Автор: Лариса Николаевна Позлевич
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: СОГБОУ "Вяземская начальная школа-детский сад "Сказка" для детей с ограниченными возможностями здоровья"
Населённый пункт: город Вязьма Смоленской области
Наименование материала: Выступление на педсовете
Тема: "Совместная работа специалистов коррекционного образовательного учреждения по вопросам преемственности в период перехода воспитанников на следующие ступени образования"
Дата публикации: 01.01.2025
Раздел: начальное образование
Совместная работа специалистов коррекционного образовательного учреждения по вопросам
преемственности в период перехода воспитанников на следующие ступени образования
Подготовила:
Позлевич Лариса Николаевна
Основные НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
нашего ОУ
•
Лечебно-восстановительное
•
Коррекционно-развивающее
•
Образовательно-воспитательное
Направления работы тесно взаимосвязаны.
По каждому из направлений прослеживается
прееемственность в работе между ступенями
образования
Работу с детьми проводят
Врач-окулист
Врач-педиатр
Медицинские
сестры
Воспитатели
Тифлопедагоги
Педагог-психолог
Учитель-логопед
Учителя
начальных классов
Музыкальный
руководитель
Социальный педагог
Учителя-предметники
Воспитатели ГПД
Система взаимодействия по осуществлению
преемственности - сложная структура
1.
Наблюдается тесная взаимосвязь (преемственность) в работе
специалистов всего нашего образовательного учреждения, эти
связи многообразны.
Тесно взаимодействуют:
- все педагоги - медицинские работники
- воспитатели - тифлопедагоги
- воспитатели - узкие специалисты (учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный
руководитель, социальный педагог)
- узкие специалисты между собой (тифлопедагоги - учитель-логопед - педагог-психолог -
музыкальный руководитель - социальный педагог)
- учителя начальных классов – воспитатели ГПД
- учителя начальных классов- учителя-предметники: учитель музыки, учитель иностранного
языка)
- учителя начальных классов-узкие специалисты
- педагоги начальной школы – дошкольные педагоги
и т.д.
•
Формы взаимодействия различны
( проведение консультаций, мастер-классов,
совместных интегрированных занятий с детьми, открытые мероприятия и т.д.)
Система взаимодействия по осуществлению
преемственности - сложная структура
2. Каждый специалист нашего образовательного учреждения
работает, осуществляя преемственность (дошкольные
педагоги - между детским садом и начальной школой,
педагоги начальной школы - между начальной школой и
детским садом, начальной школой и средним звеном)
3. Наше образовательное учреждение тесно взаимодействует
с другими образовательными учреждениями города и области
для дальнейшего успешного перехода детей в среднее звено и
их успешной социализации (школами, учреждениями
дополнительного образования, областными
образовательными учреждениями и т.д.)
Коротко рассмотрим ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ по
каждому из направлений работы в нашем ОУ
•
Лечебно-восстановительное направление
в основном
осуществляется медицинскими работниками
•
Лечебно-восстановительная работа проводится по плану
работы образовательного учреждения и планам
медицинских работников на протяжении всего времени
пребывания ребёнка в образовательном учреждении
(с момента поступления ребёнка в ОУ до окончания детского сада и
плавно продолжается в начальных классах)
•
Направления и формы работы разнообразны
(диагностика, лечение, профилактика и т.д.)
Осуществление преемственности
•
Коррекционно-развивающее направление
в
нашем ОУ осуществляется педагогическими работниками (учителями-
дефектологами, учителем-логопедом, педагогом-психологом,
музыкальным руководителем, воспитателями, учителями и другими
специалистами)
•
Коррекционно-развивающая работа проводится по плану работы
образовательного учреждения и планам педагогов.
Одна из задач каждого специалиста, работающего с дошкольниками -
подготовка ребёнка к успешному обучению в школе. А специалистов,
работающих с детьми начальных классов – подготовка к успешному
обучению в среднем звене. Тем самым обеспечивается преемственность
между ступенями образования.
Каждый педагог нашего ОУ успешно решает данные задачи.
Формы работы разнообразны (педагогическая диагностика, проведение
образовательной деятельности с детьми, внеурочная деятельность и т.д.)
Осуществление преемственности детского сада
с начальной школой в работе
учителя-дефектолога (тифлопедагога)
•
Работая по коррекционным программам программам
(«Развитие зрительного восприятия», «Развитие
социально-бытовой ориентировки», «Развитие осязания и
мелкой моторики», «Развитие ориентировки в
пространстве»), тифлопедагог решает коррекционно-
развивающие задачи на каждом занятии.
Тем самым, наряду с другими педагогами, помогает
ребёнку с нарушением зрения и сочетанными патологиями
подготовиться к школьному обучению.
Осуществление преемственности детского сада
с начальной школой в работе
учителя-дефектолога (тифлопедагога)
•
При этом, в рамках работы по выше
перечисленным программам, я как тифлопедагог
большое внимание стараюсь уделять развитию
логического мышления, речи, графо-моторных
функций, ориентировки на листе бумаги у детей
(сверх программы).
•
Особое внимание в работе с детьми
подготовительной к школе группы стараюсь уделять
формированию умений работать в тетради в
крупную клетку, что очень важно для будущего
первоклассника, имеющего нарушение зрения.
Осуществление преемственности детского сада
с начальной школой в работе
учителя-дефектолога (тифлопедагога)
•
Использую разные виды работ:
- «Продолжи по образцу»;
- «Графический диктант» (различной сложности);
- Работа с трафаретами (по заданию педагогу,
творческая);
- Штриховка в разных направлениях;
-
Закрашивание (действие по заданию педагога,
творческое);
- «Начерти по клеткам»;
- «Построй симметричную половину фигуры»
- и т.д.
Осуществление преемственности детского сада
с начальной школой в работе
учителя-дефектолога (тифлопедагога)
Данные виды работ решают множественные задачи:
- формируют умение ориентироваться на листе бумаги;
Осуществление преемственности детского сада
с начальной школой в работе
учителя-дефектолога (тифлопедагога)
- учат ребёнка видеть клетку и работать в ней;
Осуществление преемственности детского сада
с начальной школой в работе
учителя-дефектолога (тифлопедагога)
- помогают закреплять форму, цвет, ритмическое чередование;
Осуществление преемственности детского сада
с начальной школой в работе
учителя-дефектолога (тифлопедагога)
- развивают умение закрашивать, штриховать фигуры;
Осуществление преемственности детского сада
с начальной школой в работе
учителя-дефектолога (тифлопедагога)
-развивают мелкую моторику рук, готовят руку к письму;
Осуществление преемственности детского сада
с начальной школой в работе
учителя-дефектолога (тифлопедагога)
-развивают мышление, воображение, внимание;
-
развивают координацию «глаз-рука»;
Осуществление преемственности детского сада
с начальной школой в работе
учителя-дефектолога (тифлопедагога)
-воспитывают аккуратность при выполнении учебных заданий.
Данные задания вызывают большой интерес у детей, помогают подготовиться к обучению в школе.
Осуществление преемственности детского сада
с начальной школой в работе
учителя-дефектолога (тифлопедагога)
•
Кроме коррекционно-развивающей работы,
тифлопедагог принимает активное участие в
воспитательных мероприятиях, проводимых
с детьми группы, тем самым способствуя
успешной социализации детей с ОВЗ.
•
Тифлопедагог тесно взаимодействует с
медицинскими и педагогическими
работниками образовательного учреждения.
Осуществление преемственности
•
Образовательно-воспитательное направление
в нашем ОУ осуществляется педагогическими работниками (воспитателями
дошкольных групп, учителями начальных классов, учителями-предметниками,
воспитателями ГПД, узкими специалистами)
•
Образовательно-воспитательная работа проводится по плану работы
образовательного учреждения и планам воспитательно-образовательной работы
дошкольных групп и начальных классов.
Одна из задач работы каждого педагога, работающего с дошкольниками -
подготовка ребёнка к успешному обучению в школе, его социализация. А педагогов,
работающих с детьми начальных классов – подготовка к успешному обучению в
среднем звене и успешная их социализация.
Каждый педагог нашего ОУ решает данные задачи в процессе своей деятельности.
Осуществление преемственности
•
Образовательно-воспитательное направление
Формы работы:
- педагогическая диагностика;
- проведение образовательной деятельности с дошкольниками и
младшими школьниками;
- проведение внеурочной деятельности;
- проведение занятий из цикла «Школа будущего первоклассника»;
- проведение интегрированных занятий несколькими специалистами;
- проведение специальных занятий по подготовке детей к переходу в
среднее звено;
- проведение различных воспитательных мероприятий
- и т.д.
воспитательные мероприятия
(начальная школа-детский сад)
•
Мероприятия, подготовленные педагогами
и школьниками для дошкольников, в том
числе и в рамках подшефной работы
(например, показ сказок школьниками для
дошкольников, акции «Дети – детям»)
•
Совместные мероприятия дошкольников и
школьников (конкурсы, акции)
воспитательные мероприятия
(взаимодействие с другими учреждениями- успешная социализация)
•
Взаимодействие с другими
образовательными учреждениями города
и области для дальнейшего успешного
перехода детей в среднее звено и их
успешной социализации (школами,
учреждениями дополнительного
образования, областными
образовательными учреждениями и т.д.)
воспитательные мероприятия
(начальная школа-среднее звено)
•
Отслеживается успешность выпускников
нашего ОУ
•
Педагоги встречаются с выпускниками
нашего ОУ
Стало доброй традицией проводить
вечер.а встреч выпускников
Выводы
В нашем образовательном учреждении
всеми специалистами
проводится большая работа по вопросам
преемственности
в период перехода воспитанников и
обучающихся на следующие ступени
образования.
Спасибо за внимание!