Автор: Андрюшина Анастасия Дмитриевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Образовательный центр №5 г. Челябинска"
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: Статья
Тема: Влияние стиля педагогического общения учителя на психологический климат в классе
Дата публикации: 01.06.2025
Раздел: начальное образование
Андрюшина А.Д., студентка
Южно-Уральский государственный
гуманитарно-педагогический университет,
г. Челябинск, Россия
ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ УЧИТЕЛЯ НА
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КЛАССЕ
Аннотация.
Работа акцентирует важность выбора стиля общения для формирования
позитивного психологического климата, который способствует эффективному
обучению и развитию личности учащихся.
Ключевые
слова:
педагогическое
общение,
стиль
общения,
психологический климат, класс, влияние.
Andryushina A.D., student
South Ural State Humanitarian and Pedagogical University,
Chelyabinsk, Russia
THE INFLUENCE OF THE TEACHER'S PEDAGOGICAL
COMMUNICATION STYLE ON THE PSYCHOLOGICAL CLIMATE IN
THE CLASSROOM
Abstract.
The work highlights the importance of choosing a communication style to
foster a positive psychological climate that promotes effective learning and the
personal development of students.
Keywords: pedagogical communication, communication style, psychological
climate, class, influence.
Приоритетным направлением российского образования является портрет
современного учителя в роли помощника, наставника и друга для своих
учеников. На стадии младшего школьного возраста педагогу важно выбрать
стиль педагогического общения, который будет благотворно влиять на
психологический климат в классе.
Исследования учёных показали [2], что стиль педагогического общения
учителя серьезно влияет на климат в коллективе, эмоциональное самочувствие
учеников, а также на то, как часто возникают и протекают конфликты в
школьной
среде.
Стиль
педагогического
общения
также
влияет
и
на
формирование определенных черт личности школьника.
По мнению учёных [2], стиль педагогического общения представляет
собой систему взаимодействий между учителем и учениками, основанную на
доверии,
уважении
и
взаимопонимании,
поэтому
доброжелательное
педагогическое общение способствует созданию позитивной атмосферы, где
ученики чувствуют себя комфортно и безопасно.
Первым аспектом влияния педагогического общения является его
эмоциональная
составляющая.
Учитель,
обладающий
высокими
коммуникативными навыками, способен установить теплые отношения с
учениками. Это способствует снижению уровня тревожности и стресса у детей,
что, в свою очередь, положительно сказывается на их учебной мотивации и
успеваемости.
Вторым важным аспектом является поддержка групповой динамики.
Педагогическое общение помогает формировать командный дух, способствует
развитию сотрудничества и взаимопомощи среди учащихся. Когда педагог
активно вовлекает учеников в обсуждение, поощряет их идеи и мнения, это
создает ощущение принадлежности к группе и повышает уровень сплоченности
класса.
Третьим аспектом является формирование ценностей и норм поведения.
Через педагогическое общение учитель транслирует важные моральные и
этические
установки,
которые
становятся
основой
для
формирования
социализированной личности. Учащиеся, в свою очередь, учатся уважать
мнение других, развивают навыки эмпатии и ответственного поведения.
И немаловажен четвёртый аспект - педагогическое общение влияет на
уровень саморегуляции учеников. Педагог, активно взаимодействуя с классом,
помогает детям осознавать свои эмоции и поведение, что способствует их
личностному развитию. Позитивный психологический климат, созданный через
эффективное общение, позволяет ученикам более открыто выражать свои
мысли и чувства, что также ведет к улучшению их психоэмоционального
состояния.
Исходя из вышесказанного можно сказать, что влияние педагогического
общения на психологический климат в классе невозможно переоценить. Оно не
только способствует созданию комфортной атмосферы для учебы, но и
формирует важные социальные навыки, которые пригодятся ученикам на
протяжении всей жизни.
По
мнению
А.Г.
Исмагиловой
[1],
индивидуальный
стиль
педагогического общения трактуется как сложная многоуровневая система
разных
элементов
коммуникативной
деятельности,
направленной
на
достижение определённого результата.
По её мнению, первый уровень образуют цели педагогического общения
(дидактические,
воспитательные,
организационные).
Второй
уровень
-
действия,
с
помощью
которых
реализуются
цели
(стимулирующие,
организующие, контролирующие, оценивающие, корригирующие). Третий -
операции,
посредством
которых
осуществляются
действия
(прямые
и
косвенные).
Индивидуальная
стратегия
целей
педагогического
общения
обусловлена, по мнению автора, преимущественно личностными качествами
педагогов,
обеспечивающими
социально-психологические
механизмы
регуляции поведения, а выбор операций в большей мере определяется
свойствами нервной системы и темперамента [1].
Изучив научные источники, можно выделить, что как в зарубежных
исследованиях (К. Эдвардс и другие), так и в отечественных работах (Н.А.
Березовин, В.А. Кан-Калик, Я.Л. Коломинский, А.К. Маркова и другие)
неоднократно
предпринимались
попытки
разработать
типологии
стилей
общения.
К. Эдварс, исследуя основные личностные мотивации в общении,
выделил три стиля взаимодействия:
1.
Кооперативный
стиль,
который
характеризуется
готовностью
индивида учитывать потребности других, стремлением понимать их и
разрешать социальные ситуации, включая конфликты, через определенное
самопожертвование;
2. Инструментальный стиль, для которого свойственно активно решать
социальные ситуации, используя их «структурирование» на основе социального
статуса, схожести интересов и общности взглядов, а также применение
традиционных методов общения и взаимодействия;
3.
Аналитический
стиль,
при
котором
наблюдается
склонность
анализировать людей и ситуации, основываясь на понимании и исследовании
межличностных и ситуационных факторов, включая выявление причин
деятельности, отличных от общепринятых.
Я.Л. Коломинский, Н.А. Березовин в своей работе описали типологию
стилей отношения учителя к классному коллективу. По их мнению, в стиле
отношения
«...закрепляется
типичное
для
данного
учителя
внутреннее
эмоциональнооценочное отражение детского коллектива» [2]. Их типология
включает 5 стилей отношения учителя к классному коллективу:
1. Устойчиво-положительный.
2. Пассивно-положительный.
3. Неустойчивый.
4. Пассивно-отрицательный.
5. Устойчиво-отрицательный.
Общепринятая классификация стилей педагогического общения делит их
на авторитарный, демократический и попустительский (А.В. Петровский, Я.Л.
Коломинский, М.Ю. Кондратьев, Р.Х. Шакуров, А.К. Маркова и др.).
А.К.
Маркова
предлагает
следующую
классификацию
стилей
педагогического общения:
Авторитарный стиль предполагает, что педагог берет на себя всю
ответственность. Он сам задает цели и способы их достижения, не объясняя и
не
комментируя
свои
действия.
Такой
педагог
проявляет
чрезмерную
требовательность, категоричен в своих суждениях и не принимает возражений,
пренебрегая мнениями и инициативами учащихся. Он постоянно подчеркивает
свое
превосходство
и
лишен
сопереживания
и
сочувствия.
Ученики
оказываются в роли ведомых, подчиненных его влиянию. Общение основано на
дисциплинарных мерах и подчинении.
Демократический стиль трактуется тем, что ребёнок воспринимается как
равноправный партнер в общении и образовательной деятельности. Педагог
включает детей в процесс принятия решений, учитывает их мнения и поощряет
самостоятельность в суждениях.
Либеральный (попустительский) стиль, напротив, отличается отсутствием
системы в организации работы и контроле. Педагог выступает в роли
стороннего наблюдателя, не вникая в жизнь коллектива и проблемы отдельных
учеников, удовлетворяясь минимальными результатами. Его тон обращения
определяется стремлением избежать конфликтов и зависит от его настроения, а
форма общения включает увещевания и уговоры.
Таким образом, выбор педагогического стиля общения оказывает
значительное влияние на атмосферу в классе. Эффективные стили, такие как
демократический,
способствуют
созданию
позитивной,
поддерживающей
среды, в то время как авторитарные и попустительские подходы могут
негативно сказаться на учебном процессе и эмоциональном состоянии
учащихся.
Список литературы:
1.
Исмагилова, А. Г. Стиль педагогического общения как системное явление
/ А. Г. Исмагилова : Пермь, 1991 – 103 с.
2.
Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая
природа и возрастная динамика / А. М. Прихожан. - Москва: МОДЭК,
2000. - 304 с.