Автор: Турганова Гузалия Гарафияновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ "Детский сад № 106 "Анютины глазки"
Населённый пункт: г. Орск, Оренбургская область
Наименование материала: статья
Тема: Роль духовно – нравственных традиций в воспитании детей дошкольного возраста.
Дата публикации: 01.05.2025
Раздел: дошкольное образование
Роль духовно – нравственных традиций в воспитании детей
дошкольного возраста.
Эта
тема
очень
актуальна
сегодня,
потому
что
предполагает
обращение к духовно-нравственным традициям в системе воспитания и
образования. Основной ее целью является воспитать ребенка мыслящим,
милосердным, трудолюбивым, уважительным и ответственным.
Если обратиться к истории, то следует отметить то, что русская
государственность строилась под влиянием православной культуры.
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций
формирует личность, благотворно влияя на все стороны взаимоотношений
человека с миром: на его интеллектуальное, эстетическое, физическое
развитие, мировоззрение, гражданскую позицию, патриотизм и т.д.
Воспитание духовно богатой личности возможно только совместными
усилиями детского сада и семьи.
Сегодня многие родители не имеют достаточный уровень духовной
культуры и необходимые педагогические знания, не имеют возможности
воспитывать своего ребенка на основе преемственности поколений, как это
было раньше. Бабушки и дедушки живут отдельно и, порой, далеко. В
результате родители не используют повседневно опыт и поддержку близких
родственников, поэтому сегодня утрачено много хороших семейных и
общекультурных традиций.
В своих рекомендациях родителям я стараюсь объяснить, что в семье
должны
сохраняться
и
передаваться
духовно-нравственные
традиции,
созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание
детей. Этому были посвящены консультации: «Кума да кум наставят на ум»
(об обычае крещения детей на Руси и празднования Дня Ангела),
«Воспитание детей в дворянских семьях», «Личность формируется в семье».
Следует помнить, что первые годы детства- самый эмоциональный и
восприимчивый период жизни человека, когда «сердца открыты для
добродетели» и в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных
норм и моральных правил поведения, основанных на подражании и
положительном примере старших. При непосредственном участии родителей
в группе была организована выставка семейных реликвий «Из бабушкиного
сундучка». Свою работу по знакомству с духовными традициями я строю на
основе приобщения взрослых и детей к доступных пониманию духовных
ценностей, святынь, подвигов святых и героев своей Земли. Так в игровых
ситуациях и беседах я знакомлю детей со святыми местами Мордовии
(храмами, соборами, монастырями), с архитектурными памятниками России
(Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому, собором Василия Блаженного в
г. Москве на Красной площади; с подвигом святого Георгия Победоносца,
князя Александра Невского).
Особым звеном в этой работе являются православные праздники:
Пасха, Рождество Христово, Благовещение…Чтобы получить от праздников
радость и пользу, надо понимать их смысл, поэтому я предлагаю и родителям
и детям не только познакомиться с обычаями и традициями, но и
поучаствовать в обрядах, например: покрасить пасхальные яйца и сделать
писанки (расписать яйцо), приготовить кулич и пасху; разучить и спеть
рождественские колядки, чтобы прославить рождение Христа, слепить и
испечь из теста «жаворонков» для закликания весны, вдохнуть аромат
троицкой
березки
и
зелени,
которой
украшают
дома
на
Троицу,
и рекомендую посетить с родителями праздник «Акша келу», который
издавна празднуется в Зубово-Полянском районе в селе Вадовские Селищи.
Эту работу я буду продолжать и в последующей своей деятельности,
надеюсь, что она поможет воспитать и мне и родителям, воспитать в детях
единство со своей родной землей, любовь к Богу, святоотеческим традициям,
Родине.
Воспитатель МДОАУ
«Детский сад №106»
г. Орска Турганова Г.Г.