Автор: Арсланова Лариса Тимеряновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №23
Населённый пункт: г.Туймазы
Наименование материала: конспект занятия
Тема: «Безопасное поведение»
Дата публикации: 01.05.2025
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятие
Образовательная область «Познавательное развитие»
Направление «Ознакомление с окружающим миром».
Тема: «Безопасное поведение»
возрастная группа: старшая
Цель: Формировать умения видеть опасность в повседневной жизни и
умение её предупредить.
Задачи:
Образовательная задача:
– закреплять знания об опасных ситуациях, которые могут возникнуть в
быту;
– обучать основам личной безопасности;
– учить детей отвечать на вопросы полным предложением;
– учить детей пользоваться номерами телефонов: 01, 02, 03.
Развивающая задача:
– развивать навыки безопасного поведения во время пожара, на проезжей
части и перекрестке, при встрече с незнакомыми людьми;
– развивать речь, память, мышление, внимание;
– развивать умение выслушать друг друга;
– формировать понятие «можно – нельзя» к различным ситуациям на улице
и дома;
Воспитательная задача:
– воспитывать культуру поведения на улице, дома
– воспитывать ответственность за себя и за других.
Предварительная работа:
– рассматривание плакатов по безопасности; дидактического материала из
серии уроки для дошкольников «Уроки безопасности», «Дорожная азбука»,
«Правила маленького пешехода», «Расскажите детям о бытовых приборах»,
«Безопасность на улице и дома»;
– беседы о безопасности в быту, в детском саду, на улице;
– дидактические игры: «Азбука безопасности», «Опасно-неопасно», «Кто
внимательный?»;
– чтение художественной литературы по теме;
Интеграция
областей: социально-коммуникативное
развитие,
речевое
развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-
эстетическое развитие.
Оборудование: Макет солнца, картинки.
Наглядный
материал: Демонстрационный
материал
картнки
,
раздаточный материал
2
Ход занятия:
Вводная часть
Воспитатель:
Дети
к нам сегодня пришли гости , давайте мы
поздороваемся с гостями .
Организационный момент:
Начинается урок!
Он пойдет всем детям впрок.
Постарайтесь все понять.
Много нового узнать.
Все расселись по местам.
По секрету вам скажу
«Будет интересно!»
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим об очень важном –
о безопасном поведении .
- А кто из вас знает, что такое безопасность? Ответьте своими словами.
- «Безопасность — это когда нет угрозы здоровью и жизни».
- Где может нам угрожать опасность?
Дети: На дороге, на реке, дворе, в лесу, в детском саду.
Воспитатель: - Правильно. А где мы с вами находимся больше всего
времени?
Дети: в детском саду, дома
Воспитатель: -А значит и опасности нас там поджидают каждый день
особенно в отсутствие взрослых. Мы сегодня с вами поговорим о «Правилах
безопасности в повседневной жизни».
Воспитатель: - Мы сегодня на занятии соберем солнышко с лучиками,
а на лучиках будут написаны правила безопасности.
- Сейчас я прочитаю отрывок из стихотворения «Кошкин дом». Вы
отгадайте, почему произошло несчастье с главной героиней?
Хозяйка и Василий
Усатый старый кот,
Не скоро проводили
Соседей до ворот.
Словечко за словечком-
И снова разговор,
А дома перед печкой
Огонь прожёг ковёр.
Ещё одно мгновенье-
И лёгкий огонёк
Сосновые поленья
Окутал, обволок.
3
Взобрался по обоям,
Вскарабкался на стол
И разлетелся роем
Золотокрылых пчёл. (С. Я. Маршак)
- Ребята, какая беда случилась в кошкином доме?
Дети: Он загорелся, начался пожар.
Воспитатель: - Почему у кошки загорелся дом?
Дети: Потому - что печь оставили без присмотра.
Воспитатель:
-
Правильно.
А
теперь
послушайте
стихотворение
и
подумайте, какие еще предметы опасны и могут вызвать пожар в доме?
Для забавы, для игры
Спичек в руки не бери.
Не, шути, дружок, с огнем,
Чтобы не жалеть потом.
Сам огня не разжигай
И другим не позволяй.
Даже крошка-огонек
От пожара недалек.
- С чем нельзя шутить в доме или помещении? (Со спичками, ).
- Какое же первое правило мы прикрепим к солнышку?
(Не играйте с огнём)
.
А теперь, ребята, давайте отдохнем и поиграем в пожарников.
Физминутка "Пожарные"
Пламя высоко взлетает! –Дети поднимают руки вверх.
Дыма чёрного клубы! –Круги в воздухе руками.
Искры в воздухе сверкают! –Взмахи руками.
Все за дело! Шланг тяни! –Дети имитируют как разматывают и тянут
шланг.
Даже детям стало ясно,
Что с огнём шутить опасно! –Грозят пальчиком
Воспитатель: - А сейчас поудобнее садитесь мы с вами отгадаем загадки
1. Два кольца, два конца, а посередине гвоздик. (Ножницы)
2. Маленького роста я,
Тонкая и острая,
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу (Иголка)
3. У меня есть лезвие-
Острое, железное,
Обращайтесь осторожно,
Мной порезаться можно. (Нож)
4. При виде еды
Не считают ворон,
Бросаются дружно
4
С обеих сторон:
Один — разрезает,
Другая — цепляет.
Обоим работы в тарелке хватает (Вилка, нож).
- Как вы думаете, почему я объединила эти предметы ? Что у них общего?
Дети: Острые предметы.
Воспитатель: Правильно дети - это у нас острые предметы .
Окружают нас повсюду
очень острые предметы
А поэтому, ребята,
Вы послушайте советы
Вилки, ножницы, иголки
Топоры, ножи, осколки
Не игрушки, не конфеты
А опасные предметы.
- Вы с этим согласны?
Дети: Да
- Почему это опасные предметы?
Дети: потому что ими можно пораниться
Воспитатель: - С какими опасными предметами вы встречаетесь каждый
день в детском саду?
Дети: ручка, карандаши
- Как вы должны с ними обращаться?
Дети: аккуратно, осторожно.
Воспитатель: Правильно, теперь мы можем прикрепить к солнышку лучик
со вторым правилом:
«Будьте аккуратны с острыми предметами»
.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что горит над нами ,на потолке ?
Дети: Лампы
Воспитатель: Без чего не будет гореть лампа?
Дети: без электричества.
Воспитатель: Где оно есть?
Дети: в проводах, розетках, электроприбора.
Воспитатель: А можем ли мы видеть ток?
Дети: Нет
Воспитатель: Правильно дети, электричество не видимое.
Давайте послушаем стихотворение про электричество:
Ток бежит по проводам,
Свет несет в квартиру нам.
Чтоб работали приборы,
Холодильник, мониторы.
Кофемолки, пылесос,
Ток энергию принес.
5
-
Электричество
нам
необходимо
в
повседневной
жизни.
От
электричества
работают
электроприборы:
холодильник,
телевизор,
компьютер, стиральная машина, электрическая печь, фен, утюг. Но
электричество может быть и очень опасным.
Навсегда запомнить должен:
Будь с розеткой осторожен!
С ней никак нельзя играть,
Гвоздики в нее совать.
Сунешь гвоздик ненароком –
И тебя ударит током,
Так ударит, что прости,
Могут даже не спасти.
Дело кончится бедой –
Ток в розетке очень злой.
Воспитатель:
Как
мы
должны
обращаться
с
предметами,
где
есть
электричество?
Дети: не прикасаться к оголенному проводу;
не использовать неисправные электроприборы;
не трогать включенный электроприбор мокрыми руками;
не засовывать никакие предметы в розетку.
- Давайте выведем третье правило безопасности:
(Будьте осторожны с электричеством и электроприборами).
- Воспитатель: А какие же еще опасности могут поджидать нас дома? В
жизни встречаются не только опасные предметы, но и опасные люди.
- Вы помните сказку «Волк и семеро козлят»?
Дети: Да
- Волк в этой сказке был добрым или злым? Что он хотел сделать с
козлятами?
Дети: Съесть их.
Воспитатель: - Правильно ли сделали козлята, что не послушали маму и
открыли волку дверь?
Дети: Нет.
- Воспитатель: - Ребята, нужно не только знать правила безопасности, но
и вести себя в соответствии с ними.
Если в дверь звонит звонок –
Посмотри с перва в глазок,
Кто пришел к тебе, узнай,
Сразу дверь не открывай!
Если нет глазка, тогда
«Кто там?» спрашивай всегда,
А не станут отвечать –
Дверь не вздумай открывать.
Если в дверь начнут ломиться –
То звони скорей в полицию!
6
-Какое правило мы можем прикрепить к солнышку?
(Нельзя открывать дверь незнакомым людям)
Воспитатель: Дети, что нарисовано на картине ?
Дети: Лекарства
Воспитатель: Правильно
Пилюли и таблетки
Нельзя тайком глотать!
Об этом наши детки
Обязаны вы знать.
Вот если заболеете-
Врача вам позовут,
И взрослые таблетку
Вам сами принесут.
Но если не больны вы,
Таблетки есть нельзя:
Глотать их без причины
Опасно вам друзья.
Воспитатель: Можно таблетки без разрешения взрослых брать?
- Какое же следующее правило, мы прикрепим к солнышку?
(Нельзя без взрослых брать лекарства)
.
III. Заключительная часть.
- Молодцы ребята! Вот мы и собрали все лучики нашего солнышка.
Определили все правила безопасного поведения .
- Ребята, сегодня мы с вами попытались вспомнить все опасные ситуации,
которые могут возникнуть и разобрали как себя при них вести. Но иногда, к
сожалению, бывают моменты, что несчастье уже случилось с нами, поэтому
вы должны знать куда в таких случаях обращаться. Давайте вспомним самые
важные службы спасения и их номера телефона (на доску вывешиваются
иллюстрации служб спасения с номерами:
01 - пожарная часть, 02 – полиция, 03 - скорая помощь.
Воспитатель: А теперь, давайте поиграем в игру «Помоги сказочным
героям», я буду читать отрывок из сказки, а вы должны показать карточку с
номером телефона экстренных служб, который спасет сказочного героя.
1.
«А рядом бегемотики схватились за животики,
У них, у бегемотиков животики болят» (дети поднимают карточку с
номером «03»)
2.«Я кровожадный, я беспощадный,
Я злой разбойник Бармалей.
И мне не надо ни мармелада, ни шоколада,
7
А только маленьких детей!» (дети поднимают карточку с номером «02»)
3.«Бом-бом! Бом-бом!
Загорелся кошкин дом!» (дети поднимают карточку с номером «01»)
4.«Петушок, петушок – золотой гребешок,
Выгляни в окошко, дам тебе горошка!» (дети поднимают карточку с
номером «02»)
5.«Куклы кашляют в постели,
Днем мороженое съели» (дети поднимают карточку с номером «03»)
6.«Приоткрыла дверцу Лена,
Соскочил огонь с полена,
Перед печкой выжег пол,
Влез по скатерти на стол» (дети поднимаю карточку с номером «01»)
7.«Подкрались два лисенка,
Утащили в лес утенка (дети поднимают карточку с номером «02»)
- Молодцы ребята! Вам понравилось занятие? (Да).
- Как мы должны себя вести в детском саду, дома? (Осторожно)
- Что значит - осторожно? (Соблюдать правила безопасного поведения)
- Какие правила осторожности или безопасности запомнили? (Дети
совместно с учителем перечисляют правила безопасности)
- По каким телефонам можем вызвать службы спасения? (01 - пожарная
часть, 02 – полиция, 03 - скорая помощь). Молодцы!
Наше занятие подошло к концу. Я хочу, чтобы вы не забывали
правила безопасного поведения дома, и чтобы солнышко, которое мы
сегодня с вами собрали всегда охраняло вас и ваш дом от опасностей.
8