Напоминание

Особенности логопедической работы с детьми, страдающими задержкой психического развития


Автор: Сколченкова Наталья Алексеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №114" Чебурашка" г.Брянска
Населённый пункт: город Брянск
Наименование материала: статья
Тема: Особенности логопедической работы с детьми, страдающими задержкой психического развития
Дата публикации: 01.05.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности логопедической работы с детьми, страдающими задержкой

психического развития

В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с ЗПР уделяется

значительное внимание. Это обусловлено тенденцией к увеличению количества детей с

проблемами в развитии.

Дети с ЗПР – многочисленная категория, разнородная по своему составу. Часть из них

имеют негрубые нарушения со стороны ЦНС, вследствие ее раннего органического

поражения. У других детей ЗПР возникает на фоне функциональной незрелости ЦНС

(соматическая ослабленность, наличие хронического заболевания). Еще одной причиной

ЗПР у детей, это педагогическая запущенность, неблагоприятные микросоциальные

условия, психотравмирующие ситуации.

К старшему дошкольному возрасту у детей с ЗПР помимо того,что не развиваются

предпосылки

логического мышления,

снижены речевые возможности,

ограничен

словарный запас об окружающем. Речь детей с задержкой психического развития

отличается бедностью словаря и грамматических конструкций, у них недостаточно развит

фонематический слух.

И, как следствие, эти дети испытывают большие трудности в обучении и адаптации к

школе (С. Г. Шевченко, 2003). Практически все дети с задержкой психического развития

имеют

различные

речевые

нарушения.

В

обязанности

учителя-логопеда

входят

всестороннее изучение речевой деятельности детей, проведение индивидуальных и

групповых занятий с детьми, которые имеют задержку психического развития,

осложнённую

нарушениями

звукопроизношения,

фонетико-фонематическим

недоразвитием , элементами общего недоразвития речи.

В задачи коррекционно-логопедического обучения дошкольников с ЗПР входят:

развитие и совершенствование общей моторики;

развитие и совершенствование ручной моторики;

развитие и совершенствование артикуляционной моторики;

развитие слухового восприятия, внимания;

формирование произносительных умений и навыков;

дифференциация звуков;

коррекция нарушений звукослоговой структуры

совершенствование лексичеких и грамматических средств языка

развитие навыков связной речи

обогащение коммуникативного опыта.

Организация

логопедической

работы

предусматривает

соблюдение

следующих

необходимых условий:

взаимосвязь

осуществления

коррекции

речи

дошкольников

с

развитием

познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления).

Соответствие с программами по подготовке к обучению грамоте, ознакомлению с

окружающим миром и развитию речи;

проведение логопедических занятий на любом этапе над речевой системой в целом

(фонетико-фонематической, лексической и грамматической);

максимальное использование при коррекции дефектов речи у дошкольников с ЗПР

различных

анализаторов

(слухового,

зрительного,

речедвигательного,

кинестетического).

Указанные задачи реализуются в программах подготовки к школе детей с ЗПР и

тематическом планировании занятий.

В программе фонематического восприятия и подготовки к обучению грамоте ставятся

следующие задачи:

Развитие интереса и внимания к слову, к речи (собственной и окружающих)

Обогащение словарного запаса и связной речи;

Развитие умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять из него

отдельные звуки, различать звуки, близкие по звучанию и произнесению;

Совершенствование сенсорного опыта, умение выделять основные группы

русского языка – гласные и согласные звуки.

Дети с ЗПР при сохранности слуха, как правило, «не слышат» в слове отдельных звуков,

оно выступает для них лишь в качестве общения. Даже в 7 лет детям оказывается

малодоступным последовательное выделение звуков в слове.

Игры и упражнения с гласными звуками являются тем фундаментом, на котором

базируется вся работа по развитию фонематических процессов.

Очень важны игры и упражнения для отработки сильного, плавного и длительного

выдохов, и на этом этапе мы предлагаем игры с пропеванием гласных звуков с

движениями.

Вычленение звуков из слова начинается с гласных звуков, находящихся в ударном

положении; затем взрывных согласных (к-г-х), сонорных (м-н).

Для поддержания интереса к занятиям используем игровые приемы, дидактические и

сюжетные игры. Выделив из слова звук, дети знакомятся с особенностями его звучания и

произнесения: участием голоса, положением губ, языка. Обращаем внимание на то, что

одни звуки произносятся с голосом, свободно, произношение других связано с тем, что

губы

или

язык

образует

преграду.

Кроме того, знакомим детей с условными обозначениями этих звуков (гласные

обозначаем красной фишкой, твердые согласные – синей, мягкие согласные – зеленой).

Дети учатся в тетрадях самостоятельно вычерчивать условно-графические схемы слова

цветными карандашами.

Выделение

предложения

из

речи

представляет

значительную

трудность.

При

формирования этого умения используем условно-графическую схему предложения.

Объясняем детям, что начало линии имеет подъем, что при письме каждое предложение

начинается с заглавной буквы. Затем выделяются отдельные слова: ребенок, проговаривая

каждое слово, обозначает его короткой линией: сколько слов в предложении, столько и

коротких линий, в конце ставится точка.

Подготовка детей с ЗПР к обучению письму идет в нескольких направлениях:

гимнастика пальцев и кистей рук;

ориентирование на листе бумаги;

обучение правильной посадке и использованию письменных принадлежностей;

отработка элементарных графических навыков;

соотнесение звука и буквы.

Работа по развитию тонкой моторики осуществляется как педагогами, а также в виде

рекомендаций родителям. Детям предлагается большое разнообразие игровых пособий по

развитию мелкой моторики: шнуровки, мозаики, конструкторы, мячи, нанизывание бус,

бельевые прищепки, шаблоны по лексическим темам, игрушки из «киндер – сюрпризов»

— для вытаскивания из «сухих бассейнов»; горох, фасоль (выкладываем из них буквы,

цифры, предметы).

Обучаем детей приемам самомассажа кистей рук. Проводим с детьми пальчиковые игры,

их мы подбираем к каждой лексической теме.

Логопед работает в тесном сотрудничестве с родителями. В начале учебного года на

родительском собрании знакомит со спецификой коррекционной группы, с результатами

диагностики в индивидуальном порядке. Приглашает родителей на консультации, занятия

Для

родителей оформлен стенд, где

вывешиваются консультации,

памятки

для

выполнения домашних заданий. Работа по выполнению домашних заданий заключается в

том, что родитель совместно с ребенком закрепляет те умения и навыки, которые были

приобретены

на

групповых

и

индивидуальных

занятиях

(развитие

лексико

грамматических средств языка, обучению грамоте и звукопроизношению).

Таким образом, логопедические занятия становятся при этом не только средством

подготовки к школе, но и одним из важнейших условий коррекции психического

развития, активизации познавательной деятельности и всестороннего развития личности.

Список литературы

1. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 1985.

2. Логопедия / Учебное пособие для студентов педагогических вузов // Под ред. Волковой

Л.С. М., 1989.

3. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой,

С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.

4. Лопухина И.С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие

для логопедов и родителей. М.: Аквариум, 1995

5. Правдина О. В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-

тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. - М., "Просвещение", 1973. - 272 с. с ил.



В раздел образования