Автор: Сколченкова Наталья Алексеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №114" Чебурашка" г.Брянска
Населённый пункт: город Брянск
Наименование материала: статья
Тема: Особенности логопедической работы с детьми, страдающими задержкой психического развития
Дата публикации: 01.05.2025
Раздел: дошкольное образование
Особенности логопедической работы с детьми, страдающими задержкой
психического развития
В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с ЗПР уделяется
значительное внимание. Это обусловлено тенденцией к увеличению количества детей с
проблемами в развитии.
Дети с ЗПР – многочисленная категория, разнородная по своему составу. Часть из них
имеют негрубые нарушения со стороны ЦНС, вследствие ее раннего органического
поражения. У других детей ЗПР возникает на фоне функциональной незрелости ЦНС
(соматическая ослабленность, наличие хронического заболевания). Еще одной причиной
ЗПР у детей, это педагогическая запущенность, неблагоприятные микросоциальные
условия, психотравмирующие ситуации.
К старшему дошкольному возрасту у детей с ЗПР помимо того,что не развиваются
предпосылки
логического мышления,
снижены речевые возможности,
ограничен
словарный запас об окружающем. Речь детей с задержкой психического развития
отличается бедностью словаря и грамматических конструкций, у них недостаточно развит
фонематический слух.
И, как следствие, эти дети испытывают большие трудности в обучении и адаптации к
школе (С. Г. Шевченко, 2003). Практически все дети с задержкой психического развития
имеют
различные
речевые
нарушения.
В
обязанности
учителя-логопеда
входят
всестороннее изучение речевой деятельности детей, проведение индивидуальных и
групповых занятий с детьми, которые имеют задержку психического развития,
осложнённую
нарушениями
звукопроизношения,
фонетико-фонематическим
недоразвитием , элементами общего недоразвития речи.
В задачи коррекционно-логопедического обучения дошкольников с ЗПР входят:
развитие и совершенствование общей моторики;
развитие и совершенствование ручной моторики;
развитие и совершенствование артикуляционной моторики;
развитие слухового восприятия, внимания;
формирование произносительных умений и навыков;
дифференциация звуков;
коррекция нарушений звукослоговой структуры
совершенствование лексичеких и грамматических средств языка
развитие навыков связной речи
обогащение коммуникативного опыта.
Организация
логопедической
работы
предусматривает
соблюдение
следующих
необходимых условий:
взаимосвязь
осуществления
коррекции
речи
дошкольников
с
развитием
познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления).
Соответствие с программами по подготовке к обучению грамоте, ознакомлению с
окружающим миром и развитию речи;
проведение логопедических занятий на любом этапе над речевой системой в целом
(фонетико-фонематической, лексической и грамматической);
максимальное использование при коррекции дефектов речи у дошкольников с ЗПР
различных
анализаторов
(слухового,
зрительного,
речедвигательного,
кинестетического).
Указанные задачи реализуются в программах подготовки к школе детей с ЗПР и
тематическом планировании занятий.
В программе фонематического восприятия и подготовки к обучению грамоте ставятся
следующие задачи:
Развитие интереса и внимания к слову, к речи (собственной и окружающих)
Обогащение словарного запаса и связной речи;
Развитие умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять из него
отдельные звуки, различать звуки, близкие по звучанию и произнесению;
Совершенствование сенсорного опыта, умение выделять основные группы
русского языка – гласные и согласные звуки.
Дети с ЗПР при сохранности слуха, как правило, «не слышат» в слове отдельных звуков,
оно выступает для них лишь в качестве общения. Даже в 7 лет детям оказывается
малодоступным последовательное выделение звуков в слове.
Игры и упражнения с гласными звуками являются тем фундаментом, на котором
базируется вся работа по развитию фонематических процессов.
Очень важны игры и упражнения для отработки сильного, плавного и длительного
выдохов, и на этом этапе мы предлагаем игры с пропеванием гласных звуков с
движениями.
Вычленение звуков из слова начинается с гласных звуков, находящихся в ударном
положении; затем взрывных согласных (к-г-х), сонорных (м-н).
Для поддержания интереса к занятиям используем игровые приемы, дидактические и
сюжетные игры. Выделив из слова звук, дети знакомятся с особенностями его звучания и
произнесения: участием голоса, положением губ, языка. Обращаем внимание на то, что
одни звуки произносятся с голосом, свободно, произношение других связано с тем, что
губы
или
язык
образует
преграду.
Кроме того, знакомим детей с условными обозначениями этих звуков (гласные
обозначаем красной фишкой, твердые согласные – синей, мягкие согласные – зеленой).
Дети учатся в тетрадях самостоятельно вычерчивать условно-графические схемы слова
цветными карандашами.
Выделение
предложения
из
речи
представляет
значительную
трудность.
При
формирования этого умения используем условно-графическую схему предложения.
Объясняем детям, что начало линии имеет подъем, что при письме каждое предложение
начинается с заглавной буквы. Затем выделяются отдельные слова: ребенок, проговаривая
каждое слово, обозначает его короткой линией: сколько слов в предложении, столько и
коротких линий, в конце ставится точка.
Подготовка детей с ЗПР к обучению письму идет в нескольких направлениях:
гимнастика пальцев и кистей рук;
ориентирование на листе бумаги;
обучение правильной посадке и использованию письменных принадлежностей;
отработка элементарных графических навыков;
соотнесение звука и буквы.
Работа по развитию тонкой моторики осуществляется как педагогами, а также в виде
рекомендаций родителям. Детям предлагается большое разнообразие игровых пособий по
развитию мелкой моторики: шнуровки, мозаики, конструкторы, мячи, нанизывание бус,
бельевые прищепки, шаблоны по лексическим темам, игрушки из «киндер – сюрпризов»
— для вытаскивания из «сухих бассейнов»; горох, фасоль (выкладываем из них буквы,
цифры, предметы).
Обучаем детей приемам самомассажа кистей рук. Проводим с детьми пальчиковые игры,
их мы подбираем к каждой лексической теме.
Логопед работает в тесном сотрудничестве с родителями. В начале учебного года на
родительском собрании знакомит со спецификой коррекционной группы, с результатами
диагностики в индивидуальном порядке. Приглашает родителей на консультации, занятия
Для
родителей оформлен стенд, где
вывешиваются консультации,
памятки
для
выполнения домашних заданий. Работа по выполнению домашних заданий заключается в
том, что родитель совместно с ребенком закрепляет те умения и навыки, которые были
приобретены
на
групповых
и
индивидуальных
занятиях
(развитие
лексико
—
грамматических средств языка, обучению грамоте и звукопроизношению).
Таким образом, логопедические занятия становятся при этом не только средством
подготовки к школе, но и одним из важнейших условий коррекции психического
развития, активизации познавательной деятельности и всестороннего развития личности.
Список литературы
1. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 1985.
2. Логопедия / Учебное пособие для студентов педагогических вузов // Под ред. Волковой
Л.С. М., 1989.
3. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой,
С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
4. Лопухина И.С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие
для логопедов и родителей. М.: Аквариум, 1995
5. Правдина О. В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-
тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. - М., "Просвещение", 1973. - 272 с. с ил.