Автор: Чуркина Светлана Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 3 "Рябинка"
Населённый пункт: Свердловская область, п. Белоярский
Наименование материала: конспект занятия
Тема: Семья
Дата публикации: 01.04.2025
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 3 «Рябинка»
Конспект НОД по познавательному развитию
«Моя семья».
Подготовила:
Чуркина С.В.
воспитатель
п. Белоярский
Цели:
Совершенствование осознания собственного Я, своей семьи, знание своей
фамилии, имени, чувства гордости за свою семью. Обобщить знание детей об их
гражданских правах. Познакомить детей с генеалогическим древом; развивать у
детей коммуникативные умения; расширять представления о семье. Учить
ориентироваться в родственных отношениях. Воспитывать любовь и заботливое
отношение к членам своей семьи.
Задачи:
Формирование представлений о семейной и гражданской принадлежности.
Воспитание любви к своей семье.
Вызывать желание рассказывать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми
в семье, желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье.
Закреплять представления о трудовых обязанностях всех членов семьи.
Ход занятия:
Дети стоят в кругу
«Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся».
Ребята с помощью рукопожатия я передаю вам всю свою доброту, положительные
эмоции, хорошее настроение, дружбу и это все идет от меня к вам и по кругу
возвращается ко мне. Я чувствую, что каждый из вас добавил частичку своей
доброты, дружбы. Пусть же она греет вас и не покидает на протяжении всего дня!
Здесь находится ребус «7-Я».
Как вы думаете, какое слово здесь зашифровано?
Дети: Семья
Воспитатель: Правильно «семья».
Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о семье, о том, кто живет в семье, какой
должна быть и как много значит для нас семья.
- Как вы думаете, что такое семья? (Ответы детей)
-_Да, семья - это самое главное, дорогое, что есть у человека.
- А все семьи одинаковы? (Ответы детей).
Семья – это дружный коллектив родственников, а родственники - это самые
близкие люди. Это бабушка, дедушка, мама, папа, брат, сестра. А еще этих
родственников можно назвать словом «родня». Ребята, а вы знаете, что слова
родственники, родня имеют общее значение и происходят они от слова «РОД». А
что же такое род» Род – ряд поколений, происходящих от одного предка. Предок
это родители ваших родителей, т.е. ваши бабушки и дедушки.
Ребята, а как надо относиться к своей семье?
В семье друг к другу относятся с уважением, вниманием, помогают друг другу,
заботятся друг о друге. Раньше к членам семьи обращались
на «Вы». Семья начинается с уютного теплого дома.
Воспитатель: Я предлагаю вам подумать и ответить на вопрос:
«Что есть у всех людей, но у каждого человека своё, ты им не пользуешься, а другие
им пользуются?
Дети: Имя.
Воспитатель: Правильно имя, когда человек родился, он имеет право на имя.
И нарушать это право нельзя, и подтверждается оно вот таким документом,
«Свидетельство о рождении» (слайд 2). У вас у всех есть такой документ. Здесь
прописаны все данные о человеке, когда он родился и где, как его имя, кто его
родители. (обзор св-в о рождении)
Ребята, а чем отличаются люди из разных семей?
Воспитатель: Ребята, ответьте мне, пожалуйста, как называют людей, живущих в
одном доме, квартире?
Дети: Семья
Воспитатель: Совершенно верно, каждый человек имеет право, как на имя, так и
на семью. А вы ребята, знаете, кто кем в семье приходится? Вот сейчас и
проверим.
Я предлагаю вам поиграть в игру «Родственные отношения» Я буду задавать
вопросы, а вы должны внимательно слушать и быстро отвечать.
1. Она уже не молода и вовсе мне не мама.
Мама мамина она, а зовут ее просто (бабушка).
2. Папа зовет его папой. Он строгий и немного седой.
Он в шашки играет со мной, любимый и добрый мой (дедушка).
3. Она – опора в доме, Хлопочет – каждый час.
И никого нет краше, Кто так любил бы вас. (Мама)
4. Дедушка зовет его сыном, а вас меня он кто? (Папа).
5. У мамы три дочки: я, Вера и Аленка.
Ответьте теперь точно, друг другу мы (сестренки).
6. Все сыновья в одной семье называются (братьями). Молодцы.
Воспитатель: Семья объединяет родных: родителей, детей, дедушек, бабушек,
братьев, сестёр. Это наши родственники. А какие же они, родные и дорогие нам
люди?
Я предлагаю вам выйти в круг для того, чтобы поиграть. Игра, называется «Какой,
какая». Вам нужно подобрать как можно больше слов, которые расскажут о маме,
папе, дедушке, бабушке и т. д.
Игра с мячом, «Какой, какая»
Мама (какая) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная,
умная, требовательная:
Папа - строгий, умный, сильный:
Бабушка - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая:
Дедушка - старый, мудрый, седой:
Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая:
Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный.
Молодцы, присаживайтесь.
Воспитатель: Ребята, во время нашего проекта вам дано было домашнее задание.
Вам, совместно с родителями, предлагалось изготовить генеалогическое древо,
нарисовать рисунки, изготовить альбомы о своей семье. Ребята, а кто хочет
рассказать по древу о своей семье? Я предлагаю вам посмотреть кто, что сделал.
Воспитатель: Все семьи одинаковые или разные?
Воспитатель: Правильно, все семьи разные: есть семьи большие, есть маленькие.
Посмотрите на доску, вы видите фотографии семьи.
Какой считается эта семья: большой или маленькой? Сколько детей в семье?
Обратите внимание на то, что родители ласково обнимают детей, у них очень
добрые лица, ласковый взгляд. И не важно, какая семья большая или маленькая
главное, чтобы в семье были всегда мир, уважение.
Предлагаю поиграть в интересную игру "Солнышко и тучка". Я называю
ситуации, которые могут произойти в каждой семье; если она вызывает
положительные эмоции, радость, то вы показываете солнышко, а если плохое
поведение, разочарование, то тучку. Договорились?
Д/и «Радость и печаль»
- Нарисовали красивую картину;
- Подрались с другом;
- Убрали игрушки на место;
- Порвали книгу;
- Поиграли с младшим братом;
- На прогулке замарали куртку;
- Разбили чашку;
- Уступили место в автобусе бабушке;
- Помогли маме с уборкой
- Отыскали потерянные бабушкой очки.
Физминутка «Дружная семья»
Наша дружная семья (шагают на месте)
Мама, папа, брат и я (наклоны влево, вправо, назад, вперед)
Спортом любим, заниматься (рывки руками перед грудью)
И, конечно, закаляться (рывки руками вверх-вниз)
Мы – счастливая семья (прыжки на месте)
Мама, папа, брат и я. (вдох – руки вверх, выдох – руки вниз)
Семья – это самое дорогое, что есть у человека. Поэтому во все времена народ
составлял пословицы и поговорки о семье, доме. Мы с вами тоже знакомились с
ними. Сейчас кого я назову, будут выходить, и читать начало пословицы, а вы
должны будете ее закончить и постараться объяснить, как вы ее понимаете.
- В недружной семье добра не бывает.
- Мой дом – моя крепость.
- Вся семья вместе, так и душа на месте.
- Материнская ласка конца не знает.
Воспитатель: Ребята, скажите мне пожалуйста, а нашу с вами группу можно назвать
семьей? Почему?
Ребята, а что бы вы хотели пожелать своей семье? (Здоровья, радости,
благополучия).
Сейчас мы будем друг другу передавать сердечко и говорить свое самое заветное
«Пусть».
«Пусть всегда будет в вашей семье…» (смех, цветы, птицы, папа, счастье,
любовь).
Итог занятия
Воспитатель: Ребята, мы с вами очень много говорили о семье и подводя итог
нашего занятия, скажите мне, что надо делать для того, чтобы семья была дружная,
крепкая?
Воспитатель:
Ребята, вам понравилось наше занятие? Давайте вспомним, что нового вы узнали
сегодня? (дети встают в круг, воспитатель берет мяч.) Ребята, я задам вопрос и
брошу одному из вас мяч, вы поймаете его и ответьте на мой вопрос, когда
закончите, вернете мяч.
Что такое семья?
Кто такие родственники?
Как другими словами можно назвать папу и маму?
Как люди должны жить в семье?
Ребята рассказывают, что им понравилось и запомнилось.