Автор: Иванова Татьяна Алексеевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: ЧОУ «Школа комплексного развития детей и подростков с элементами углубленного изучения наук и технологий им. М. К. Тенишевой»
Населённый пункт: г. Смоленск
Наименование материала: статья
Тема: «Активизация познавательной деятельности путём использования современных образовательных технологий на уроках английского языка в начальном звене»
Дата публикации: 01.01.2025
Раздел: начальное образование
ЧОУ «Школа комплексного развития детей и подростков с элементами
углубленного изучения наук и технологий им. М. К. Тенишевой»
г. Смоленск
«Активизация познавательной деятельности
путём использования современных
образовательных технологий на уроках английского языка
в начальном звене»
Выполнила:
Иванова Татьяна Алексеевна,
учитель английского языка
ЧОУ «Образовательный комплекс им. М.К. Тенишевой»
Содержание
1
Введение………………………………………………………………………...….
3-5
§1. Понятие «познавательная активность и ее сущность»……………………...5-7
§2. Ситуации, активизирующие деятельность учащихся ……………………....7-8
§3. Уровни познавательной активности……………………………………….…8-9
§4. Организация процесса обучения иностранному языку младших
школьников с учётом их возрастных и психологически
особенностей………………………………………………………………………9-16
§5. Активизация познавательной деятельности путём использования
современных образовательных технологий на уроках английского языка
в начальном звене………………………………………………………………. 16-29
Заключение…………………………………………………………………….…30-31
Список литературы ……………………………………………………………...32.
Введение
Актуальность темы определяется тем, что в современном обществе целью
модернизации российского образования является достижение нового качества,
2
которое бы соответствовало актуальным запросам современной жизни. За
последнее десятилетие мир разительно переменился: количество информации
возросло в десятки раз. Современная жизнь устанавливает свои приоритеты:
не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться
приобретённым; не объем информации, а умение получать её и моделировать;
не потребительство, а созидание и сотрудничество. А значит, задачей учителя
является такое построение учебного процесса, в котором нарастает
самостоятельная, поисковая деятельность учащихся, выполняются задания,
ведущие от воспроизводящей деятельности к творческой. Необходимо
научить учащихся связывать различные части информации между собой,
научиться рассматривать и осмысливать новые идеи и знания в
соответствующем контексте.
Познавательный интерес – это одно из важнейших психических качеств. Он
является ведущим фактором понимания детьми необходимости изучения
того или иного материала. Если познавательный интерес не сформирован
достаточно прочно, то усвоение программного материала вызывает у
школьников определенные трудности. Преодоление этих трудностей
должно осуществляться уже в начальном курсе обучения. Этим
обусловлена, в частности, проблема поиска путей активизации
познавательной деятельности младших школьников.
Идея активизации обучения получила свое развитие в трудах Ф. К.
Дистервега. В поисках новых активных методов обучения большого успеха
добился русский методист А. Я. Герд. Разработкой методов активного
обучения занимались Н. Б. Истомина, Г. П. Карчёва, И. В. Куписевич, В. И.
Оконь, В. З. Половцев, С. Т. Шацкий, Г. И. Щукина, Г. Т. Ягодовский и др.
В работах этих авторов указывается, что младший школьный возраст
является весьма благоприятным для развития учебно-познавательной
деятельности. Именно в начальных классах у детей происходит смена
основного вида деятельности с игры на учебу, в наибольшей степени
3
проявляется интерес к познанию всего нового, происходит интенсивное
развитие таких качеств личности как внимание, память и мышление.
Каждый творчески работающий учитель добивается создания
положительной мотивации учения используя свои приемы. Развитие
активности, пытливости, самостоятельности, инициативы, творческого
отношения к делу, к познавательной деятельности, является важной и
необходимой задачей, стоящей перед учителем. Для формирования
познавательной активности используются все методы, приемы, которыми
располагает дидактика. Объяснительно-иллюстративный – рассказ,
объяснение, опыты, таблицы, схемы – способствуют формированию у
младших школьников первоначальных знаний; использование
репродуктивного метода содействует развитию у учащихся практических
умений и навыков; проблемно-поисковый, частично-поисковый служат
развитию познавательной активности. Необходимость формирования
творческой познавательной активности заставляет учителя искать
средства активизации и управления учебно-познавательной
деятельности.
Возраст младших школьников является благоприятным для формирования
интереса к изучению иностранных языков, развития мышления, памяти,
воображения
и
других
психологических
функций
учащихся,
которые
вовлечены в процесс развития речи. Именно в начальных классах необходимо
заложить основы для дальнейшего изучения иностранных языков. От
эффективности обучения на этом этапе зависит дальнейшее развитие
учащихся, их коммуникативная и лингвистическая компетенция, уровень их
заинтересованности в изучении иностранного языка.
Новые достижения в области физиологических, психологических и
педагогических наук, в частности гуманистической педагогики, предполагают
использование новых образовательных технологий для более результативного
обучения. Личностно-ориентированное обучение
позволяет сформировать
новые
знания,
навыки
и
элементарные
коммуникативные
умения
на
4
английском языке в четырех видах речевой деятельности; говорение,
аудирование, чтение, письменная речь. Компьютерные обучающие программы
имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они
переносят обучение школьников на новый качественный уровень активной
познавательной деятельности.
В последнее время существенно изменились роль и место иностранного
языка в системе образования. Основная цель обучения иностранному языку —
формирование и развитие коммуникативной компетенции, т. е. обучение
практическому владению иностранным языком. Достижение этой цели
предполагает изменение требований к уровню сформированности речевых
навыков и умений, требует новых подходов к отбору содержания
и организации материала.
Цель моей работы:
изучение и обобщение методических приёмов, используемых на данной
ступени обучения;
определение их актуальности, эффективности и результативности в
плане формирования иноязычных коммуникативных умений;
развитие стабильного интереса к изучению иностранных языков.
§1. Понятие «познавательная активность» и ее сущность»
Нынешнему обществу остро требуются личности с высоким уровнем общего
образования и профессиональной подготовки, способные решать сложные
социальные, экономические, политические, научные и технические проблемы.
Познавательная деятельность является социально значимым качеством
человека и формируется среди школьников в образовательной деятельности.
Проблема развития познавательной активности детей младшего школьного
возраста уже давно находится в центре внимания педагогов. Педагогическая
реальность с каждым днем доказывает, что процесс обучения будет более
эффективным, если учащийся проявит познавательную активность. Это
явление закреплено в педагогической теории как принцип «активности и
самостоятельности учащихся в процессе обучения». Средства реализации
5
ведущего педагогического принципа определяются в зависимости от
содержания понятия «познавательная деятельность».
Познавательная деятельность – это единство чувственного восприятия,
теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется
на каждом жизненном этапе, во всех видах деятельности и социальных
взаимоотношений учащихся, а также путем выполнения различных
предметно-практических действий в учебном процессе. Но только в процессе
обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей
только человеку учебно-познавательной деятельности или учении.
Естественное желание учиться развивается в учебном процессе,
регламентированном учителем и организованном таким образом, чтобы оно
охватывало различные аспекты его умственной деятельности, как и другие
сферы его жизни, такие как разговоры, отдых, игры, занятия в семье или
встречи с друзьями.
Существуют уровни познавательной активности. «Г.И. Щукина выделяет
репродуктивно-подражательную, поисковоисполнительскую и творческую
активность, тем самым предлагая методическое основание для активизации
познавательной деятельности у детей. Здесь разделение уровней
познавательной активности соответствует одной из классификаций методов
обучения. В первом речь идѐт о репродуктивно-подражательной активности,
где собственная активность ученика в учебной деятельности недостаточна; во
втором- о поисковоисполнительской, где ученик уже самостоятельно пытается
найти пути 10 решения учебной задачи; и, наконец, в третьем- о творческой
активности учащихся, когда и учебная задача, и способы ее решения
предлагаются самим учеником.
Познавательную активность можно и нужно рассматривать с разных сторон:
как устойчивую черту личности ребѐнка, как мотив обучения или как сильное
средство обучения. Чтобы активизировать учебную деятельность младшего
школьника, следует постоянно развивать, возбуждать и укреплять его
познавательную активность и как мотив, и как стойкую черту личности, и как
мощное средство обучения. Познавательная активность учащихся является
6
важным фактором улучшения и одновременно показателем эффективности и
результативности процесса обучения, поскольку она стимулирует развитие
самостоятельности, поисково-творческий подход к овладению содержанием
образования, побуждает к самообразованию. Познавательная активность как
педагогическое явление- это двусторонний взаимосвязанный процесс: с одной
стороны, это форма самоорганизации и самореализации учащегося; с другой-
результат особых усилий педагога в организации познавательной
деятельности учащегося. При этом нельзя забывать о том, что конечный
результат усилий педагога заключается в переводе специально
организованной активности ученика в его собственную активность. Таким
образом, оба вида познавательной активности тесно взаимосвязаны друг с
другом.
§2. Ситуации, активизирующие деятельность учащихся
В педагогической практике используются различные пути
активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие
форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в
возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.
Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в
которых учащиеся сами должны:
- отстаивать свое мнение;
- принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
- ставить вопросы своим товарищам и учителям;
- рецензировать ответы товарищей;
- оценивать ответы и письменные работы товарищей;
- заниматься обучением отстающих;
- объяснять более слабым учащимся непонятные места;
- самостоятельно выбирать посильное задание;
- находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи
(проблемы);
- создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и
7
практических действий;
- решать познавательные задачи путем комплексного применения
известных им способов решения.
Можно утверждать, что новые технологии самостоятельного обучения
имеют в виду, прежде всего повышение активности учащихся: истина добытая
путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную
ценность.
Отсюда можно сделать вывод, что успех обучения в конечном
итоге определяется отношением учащихся к учению, их стремлению
к познанию, осознанным и самостоятельным приобретение знаний, умений и
навыков, их активностью.
§ 3. Уровни познавательной активности
Отношение учащихся к учению преподавателя обычно
характеризуется активностью.
Первый уровень активности - воспроизводящая активность.
Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить
и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот
уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника,
отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов
типа: «Почему?»
Второй уровень активности - интерпретирующая активность.
Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого
содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами,
овладеть способами применения знаний в измененных условиях.
Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий,
которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до
конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути
решения.
Третий уровень активности - творческий.
Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть
8
глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели
новый способ.
Характерная особенность - проявление высоких волевых
качеств учащегося, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и
стойкие познавательные интересы. Данный уровень активности
обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем,
что учащийся знал, что уже встречал ось в его опыте и новой информацией,
новым явлением. Активность, как качество деятельности личности, является
неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа
обучения.
§ 4 Организации процесса обучения иностранному языку младших
школьников с учётом их возрастных и психологических особенностей.
Опыт работы с младшими школьниками позволяет утверждать: что главное -
не то, чтобы дети как можно раньше начали говорить на иностранном языке, а
чтобы они хотели это делать.
Как отмечал В.А.Сухомлинский, «если нормальный ребёнок ни в одном
предмете не достиг успехов, если у него нет любимого предмета или
занятия, значит школа не выполнила своей задачи».
Задача учителя иностранного языка в том, чтобы добиться положительной
мотивации при изучении предмета. Чтобы сохранить интерес учеников к
изучению нового языка и вызвать интерес и уважение к другим культурам,
должна
быть
создана
благоприятная
в
психическом,
физическом
и
эмоциональном плане окружающая образовательная среда. По определению
И.Л.
Бим, «современная
эффективная
образовательная
среда
при
обучении иностранному языку – это всё, что окружает учителя и ученика
как субъектов процесса обучения».
Одним из внешних компонентов данной среды является предметное
оформление кабинета, где проходят занятия иностранным языком. В кабинете
иностранного языка нашей школы соблюдается принцип информативности: на
9
стенах размещены алфавит, постеры, иллюстрирующие грамматические
правила, схемы построения предложений, виды стран изучаемого языка; для
демонстрации успеха младших школьников в изучении иностранного языка в
кабинете организуется специальное место для размещения их творческих
работ.
У детей младшего школьного возраста наглядно – образная память
доминирует над логической. Они лучше всего запоминают конкретные
предметы, цвета, события, лица, факты. Ассоциация слова с конкретным
предметом
или
действием
является
необходимым
условием
усвоения
языкового материала на этом этапе. Если словесный материал вызывает
эмоциональный отклик, то он быстро и непроизвольно запоминается. Поэтому
на занятиях я использую эстетичную и строго функциональную наглядность
(картинки, игрушки, действия, видеосюжеты). В кабинете имеется набор
папок с иллюстративным материалом по учебным темам; набор игрушек,
многие из которых принесли или смастерили сами ребята; набор детской
посуды, кукольной одежды, картинки для магнитной доски.
Формированию у ученика картины мира способствует музыкальное
сопровождение занятий национальными ритмами, музыкой других стран,
иллюстрациями,
фильмами.
Для
этого
кабинет
оснащён
фонотекой,
медиатекой, автоматизированным рабочим местом, что даёт неограниченные
возможности любой вид деятельности представить в виде картинок и
анимации, использовать мультимедийные презентации.
Формирование и развитие интереса к изучению иностранного языка тесно
связано с дифференциацией обучения, учётом и использованием возрастных
особенностей учащихся.
Характерной особенностью психологии младших школьников является
большая конкретность их мышления, большая восприимчивость к мобильным,
колоритным предметам. Они обращают внимание в первую очередь на то, что
вызывает их непосредственный интерес, на то, что ярко и увлекательно, то,
что можно потрогать руками. Дети стремятся к наглядно-чувственной опоре, к
конкретизации всего того, с чем им приходится сталкиваться. Эта особенность
10
младших школьников требует наглядного, конкретного, яркого и доходчивого
преподавания.
Внимание младших школьников неустойчиво. Это свойство их психологии,
объясняющееся слабостью тормозного процесса и впечатлительностью,
усиливается по отношению к неподвижным или малоподвижным объектам.
Отсюда
вытекает
необходимость
живого,
динамичного
и
интересного
обучения как условия не только формирования у детей знаний, умений и
навыков, но и воспитание внимания. При планировании учебного материала,
имея в виду неустойчивость внимания младших школьников, следует
прибегать к частым сменам видов деятельности. Ребёнок обычно утомляется
не
деятельностью,
а
её
однообразием
или
односторонностью.
Смена
различных видов деятельности является хорошим видом отдыха для ребёнка.
Например, после отработки нового предложения организуется небольшая
игра, вслед за этим переходим к диалогам, работаем над стихотворением и т.д.
Работа над поэтическими произведениями способствует превращению
процесса обучения из монотонного механического воспроизведения материала
в творческий поиск. Они развивают ребёнка, обогащают его духовный мир,
прививают
чуткость
к
поэтическому
слову,
радуют
и
изумляют
музыкальностью и яркостью языка, учат видеть красоту природы. Поэзия даёт
импульс творческому воображению детей и обладает огромным потенциалом
эмоционального воздействия.
Рифмовки, короткие стихи в качестве физкультминутки служат хорошим
элементом для снятия напряжения и усталости. Произнося их вслух, дети
выполняют различные упражнения. В своём арсенале я имею набор таких
рифмовок,
они
разнообразны,
варьируются
от
класса
к
классу.
Физкультминутки
развивают
память
и
внимание,
кроме
того,
дети
тренируются в произношении.
Как считает Никитенко З.Н., очень актуально на данном этапе
использование песен на изучаемом языке. Во-первых, ребята с самого начала
приобщаются к культуре страны изучаемого языка, так как дети этого
возраста, по мнению психологов, особенно чутки и восприимчивы к чужой
11
культуре. Во-вторых, при работе с песней создаётся хорошая предпосылка для
всестороннего развития личности ребёнка, ибо песня стимулирует образное
мышление и хороший вкус.
Этому
способствует
и
достаточно
высокий
врождённый
уровень
музыкальных способностей детей данного возраста. Песню я использую для
фонетической зарядки, с целью отработки звуков и интонации, на этапах
введения
и
закрепления
грамматического
материала,
при
работе
над
аудированием.
Пение на уроках иностранного языка позволяет включить в активную
познавательную деятельность каждого ребёнка, создать предпосылки для
дружной коллективной работы в атмосфере положительных эмоций.
По мнению психологов, слабое развитие воли, регулирующей деятельность
второй сигнальной системы, у детей младшего школьного возраста приводит к
тому, что непроизвольное внимание у них превалирует над произвольным. В
связи с этим необходимо так организовывать учебный процесс, чтобы
постоянно привлекать внимание детей. Но не менее важно и развитие
произвольного
внимания
учащихся.
Это
частично
достигается
путём
постановки чётких, ясных и посильных для детей задач, как на длительный
период, так и на каждое занятие. И эти задачи должны быть поставлены в
увлекательной, интригующей форме. Например, я ставлю задачу не просто
словами: «Сегодня мы научимся знакомиться друг с другом», а «Сегодня к
нам приходят в гости сказочные герои, мы с вами должны показать себя с
самой лучшей стороны, какие мы воспитанные и гостеприимные. Нам нужно
радушно их встретить и познакомиться с ними…» и т.д.
Для младших школьников основной формой самовыражения и восприятия
является игра. В игре эффективнее, чем в других видах деятельности,
развиваются все психологические процессы. В игре дети черпают образцы для
решения новых жизненных задач, возникающих в познании, в труде, в
творчестве. Поэтому опора на игру – это важнейший путь включения детей в
учебную работу без психических сдвигов и перегрузок.
12
Здесь существует возможность применения широкого спектра видов игр.
Это и подвижные игры, дающие выход двигательной энергии; и те игры, в
которые дети играли до школы, например игра в куклы, здесь она
приобретают новую окраску, по отношению к куклам учащиеся выступают в
роли партнёров; дидактические игры, сюжетно-ролевые игры и т.д.
Многочисленные исследования показывают, что наиболее продуктивными
для развития интеллектуальной инициативы и творчества ребёнка являются
сюжетно-ролевые игры. По мнению психолога В.С.Мухиной «ролевая игра –
это деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в
обобщённой форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность
взрослых
и
отношения между
ними». Ребёнок,
выбирая
и
исполняя
определённую роль, имеет соответствующий образ – мамы, доктора, учителя,
продавца – и образцы их действий. В сюжетно-ролевых играх развивается
способность к воображению, образное мышление.
Особую группу в ряду обучающих игр занимают пальчиковые игры.
Простые движения рук снимают умственную усталость, помогают снять
напряжение с губ. С помощью пальчиковой гимнастики можно улучшить
произношение многих звуков. Выполняя пальчиками различные упражнения,
дети достигают хорошего развития мелкой моторики, которая оказывает
благоприятное влияние на развитие речи. «Рука – вышедший наружу мозг» -
писал Кант; а по словамВ.А.Сухомлинского: «Руки учат разум».
Но, играя, очень важно не «заиграться», Всегда нужно помнить, что это не
просто
коллективное
развлечение,
а
основной
способ
достижения
определённых задач обучения на данном этапе – от самых мелких речевых
навыков, до умения вести самостоятельный разговор. Необходимо точно
знать, какой именно навык, умение тренируются в данной игре, игра должна
поставить ребёнка перед необходимостью мысленного усилия, хотя бы даже
крошечного, то есть, каждая игра должна иметь определённую цель в плане
обучения иностранному языку.
По меткому выражению Л.С. Выготского «игра является естественной
формой
труда
ребёнка,
присущей
ему
формой
деятельности,
13
приготовлением к будущей жизни. Ребёнок всегда играет, он есть
существо играющее, но игра его имеет большой смысл, она точно
соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие
элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений». Вот
этот « большой смысл и такие элементы» игры на уроке я нахожу в
использовании приёма «story-telling» (рассказ занимательных сюжетов) или
сказок. Сюжеты бывают разные: фонетические, буквенные, грамматические.
Их применение тесно перекликается с технологией обучения динамическому
чтению, над которой работает на протяжении многих лет заслуженный
учитель России Т.И. Ижогина.
Учителям хорошо известны трудности, с которыми сталкиваются учащиеся
в процессе овладения техникой чтения на английском языке. Камнем
преткновения
для
детей
оказывается
многозначность
звуко-буквенных
соответствий, когда одна и та же в различных случаях (буквосочетаниях)
читается по-разному или не читается вовсе, а один и тот же звук может
графически изображаться различным набором букв. Если к тому же учесть
наличие транскрипционных знаков, множество правил чтения и исключения
из них, то быстрое и, главное, прочное установление звуко-буквенных
соответствий при обучении технике чтения на иностранном языке становится
делом непростым. Преодолению этих трудностей способствует предъявление
каждого звуко-буквенного соответствия в нерасторжимом единстве, целиком,
причём
с
опорой
на
эмоционально-образное,
конкретно-действенное
мышление ребёнка, его воображение, способность к имитации и другие
психические качества и свойства, которые характерны именно для этого
возраста.
Такой подход ни в коей мере не исключает выучивание правила чтения, но
процесс обучения строится таким образом, что правила не подаются в готовом
виде, а постепенно выводятся самими детьми под руководством учителя,
посредством анализа и синтеза, сравнения и обобщения.
На
той
же
психологической
основе
осуществляется
обучение
грамматической стороне речи.
14
В младшем школьном возрасте дети чрезвычайно впечатлительны и
доверчивы, любая мелочь имеет для них огромное значение. Поэтому от
учителя требуется тактичность и сдержанность, вдумчивый индивидуальный
подход, учёт личных особенностей ребёнка, состояние и развитие его
артикуляционного речевого аппарата, различные дефекты речи, слуха и т.д.
Учитель
должен
быть
терпелив,
не
допускать
насмешек
товарищей,
подбадривать ребёнка при неудачах, работать над тем, что ребёнку трудно,
стимулировать каждый шаг к успеху и обязательно его поощрять. На своих
уроках с малышами я использую жетоны в виде ромашки, ягодки, которые
раздаются за успешно выполненные задания, правильно сказанную фразу,
прочитанное предложение и т.д., они подсчитываются, подводится итог. Это
дарит радость успеха и активизирует деятельность детей.
Трудно переоценить значение разговора на иностранном языке во
внеурочное время, использование ситуаций в столовой, на прогулке, в семье,
дома. Где бы мы ни встретились с детьми, всегда приветствуем друг друга по-
английски. Благодаря своей эмоциональности и впечатлительности дети с
охотой делятся всем тем, что они узнали на занятиях, рассказывают о своих
успехах. Следует умело использовать этот момент. Правильная связь с
родителями помогает в воспитании у детей интереса к данному предмету.
Положительно влияет на учащихся показ результатов их работы: утренники,
спектакли, выступления, выставки проектов. Реализация проекта – это
уникальная возможность социализации ребят младшего школьного возраста.
Здесь могут проявлять себя абсолютно все. Даже самые застенчивые и
малоактивные дети вовлекаются в продуктивную деятельность, стремясь
внести свою посильную лепту в общее дело. И любой проект обязательно
предполагает какой-то результат. Фантазия и желание творить у малышей не
имеют границ. Проектные технологии я использую в своей практике уже на
протяжении нескольких лет, элементы которых применяю с самого начала
периода обучения.
Правильно построенные продуманные занятия, учёт возрастных особенностей
младших школьников, осознание ими результатов своей деятельности,
15
ощущение, что их любят и понимают, что их желания и потребности важны
для взрослых - только такие занятия принесут радость детям, и они с
нетерпением
будут
ожидать
нового
путешествия
в
волшебный
мир
иностранного языка.
§5 Активизация познавательной деятельности учащихся путём
применения современных технологий на уроках английского языка.
Применяя новые педагогические технологии на уроках, я убедилась, что
процесс обучения английскому языку можно рассматривать с новой точки
зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности,
добиваясь более качественных результатов.
Различные педагогические технологии помогают разнообразить учебную
деятельность, а также способствуют повышению мотивации к обучению. В
рамках новой образовательной парадигмы мотивация к обучению занимает
важное место. Цель мотивации - формирование у детей устойчивого интереса
к предмету, развитие коммуникативных и творческих способностей. Таким
образом, основная задача педагога, заключается в выборе приемов и методов
стимулирования активной познавательной деятельности учеников, реализации
творческого потенциала каждого участника образовательного процесса.
Целью своей работы считаю выявление возможностей современных
педагогических технологий, как инструмента повышения мотивации к
обучению и результативности обучения, и развития творческих способностей
детей на уроках английского языка.
В свою очередь, эффективность учебно-воспитательного процесса должна
обеспечиваться информационно-образовательной средой — системой
информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих
условия реализации основной образовательной программы образовательного
учреждения.
Учитель иностранного языка обучает детей способам речевой деятельности,
поэтому мы говорим о коммуникативной компетентности как одной из
основных целей обучения иностранным языкам. По мнению Е.И. Пассова,
автора коммуникативного метода, коммуникативность предполагает речевую
направленность учебного процесса, которая заключается не столько в том, что
16
преследуется речевая практическая цель, сколько в том, что путь к этой цели
есть само практическое пользование языком.
Современные формы обучения характеризуются высокой коммуникативной
возможностью и активным включением учащихся в учебную деятельность,
активизируют потенциал знаний и умений навыков говорения и аудирования,
эффективно развивают навыки коммуникативной компетенции учащихся. Это
способствует адаптации к современным социальным условиям, т.к. обществу
нужны люди, быстро ориентирующиеся в современном мире,
самостоятельные и инициативные, достигающие успеха в своей деятельности.
В основе любой инновационной деятельности лежит творческое начало.
Творческая деятельность предполагает развитие эмоциональной и
интеллектуальной сфер личности.
Сделать процесс обучения более результативным, вызвать и поддержать
интерес к предмету помогает применение новых современных
образовательных технологий в активизации познавательной деятельности
учащихся в рамках урока английского языка. Это проблемное обучение,
игровые технологии, проектное обучение, работа в группах и ИКТ –
технологии .
В ходе работы над темой о роли современных педагогических технологий в
активизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского
языка, в целях повышения мотивации обучения иностранного языка я
использую на своих уроках игровые технологии.
Игра является действенным инструментом преподавания, который
активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет сделать
учебный процесс интересным и привлекательным, заставляет учащихся
волноваться и переживать. Это мощный стимул к овладению языком. Любой
урок должен вызывать у детей интерес, ведь интерес – главная движущая сила
познавательной деятельности.
Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся,
вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интересы, склонность,
уровень подготовки по языку. Упражнения игрового характера обогащают
учащихся новыми впечатлениями, активизируют словарь, выполняют
17
развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть
разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и
проведения. С их помощью можно решать какую- либо одну задачу
(совершенствовать грамматические, лексические навыки и т.д. ) или же целый
комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность,
внимание, и творческие способности и т.д.
Одни игры выполняются учащимися индивидуально, другие – коллективно.
Каждое упражнение игрового характера требует не менее 10-12 минут
учебного времени.
Индивидуальные и тихие игры можно выполнять в любой момент урока,
коллективные – желательно проводить в конце урока, поскольку в них ярче
выражен элемент состязательности, они требуют подвижности. Одно и то же
упражнение может использоваться на разных этапах обучения. При этом
изменяется лингвистическая наполняемость игры, способ ее организации и
проведения.
Широкие возможности для активизации учебного процесса дает
использование ролевых игр. Известно, что ролевая игра представляет
условное воспроизведение ее участниками реальной практической
деятельности людей, создает условия реального общения. Ролевая игра может
использоваться как на начальном этапе обучения, так и на продвинутом. В ней
всегда представлена ситуация, которая указывает на условия совершения
действия, описывает действия, которые предстоит совершить, и задачу,
которую следует решить. В ситуации необходимо дать сведения о социальных
взаимоотношениях партнеров. Описание роли дается в ролевой карточке.
Учащимся нужно дать время, чтобы они вошли в роль. Роли распределяю я, но
их могут выбрать и сами учащиеся. Это зависит от особенностей группы и
личных характеристик учащихся, а также от степени овладения ими
иностранным языком.
Активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках
английского языка можно путем применения творческих заданий,
упражнений. Динамические физкультминутки – одна из форм игры –
релаксатора на уроках языка. Выполнение ритмичных упражнений в
сочетании с речевой деятельностью стимулирует интерес к учению,
18
способствует значительному увеличению словарного запаса, развитию памяти,
внимания, творческих способностей, помогает реализовать двигательную
активность учащихся, благоприятно сказывается на настроении детей и их
эмоциональном тонусе, позволяет наладить оптимальный контакт между
учителем и учащимися. Использование физкультминуток мотивирует
предстоящую деятельность учащихся, формирует положительный настрой на
восприятие и усвоение учебного материала, создает атмосферу, на которой
каждый ученик класса чувствует себя комфортно и раскованно, не боясь и не
стесняясь говорить по-английски, снимает напряжение и восстанавливает
работоспособность не только учеников, но и учителя.
В каждом классе есть свои любимые игры, которые дети просят провести во
время динамической паузы- «Simon says»(Саймон говорит...)- 2класс,
«Swimming in the ocean »(Плывём по океану)-4 класс,«Funny
animals»(смешные животные)-3 класс, «Elephant-eagle-hedgehog-mouse» и др.
Во время проведения физминуток используем различного вида движения, и
одновременно вместе с детьми проговариваем и запоминаем языковой
материал.
«Модельный метод обучения» (занятия в виде деловых игр, уроки типа:
урок-суд, урок-аукцион, урок-пресс-конференция)
Эти уроки имитируют проходящие в жизни пресс-конференции: когда группы
общественных деятелей или ученых ведут беседы с представителями прессы,
направленные на выяснение важнейших вопросов и проблем с целью
их популяризации и пропаганды. Уроки этого типа способствуют развитию
у учащихся навыков работы с дополнительной литературой, воспитывают
любознательность, умение делать дело в коллективе, товарищескую
взаимопомощь.
Урок-пресс-конференцию провожу с целью обобщения и закрепления
изученного материала. Необычные по форме, эти уроки вызывают большой
интерес у учащихся, хорошо развивают творческие способности.
Метод «Mind-Map» (Карта памяти) является простой технологией записи
мыслей, идей, разговоров. Запись происходит быстро, ассоциативно. Тема
находится в центре. Сначала возникает слово, идея, мысль. Идёт поток идей,
их количество неограниченно, они все фиксируются, начинаем их записывать
сверху слева и заканчиваем справа внизу. Метод является индивидуальным
продуктом одного человека или одной группы. Выражает индивидуальные
возможности, создаёт пространство для проявления креативных способностей.
19
Метод «Brain Storming» (Мозговой штурм): путём мозговой атаки учащиеся
называют всё, что они знают и думают по озвученной теме, проблеме. Все
идеи принимаются, независимо от того, правильны они или нет. Роль
учителя — роль проводника, заставляя учащихся размышлять, при этом
внимательно выслушивая их соображения.
Teacher: What comes to mind when you hear the expression: What is a calendar?
Cluster-Method (гроздь) — служит для стимулирования мыслительной
деятельности. Спонтанность, освобождённая от какой — либо цензуры.
Графический приём систематизации материала. Мысли не громоздятся,
а «гроздятся», т. е. располагаются в определённом порядке.
Проблемный подход в обучении рассматривается как средство управления
мышлением учащихся, а его цель - активизация познавательной деятельности
школьников, развитие интереса к знаниям.
Проблемный подход включает в себя логические операции, необходимые для
выбора целесообразного решения.
Данный метод включает в себя:
выдвижение проблемного вопроса,
создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого,
создание проблемной ситуации на основе приведенных противоположных
точек зрения по одному и тому же вопросу,
демонстрацию опыта или сообщение о нем — основу для создания
проблемной ситуации; решение задач познавательного характера.
Роль преподавателя при использовании данного метода сводится к созданию
на уроке проблемной ситуации и управлению познавательной деятельностью
учащихся.
Проблемный подход возможен при разных формах и видах учебного процесса.
Без пытливости нельзя научиться самостоятельно решать самые простые
вопросы.
Познавательная
активность
в
наибольшей
степени
проявляется
при
выполнении учащимися самостоятельной работы, которая представляет собой
вид учебной деятельности школьников с разными источниками знаний,
протекает по заданию учителя с разной степенью самостоятельности и
направлена на решение конкретных учебно-воспитательных задач. Задание
может быть сформулировано к материалу рассказа, беседы, практической
работы или работы с учебником. Для развития познавательной активности
необходимо постепенно усложнять задания.
20
Творческие работы учащихся на этапе закрепления материала укрепляют
познавательный интерес, что создаёт базу для дальнейшего развития
познавательных интересов учащихся.
Проектная технология.
Данная технология направлена на то, чтобы развить активное
самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и
воспроизводить знания, а уметь применять их на практике. Важно, что в
работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве
воспитывает в них взаимопомощь, желание и умение сопереживать,
формируются творческие способности и активность обучаемых.
Использование этой технологии позволяет предусматривать все возможные
формы работы в классе: индивидуальную, групповую, коллективную.
Выполнение проектных заданий позволяет школьникам видеть практическую
пользу изучения иностранного языка, следствием чего является повышение
интереса и мотивации к изучению данного предмета. Обучение посредством
активного включения учащегося в процесс обучения, ведет к овладению
искусством коммуникации. Значительно активизируется деятельность
учащихся на уроке и во внеурочное время. Даже недостаточно
мотивированные учащиеся проявляют интерес к языку во время выполнения
творческих заданий. Использование метода проектной деятельности возможна
при изучении отдельных тем курса (Например, «Моя азбука», «Я и мой друг»,
«Любимое меню», «Наш класс», «Известные люди», «Достопримечательности
Лондона», «Планета Земля», «Иностранные языки в моей жизни» и другие).
Выполняя задания проекта, учащиеся получают возможность практически
применить знания по иностранному языку. Школьники сами находят
необходимую информацию, содержащую ценный страноведческий,
лексический, грамматический материал, используя для этих целей не только
материал учебника, но и другие источники информации. В поисках
информации мои ученики активно используют журналы для изучающих
английский язык и интернет- ресурсы.
В начальной школе возможно использование как мини – проектов,
рассчитанных на один урок или его часть, так и больших проектов,
требующих для их выполнения длительного времени. Проекты могут быть
индивидуальными (например, коллаж или альбом “Я и мои друзья”, “Моя
21
семья”, “Моя первая книга”) и групповыми (“Любимые питомцы”, “Наша
школа”).
Здоровьесберегающие технологии.
При организации процесса обучения иностранным языкам мы не должны
забывать об охране здоровья наших учеников, поскольку лишь здоровые дети
в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем
применять их в жизни.
Педагогические исследования последних лет показывают, что уже в начальной
школе возникают такие проблемы, как неудовлетворительное здоровье
учащихся, низкий уровень их активности.
Работая в разных классах и учитывая индивидуальные особенности учащихся,
на своих уроках английского языка для более эффективного достижения
практических, общеобразовательных и развивающих целей, поддержания
мотивации обучаемых, в течение нескольких лет я использую элементы
здоровьесберегающих технологий.
Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить школьнику возможность
сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него
необходимые для этого знания, научить использовать полученные знания в
современной жизни.
По данным психологов, педагогов и медиков, иностранный язык является
одним из самых трудных предметов. По 11-балльной шкале ранжирования
учебных предметов по степени трудности на иностранный язык приходится 10
баллов (И.Т.Сивков), т. е иностранный язык по трудности является вторым
предметом после математики и освоение его требует значительного
напряжения высшей нервой деятельности учащихся, что приводит к усилению
и снижению активного внимания.
Учебный процесс необходимо организовывать так, чтобы периоды
интенсивного интеллектуального напряжения учащихся чередовались с
периодами эмоциональной нагрузки.
На своих уроках я стараюсь учитывать физиологические и психологические
особенности детей и предусматривать такие виды работы, которые снимали
бы напряжение и усталость.
22
Я стремлюсь к тому, чтобы весь урок проходил непринужденно, в атмосфере
положительных эмоций, а мой тон был бодрым и дружелюбным, создавалась
бы приятная, располагающая к занятиям обстановка.
Уделяя особое внимание профилактике перегрузок и для снятия усталости
детей, повышения их работоспособности на уроке, я включаю зарядки-
релаксации. По времени это занимает 3-5 минут.
Цель релаксации – снять умственное напряжение, дать детям небольшой
отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к
улучшению усвоения материала.
Видами релаксации могут быть физкультминутки, игровые паузы, пение,
заинтересованность чем-нибудь новым, необычным. Смех, вызванный
забавной или остроумной историей, веселыми картинками также способствует
снятию напряжения.
Чтобы помочь детям настроиться на овладение знаний в середине или в конце
учебного дня им бывает необходима психологическая поддержка.
Я использую для этого элементы аутогенной тренировки. Аутогенная
тренировка – это система приемов саморегуляции функций организма.
Центральной задачей аутогенной тренировки является регуляция
собственных эмоций.
В средних и старших классах аутогенная тренировка обычно проводится в
течение 3-5 минут в начале или в середине урока. Затраты времени полностью
окупаются состоянием релаксации, затем повышением работоспособности.
Прежде чем приступить к аутогенной тренировке, необходимо уменьшить
освещенность классной комнаты, включить тихую, спокойную музыку. После
этого учащимся следует психологически настроить себя, принять удобную
позу, отрегулировать дыхание, расслабиться.
Примеры комплексной релаксации.
Sitcomfortably.Close your eyes.
Breathe in. Breathe out.
Let,s pretend it`s summer. You are lying on a sandy beach. The sun is shining. The
sky is blue. The weather is fine. The light wind is blowing from the sea. The birds
are singing. You have no troubles. No serious problems. You are quit. Your brain
23
relaxes. There is calm in your body. You are relaxing. Your troubles flout away.
You love your relatives and friends. They love you too. You are sure of yourself,
that you have much energy.
You are in good spirits.
Open your eyes. How do you fееl?
Поскольку количество учащихся с ухудшающимся зрением растет, я провожу
на уроках разрядку в виде упражнений для глаз, использую специальную
таблицу с различными траекториями движения глаз.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
На сегодняшний день ИКТ заняли прочное место в учебном процессе. С
помощью ИКТ реализуются следующие принципы: наглядности, доступности,
дифференцированного подхода в обучении, практической направленности,
системности изложения материала. Данные принципы являются основой
обучения, так как содействуют развитию личности каждого отдельного
ученика в рамках учебного процесса. Теперь обучение становится
увлекательным и интересным, так как перед учеником ставится задача не в
традиционном виде, а в современном и привлекательном. Мультимедиа
ресурсы помогают сделать каждый урок особенным как для ученика, так и для
учителя. В данном случае нужно говорить о степени участия того и другого в
моделировании урока. Учитель ставит проблему — ученик ищет способы ее
решения, учитель предлагает форму работы и частичное наполнение урока —
ученик помогает наполнить урок, например, в виде презентации, и тому
подобное.
Компьютер обладает огромным потенциалом формирования положительной
мотивации учения, снятия зажатости и ряда комплексов, мешающих ребенку
учиться, и не устраняется в прямом общении с педагогом. Экранно-звуковые
средства обучения с успехом решают эту задачу. Образный материал копирует
действительность, служит моделью, дающей с той или иной степенью
точность представлений об оригинале. Сочетание слухового восприятия
образа со зрительным повышает эффективность обучения. При изучении
иностранного языка важно овладение знаниями и выработка умений,
доведенных до уровня автоматизма навыков. Это может быть достигнуто
лишь многократным повторением. В этом случае компьютер может выступать
в качестве бесконечно терпеливого репетитора, учитывая индивидуальные
особенности обучаемого. Поскольку язык есть средство коммуникации,
24
общения, а речь есть способ этой коммуникации, то овладение средствами
возможно только при создании условий коммуникативных проблемных
учебных ситуаций. Обучающий компьютер является инструментом, который
организует самостоятельную работу обучаемых и управляет ею, особенно в
процессе тренировочной работы с языковым и речевым материалом. Это и
определяет характер используемых упражнений и методических приемов.
Наиболее часто применяются следующие:
1. Задание на заполнение пропусков. Компьютер предлагает обучаемому текст
или набор предложений с пропусками. Необходимо заполнить пропуски,
используя подсказку в виде русских слов, которые нужно перевести на
иностранный язык и употребить в нужной форме. Можно также заполнить
пропуски словами или словосочетаниями, выбирая из предложенных
компьютером.
2. Упражнения для самоконтроля владением лексикой. Возможны варианты
таких упражнений:
компьютер предлагает список слов для перевода;
компьютер предлагает соотнести два списка слов (русских и иностранных) и
найти эквивалентные пары слов в обоих языках;
компьютер предлагает соотнести два списка иностранных слов и установить
пары синонимов или антонимов;
компьютер предлагает список иностранных слов и перечень дефиниций этих
слов. От обучаемого требуется соединить каждое слово с соответствующей
ему дефиницией.
3. Компьютерные игры:
“Делаем покупки”. Обучаемые имеют список товаров, которые они хотят
купить. Они должны найти соответствующий магазин, войти и купить товары.
Если в магазине нет нужных товаров, им нужно сесть в автобус и ехать в
супермаркет. Обучаемые должны печатать на экране полные ответы на
иностранном языке.
“Лондонские приключения”. Увлекательная игра, в которой используется
карта Лондона. Играющие путешествуют по Лондону и в конце путешествия
25
должны добраться до аэропорта Хитроу, сделав определенные покупки. Игра
рассчитана на обычный урок и стимулирует употребление иностранных слов в
разнообразных ситуациях.
“Поймай слово”. На экране проплывает стая рыб-слов, и рыбак должен
вылавливать их и выстраивать в нужном порядке. Рабочий язык программы –
иностранный. Разрешены всевозможные комбинации слов, которые
появляются на экране после каждой успешной попытки и так далее.
Эффективным средством реализации разноуровневого подхода и
индивидуализации обучения иностранным языкам является использование
электронных учебных пособий. Объём такого пособия, по сравнению с
аналогичным печатным, на порядок выше и предоставляют учащимся гораздо
более широкие возможности работы. Возможен выбор приемлемого уровня
сложности, возможен переход на другой уровень сложности. Электронное
пособие экономит время, позволяя обходиться без словаря. Гиперссылки
помогают не просто перевести слово, а более подробно раскрывают понятие,
давая материал справочного характера. Электронные пособия обладают
большей интерактивностью, по сравнению с печатными, благодаря
возможности навигации по информационному пространству пособия при
помощи меню. Следует отметить, что наличие хорошо разработанной
компьютерной программы вовсе не облегчает работу преподавателя, а
помогает сделать ее более результативной. Компьютер значительно улучшил
возрастные возможности детей, без особого труда осваивающих приемы
работы, которые раньше были доступны только высококвалифицированным
специалистам.
Технология развития критического мышления
Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это
открытое мышление, развивающееся путем наложения новой информации на
жизненный личный опыт.
В данной технологии принципиально меняется роль учителя. Он становится
партнером, активизирующим и направляющим учебный процесс. Учащиеся
учатся бесконфликтному обмену мнений. Осуществляется личностно-
ориентированное обучение, при котором каждый ученик не просто получает
очередной объем готовых знаний, а вовлекается в процесс конструирования
знаний на основе равноправных партнерских отношений.
26
Структура технологии развития критического мышления состоит из трех
стадий: вызов, осмысление содержания, рефлексия.
Первая стадия (стадия вызова) - актуализирует имеющиеся знания учащихся,
пробуждает интерес к теме; именно здесь определяются цели изучения
материала.
Вторая стадия- осмысление нового материала. Здесь происходит основная
содержательная работа с текстом. Данную стадию, пожалуй, можно назвать
основной, поскольку именно на этой стадии учащимся предъявляется новый
учебный материал, именно на этом этапе они вступают в контакт с новой
информацией, с новыми идеями. Иными словами, эта часть урока и есть его
основной смысл, то, ради чего затеяно учение, то есть она посвящена задаче
усвоения нового знания. Совсем не случайно стадия названа осмыслением –
это смысловая стадия, как для учителя, так и для обучающихся. Для учителя
на ней сосредоточен смысл его преподавательской деятельности, а для
обучающихся через осмысление достигается необходимое восприятие нового
учебного знания.
Третья стадия-размышления или рефлексии. Здесь учащиеся осмысляют
изученный материал и формируют свое личное мнение, отношение к
изучаемому материалу.
Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые
ориентируются на создание условий для свободного развития каждой
личности, на каждой из стадий урока использую свои методические приемы.
Прием «Составление кластера»
Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся
знания по той или иной проблеме. Кластер - это графическая организация
материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово
кластер в переводе означает пучок, гроздь. Составление кластера позволяет
учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик
записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в
разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою
очередь лучи расходятся далее и далее.
Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.
На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности.
27
На стадии осмысления - для структурирования учебного материала.
На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили.
Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и
групповой работы как в классе, так и дома.
После того, как обучающиеся составили кластер, можно предложить им
составить предложения по данной теме. Ученики составляют предложения по
теме, обмениваются информацией, работают в группах.
Прием «Написание синквейна»
В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение,
состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.
В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от
ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал,
информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это
форма свободного творчества, но по определенным правилам.
Правило написания синквейна
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно
существительным).
2. Вторая строчка — это описание темы в двух словах (двумя
прилагательными).
3. Третья строчка — это описание действия в рамках этой темы тремя
словами.
4. Четвертая строка — фраза из четырех строк, показывающая отношение к
теме
5. Последняя строка — это синоним из одного слова, который повторяет
суть темы.
Приём «Верные – неверные утверждения»
Используется на стадии вызова, предлагается несколько утверждений по ещё
не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на
собственный опыт или просто угадывая.
28
Идёт настраивание на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты.
На одном из следующих уроков возвращаемся к этому приёму, чтобы
выяснить какие из утверждений были верными, можно на стадии рефлексии.
Таким образом, используя приемы и стратегии технологии развития
критического мышления, можно «вооружить» учащихся самыми
разнообразными ресурсами в работе с различными типами информации.
Ребята учатся работать с текстом: оценивать информацию, выделять в тексте
противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою
точку зрения, опираясь не только на логику, но и на представления
собеседника.
В заключение хочется отметить, что современный педагог не может работать
эффективно без применения в своей работе современных педагогических
технологий, использование которых является одним из основных условий
повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более
эффективного использования учебного времени
Таким образом, подводя итог, можно сказать, что современные
педагогические технологии – это огромное количество возможностей,
приводящих к мотивации, как к основному двигательному механизму
образования и самообразования человека, что и является отображением моего
педагогического кредо - «желание -это тысяча возможностей, нежелание-
тысяча причин…»
29
Заключение
Проблема активизации познавательной деятельности учащихся является
одной из важнейших проблем современной педагогики. Реалии сегодняшнего
дня требуют ориентации образования учащихся на развитие познавательной
активности личности как основы личностного развития и которая в
дальнейшем становится условием непрерывного образования.
Методов, приемов активизации познавательной деятельности учащихся
множество, и каждый учитель, в меру своей творческой инициативы,
стремится оптимизировать учебно-воспитательный процесс.
Развитие познавательной активности позволяет:
- создавать положительную мотивацию на уроке,
- обеспечивать активную и интенсивную работу по смысловому анализу
информации,
- развивать смысловую догадку и активизацию лексического опыта ученика и
обогащать его словарный запас,
- способствовать оптимальной организации внимания,
- вооружать рациональными способами запоминания,
- вырабатывать необходимый темп восприятия информации,
- увеличивать темп работы,
- развивать и осваивать информационное пространство содержания урока,
- приучать к самооценке процесса и результата собственной деятельности на
уроке в сравнении с другими учениками.
Познавательный интерес представляет собой важный фактор учения и в то же
время является жизненно-необходимым фактором становления личности,
способствует общей направленности деятельности учащегося и может играть
значительную роль в структуре его личности.
Можно сделать вывод, что от умения учителя правильно организовать урок и
грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия зависит во многом
эффективность учебного процесса.
30
Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только
поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их
творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками
знаний.
Как было отмечено, целью обучения иностранного языка в школе является
формирование межкультурной компетенции обучающихся, которая
реализуется в способности к речевому общению. Залогом успешной речевой
активности учащихся являются нетрадиционные формы уроков английского
языка, в ходе которых учащиеся приобщаются к культуре стран изучаемого
языка, а также расширяют знания о культурном наследии родной страны, что
позволяет учащимся принимать активное участие в диалоге культур.
31
ЛИТЕРАТУРА
1.Артёмов В.А. Психология обучения иностранным языкам.- М.:
Просвещение, 1969.
2.Брюсова Н.Г. Английский язык. Учимся и играем на уроках английского
языка. 2 – 4 классы. – М.:Дрофа, 2003.
3. Бужинский В.В. Работа над английским произношением на начальной
ступени коммуникативного обучения иноязычному говорению // ИЯШ.-1991.-
№4.
4.Брюсова Н.Г. Английский язык. Учимся и играем на уроках английского
языка. 2 – 4 классы. – М.:Дрофа, 2003.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: АСТ, 2005.
6.Гришанова И.А. Коммуникативная успешность младших школьников:
Теоретический и практический аспекты. – Ижевск: Институт компьютерных
исследований, 2006.
7. Е.Л. Базаркина. Английский язык.: нестандартные уроки .-Волгоград:
Учитель, 2005.
8. Н. И. Гез Развитие коммуникативной компетенции в ситуациях ролевого
обучения // тезисы докладов на всесоюзной научной конференции
«Коммуникативные единицы языка». — М: МГПИИЯ им. М. Тореза. — 1984.
9. Е.В.Дзюина. Театрализованные уроки и внеклассные мероприятия на
английском языке: 1-4 классы.- Москва :ВАКО, 2006.
10. Л.А.Кокорина, Н.Б.Кудаева. Проблема мотивации и творчества на уроках
иностранного языка в условиях информатизации образования. – Армавир,
2004.
11.Л.А.Кокорина. Творчество педагога на уроках английского языка. -
Армавир. 2006.
12. Н.Д.Гальскова Современная методика обучения иностранным языкам :
пособие для учителя.– М.: АРКТИ, 2004.–192с.
13. В. М.Филатов Некоторые аспекты раннего обучения иностранным
языкам// Иностранные языки в школе. 1998. № 5
32