Напоминание

Особенности развития музыкальных образов в балете. Балет «Петрушка» Стравинского. Потешная музыка.


Автор: Абкадырова Эльвира Серверовна
Должность: Учитель музыки
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Добровская школа–гимназия имени Я.М.Слонимского» Симферопольского района Республики Крым
Населённый пункт: с.Доброе
Наименование материала: Разработка урока
Тема: Особенности развития музыкальных образов в балете. Балет «Петрушка» Стравинского. Потешная музыка.
Дата публикации: 30.01.2019
Раздел: начальное образование





Назад




Учитель:АбкадыроваЭ.С.

Музыка

4 класс

Урок № 12. Особенности развития музыкальных образов в балете. Балет

«Петрушка» Стравинского. Потешная музыка.

Цель урока: создание условий для знакомства учащихся с музыкой в

народном стиле на примере музыки И.Ф. Стравинского.

Планируемые результаты:

Познавательные:

познакомить с литературным и музыкальным содержанием балет

«Петрушка»;

показать, что музыка И.Ф. Стравинского носит народных характер.

понимать термины: либретто, сюита, балет, народный стиль;

соединить слуховые представления со зрительными.

Регулятивные :

стремиться к сотрудничеству со сверстниками при решении музыкальных

задач;

развивать навыки развернутого речевого высказывания в процессе групповой

деятельности.

Коммуникативные : ставить совместно с учителем конкретную учебную

задачу;

формировать умения целеполагания, планировать собственную деятельность

исполнения;

строить речевые высказывания о музыке в устной форме.

Личностные:

участвовать в коллективнотворческой деятельности, реализовывать

собственные творческие замыслы в хоровом пении;

эмоционально откликаться на музыкальные произведения и выражать

свое впечатление;

воспринимать учебный материал со слов учителя.

Тип урока: углубление в тему, усвоение новых знаний. Урок-игра.

Музыкальный материал: фрагменты из балета «Петрушка», музыка И.Ф.

Стравинского (тема гуляния, «Танцовщица», «Шарманщик играет а трубе»,

«танец оживших кукол»)

;

Исполнение песени: «Наш край».

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал,

1

иллюстрации к уроку, видео фрагменты, портрет композитора

ХОД УРОКА

1.

Вход в класс под музыку

2.

Музыкальное приветствие.

- Здравствуйте ребята. Я очень рада новой встрече с вами. Несмотря на то,

что за окном по-зимнему холодно, у нас в кабинете тепло и уютно, светло от

ваших лучистых глаз. Ребята, сегодня вновь нас всех вместе собрала у себя

Волшебница-Музыка!

Скоро новогодний праздник, а на праздник принято дарить подарки. Поэтому

Королева Музыка прислала нам сюрприз! Да, а к нему и письмо! (Ученик

открывает письмо и читает)

Дорогие друзья!

Вот уже несколько дней я внимательно наблюдаю за вами. Мне нравится,

как вы занимаетесь музыкой! Поэтому я приготовила для вас музыкальный

подарок. Но злая и вредная Кикимора усыпила моих верных слуг. Нотки так

крепко спят, что ничего не могут для вас исполнить. Расколдовать их

может только тот, кто раздобудет 7 волшебных нот!

Для этого необходимо справиться со сложными заданиями. Тогда чары

Кикиморы спадут, и волшебная музыка зазвучит для вас. Я верю, что вы

справитесь! Удачи!

Волшебница-Музыка

Педагог:

Ну

что,

ребята?

Я

думаю,

что

мы

обязательно

справимся

со

сложными заданиями, раздобудем 7 волшебных нот и музыкальный подарок.

Волшебная музыка зазвучит у нас на занятии! В этом нам помогут знания и

дружба,

ведь

человек,

обладающий

знаниями,

настоящий

волшебник,

а

дружба помогает делать нам настоящие чудеса!

Педагог: Итак, Королева Музыка прислала нам 7 заданий, с которыми мы

должны справиться. За каждое правильно выполненное задание мы получаем

волшебную нотку.

1 задание: «Музыкальные загадки». Повторение пройденного материала.

2

Педагог: Молодцы, ребята! Мы заработали сразу 2 волшебные нотки — до,

ре. (Все нотки выстраиваются на нотном стане!)

2 задание: «В музыкальном театре»

Введение в тему урока

Сегодня мы познакомимся с балетом «Петрушка» И.Ф. Стравинского

Учитель: В начале прошлого века русский композитор Игорь Федорович

Стравинский сочинил балет о народном масленичном гулянии. Главным

героем балета он сделал ожившую куклу – любимца балаганных спектаклей

Петрушку. Балет свой И.Ф.Стравинский так и назвал “Петрушка” –

“Потешные сцены в четырех картинах”. “Петрушку” исполняют и в

концертах как “симфоническую сюиту”, но уже не “в четырех картинах”, а “в

четырех частях”.

Сюита - музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей,

объединенных общим названием.

Краткое содержание первой картины

В первой картине композитор нарисовал народное гулянье на масленой.

Балаганный дед потешает толпу. Появляется шарманщик с уличной

танцовщицей. Шарманщик играет на шарманке, потом на трубе. Танцовщица

танцует, отбивая такт треугольником. В другом конце сцены танцует другая

танцовщица. Два барабанщика привлекают внимание толпы. Из театрика

выходит старый фокусник. Он играет на флейте. Занавес раздвигается, толпа

видит трех кукол: Петрушку, Арапа и Балерину. Фокусник оживляет их

прикосновением своей флейты. К великому удивлению толпы, Петрушка,

Арап, Балерина дружно пускаются в пляс.

Слушание и обсуждение фрагментов из балета “Петрушка” И.Ф.

Стравинского

Учитель: Какой представляете вы себе музыку “Петрушки”? Какую бы вы

сочинили музыку для такого балета, если бы вы были композиторами?

Чтобы передать эту картину И.Ф.Стравинский написал множество мелодий,

которые напоминают русские народные песни, танцы, наигрыши. Но иногда

он включал в свою музыку интонации настоящих мелодий.

3

Перед прослушиванием фрагмента первой картины познакомить с

основными темами: тема гуляния, "Танцовщица", "Шарманщик играет на

трубе", "Танец оживших кукол".

– Сумел ли композитор передать колорит празднования Масленицы?

– Какие музыкальные краски он использовал?– Что больше всего

запомнилось, понравилось?

– Какие музыкальные краски использовал для своей картины

Б.М.Стравинский?

“Петрушка” – это сама жизнь. Вся музыка его полна такой бодрости,

свежести, доступности, такого здорового и неподкупного веселья, такой

несдержанной удали…, словно вы сами в снежно-солнечный масленичный

суетливый день…попали в праздничную, хохочущую толпу и “слились с ней

в неразрывное ликующее целое.” Н.Мясковский

Гимнастика для глаз «Немного о музыке»

Молодцы, вы отлично справились с работой, затратили много сил. И наши

глаза устали. Давайте дадим им отдохнуть, а для этого сделаем гимнастику -

представьте, что вы музыканты. Играете на клавишном инструменте. Правда,

играть

вам

придется

на

собственных

веках.

Необычно?

Согласна.

Итак,

сядьте на стул и приготовьтесь. Тремя пальцами сразу легонько коснитесь

своих век. Только пусть это будет целый аккорд. Коснулись, раз-два. Убрали,

три-четыре. Поиграйте так несколько раз, легонько без усилий.

- А теперь представьте, что вы – дирижеры, правда, начинающие. Но у вас

есть свои секреты, ну-ка поделитесь ими. А точнее двумя взмахами. Работают

только глазки, голова неподвижна. Первый взмах – сверху вниз. Второй –

слева направо. Ну, может, это и не очень похоже на движение настоящего

дирижера, ведь вы работаете не дирижерской палочкой, а глазами. Кстати,

именно так дирижировал знаменитый Леонард Бернстайн. Подирижируйте

еще немного.

Педагог: И вновь мы зарабатываем с вами волшебную нотку «МИ»! Ещё не-

много и мы у цели!

3

задание:

необходимо

определить

музыкальные

инструменты,

которые

входят в состав оркестра народных инструментов, в данном случае русских

народных инструментов.

4

«Играем в русский народный оркестр»

Педагог: Представим, что вы музыканты народного оркестра, а я маэстро

Дирижёр.

Нам необходимо исполнить с вами фрагмент народной песни. Для этого надо

внимательно слушать свою оркестровую партию и вовремя вступать, когда

вы её услышите. А я буду вам помогать и показывать вступление каждой

оркестровой партии.

Педагог: Итак, я думаю, что, как на настоящем концерте, мы заработали с

вами настоящие аплодисменты. Ну и, конечно, волшебную нотку «ФА»!

Молодцы, ребята!

4 задание: «Спой песню»

Дыхательная гимнастика(перед вокально-хоровой работой):

Упражнение "Воздушный шарик":Сделайте медленный глубокий вдох через

нос, руки через стороны вверх ("надуваем шарик"). Задерживаем дыхание, а

затем "сдуваем шарик" – выдыхая воздух, говорим: "Ха-ха-ха". Руки

опускаем вниз с остановками. (Выполнить 2 – 3 раза).

– Упражнение "Дровосек": Сцепите руки в замок. Медленно вдохните через

нос, руки поднимите вверх. Задержите дыхание. Резко выдохните через рот

со звуком "У", руки резко опустите вниз, показывая движения топора.

– Упражнение "Гармонь". Руки согнуты перед грудью в локтях. Глубокий

вдох через нос – руки медленно растягивают меха. Выдох через рот со звуком

А-А-А, руки возвращаются в исходное положение.

Пошипим, как разъярённая кошка (ш-ш-ш с показом "когтей"). Покажите,

как работает мотор у большой грузовой машины (вибрация губ и низкий

звук), а как у игрушечной машинки (вибрация губ с высоким звуком).

Физминутка.

Исполнение песен: «Наш край»,

Знакомство с новогодней песней.

Педагог: Итак, вы заработали волшебную нотку «Соль». Молодцы, ребята!

5 задание: «Музыкальные ребусы»

5

Педагог: Волшебница-Музыка просит нас разгадать музыкальные ребусы.

Но чтобы справиться с этим непростым заданием, необходимо владеть

музыкальной грамотой. Вы знаете, где располагаются нотки на нотном стане?

Ну, тогда вперёд, за волшебной ноткой!

Педагог: Молодцы, ребята! Мы почти уже у цели, нам осталось раздобыть

всего одну волшебную нотку «ЛЯ»!

6 задание: «Реши кроссворд»

Педагог: Молодцы, ребята! Вы были все очень активны! (особенно…)

Благодаря нашим знаниям и дружбе нам удалось развеять чары Кикиморы и

раздобыть 7 волшебных нот, и сейчас для вас зазвучит Волшебная Мелодия!

(Звучит вальс –цветов из балета «Щелкунчик»)

Педагог: Понравилась вам волшебная музыка? Эту музыку сочинил Пётр

Ильич

Чайковский.

Она

звучит

в

балете

«Щелкунчик»,

с

которым

мы

познакомимся в новой четверти.

III. Обобщение

Что такое балет? (Спектакль, где актёры танцуют)

Назовите композитора балета «Петрушка».

Перечислите главных действующих персонажей балета «Петрушка».

В чем особенность музыки балета «Петрушка»?

IV. Итог урока

Педагог: Надеюсь, что вы, как и я с нетерпением будете ждать новой встречи

с Волшебницей Музыкой! Ведь «что может быть пленительней на свете,

чем звуков лад, созвучий красота!»

6



В раздел образования