюдений и опытов.

Личный дневник наблюдений. Эта форма располагает большим простором для

реализации

творческих

потребностей

и

выражения

индивидуальности,

чем

карточки. Ребятам можно разрешить делать в дневнике пометки, зарисовки, схемы.

Стенды.

Фиксировать

детское

экспериментирование

можно

при

помощи

оформления

стендов:

вывешивания

плана

проведения

опытов,

диаграмм

и

фотографий с результатами.

Лэпбуки

изготовленные

своими

руками

книжки-раскладушки

на

тему

проведённых исследований («Вода», «Погода», «Насекомые», «Свойства воздуха» и

т. д.). Для создания подобных книжек могут быть использованы шаблоны. Будет

замечательно, если помогать в оформлении лэпбуков ребятам будут родители

Анализ и диагностика познавательно-исследовательской деятельности

Для

оценивания

результатов

и

эффективности

познавательно-исследовательской

деятельности

воспитанников

педагогом

проводится

диагностика

по

следующим

критериям:

умение формулировать проблемы воспитанниками;

грамотное формулирование вопросов;

построение алгоритма действий для решения проблемы;

выдвижение гипотез;

выбор способов исследования;

умение описывать наблюдения во время исследовательского процесса;

наличие

мыслительных

умений

(анализирование,

сравнивание,

обобщение,

систематизация);

степень самостоятельности на каждом этапе проведения исследования;

способность к умозаключениям, выводам, подведению итогов.

О

высоком

уровне

познавательно-исследовательской

деятельности

свидетельствует

наличие устойчивой мотивации к решению проблемных ситуаций и поиску ответов на

поставленные

вопросы,

самостоятельное

построение

алгоритма

исследования

и

проведение

практической

работы

(опытов),

грамотная

формулировка

полученных

сведений, правильное построение выводов. Ребёнок с развитым исследовательским типом

мышления проявляет инициативу в выборе материалов и инструментов для проведения

наблюдений, не боится выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, доводит

начатое до конца с целью получения соответствия озвученной гипотезе или опровержения

её.



В раздел образования