Автор: Логинов Денис Александрович
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ №52
Населённый пункт: г. Ижевск, Удмуртская республика
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.
Дата публикации: 01.02.2024
Раздел: среднее образование
Тема: Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.
Тип урока: урок открытия новых знаний, комбинированный урок
Оборудование:
проектор, учебник (История России. 9 класс. под ред
Торкунова), раздаточный материал для учащихся (Договор о продаже
Аляски, фрагменты текста Сан-Стефанского мирного договора, карточки с
заданиями).
Методы:
1)
Эвристическая беседа
2)
Мозговой штурм
3)
Проблемный метод
I. Организационный этап:
Приветствие,
определение
отсутствующих,
проверка
готовности
учащихся к уроку, организация внимания.
II. Мотивация, актуализация знаний
Учитель демонстрирует на экране слайды, на которых представлены
картины, посвящённые внешнеполитическим событиям второй половины 19
века. (Верещагин В. В. «Пусть Войдут»; Э. Лойце «Продажа Аляски»; Попов
А. Н. «Защита Орлиного гнезда орловцами и брянцами».
Также, на доске в качестве эпиграфа приведена приписываемая
Александру
II
цитата:
«Россия
—
государство
не
торговое
и
не
земледельческое, а военное...»
Далее, учитель предлагает, исходя из увиденного и прочитанного,
сформулировать тему сегодняшнего урока.
Тема - «Внешняя политика Александра II». Но, прежде чем перейти к
изучению новой темы, учитель предлагает актуализировать знания об
особенностях внешней политики предшественников Александра II в XIX
веке (Александр I и Николай I).
Для этого учащиеся выполняют следующие задания (на карточках) по
вариантам:
1. Даны: список вооружённых конфликтов, в которых приняли участие
предшественники Александра II
(Русско-персидская война (1804-1813),
Заграничный поход (1812-1815), Кавказская война (1817-1864), Крымская
война (1853-1856)); список договорённостей по итогам вооружённых
конфликтов (Вхождение в состав Российской империи Восточной Грузии,
присоединение России к Континентальной блокаде, вхождение в состав
Российской империи Чечни и Дагестана, нейтрализация Чёрного моря,
создание Священного союза). Задача учеников — установить соответствие.
2. Даны: список названий мирных договоров, подписанных Россией в
XIX веке (Гюлистанский, Бухарестский, Заключительный акт Венского
конгресса, Адрианопольский, Туркманчайский); имена императоров, в годы
правления
которых
были
заключены
указанные
мирные
соглашения
(Александр I, Николай I). Задача учащихся — установить соответствие.
В завершение, учитель просит учащихся сравнить международную
обстановку, в которой оказалась Россия после Крымской войны, с условиями
воцарения его предшественников в XIX веке. Заслушав ответы, учитель
совместно с учениками формулирует проблемные вопросы урока, а также
цели и задачи
Проблемные вопросы:
можно
ли
назвать
внешнюю
политику
Александра
II
последовательным продолжением внешней политики Александра
I
и
Николая I? Если нет, то какие факторы заставили Александра II
её
пересмотреть?
Имеется ли взаимосвязь между внешней политикой Российского
государства в Великими реформами Александра II?
Цель урока: актуализировать знания учащихся по теме «Внешняя
политика России в I половине XIX в.». Выделить изменения, произошедшие
во внешней политике Российской империи во времена правления Александра
II, и дать им оценку.
Задачи урока:
Образовательные:
1. Выявить и охарактеризовать основные направления внешней политики
Александра II.
2. Обозначить основные достижения Российской империи в отношениях со
странами Западной Европы и Северной Америки.
3. Рассмотреть развитие «Восточного вопроса» как составной части внешней
политики Александра II.
Развивающие:
1. Продолжить приобщение учащихся к процессу изучения исторического
прошлого своей страны.
2. Сформировать у школьников умение самостоятельно формировать
проблемные суждения по тематике заявленного урока.
Воспитательные:
1)
Способствовать развитию патриотических чувств.
III. Открытие нового знания
План
1. Россия и Западная Европа
2. Продажа Аляски
3. Русско-турецкая война в 1877-1878 гг.
1.
Учащиеся разделяются на 3 группы (по рядам) и работают с пунктом 1
параграфа «Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877-
1878 г.».
Задача первой группы — выделить и обосновать основные задачи
Российского государства на Западном направлении.
Задача второй группы — выделить союзников, на сближение с
которыми Россия пошла ради реализации своих внешнеполитических задач,
и оценить надёжность данных отношений.
Задача третьей группы — выделить достижения, которых добилась
Россия на Западном направлении, и указать причины, способствовавшие
успеху.
Работа выполнена. Учитель заслушивает ответы представителей от
каждой из групп.
2.
Учитель переходит к следующему пункту плана и кратко рассказывает
о
причинах,
вынудивших
Александра
свершить
продажу
Аляски
(Убыточность содержания, конфликт интересов с Британией, желание
избежать в будущем конфронтации с США). Далее, учащиеся получают
фрагменты «Договора о продаже Аляски» (статьи 3, 5, 6) и, работая по
вариантам, отвечают на следующие вопросы:
I вариант: на каких условиях Россия совершила продажу Аляски?
II вариант: какие привилегии остались у граждан России на Аляске?
Учитель выслушивает ответы учеников.
3.
Переходя к третьему пункту плана, учитель просит учеников,
основываясь на пройденном материале, дать объяснения следующему
вопросу: в чём принципиальная важность для России Восточного вопроса?
Учениками должны быть сформулированы следующие положения:
А. Контроль над морскими торговыми путями.
Б. Защита православных народов.
В. Улучшение положения славянских народов.
Г. Конфликт интересов на Кавказе.
Далее, учащиеся начинают работать в парах с пунктом 5 параграфа
«Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.» и
фрагментом Сан-Стефанского мирного договора
. В процессе изучения заполняют
таблицу:
Причины войны
1877-1878 гг.
Основные события
Итоги войны
Заполняя второй и третий столбцы, обучающиеся также работают с
картой «Русско-турецкая война 1877-1878 гг.» на странице 158 учебника.
Учитель включает слайд с аналогичной картой на большом экране.
IV. Подведение итогов и рефлексия
Учащиеся отвечают на проблемные вопросы, сформулированные в начале
урока:
Можно
ли
назвать
внешнюю
политику
Александра
II
последовательным продолжением внешней политики Александра
I
и
Николая I?
Имеется ли взаимосвязь между внешней политикой Российского
государства в Великими реформами Александра II? (возвышение роли
дипломатии из-за того, что крупные конфликты тормозят внутреннее
развитие страны)
Далее, учитель просит оценить ценность урока через «метод пяти пальцев».
Что я нового узнал?
Чего достиг?
Каким было моё настроение?
Чем я помог другим? (групповая работа)
Каково моё физическое состояние?
Вариативное домашнее задание:
1.
Прочитать в учебнике пункт «Политика России в Средней Азии».
Сравнить процесс включения Средней Азии в состав Российской
империи с аналогичными процессами на Кавказе. Одинаковые ли были
цели, мотивация?
2.
Подготовить
мультимедийную
презентацию
о
деятельности
на
международной арене одного из российских политических деятелей:
- М. Т. Лорис-Меликов
- Н. Н. Муравьёв-Амурский
- А. М. Горчаков