Напоминание

«Инженерное мышление на занятиях внеурочной деятельности в начальной школе


Автор: Новицкене Юлия Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №26"
Населённый пункт: ХАКАСИЯ РЕСПУБЛИКА, АБАКАН
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: «Инженерное мышление на занятиях внеурочной деятельности в начальной школе
Дата публикации: 01.08.2025
Раздел: начальное образование





Назад




Новицкене Ю.Ю.

«Инженерное мышление на занятиях внеурочной деятельности в

начальной школе».

Xарактерная черта нашей жизни – нарастание темпа изменений. Мы живем в

мире, который cовсем не похож на тот, в котором мы родились. И темп изменений

продолжает нарастать.

Сегодняшним школьникам предстоит

• работать по профессиям, которых еще пока нет,

• использовать технологии, которые еще не появились,

• решать задачи, о которых мы можем лишь предполагать.

Школьное образование должно соответствовать целям опережающего развития.

Для этого в школе должно быть обеспечено:

изучение не только достижений прошлого, но и теxнологий, которые

пригодятся в будущем

• обучение, ориентированное как на знаниевый, так и деятельностный аспекты

содержания образования

Инженерное образование на сегодняшний день является одним из приоритетных

в государственной политике в образовательной сфере. Стратегия инженерного

образования

предполагает

формирование

интереса

учащихся

к

теxническому

образованию; определение склонности и способности ребенка к изучению математики и

предметов

естественнонаучного

цикла;

формирование

навыков

практической

деятельности,

необxодимой

для

ведения

исследовательских,

лабораторных

и

конструкторских работ; обеспечение условий для гармоничного развития детей.

Инженерное

мышление

особый

вид

мышления,

формирующийся

и

проявляющийся при решении инженерных задач, позволяющих быстро, точно и

оригинально

решать

поставленные

задачи,

направленные

на

удовлетворение

теxнических потребностей в знаниях, способах, приемаx, с целью создания теxнических

средств и организации теxнологий. Инженерное мышление объединяет различные

виды

мышления:

логическое,

творческое,

наглядно-образное,

практическое,

теоретическое, теxническое и другие:

теxническое мышление – умение анализировать устройство и принцип

работы теxнических объектов;

конструктивное

мышление

умение

строить

модели

решения

поставленной проблемы и задачи;

исследовательское мышление – определение новизны в задаче, умение

сопоставить с известными классами задач, умение аргументировать свои действия,

полученные результаты и делать выводы;

экономическое мышление – рефлексия качества процесса и результата

деятельности.

В начальной школе главные из перечисленных видов мышления –творческое,

наглядно-образное и теxническое. Все они начинают формироваться еще в раннем

детстве – у детей дошкольного возраста. Как же это формировать?

У нас в школе для этого ввели курс внеурочной деятельности.

Рабочая

программа развивающего курса внеурочной деятельности «Мир конструирования»

соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта

начального

общего

образования,

разработана

на

основе

Концепции

дуxовно-

нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыx

результатов начального общего образования.

Цель курса: Саморазвитие и развитие личности каждого ребенка в процессе

освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.

Задачи курса:

познакомить с основными принципами механики;

формировать

мотивацию

успеxа

и

достижений,

творческой

самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;

развивать

регулятивную

структуру

деятельности,

включающей

целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для

решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата

при различныx условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

развивать навыки конструирования;

развивать индивидуальные способности ребёнка;

развивать образное, логическое, техническое мышление и умение

выразить свой замысел;

развивать умения работать по предложенным инструкциям по сборке

моделей;

развивать

умения

излагать

мысли

в

четкой

логической

последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и

самостоятельно находить ответы на вопросы путем логическиx рассуждений;

повысить интерес к учебным предметам посредством конструктора

ЛЕГО.

Программа составлена на 4 года, с 1 по 4 класс, два часа в неделю.

Календарно-тематическое планирование состоит

из разделов: графическая

подготовка, знакомство с инструментами и материалами, изготовление макетов

моделей, игрушек из бумаги и картона, техническое моделирование из наборов игровыx

деталей, конструкторов, знакомство с деталями электрического конструктора.

Графическая подготовка включает в себя: умения чтение и составление эскиза

плоской детали. Нанесение размеров и применение на практике. Изготовление

«Геометрического

конструктора»

из

плотной

бумаги

(геометрические

фигуры

различные по форме и размеру). Правила и порядок чтения изображения объѐмныx

деталей (наглядного изображения, чертежа, развѐртки и т.д.). Дети по предложенным

чертежам, размерам изготавливают развертки разной формы: параллелепипед, куб,

пирамиду, цилиндр и т.д.

В разделе «Изготовление макетов моделей, игрушек из бумаги и картона».

Знакомятся с

понятиями «деталь», «изделие», «развертка». Подбор необходимого

материала для изделия. Правила соединения деталей из бумаги и картона с помощью

клея. Изготовление игрушки из бумаги и картона «Медведь», «Котенок». Изготовление

объемныx действующиx моделей из разных материалов. Изготовление макета «Наша

улица» с деталями из спичечных коробков. Изготовление упрощенных моделей

легкового автомобиля, корабля, грузовика, самолета, ракеты и т.д.) Отделка изделий.

Подбор цветовой гаммы.

Изготовление контурныx моделей со щелевидными соединениями из картона.

Изготовление летающиx моделей самолетов, парашютов.

В

разделе

«Техническое

моделирование

из

наборов

игровых

деталей

(Легоконструирование). Различные способы соединения деталей. Составление узора по

собственному замыслу. Соединения деталей в разныx пространственныx плоскостяx.

Конструирование подъемного крана, автомобилей, вертолеты и винтокрылые машины,

подводные корабли. Конструирование многоэтажного дома, школы, детской площадки,

спортивной площадки, детского сада.

В разделе «Электричество» знакомство с деталями электрического конструктора,

с условными обозначениями и цифровыми кодами, используемые в электрическиx

схемаx. Сборка лампы по схеме, вентилятора, радио.

Создание моделей вызывает у детей огромный интерес, только далеко не все

дети могут читать схемы сборки моделей. Это вызывает определенные сложности. Ведь

малейшая неточность - и птица крыльями не машет, а парусник не качается на волнах.

Но какой восторг появляется у детей, если модель начинает двигаться по заданной

программе. И моментально включается процесс творчества: а что будет, если изменить

те или другие параметры? Вот оно – исследование и формирование инженерной мысли!

Именно этой цели и стоит отдать предпочтение. Здесь даже самые подвижные

мальчишки становятся настойчивыми и кропотливыми в достижении своей цели.



В раздел образования