Напоминание

Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.


Автор: Логинов Денис Александрович
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ №52
Населённый пункт: г. Ижевск, Удмуртская республика
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.
Дата публикации: 01.02.2024
Раздел: среднее образование





Назад




Тема: Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

Тип урока: урок открытия новых знаний, комбинированный урок

Оборудование:

проектор, учебник (История России. 9 класс. под ред

Торкунова), раздаточный материал для учащихся (Договор о продаже

Аляски, фрагменты текста Сан-Стефанского мирного договора, карточки с

заданиями).

Методы:

1)

Эвристическая беседа

2)

Мозговой штурм

3)

Проблемный метод

I. Организационный этап:

Приветствие,

определение

отсутствующих,

проверка

готовности

учащихся к уроку, организация внимания.

II. Мотивация, актуализация знаний

Учитель демонстрирует на экране слайды, на которых представлены

картины, посвящённые внешнеполитическим событиям второй половины 19

века. (Верещагин В. В. «Пусть Войдут»; Э. Лойце «Продажа Аляски»; Попов

А. Н. «Защита Орлиного гнезда орловцами и брянцами».

Также, на доске в качестве эпиграфа приведена приписываемая

Александру

II

цитата:

«Россия

государство

не

торговое

и

не

земледельческое, а военное...»

Далее, учитель предлагает, исходя из увиденного и прочитанного,

сформулировать тему сегодняшнего урока.

Тема - «Внешняя политика Александра II». Но, прежде чем перейти к

изучению новой темы, учитель предлагает актуализировать знания об

особенностях внешней политики предшественников Александра II в XIX

веке (Александр I и Николай I).

Для этого учащиеся выполняют следующие задания (на карточках) по

вариантам:

1. Даны: список вооружённых конфликтов, в которых приняли участие

предшественники Александра II

(Русско-персидская война (1804-1813),

Заграничный поход (1812-1815), Кавказская война (1817-1864), Крымская

война (1853-1856)); список договорённостей по итогам вооружённых

конфликтов (Вхождение в состав Российской империи Восточной Грузии,

присоединение России к Континентальной блокаде, вхождение в состав

Российской империи Чечни и Дагестана, нейтрализация Чёрного моря,

создание Священного союза). Задача учеников — установить соответствие.

2. Даны: список названий мирных договоров, подписанных Россией в

XIX веке (Гюлистанский, Бухарестский, Заключительный акт Венского

конгресса, Адрианопольский, Туркманчайский); имена императоров, в годы

правления

которых

были

заключены

указанные

мирные

соглашения

(Александр I, Николай I). Задача учащихся — установить соответствие.

В завершение, учитель просит учащихся сравнить международную

обстановку, в которой оказалась Россия после Крымской войны, с условиями

воцарения его предшественников в XIX веке. Заслушав ответы, учитель

совместно с учениками формулирует проблемные вопросы урока, а также

цели и задачи

Проблемные вопросы:

можно

ли

назвать

внешнюю

политику

Александра

II

последовательным продолжением внешней политики Александра

I

и

Николая I? Если нет, то какие факторы заставили Александра II

её

пересмотреть?

Имеется ли взаимосвязь между внешней политикой Российского

государства в Великими реформами Александра II?

Цель урока: актуализировать знания учащихся по теме «Внешняя

политика России в I половине XIX в.». Выделить изменения, произошедшие

во внешней политике Российской империи во времена правления Александра

II, и дать им оценку.

Задачи урока:

Образовательные:

1. Выявить и охарактеризовать основные направления внешней политики

Александра II.

2. Обозначить основные достижения Российской империи в отношениях со

странами Западной Европы и Северной Америки.

3. Рассмотреть развитие «Восточного вопроса» как составной части внешней

политики Александра II.

Развивающие:

1. Продолжить приобщение учащихся к процессу изучения исторического

прошлого своей страны.

2. Сформировать у школьников умение самостоятельно формировать

проблемные суждения по тематике заявленного урока.

Воспитательные:

1)

Способствовать развитию патриотических чувств.

III. Открытие нового знания

План

1. Россия и Западная Европа

2. Продажа Аляски

3. Русско-турецкая война в 1877-1878 гг.

1.

Учащиеся разделяются на 3 группы (по рядам) и работают с пунктом 1

параграфа «Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877-

1878 г.».

Задача первой группы — выделить и обосновать основные задачи

Российского государства на Западном направлении.

Задача второй группы — выделить союзников, на сближение с

которыми Россия пошла ради реализации своих внешнеполитических задач,

и оценить надёжность данных отношений.

Задача третьей группы — выделить достижения, которых добилась

Россия на Западном направлении, и указать причины, способствовавшие

успеху.

Работа выполнена. Учитель заслушивает ответы представителей от

каждой из групп.

2.

Учитель переходит к следующему пункту плана и кратко рассказывает

о

причинах,

вынудивших

Александра

свершить

продажу

Аляски

(Убыточность содержания, конфликт интересов с Британией, желание

избежать в будущем конфронтации с США). Далее, учащиеся получают

фрагменты «Договора о продаже Аляски» (статьи 3, 5, 6) и, работая по

вариантам, отвечают на следующие вопросы:

I вариант: на каких условиях Россия совершила продажу Аляски?

II вариант: какие привилегии остались у граждан России на Аляске?

Учитель выслушивает ответы учеников.

3.

Переходя к третьему пункту плана, учитель просит учеников,

основываясь на пройденном материале, дать объяснения следующему

вопросу: в чём принципиальная важность для России Восточного вопроса?

Учениками должны быть сформулированы следующие положения:

А. Контроль над морскими торговыми путями.

Б. Защита православных народов.

В. Улучшение положения славянских народов.

Г. Конфликт интересов на Кавказе.

Далее, учащиеся начинают работать в парах с пунктом 5 параграфа

«Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.» и

фрагментом Сан-Стефанского мирного договора

. В процессе изучения заполняют

таблицу:

Причины войны

1877-1878 гг.

Основные события

Итоги войны

Заполняя второй и третий столбцы, обучающиеся также работают с

картой «Русско-турецкая война 1877-1878 гг.» на странице 158 учебника.

Учитель включает слайд с аналогичной картой на большом экране.

IV. Подведение итогов и рефлексия

Учащиеся отвечают на проблемные вопросы, сформулированные в начале

урока:

Можно

ли

назвать

внешнюю

политику

Александра

II

последовательным продолжением внешней политики Александра

I

и

Николая I?

Имеется ли взаимосвязь между внешней политикой Российского

государства в Великими реформами Александра II? (возвышение роли

дипломатии из-за того, что крупные конфликты тормозят внутреннее

развитие страны)

Далее, учитель просит оценить ценность урока через «метод пяти пальцев».

Что я нового узнал?

Чего достиг?

Каким было моё настроение?

Чем я помог другим? (групповая работа)

Каково моё физическое состояние?

Вариативное домашнее задание:

1.

Прочитать в учебнике пункт «Политика России в Средней Азии».

Сравнить процесс включения Средней Азии в состав Российской

империи с аналогичными процессами на Кавказе. Одинаковые ли были

цели, мотивация?

2.

Подготовить

мультимедийную

презентацию

о

деятельности

на

международной арене одного из российских политических деятелей:

- М. Т. Лорис-Меликов

- Н. Н. Муравьёв-Амурский

- А. М. Горчаков



В раздел образования