Автор: Филиппи Галина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ№3 п.г.т. Безенчук
Населённый пункт: Безенчук
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс
Дата публикации: 01.06.2025
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока литературного чтения
Класс: 2
Тема: Сказка «Два Мороза»
Цель урока: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Два Мороза»
Задачи:
Образовательная: отрабатывать навыки чтения;
Развивающая : развивать речь, память и внимание детей;
Воспитательная: воспитывать трудолюбие.
Формируемые УУД
Личностные:
• проявлять интерес к изучению творчества авторов, «проживать» текст, выражать свои эмоции.
Метапредметные:
- Регулятивные:
• формировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы. Читать в соответствии с целью чтения
(выразительно, целыми словами, без искажений). Оценивать результаты своих действий и результаты работы сверстников.
- Познавательные:
• ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях), в словаре. Находить ответы на вопросы в тексте,
иллюстрациях. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
- Коммуникативные:
• строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность высказываться, задавать вопросы. Слушать и понимать
речь других. Аргументировать свою точку зрения в процессе в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать
поступок героя.
ХОД УРОКА
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность
учеников
УУД
I.Организационный
этап.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Готовятся к уроку
Регулятивные
УУД:способность
регулировать
свои действия
Личностные
УУД:самоорганизация
II.Актуализа
ция знаний
- Дома вы должны были выучить наизусть стихотворение Сейчас
мы послушаем некоторых из вас.
Проверка д.з
Познавательные:
умение ориентироваться в своей
системе знаний
III.Самоопределение
к деятельности
1.
Беседа.
- Ребята, какое сейчас время года? (Зима)
- О зиме мы с вами прочитали замечательные стихи. Но и
композиторы не остались равнодушны к этому времени года.
Вот, послушайте, какой восхитительный «Вальс снежных
хлопьев» сочинил П.И.Чайковский.
(Дети слушают вальс П.И.Чайковского)
-Что вы себе представили, слушая эту музыку?
- И вместе со снежными хлопьями спустились на землю…
Отгадаете загадку, что это?
Старик у ворот
Тепло уволок.
Сам не бежит,
Стоять не велит.
(мороз)
- Правильно, мороз. Да не один мороз, а два мороза (показываю
картинки) – Мороз - Синий нос и Мороз – Красный нос.
Отвечают на вопросы
Личностные:
умение проявлять инициативу в
учебно-познавательной
деятельности;
формировать способность
высказывать суждение и давать им
обоснование.
Регулятивные:
умение определить цель и
поставить задачи урока.
Коммуникативные:
умение формулировать свои
умозаключения.
Познавательные:
логическое
решение
проблемы,
построение
логической
цепи
- Поэты говорят о морозе, как о живом существе. Пока он не придет
– зима не настанет. Явится – мосты наведет на реках, птиц и зверей
загонит по гнездам и норам. Человека заставит быстрее идти,
рукавицами похлопывать и приговаривать: «Ай, да мороз!»(хором)
- Вот как об этом волшебстве говорится в сказке.
Отгадайте, какую сказку мы будем читать?
Запишите буквы в таблицу и прочитайте название сказки, с
которой мы будем знакомиться.
Откройте учебники с.198. Прочитайте название.
- Сегодня мы познакомимся со сказкой «Два Мороза»
рассуждений.
.
IV.Работа по теме
урока
1.Словарная работа.
-Перед тем, как я прочту вам сказку, давайте выясним значение
некоторых слов.
Бубенчик – металлический шарик с кусочком металла внутри,
позванивающий при встряхивании;
Дровосек – человек, рубящий дрова;
Купец – богатый человек, живущий в городе, владелец торговой
лавки;
Крестьянин – бедный человек, живущий в деревне, занимается
обработкой земли.
2.Чтение учителем.
3.Первичная проверка понимания.
-Это сказка или рассказ? Почему?
- Понравилась сказка?
- Назовите действующих лиц сказки.
Отвечают на вопросы
Регулятивные:
Соотношение
результата
своей
деятельности с образцом
Познавательные:
умение ориентироваться в своей
системе знаний;
отличать новое от уже известного
с помощью учителя.
Познавательные
«добыча»
новых знаний
из различных
источников.
Коммуникатив
ные :
- Можно ли эту сказку назвать волшебной? Что в ней волшебного?
- Как решили подшутить Морозы?
- Кого собрался заморозить Мороз – Синий нос?
- Кого собрался заморозить Мороз – Красный нос?
- А вот как они это делали, вы прочитаете нам после
самостоятельного чтения.
4. Словарная работа.
- А перед чтением мы с вами потренируемся читать сложные слова.
(на доске)
ёжится – сутулясь, сжиматься всем телом при
ощущении холода.
проезжая дорога
свистнули
ко-ло-коль-чик
бу-бен-чик
дро-во-сек
крес-тья-нин
вы-ко-ла-чи-вать
по-за- ба-вить-ся
Договариваться
с людьми,
согласуя с
ними свою
точку зрения,
понимать
другие
позиции.
Познавательные:
Перерабатыват
ь информацию
для получения
необходимого
результата.
Коммуникатив
ные :
Слушать и
понимать речь
других.
Выразительно
читать.
V.Физкультминутка
Формирование коммуникативных
умений
VI.Закрепление
изученного
материала
5.Выборочное чтение.
- Прочитайте, Как Мороз - Синий нос пытался заморозить купца.
- Удалось ли ему это сделать?
- Посмотрите на иллюстрацию. Как одет купец?
- Так почему же Мороз его заморозил
- Прочитайте, Как Мороз - Красный нос пытался заморозить
Чтение произведения
Личностные:
формирование способности
высказывать суждение и давать им
обоснование
Познавательные:
Перерабатыват ь
информацию
для получения
крестьянина.
- Удалось ли ему это сделать?
- Посмотрите на иллюстрацию. Как одет крестьянин?
- Так почему же Мороз его не смог заморозить?
-Прочитайте, какой пословицей заканчивается сказка. Как вы ее
понимаете? О чем она? (О трудолюбии)
6.Работа в группе.
Каждая группа должна собрать пословицу и объяснить её смысл.
Мороз невелик, да стоять не велит.
Береги нос в большой мороз.
Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку
снимает.
Спасибо мороз, что снегу нанёс.
Зимой снег глубокий – летом хлеб высокий.
Зимой льдом не дорожат.
Зима лето пугает да всё равно тает.
необходимого
результата;
умение осуществлять поиск
нужной информации;
умение планировать свои действия
в соответствии с учебными
задачами и инструкцией учителя;
Регулятивные:
выделять необходимую
(существенную) информацию из
текста
Коммуникативные:
формировать коммуникативную
компетентность учащихся в
общении и сотрудничестве со
сверстниками;
совместно договариваться при
работе
VII.Рефлексия
Самостоятельная работа (тест)
«Русская народная сказка «Два Мороза»
1. Чем решили заняться братья Морозы?
а) зверей поморозить
б) людей поморозить
в) деревья поморозить
г) окна узорами разрисовать
2. Кого они встретили?
а) богатого купца и бедного крестьянина
б) злую мачеху и добрую падчерицу
в) грозного царя и храброго богатыря
3. За кем побежал младший брат, Мороз – Красный нос?
а) за богатым купцом
б) за бедным крестьянином
в) за доброй падчерицей
г) за храбрым богатырем
4. Почему?
а) думал, что легче справиться
Самостоятельная
работа
Личностные:
понимание причин успеха в учёбе.
Регулятивные:
самооценка на основе заданных
критериев успешности учебной
деятельности.
б) хотел, чтобы было потруднее справиться
в) она ему понравилась
5. Как старшему брату, Морозу – Синему носу, удалось его дело?
а) потому, что мачеха была очень злая
б) потому что царь был очень глупый
в) потому что купец сидел и не двигался
6. Почему младшему брату, Морозу – Красному носу, не удалось его дело?
а) потому что купец был очень тепло одет
б) потому что доброй падчерице помогали лесные звери
в) потому что храбрый богатырь с ним справился
VIII.Подведе-
ние итогов урока
- С какой русской народной сказкой познакомились?
- О ком рассказывается в сказке?
-Какая главная мысль сказки? (Человеку, который
трудится, никакая беда не страшна.)
Отвечают на вопросы
Личностные:формировать
способность высказывать
суждение и давать им
обоснование.
Коммуникативные:
слушать и понимать речь других.
Домашнее задание
Стр.198-202 – выразительно прочитать, подготовить ответы на
вопросы стр.202.
Запись д.з