Напоминание

Человеческие недостатки в рассказе А.П.Чехова "Хамелеон" (ТРКМ)


Автор: Щеголева Светлана Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ гимназия №116
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка урока литературы в 6 классе
Тема: Человеческие недостатки в рассказе А.П.Чехова "Хамелеон" (ТРКМ)
Дата публикации: 01.07.2025
Раздел: среднее образование





Назад




«Человеческие

недостатки

в

юмористическом

рассказе

Чехова

«Хамелеон»

Цель:

Анализ

рассказа

Чехова

«Хамелеон»

как

примера

юмористического

произведения.

Задачи:

1) Показать мастерство писателя в изображении хамелеонства;

2) Обратить внимание на художественные средства, помогающие создать

комический эффект;

3) Выявить идейно-тематическое содержание рассказа;

4)

Повторить

литературоведческие

понятия

«юмор»,

«речевая

характеристика», «художественная деталь».

Выразительное чтение басни (аудиозапись) – 2 минуты

Больной кабан

Басня Сергея Владимировича Михалкова

К учёной птице — умному Павлину —

Хавронья на приём явилась не одна —

Хавронья привела с собою Кабана.

(Павлин был доктором — умел лечить скотину!)

Павлин спросил: «Чем вам помочь, друзья?»

«Мой Боров заболел! — ответила Свинья. —

Весь день на всех рычит, копытами топочет —

Всем угрожает он! Знать ничего не хочет!

Доходит дело чуть ли не до драк.

Он никаких не терпит возражений

И не стесняется в подборе выражений».

«Я очень нервным стал!» — заметил мрачный Хряк.

Павлин задумался: «Скажите, а бывает,

Что и на Льва он голос поднимает?»

«Нет, этого пока не замечала я,

Со львами вежлив он», — прохрюкала Свинья.

«Быть может, он волков и тигров оскорбляет?»

«Нет, этого мой Хряк себе не позволяет!»

«Ну что ж, — сказал Павлин, — диагноз мой таков:

Поскольку ваш супруг не трогает волков,

Ни тигров и ни львов, а значит, разумеет,

Что голос повышать на сильного не смеет,

И перед ними вовремя робеет, —

Он, с точки зренья докторов,

Здоров!»

Знавал я одного начальника такого:

На подчинённых брызгал он слюной.

«Уволю! Накажу! — кричал он через слово. —

Как вы стоите тут передо мной?»

Его однажды вызвали, прижали,

И у него коленки задрожали:

«Простите! — говорит. — Я нервный! Я больной!»

Формулирование темы урока – 2 минуты.

Учитель: Как вы думаете, почему мы начали урок именно с этой басни?

(Наверное, потому что будем говорить о похожих качествах человека, о похожей

ситуации)

Учитель: Верно. На эту мысль вас должно было натолкнуть и домашнее

задание. На прошлом уроке мы с вами начали разговор об А.П.Чехове, а дома вы

должны были прочитать рассказ «Хамелеон». Может быть, кто-нибудь сможет

сформулировать и тему сегодняшнего урока? («Человеческие недостатки в

юмористическом рассказе «Хамелеон»).

Учитель: Может быть, можно выделить ключевые слова в формулировке

темы и определить задачи сегодняшнего занятия? (Ключевые слова «недостатки»

и «юмористический», то есть мы разберёмся над чем смеётся Чехов в своём

рассказе и как он это делает)

Актуализация имеющихся знаний (раздаточный материал) – 4 минуты.

Учитель: Давайте проверим, насколько внимательны вы были, читая рассказ.

Ответьте на эти вопросы.

Вопросы:

Назовите фамилии главных героев рассказа. Ответ: Очумелов, Хрюкин,

Елдырин.

Где происходит действие рассказа? Ответ: На базарной площади.

Какой случай становится причиной возникновения комической ситуации?

Ответ: Хрюкина укусил за палец щенок.

Какую информацию пытается выяснить главный герой, чтобы принять

решение? Ответ: Кому принадлежит собака, укусившая Хрюкина.

Кто оказывается владельцем собаки? Ответ:

Брат генерала Жигалова,

приехавший в гости.

Какова реакция толпы на случившееся? Ответ: Толпа хохочет над

Хрюкиным.

Взаимопроверка.

Работа над расширением словарного запаса (индивидуальный проект). –

3 минуты.

Учитель: В тексте рассказа немало слов, обозначающих реалии жизни в

России 19 века. Чтобы лучше разобраться в тексте и расширить собственные

знания,

послушаем

выступление

Даши,

подготовившей

небольшой

индивидуальный проект.

Полицейский

околоточный

надзиратель,

к

которым

относился

и

Очумелов, это чиновник городской полиции 14 класса в Табели о рангах. То есть

он находится на одном уровне со станционными смотрителями. Полицейский

околоточный надзиратель ведал околотком, или, как мы бы сказали, районом, при

этом должен был знать всех жителей околотка (а это приблизительно 3-4 тысячи

человек), чем они занимаются и как себя ведут. Как и у всякого чиновника, у

околоточных была специальная форма, в том числе и шинель, которая

упоминается в рассказе «Хамелеон».

Участковый пристав мог командовать городовыми и дворниками, но и сам

при этом подчинялся более высоким полицейским чинам, а именно участковому

приставу. Участковый же пристав подчинялся городским полицейским властям,

главным среди которых был полицейместер. То есть мы видим, что над

Очумеловым было очень много начальства.

Городовой

- это низший полицейский чин. На эту должность обычно

поступали бывшие военные, которые имели неплохую физическую форму. При

этом обязательным требованием к городовым было умение читать и писать, так

как им часто приходилось составлять протоколы.

Городовой был обязан следить за порядком, предотвращать или прекращать

нарушения, следить за уличным движением, а также оказывать помощь при

проведении следствия.

При этом городовые частенько злоупотребляли властью, брали взятки, хотя в

уставе был прописан запрет на подарки от народа. О городовых даже появилась

шутка, которая приравнивала их к нечистой силе: «В лесу есть леший, в воде —

водяной, в доме — домовой, а в городе — городовой».

Работа с текстом и литературоведческими понятиями. – 10 минут

Учитель: Итак, мы с вами выяснили, кто же такие надзиратели и городовые,

что они должны делать. А теперь давайте обратимся к тексту. С чего начинается

наше знакомство с героями? Прочитайте начало рассказа.

Выразительное чтение.

Через базарную площадь идет полицейский

надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий

городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником.

Кругом тишина... На площади ни души... Открытые двери лавок и кабаков глядят

на свет божий уныло, как голодные пасти; около них нет даже нищих.

Учитель: На что вы бы обратили внимание во внешности Очумелова и

Елдырина? (У Очумелова не просто так в руке узелок, по всей видимости, ему

кто-то дал взятку. О том, что на базарной площади герои не просто так говорит и

решето с конфискованным крыжовником).

Учитель: Какой вывод мы можем сделать, исходя из этого? (Чехов сразу

показывает, что полицейские города не слишком хорошо выполняют свои прямые

обязанности).

Учитель: Как называется в литературоведении такие мелкие, но значимые

подробности,

вроде

того

же

узелка

и

решета

с

крыжовником?

(Это

художественная деталь).

Учитель: Чем подтверждается первое впечатление о героях? (Их дальнейшим

поведением

во

время

происшествия).

Прочитайте

реплики

Очумелова,

характеризующие его поведение в данной ситуации.

1) Гм!.. Хорошо...— говорит Очумелов строго, кашляя и шевеля бровями. —

Хорошо... Чья собака? Я этого так не оставлю. Я покажу вам, как собак

распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих

подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у

меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я ему покажу Кузькину мать!..

Елдырин,— обращается надзиратель к городовому,— узнай, чья это собака, и

составляй протокол! А собаку истребить надо. Немедля! Она наверное

бешеная... Чья это собака, спрашиваю?

2) Генерала Жигалова? Гм!.. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто... Ужас как

жарко! Должно полагать, перед дождем... Одного только я не понимаю: как она

могла тебя укусить? — обращается Очумелов к Хрюкину.— Нешто она

достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должно

быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтоб

сорвать. Ты ведь... известный народ! Знаю вас, чертей!

3) Я и сам знаю. У генерала собаки дорогие, породистые, а эта — чёрт

знает что! Ни шерсти, ни вида... подлость одна только... И этакую собаку

держать?!.. Где же у вас ум? Попадись этакая собака в Петербурге или Москве,

то знаете, что было бы? Там не посмотрели бы в закон, а моментально — не

дыши! Ты, Хрюкин, пострадал и дела этого так не оставляй... Нужно проучить!

Пора...

4) Гм!.. Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто... Что-то ветром

подуло... Знобит... Ты отведешь ее к генералу и спросишь там. Скажешь, что я

нашел и прислал... И скажи, чтобы ее не выпускали на улицу... Она, может быть,

дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли

испортить. Собака — нежная тварь... А ты, болван, опусти руку! Нечего свой

дурацкий палец выставлять! Сам виноват!..

5) И спрашивать тут долго нечего,— говорит Очумелов.— Она бродячая!

Нечего тут долго разговаривать... Ежели сказал, что бродячая, стало быть и

бродячая... Истребить, вот и всё.

6) Ишь ты, господи... Соскучились по братце... А я ведь и не знал! Так это

ихняя собачка? Очень рад... Возьми ее... Собачонка ничего себе... Шустрая

такая... Цап этого за палец! Ха-ха-ха... Ну, чего дрожишь? Ррр... Рр... Сердится,

шельма... цуцык этакий...

Учитель: Почему же меняется отношение Очумелова к происходящему? (Он

хочет показать свою значимость, но боится не угодить значимым лицам, в данном

случае генералу, который гораздо влиятельнее Очумелова).

Учитель: Как поведение Очумелова связано с названием рассказа? (Хамелеон

меняет окраску, чтобы приспособиться к окружающей среде, а Очумелов меняет

своё поведение, чтобы выслужиться перед генералом).

Учитель: То есть хамелеон – это Очумелов? (Нет, хамелеон это ещё и

Хрюкин. Сначала он заискивает перед Очумеловым, а потом даже пытается

угрожать братом-жандармом)

Учитель: Может быть, кто-нибудь уже готов сделать запись в нашей схеме?

(Чехов смеётся над качеством, которое можно назвать хамелеонством).

Учитель: А какие качества близки к хамелеонству? (Двуличие, трусость,

льстивость, подхалимство).

Физминутка. – 2 минуты.

Учитель: Хотя рассказ «Хамелеон» состоит в основном из диалогов, действия

героев тоже очень выразительны. Попробуем их изобразить:

А) Около самых ворот склада, видит он, стоит вышеписанный человек в

расстегнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе

окровавленный палец.

Б) В центре толпы, растопырив передние ноги и дрожа всем телом, сидит

на земле сам виновник скандала — белый борзой щенок с острой мордой и

желтым пятном на спине. В слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса.

В) Генерала Жигалова? Гм!.. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто... Ужас как

жарко! Должно полагать, перед дождем...

Работа в группах. – 10 минут

Учитель: Мы с вами выяснили, над чем смеётся Чехов в своём рассказе.

Теперь нам остаётся понять, как же он это делает. Для этого поработаем в

группах.

Задание для 1 группы:

Найдите в тексте художественные детали. Определите, какую роль они

играют в рассказе и как помогают автору создать комический эффект.

Задание для 2 группы:

Проанализируйте фамилии персонажей и определите, какую роль эти

фамилии играют в тексте. Вспомните, как называются такие фамилии в

литературоведении.

Задание для 3 группы:

Проанализируйте, как говорят персонажи. Как это помогает характеризовать

героев и создавать комический эффект? Как называется подобная характеристика

персонажей?

Задание для 4 группы:

Посмотрите на композицию рассказа. Какие особенности композиции

помогают автору создать комический эффект?

Учитель: Давайте послушаем выступление групп и параллельно заполним

схему.

Работа в парах – 4 минуты.

Учитель: Антон Павлович Чехов – мастер в изображении человеческих

характеров, причём не только лучших их сторон. Впрочем, тема человеческих

пороков занимала не только Чехова, но и других писателей. Если перечислить их

все, то можно составить настоящий террариум недостатков. Давайте займёмся

именно этим. Вместе с соседом по парте найдите в раздаточном материале своего

хамелеона. Запишите на хамелеоне название произведения, автора и недостаток, о

котором в нём говорится.

Учащиеся по очереди прикрепляют своего хамелеона на стенд.

Учитель: Как вы думаете, зачем нам с вами этот террариум? (Чтобы на

примере персонажей произведений научиться, как поступать не следует).

Учитель: Давайте надеяться, что все перечисленные недостатки останутся в

нашем террариуме: беспомощными и безобидными.

Домашнее задание – 2 минуты.

Учитель:

Как вы считаете, какое домашнее задание будет наиболее

подходящим

для

сегодняшнего

урока?

(Учащиеся

предлагают

несколько

вариантов) Выберите тот вариант задания, который показался вам наиболее

подходящим. От себя добавлю, что мы с вами на следующим уроке разберём ещё

один рассказ Чехова «Злоумышленник», поэтому его нужно будет прочитать.

Рефлексия – 2 минуты.

Учитель: Оцените свою работу на сегодняшнем уроке. Напишите на листе

рефлексии 3 момента урока, на которых вы были довольны собой, и одно

действие, которое помогло бы вам работать ещё лучше.

Оценочный лист

ученика(цы) 7 «Г» класса______________________________________________________

Оценивайте свою работу на каждом этапе урока соответствующим символом (весёлым

или грустным смайликом, знаками + или – и т.д.) Делайте вывод по каждому этапу урока.

Помните, что оценочный лист поможет учителя оценить вашу работу на уроке.

1 этап

«В начале урока я чувствую себя…»

2 этап

«Формулируем тему»

Самооценка:

Вывод:

3 этап

«Расширяем словарный запас»

Самооценка:

Вывод:

4 этап

«Работаем с текстом: над чем смеётся

Чехов?»

Самооценка:

Вывод:

5 этап

«Работа в группах: как создаётся

комический эффект?»

Самооценка:

Вывод (по работе 1 группы):

Вывод (по работе 2 группы):

Вывод (по работе 3 группы):

Вывод (по работе 4 группы):

Общий вывод:

6 этап

«Работа

в

парах:

для

чего

в

литературе показывают человеческие

недостатки?»

Самооценка:

Вывод:

7 этап:

«Подведём итоги урока»

Самооценка:

Вывод:

8 этап:

«В конце урока я чувствую себя…»



В раздел образования