Автор: Арзанян Маргарита Вартановна
Должность: педагог по армянским этническим танцам
Учебное заведение: ДК им. Ленсовета
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Методика преподавания армянских этнических танцев детям»
Дата публикации: 01.08.2022
Раздел: дополнительное образование
Методическая разработка
«Методика преподавания армянских этнических танцев детям»
Введение
1. История и виды армянских этнических танцев
1.1 Армянские танцы: история и культура
1.2 Виды армянских танцев
2. Движения в армянских традиционных танцах и их роль в развитии детей
и подростков
2.1 Виды движений армянских танцев
2.2 Особенности проведения занятий с детьми разных возрастов
2.3 Процесс обучения танцевальным армянским движениям
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Армянская культура всегда привлекала к себе внимание и была
широко известна в разных уголках мира.
Армянский танец — это красота национального костюма, пластика
движений, яркость «живой» музыки и песен, сплоченность и невероятная
энергия групповых танцев.
Занятия детей армянскими этническими танцами обеспечивают
полное погружение в культуру и историю Армении, помогают развитию
индивидуальных способностей детей, учат чувствовать друг друга и
улучшать коммуникативные навыки детей разных возрастов.
Используя различные средства искусства танца, заинтересованность
детей и доверие родителей, педагоги имеют возможность проводить
большую воспитательную работу.
Актуальность темы исследования.
В
основе
традиционных
танцев
лежит
принцип
передачи
накопленных
знаний
от
старшего
поколения
к
младшему
путем
воспитывающего обучения. Педагогический процесс строится таким
образом,
чтобы
дети,
приобретая
танцевальные
знания,
овладевая
навыками и умениями, приобретали лучшие взгляды, черты характера и
одновременно
формировали
свое
мировоззрение.
Занятия
танцами
содействуют эстетическому воспитанию детей, способствуют развитию их
общей культуры, приобщают к истории народа, оказывают положительное
воздействие на их физическое развитие, поэтому можно утверждать, что
искусство армянского танца имеет богатую возможность осуществления
воспитательных задач.
Цель работы.
Изучение особенностей преподавания и восприятия армянских
этнических танцев детьми разных возрастов, влияние танцев на их
культурное воспитание и отношения между друг другом.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд
следующих задач:
a.
Рассмотреть все виды армянских танцев;
b.
Дать
полную
характеристику
движениям
армянского
традиционного танца для лучшего восприятия детьми каждой
группы;
c.
Изучить особенности проведения занятий для детей разных
возрастов;
d.
Проанализировать усвоение армянских элементов и танцев в
разных возрастных группах;
e.
Определить методы и приемы обучения основам армянского
танца.
Значимость методической работы заключается в ее уникальности и в
проведении
анализа
наиболее
популярных
элементов
движений
армянского танца и их влияния на формирование положительного
восприятия детьми общей армянской культуры и устойчивого интереса к
традиционным танцам.
1. История и виды армянских этнических танцев
1.1 Армянские танцы: история и культура
Армянские этнические (традиционные) танцы — это танцевальное
искусство армянского народа, неотъемлемая часть армянской культуры.
Этническими танцами можно назвать те, которые сформировались в
результате этногенеза армян: их быта, места жительства, особенностей
региона и т.д. В древности танец составлял часть армянских народных
театральных представлений, о чём упоминают средневековые источники.
Традиционные
танцы
отражают
психологию,
сущность,
мировоззрение народа и его взгляды на жизнь.
Армянское танцевальное наследие является одним из старейших,
самых богатых и самых разнообразных на Ближнем Востоке. Предки
армян обосновались на Армянском нагорье в дохристианское время, когда
армяне еще были язычниками. Географическое расположение привело к
тому, что армяне имели торговые отношения с разными народами-
соседями: сирийцами, персами, греками, римлянами, евреями, арабами,
грузинами, курдами, монголами, османцами, русскими и другими. Именно
поэтому армянская культура имела большое влияние на становление и
формирование культур других народов.
Уничтожение большей части материального наследия Древней
Армении
затрудняет
изучение
исторических
танцев,
но
благодаря
усиленной
работе
историков
и
этнохореографов
до
наших
дней
сохранились найденные в Армении изображения танцующих людей, позы
которых схожи с изображениями, найденными на древних шумерских и
урартских артефактах.
Во времена зарождения армянских традиционных танцев они были
неотделимы
от
песен
(которые
в
свою
очередь
могли
заменять
музыкальные инструменты), однако в дальнейшем единство песен, музыки
и танца стало распадаться, часть танцев стала обособленной и утратила
текст.
Сегодня мы можем разделить все армянские танцы на три категории:
исполняемые
под
сопровождение
музыкальных
инструментов,
исполняемые под вокальное сопровождение, исполняемые под песни и
музыку одновременно.
В каждом поселении существовали свои собственные песни и танцы.
Ведущий
танца,
обычно,
начинал
петь
первую
фразу
песни
и
пританцовывать под нее, а остальные исполнители подхватывали за ним.
Шаги танцев были простыми, поэтому можно было петь и танцевать
одновременно. Благодаря этому можно было легко варьировать шаги
танца и импровизировать.
Армянские этнические танцы, чаще всего, исполняются в открытом
круге. Согласно поверьям, круг – это оберег от злых духов и напастей, а в
некоторых источниках круг являлся символом (имитацией) солнца.
Важным элементом танцев являлось их направление. В армянских
групповых
танцах
встречаются
шаги
как
вправо,
так
и
влево.
Превалирующее большинство танцев исполнители двигаются слева на
право. Это связано с магической функцией танца. Движение вправо
воплощает в себе идею правильности, благополучия, удачи, стремление к
добру, тогда как движения влево считаются опасными и приносящими
неудачу. Поэтому если обратить внимание на коллективные танцы, где
присутствуют движения в обе стороны, можно заметить, что исполнители
двигаются вправо уверенно, широко шагая и делая на это сильный акцент,
тогда как влево они делаю маленькие шаги или подшаг, чтобы просто
обозначить движение, не вкладывая в него большой силы.
Армяне пронесли свою культуру песен и танцев сквозь века,
несмотря на различные трудности, встречающиеся на их пути. Поэтому
армянские этнические танцы дошли до нас, пройдя через много поколений
с
небольшими
трансформациями,
сохранив
свои
первоначальные
движения, а также структурную и музыкальную характеристику.
1.2 Виды армянских этнических танцев
На сегодняшний день существует множество видов aрмянских
этнических танцев и мы можем классифицировать их по нескольким
видам и категориям.
Виды танцев:
a. Народные;
Это фольклорные танцы, который исполняются в своей естественной
среде и имеют определённые традиционные для данной местности
движения.
b. Ритуальные (языческие);
Это религиозный ритуал, смысл которого заключается в отпугивании
злых духов, поклонении Богам (в те времена, когда армяне ещё верили в
многобожие), исполняли танцы для улучшения урожайности и для
удачного исхода военных сражений. Есть поверие, что исполнители
ритуалов обладают магическими целительными способностями.
c. Свадебные;
К ним относят: танец невесты на свадьбе, танец свекрови (как
старшей женщины рода) при встрече молодоженов в доме жениха, танцы
возле дома невесты и обмен подарками, круговой танец молодоженов с
родителями и родственниками невесты перед выходом невесты из отчего
дома (считалось, что так она прощается со своей девичьей жизнью и
становится женой).
d. Военные;
Чаще всего исполняются мужчинами для поддержания боевого духа
друг друга, сплоченности отряда и демонстрации силы своего войска.
e. Обрядовые;
Обрядовыми называются те танцы, которые исполнялись в быту и
были связаны с ежегодными праздниками, свадьбами, похоронами и
другими церемониями.
f. Бытовые.
Танцы, движения которых имитируют поведение птиц и животных,
показывают повседневный быт и рабочие будни армянского народа.
По половому и возрастному составу:
a. Мужские;
b. Женские;
c. Детские;
d. Смешанные.
В смешанных круговых танцах наблюдаются два вида построения:
сначала мужчины, потом женщины или мужчины и женщины поочередно.
Ведущим танца чаще всего бывает мужчина средних лет.
Не менее почетным было стоять в построении самым последним. Им
тоже, чаще всего, был мужчина. У первого и последнего танцора в
построении была негласная миссия: следить за линией (полукругом),
темпом танца и неразрывностью танцоров, чтобы все танцующие
двигались «как одно целое». Последний танцор должен был сохранять
темп ведущего, а первый, в свою очередь, регулировал скорость музыки и
танца, чтобы линия танцоров не прервалась и танцевала гармонично.
По количественному составу:
a. Групповые (малая и большая группа);
В групповых танцах участвуют не более 8-12 человек. Это сложные
по своим движениям и ритму танцы, которые могут исполнять лишь
молодые танцоры. Чаще всего участники делятся на две группы, число
пар в каждой группе не превышает 4-6.
b. Сольные;
Сольные танцы могут исполняться как мужчинами, так и женщинами,
но в большинстве случаев сольные танцы- женские.
c. Дуэтные;
К ним можно отнести импровизационные танцы под быструю и
умеренную музыку на различных мероприятиях и празднествах.
d. Коллективные;
В коллективных танцах число участников не ограниченно, в них
может принять участие любой желающий. Однако, число участников
находится в прямой зависимости от сложности танцевальных фигур и
темпа танца. Так, если много прыжков, переходов и быстрый темп, то для
правильного исполнения необходимо ограничить число участников
(и
танец уже становится групповым, а не коллективным). Если же танец
медленный или умеренно-медленный, то количество участников не
ограничивают.
По виду сцепления рук:
a. Ладонями;
b. За мизинцы;
c. За талию;
d. За плечи;
e. За локти.
По музыкальным характеристикам:
a. Размер;
Армянский танец очень богат на наличие музыкального размерного
ряда, что показывает богатство и многообразие национального танца.
Существующие размеры: 2/2; 2/4; 3/4; 3/8; 4/4; 6/8; 7/8; 9/8.
b. Темп, ритм;
c. Характер, эмоция;
d. Эпоха.
По видам хореографического рисунка:
a. Статический рисунок;
Когда танец танцуется на одном месте, без перемещений по
танцевальной площадке. Чаще всего это можно встретить в женских
медленных танцах.
b. Одноплановый рисунок;
Все исполнители находятся на одном уровне на танцевальной
площадке.
c. Многоплановые рисунки;
d. Симметричные рисунки;
Зеркальное отражение, например, две линии или два круга танцуют
друг на против друга одинаковые элементы танца.
e. Динамичные рисунки;
Характерны для быстрых круговых и мужских танцев. Такие
элементы исполняются под быструю музыку и заряжают своей энергией.
f. Линейные рисунки;
g. Орнаментальные рисунки;
Чаще всего используются в групповых женских танцах.
h. Круговые рисунки;
i. Дугообразные рисунки
Такие танцы исполняются в полукруге и во многих танцах
закрываются в полный круг.
2. Движения в армянских традиционных танцах и их роль в развитии
детей и подростков
2.1 Виды движений армянских танцев
Несмотря на незначительные изменения, которым подверглись
армянские этнические танцы, они смогли сохранить свои музыкальные и
выразительные
элементы,
которые
отличают
их
от
танцевальных
движений других народов и характерны только для армянской культуры.
В этнических танцах каждое движение имеет свою историю и
значение.
Начнем с разбора групповых и коллективных танцев. Чаще всего им
присущи прыжки, имитирующие движения птиц и животных.
Корень
«вверх»
в
названиях
некоторых
танцев
или
глагол
«подниматься» означает стремиться вверх, подниматься, расти. Ведущих
таких веселых, радостных танцев называли «лифтерами», которые должны
были своим высоким полетом показать пример в феерическом росте
подрастающего
поколения. В армянских танцах содержанием полетов
было стремление танцоров оказать магическое воздействие на рост флоры
и фауны, добиться плодородия природы, а также собственного наследия.
Часто прыжки комбинировали с ударами ногой по земле, считалось,
что «топать ногой по земле — это ко злу. Мы ударим так сильно, как
можем, чтобы зло погибло».
Следующим видом движений, имитирующих поведение животных
являются выпады вперед. Они олицетворяют собой борьбу между такими
видами животных, как козлы, бараны и другие, которым характерны бои
между самцами, где выпады являются движениями, похожими на
отражение атаки противника. Такие движения присущи больше мужским
и смешанным умеренно-быстрым танцам.
Мужские и женские танцы имеют существенные различия.
Большинство
мужских
танцев
напористые,
яркие,
энергичные,
стремительные. Они нацелены на демонстрацию силы и сплочённости
мужчин.
Им
характерны
движения,
похожие
на
поединок,
схватку,
демонстрацию владения кинжалом, высокие прыжки и сложные элементы,
как показатель ловкости и мастерства. Большую роль в физическом
воспитании молодежи играли боевые танцы, состязания и игры. По сей
день военные танцы не утратили своего разнообразия, подвижности и
бурных
темпераментных
форм:
полетов,
атак,
эмоциональной
выразительности.
Для женского танца характерны плавные, спокойные и изящные
движения. В нем особое внимание уделяется стану и движениям рук.
Особо выделяют несколько элементов женского танца:
a. Цветок
Девушка держит руки над головой с согнутыми локтями, ладони
повернуты друг к другу. Опуская руки, девушка имитирует распускание
бутона.
b. Гранат
Руки находятся так же над головой, локти немного согнуты, а ладони
развернуты друг от друга. Немного наклоняясь в то в одну сторону, то в
другую, девушка разводит и сводит руки, показывая свою красоту и
грацию. Стоит отметить, что гранат — один из главных и значимых
символов Армении. Он является символом жизни, процветания и
супружества, а также — достатка и плодородия, ведь деревья граната
дарят свои плоды практически круглый год.
Также, среди армянских женских танцев достаточно распространена
имитация движений быта и ведения хозяйства: вязание пряжи, взбивание
масла, работа с шерстью после стрижки скота и т.д.
Имитация животных также присуща женским танцам. В отличие от
смешанных или мужских танцев, женские танцы имитируют движения
грациозных животных, которым присущи медленные и плавные шаги.
Женские групповые танцы имеют особую энергетику. В них, как
будто, старшее поколение одним прикосновением или взглядом делится
опытом
и
накопленными
знаниями
с
младшим.
В
таких
танцах
оттачивается синхронность, умение чувствовать друг друга
и музыку,
раскрывается красота каждой девушки. И быстрые, и медленные танцы
исполняются с легкостью, грациозностью и мастерством. Каждый танец
наполнен невероятной энергетикой, в нем чувствуется стать, нежность,
внутренняя сила, взаимопонимание и любовь, которые ощущают не
только танцоры, но и зрители. Поэтому чаще всего для сохранения этой
энергетики, девушки танцуют в закрытом кругу, держась за руки или
талию.
2.2 Особенности занятий с детьми разных возрастов
Педагог танцевального класса
постоянно
занимается
эстетическим воспитанием
детей. В
основе
этого воспитания
лежит
формирование любви к национальной культуре, народному творчеству,
интересу и пониманию красоты окружающего мира.
Длительность
занятий должна
соответствовать
установленным
нормам, а время использоваться полноценно. Большое значение имеет
начало занятия, организация детского внимания, постановка перед детьми
учебной или творческой задачи, объяснение способов выполнения.
Важно,
чтобы педагог во
время
объяснения и показа
способов
действия активизировал детей, побуждал осмысливать, запоминать то, о
чем говорится на занятии. Детям надо предоставлять возможность
повторять, проговаривать те или иные положения. Объяснение не должно
занимать много времени, обычно 3-5 минут.
В ходе занятия педагог привлекает к активному участию в работе
всех детей, учитывая их индивидуальные особенности, формирует у детей
навыки учебной деятельности, развивает способность оценивать и
контролировать свои действия. Учебная практика
используется для
развития
у
детей
доброжелательного
отношения
друг
к
другу,
концентрации внимания и целеустремленности.
При
организации
занятий профессиональная
позиция
педагога
состоит в заведомо уважительном отношении к высказыванию каждого
ребенка по содержанию обсуждаемой темы танца.
Эти задачи воспитания неотделимы от возрастных и индивидуальных
особенностей детей.
Возрастными особенностями принято называть физиологические и
психологические особенности характера того или иного возрастного
периода.
В
тесной
связи
с
возрастными
особенностями
находятся
индивидуальные свойства личности, характера, интересов, умственной и
физической деятельности, присущие каждому ребенку и отличающие его
от других.
Танцевальные возрастные категории делятся:
a.
От 3-х до 6ти лет – дошкольный возраст;
b.
От 6ти до 12ти – младший школьный возраст;
c.
От 12ти до 15ти – средний школьный возраст;
d.
От 15ти до 17ти – старший школьный возраст.
С
трех-четырех
лет
детей отдают
на
ОФП
(общефизическая
подготовка), где с ними занимаются педагоги, учат их концентрировать
внимание, делают занятия по растяжке, водят хороводы и изучают другие
элементы танцевальных движений.
Задача первых двух лет обучения танцам – согласовать речь с
движением и музыкой, научить детей ориентироваться в пространстве и
освоить основные танцевальные элементы.
В 3х-летнем возрасте с детьми учат простые танцы, с минимальным
содержанием хореографии – хлопки, притопы, повороты, хороводы с
повторениями для лучшего запоминания, где дети могут выполнять
движения по рисунку танца, повторяя за педагогом. В этом возрасте не
ставиться задача научить ребенка танцевать. Важно, в первую очередь,
чтобы дети повторяли за педагогом, ориентировались в пространстве,
взаимодействовали с другими детьми. Также с раннего возраста для
танцора важно развитие музыкального слуха и чувства ритма. Игры на
занятиях помогают развить реакцию, быстро запоминать танцевальные
движения и комбинации.
К 5-6-летнему возрасту дети в полной мере способны заниматься
танцевальным
искусством,
так
как
сформированность
структур,
восприятие мира и функций ребенка близка к взрослому человеку.
Современные данные возрастной психологии позволяют утверждать, что
мозг 6-летнего ребенка готов к усвоению доступной информации в
процессе систематического обучения.
Однако следует брать во внимание, что в индивидуальном развитии
детей одного и того же возраста могут быть существенные отличия. Кроме
того,
нужно
учитывать
и
половые
различия.
В
физиологическом
отношении мальчики в среднем отстают от девочек в развитии на год-
полтора.
Для
детей
6-7-летнего
возраста
характерна
усидчивость,
непосредственность,
жизнерадостность,
веселое
настроение.
Они
способны испытывать радость и наслаждение от восприятия прекрасного.
Так же в этом возрасте они начинают сознательно регулировать свое
поведение.
Большое место занимает игра – это психологическая потребность
осмысления новых знаний.
Учитывая все эти возрастные особенности, нужно взять их за основу
построения занятий в танцевальном классе и в коллективе в целом.
В возрасте от 7 до 11 лет происходят качественные и структурные
изменения
головного
мозга
ребенка.
Происходят
изменения
и
в
протекании основных нервных процессов – возбуждения и торможения.
Проявляются
самостоятельность,
сдержанность,
настойчивость
и
упрямство. Слабые стороны в физиологии детей этого возраста – это
быстрое истощение запаса энергии в нервных тканях, поэтому время
занятий может быть ограниченно и постепенно увеличиваться от 30 минут
до часа и даже больше. Развитие мелких мышц идет медленно, поэтому
быстрые
и
мелкие
движения,
требующие
точности
исполнения,
представляют для детей большую сложность. В то время как мышечный
аппарат
детей
этого
возраста
отличается
большой
гибкостью
и
эластичностью клеток. Объем учебного материала должен быть рассчитан
на возможности детей. В танцевальных классах этого возраста надо
уделять внимание формированию осанки, умению ориентироваться в
пространстве,
улучшать
выносливость
организма,
развивать
музыкальность и ритмичность. В этом возрасте преобладает наглядно -
образное мышление, превалирует чувственное познание окружающего
мира. Поэтому эти дети особенно чувствительны к воспитательным
воздействиям эстетического характера.
С 11 до 14 лет – это период быстрых количественных изменений и
быстрого роста организма. С интенсивным ростом скелета и мышц
происходит перестройка моторного аппарата, повышается возбудимость
нервной системы. В этом возрасте нередко появляется раздражительность,
вспыльчивость,
резкие
перепады
настроения,
обидчивость.
Также
появляется
потребность
в
самоутверждении,
стремлении
к
самостоятельности и самореализации.
Для этого возраста занятия могут проводиться 3 раза в неделю,
продолжительностью до 1,5 часа. Происходит более глубокая работа с
танцем и с его историей (происхождением), разучиваются более сложные
движения,
комбинации
и
готовятся
более
объемные
и
глубокие
постановочные работы.
И, наконец, старший школьный возраст (15-17 лет). Это период
интенсивного
развития
мускулатуры,
продолжение
развития
мозга.
Юноши и девушки готовы к более сложной физической и умственной
нагрузке.
Формируются
убеждения
и
мировоззрение,
возникает
потребность понять себя и смысл жизни. Они более спокойно и
уважительно реагируют на окружающий их мир. Возникает желание быть
замеченным, появляется самостоятельность в суждениях и принятии
решений. Занятия в таком возрасте должны строиться с полной нагрузкой.
При проявлении инициативы педагог может доверять проведение занятий
в младшей группе ученикам из старшей. В таком возрасте педагог
становится другом и наставником, которому можно довериться и
поделиться мыслями, которые тревожат.
Для успешной работы педагог должен разбираться в особенностях
каждого
возраста.
Согласно
возрастным
категориям,
грамотно
распределять физическую нагрузку. При составлении учебного плана и
формировании
репертуара
для
каждых
возрастных
групп
просто
невозможно обойтись без учета психологических особенностей каждого
возрастного периода.
2.3 Процесс обучения танцевальным армянским движениям
Построение всего процесса обучения армянским этническим танцам
формируется
с
учетом
возрастных
особенностей
детей.
Поэтому
большинство этих танцев начинают изучаться в полной мере в средних и
старших группах. Но отдельные группы элементов, движений и их
происхождение разбираются и с самыми маленькими танцорами.
Процесс обучения танцевальным упражнениям каждой возрастной
группы можно сгруппировать и разделить на три основных этапа.
Этап первый – начальный (ознакомительный);
Этап второй – непосредственно разучивание техники выполнения
танцевальных упражнений;
Этап
третий –
закрепление
и
совершенствование
мастерства
выполнения движений.
На начальном этапе обучения происходит первоначальное знакомство
с танцевальными движениями. Для этого используются такие методы, как
объяснение, показ (демонстрация), опробование.
На данном этапе
формируется первоначальное представление об образе армянского танца и
его элементах.
Непосредственная демонстрация
законченного
танца, или какого-
либо отдельного движения должна
быть четкой, выразительной
и
понятной. Это основной инструмент для обучения детей, так как он лучше
воспринимается
и
запоминается.
Качественный
и
правильно
выполненный
показ
–
залог успешного
выполнения
танцевального
упражнения. Ведь именно на этом этапе создается образ будущего
движения и формируется общее представление его выполнения.
Объяснение
техники
выполнения
и
истории
происхождения
элементов армянского танца дополняет информацию, ранее полученную
при показе. Для лучшего восприятия детьми, оно должно быть образным
и кратким.
Желательно
при объяснении использовать танцевальную
терминологию и народное название элементов, чтобы ученики правильно
запоминали.
В дальнейшем эти названия
могут
использоваться как
подсказка на занятиях и репетициях, так как будет означать конкретное
движение, без повторных объяснений.
Далее следуют попытки самостоятельного выполнения (повторения)
танцевального упражнения. В этот период формируются двигательные
навыки. Но это не просто физические попытки выполнения некоторого
абстрактного упражнения. Впервые упражнение выполняют на основе
представлений о нем, которые получили ранее из названия, объяснения и
показа. И здесь очень важно, чтобы не произошло разрыва между
ощущением первой попытки и создавшимся ранее представлением об
упражнении. И если этого разногласия не произошло, то ребенок хорошо
понял поставленную задачу, и можно выстраивать дальнейший процесс
обучения.
Для несложных элементов танца начальный этап может закончиться
уже на первых удачных попытках. И в данном случае используется, так
называемый, целостный метод обучения.
Но если традиционный танец
достаточно большой
по объему
и
наполненности движений, и его можно условно разделить на части, то в
этом случае лучше всего
применять
расчлененный метод.
Для этого
необходимо разбить танец на составные части, и отрабатывать отдельные
движения поэтапно. Например, можно сначала выучить движения только
руками или ногами, либо сначала медленную часть танца, затем быструю
и далее соединить эти части вместе.
При
необходимости
следует
подобрать
подготовительные
упражнения, с помощью
которых, создать основу для выполнения
изучаемого танца.
На начальном этапе обучения очень важно вовремя исправлять
допускаемые
учеником
ошибки.
Это
может
быть
чрезмерная напряженность
мышц,
лишние
и
ненужные
движения,
нарушение ритма танца или неправильное попадание в такт музыки. От
своевременного исправления ошибок зависит успех данного этапа,
правильное выполнение движений и улучшение физического развития
ребенка.
При удачном выполнении танцевального элемента
необходимо
повторить его несколько раз для закрепления изучаемого материала.
И
можно
переходить
к
следующему
этапу
–
углубленному
разучиванию
цельного
танца.
Основная
задача
данного
этапа
–
оттачивание
техники
выполнения
элементов,
совершенствование
композиции, отработка музыкальности. На этом этапе основным является
расчлененный метод обучения. По-прежнему важной является работа над
ошибками и их своевременное исправление. На этой стадии обучения
целесообразно увеличить скорость выполнения движений и количество
повторений. Для ускорения и отработки ритма можно использовать
звуковые ориентиры – хлопки. Эффективное запоминание упражнения –
выполнение сначала под музыку, а затем и без нее.
Это позволяет
отрабатывать мелкие детали танцевального рисунка.
Успех этого этапа обучения зависит уже не только от преподавателя,
но и от самих учеников. Следует помнить о том, что работа с детьми
требует
дополнительной
мотивации
–
например,
можно
устроить
соревнование на лучшее техническое исполнение элементов танца, лучшее
запоминание движений и т.д.
И,
наконец,
закрепление
и
совершенствование
танцевального
упражнения предполагает образование двигательного навыка и переход
его в умение высшего порядка. На этом этапе целесообразно применять
все ранее перечисленные методы. Это тот случай, когда количество
переходит в качество.
Простое многократное повторение движений
закрепляет основной вариант двигательного навыка. А вариативное
повторение придает отработанному навыку гибкость, пластичность,
возможность использования в сочетании с другими движениями. Этап
совершенствования можно считать отработанным, если ученик не только
выполняет его технически правильно, но и начинает свободно двигаться с
полной эмоциональной и эстетической отдачей.
Заключение
Подводя
итоги
о
проведенном
исследовании
особенностей
преподавания армянских этнических танцев детям, в соответствии с
возрастными и индивидуальными особенностями обучения детей следует
сделать следующие выводы:
a.
Начиная занятия с детьми, педагог стремится заинтересовать
детей, дать им полное понимание танца и его элементов,
научить их любить культуру армянского танца, которое
обогащает их, наполняет новыми знаниями, расширяет сферу
интересов и погружает в историю древнего народа;
b.
Приобретение
правильных
и
отточенных
танцевальных
навыков дает детям и подросткам больше уверенности в себе на
танцевальной площадке и в обществе, где можно проявить себя;
c.
Изучение
армянских
танцев
обогащает
детей
новыми
впечатлениями,
развивает
эстетическое
восприятие
мира,
воспитывает
стабильно-эмоциональное
отношение
с
произведениями искусства и культуры.
Основываясь на опыт работы с детьми разных возрастов, можно
сделать вывод, как важно наладить с ними доверительные отношения в
коллективе и за его пределами, учить правильным суждениям об
искусстве армянского танца, грамотно отвечать на все интересующие их
вопросы, построить отлаженную и систематическую программу обучения,
исходя из возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Овладев
необходимыми
знаниями,
умениями
и
навыками,
научившись понимать и осмысливать содержание армянского этнического
танца и выразительно его исполнять, дети разных возрастов с большей
охотой и осознанностью начинают относиться к занятиям.
Так можно сделать вывод, что занятия в танцевальном классе имеют
большое значение в физическом развитии детей. Они приобретают
стройную осанку, следят за походкой, начинают свободно и легко
двигаться, чувствуют себя более раскрепощенно на сцене и перед большой
аудиторией, улучшается координация движений.
Педагогам танцевальных ансамблей и школ важно знать особенности
методики работы с детьми, их вовлечения в процесс, разбираться в
причинах
наиболее
распространенных
ошибок,
встречающихся
в
практике.
Важной чертой педагога является анализирование поведения каждого
ребенка, учитывать атмосферу в коллективе и знать пути решения
возможных проблем и ошибок.
В этом может помочь умение чувствовать обстановку в классе, иметь
доверительный контакт с детьми и их родителями, поддерживать в детях
неподдельный интерес к искусству армянского танца.
Буквально каждое занятие, репетиция или выступление меняют
интересы и возможности каждого ребенка. Нельзя сбрасывать со счетов
даже самые незначительные черты характера, проявляющиеся в эти
моменты.
Активность детей и подростков на занятиях в танцевальном
коллективе зависит от творческой инициативы педагога, стремления вести
своих
учеников
к
оттачиванию
мастерства,
покорению
новых
танцевальных вершин и здоровому духовному и физическому развитию.
Важно,
чтобы
дети
полностью
понимали
и
чувствовали
идеологическую составляющую армянских этнических танцев, хотели
быть ее частью, нести в себе культуру армянского народа и проявляли
инициативу в самостоятельном изучении истории танца. Это так же
является неотъемлемой частью в совместной работе педагога и учеников.
Список используемой литературы
1.
С. Лисициан. Старинные пляски и театральные представления
армянского народа. 1958 г.
2.
С. Штикян. Теоретик армянских танцев. 1995 г.
3.
Э. Петросян, Ж. Хачатрян. Армянских народный танец. 1980 г.
4.
Пинт А. О. Высокое призвание. М, 1973.
5.
Михайлова М.А., Горбина Е.В. Поем, играем, танцуем дома и в саду.
6.
Ярославль: Академия развития, 1997 г.
7.
Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать:
Учебное
пособие для студентов
учреждений
среднего
профессионального образования. - М.: Владос. – 2003 г.
8.
Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М.
Матюшкина. - М.: Педагогика. – 1991 г.
9.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн -
М.: Учпедгиз, 1946 г.
10.Психология детства: Практикум. / Под ред. А.А. Реана - М.: ОЛМА -
ПРЕСС, 2004 г.
11.Уфимцева Т.И. Воспитание ребенка. - М.: Наука. 2000 г.
12.Ухтомский А. Общая психология: Учебник. - М.:Просвещение.
1970г.
13. Хореографическое искусство. Справочник. - М.: Искусство. – 2005
г.
14. Янковская О.Н. Учить ребенка танцам необходимо // Начальная
школа. – 2000 г. №2.
15. Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в
хореографическом коллективе: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во
ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001 г.
16. Кудрявцев В.Т. Развитие детства и развивающее образование - Ч.
1. / В.Т. Кудрявцев - Дубна, 1997 г.
17.
Возрастная и педагогическая психология: Детство, отрочество,
юность - М.: Академия, - 2000г.
18. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика
воспитания: Учебное пособие / В.С. Селиванов - М.: Академия,
2004г.