Напоминание

"Совместная работа специалистов коррекционного образовательного учреждения по вопросам преемственности в период перехода воспитанников на следующие ступени образования"


Автор: Лариса Николаевна Позлевич
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: СОГБОУ "Вяземская начальная школа-детский сад "Сказка" для детей с ограниченными возможностями здоровья"
Населённый пункт: город Вязьма Смоленской области
Наименование материала: Выступление на педсовете
Тема: "Совместная работа специалистов коррекционного образовательного учреждения по вопросам преемственности в период перехода воспитанников на следующие ступени образования"
Дата публикации: 01.01.2025
Раздел: начальное образование





Назад




Совместная работа специалистов коррекционного образовательного учреждения по вопросам

преемственности в период перехода воспитанников на следующие ступени образования

Подготовила:

Позлевич Лариса Николаевна

Основные НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

нашего ОУ

Лечебно-восстановительное

Коррекционно-развивающее

Образовательно-воспитательное

Направления работы тесно взаимосвязаны.

По каждому из направлений прослеживается

прееемственность в работе между ступенями

образования

Работу с детьми проводят

Врач-окулист

Врач-педиатр

Медицинские

сестры

Воспитатели

Тифлопедагоги

Педагог-психолог

Учитель-логопед

Учителя

начальных классов

Музыкальный

руководитель

Социальный педагог

Учителя-предметники

Воспитатели ГПД

Система взаимодействия по осуществлению

преемственности - сложная структура

1.

Наблюдается тесная взаимосвязь (преемственность) в работе

специалистов всего нашего образовательного учреждения, эти

связи многообразны.

Тесно взаимодействуют:

- все педагоги - медицинские работники

- воспитатели - тифлопедагоги

- воспитатели - узкие специалисты (учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный

руководитель, социальный педагог)

- узкие специалисты между собой (тифлопедагоги - учитель-логопед - педагог-психолог -

музыкальный руководитель - социальный педагог)

- учителя начальных классов – воспитатели ГПД

- учителя начальных классов- учителя-предметники: учитель музыки, учитель иностранного

языка)

- учителя начальных классов-узкие специалисты

- педагоги начальной школы – дошкольные педагоги

и т.д.

Формы взаимодействия различны

( проведение консультаций, мастер-классов,

совместных интегрированных занятий с детьми, открытые мероприятия и т.д.)

Система взаимодействия по осуществлению

преемственности - сложная структура

2. Каждый специалист нашего образовательного учреждения

работает, осуществляя преемственность (дошкольные

педагоги - между детским садом и начальной школой,

педагоги начальной школы - между начальной школой и

детским садом, начальной школой и средним звеном)

3. Наше образовательное учреждение тесно взаимодействует

с другими образовательными учреждениями города и области

для дальнейшего успешного перехода детей в среднее звено и

их успешной социализации (школами, учреждениями

дополнительного образования, областными

образовательными учреждениями и т.д.)

Коротко рассмотрим ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ по

каждому из направлений работы в нашем ОУ

Лечебно-восстановительное направление

в основном

осуществляется медицинскими работниками

Лечебно-восстановительная работа проводится по плану

работы образовательного учреждения и планам

медицинских работников на протяжении всего времени

пребывания ребёнка в образовательном учреждении

(с момента поступления ребёнка в ОУ до окончания детского сада и

плавно продолжается в начальных классах)

Направления и формы работы разнообразны

(диагностика, лечение, профилактика и т.д.)

Осуществление преемственности

Коррекционно-развивающее направление

в

нашем ОУ осуществляется педагогическими работниками (учителями-

дефектологами, учителем-логопедом, педагогом-психологом,

музыкальным руководителем, воспитателями, учителями и другими

специалистами)

Коррекционно-развивающая работа проводится по плану работы

образовательного учреждения и планам педагогов.

Одна из задач каждого специалиста, работающего с дошкольниками -

подготовка ребёнка к успешному обучению в школе. А специалистов,

работающих с детьми начальных классов – подготовка к успешному

обучению в среднем звене. Тем самым обеспечивается преемственность

между ступенями образования.

Каждый педагог нашего ОУ успешно решает данные задачи.

Формы работы разнообразны (педагогическая диагностика, проведение

образовательной деятельности с детьми, внеурочная деятельность и т.д.)

Осуществление преемственности детского сада

с начальной школой в работе

учителя-дефектолога (тифлопедагога)

Работая по коррекционным программам программам

(«Развитие зрительного восприятия», «Развитие

социально-бытовой ориентировки», «Развитие осязания и

мелкой моторики», «Развитие ориентировки в

пространстве»), тифлопедагог решает коррекционно-

развивающие задачи на каждом занятии.

Тем самым, наряду с другими педагогами, помогает

ребёнку с нарушением зрения и сочетанными патологиями

подготовиться к школьному обучению.

Осуществление преемственности детского сада

с начальной школой в работе

учителя-дефектолога (тифлопедагога)

При этом, в рамках работы по выше

перечисленным программам, я как тифлопедагог

большое внимание стараюсь уделять развитию

логического мышления, речи, графо-моторных

функций, ориентировки на листе бумаги у детей

(сверх программы).

Особое внимание в работе с детьми

подготовительной к школе группы стараюсь уделять

формированию умений работать в тетради в

крупную клетку, что очень важно для будущего

первоклассника, имеющего нарушение зрения.

Осуществление преемственности детского сада

с начальной школой в работе

учителя-дефектолога (тифлопедагога)

Использую разные виды работ:

- «Продолжи по образцу»;

- «Графический диктант» (различной сложности);

- Работа с трафаретами (по заданию педагогу,

творческая);

- Штриховка в разных направлениях;

-

Закрашивание (действие по заданию педагога,

творческое);

- «Начерти по клеткам»;

- «Построй симметричную половину фигуры»

- и т.д.

Осуществление преемственности детского сада

с начальной школой в работе

учителя-дефектолога (тифлопедагога)

Данные виды работ решают множественные задачи:

- формируют умение ориентироваться на листе бумаги;

Осуществление преемственности детского сада

с начальной школой в работе

учителя-дефектолога (тифлопедагога)

- учат ребёнка видеть клетку и работать в ней;

Осуществление преемственности детского сада

с начальной школой в работе

учителя-дефектолога (тифлопедагога)

- помогают закреплять форму, цвет, ритмическое чередование;

Осуществление преемственности детского сада

с начальной школой в работе

учителя-дефектолога (тифлопедагога)

- развивают умение закрашивать, штриховать фигуры;

Осуществление преемственности детского сада

с начальной школой в работе

учителя-дефектолога (тифлопедагога)

-развивают мелкую моторику рук, готовят руку к письму;

Осуществление преемственности детского сада

с начальной школой в работе

учителя-дефектолога (тифлопедагога)

-развивают мышление, воображение, внимание;

-

развивают координацию «глаз-рука»;

Осуществление преемственности детского сада

с начальной школой в работе

учителя-дефектолога (тифлопедагога)

-воспитывают аккуратность при выполнении учебных заданий.

Данные задания вызывают большой интерес у детей, помогают подготовиться к обучению в школе.

Осуществление преемственности детского сада

с начальной школой в работе

учителя-дефектолога (тифлопедагога)

Кроме коррекционно-развивающей работы,

тифлопедагог принимает активное участие в

воспитательных мероприятиях, проводимых

с детьми группы, тем самым способствуя

успешной социализации детей с ОВЗ.

Тифлопедагог тесно взаимодействует с

медицинскими и педагогическими

работниками образовательного учреждения.

Осуществление преемственности

Образовательно-воспитательное направление

в нашем ОУ осуществляется педагогическими работниками (воспитателями

дошкольных групп, учителями начальных классов, учителями-предметниками,

воспитателями ГПД, узкими специалистами)

Образовательно-воспитательная работа проводится по плану работы

образовательного учреждения и планам воспитательно-образовательной работы

дошкольных групп и начальных классов.

Одна из задач работы каждого педагога, работающего с дошкольниками -

подготовка ребёнка к успешному обучению в школе, его социализация. А педагогов,

работающих с детьми начальных классов – подготовка к успешному обучению в

среднем звене и успешная их социализация.

Каждый педагог нашего ОУ решает данные задачи в процессе своей деятельности.

Осуществление преемственности

Образовательно-воспитательное направление

Формы работы:

- педагогическая диагностика;

- проведение образовательной деятельности с дошкольниками и

младшими школьниками;

- проведение внеурочной деятельности;

- проведение занятий из цикла «Школа будущего первоклассника»;

- проведение интегрированных занятий несколькими специалистами;

- проведение специальных занятий по подготовке детей к переходу в

среднее звено;

- проведение различных воспитательных мероприятий

- и т.д.

воспитательные мероприятия

(начальная школа-детский сад)

Мероприятия, подготовленные педагогами

и школьниками для дошкольников, в том

числе и в рамках подшефной работы

(например, показ сказок школьниками для

дошкольников, акции «Дети – детям»)

Совместные мероприятия дошкольников и

школьников (конкурсы, акции)

воспитательные мероприятия

(взаимодействие с другими учреждениями- успешная социализация)

Взаимодействие с другими

образовательными учреждениями города

и области для дальнейшего успешного

перехода детей в среднее звено и их

успешной социализации (школами,

учреждениями дополнительного

образования, областными

образовательными учреждениями и т.д.)

воспитательные мероприятия

(начальная школа-среднее звено)

Отслеживается успешность выпускников

нашего ОУ

Педагоги встречаются с выпускниками

нашего ОУ

Стало доброй традицией проводить

вечер.а встреч выпускников

Выводы

В нашем образовательном учреждении

всеми специалистами

проводится большая работа по вопросам

преемственности

в период перехода воспитанников и

обучающихся на следующие ступени

образования.

Спасибо за внимание!



В раздел образования