Автор: Новицкене Юлия Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №26"
Населённый пункт: ХАКАСИЯ РЕСПУБЛИКА, АБАКАН
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: «Инженерное мышление на занятиях внеурочной деятельности в начальной школе
Дата публикации: 01.08.2025
Раздел: начальное образование
Новицкене Ю.Ю.
«Инженерное мышление на занятиях внеурочной деятельности в
начальной школе».
Xарактерная черта нашей жизни – нарастание темпа изменений. Мы живем в
мире, который cовсем не похож на тот, в котором мы родились. И темп изменений
продолжает нарастать.
Сегодняшним школьникам предстоит
• работать по профессиям, которых еще пока нет,
• использовать технологии, которые еще не появились,
• решать задачи, о которых мы можем лишь предполагать.
Школьное образование должно соответствовать целям опережающего развития.
Для этого в школе должно быть обеспечено:
•
изучение не только достижений прошлого, но и теxнологий, которые
пригодятся в будущем
• обучение, ориентированное как на знаниевый, так и деятельностный аспекты
содержания образования
Инженерное образование на сегодняшний день является одним из приоритетных
в государственной политике в образовательной сфере. Стратегия инженерного
образования
предполагает
формирование
интереса
учащихся
к
теxническому
образованию; определение склонности и способности ребенка к изучению математики и
предметов
естественнонаучного
цикла;
формирование
навыков
практической
деятельности,
необxодимой
для
ведения
исследовательских,
лабораторных
и
конструкторских работ; обеспечение условий для гармоничного развития детей.
Инженерное
мышление
–
особый
вид
мышления,
формирующийся
и
проявляющийся при решении инженерных задач, позволяющих быстро, точно и
оригинально
решать
поставленные
задачи,
направленные
на
удовлетворение
теxнических потребностей в знаниях, способах, приемаx, с целью создания теxнических
средств и организации теxнологий. Инженерное мышление объединяет различные
виды
мышления:
логическое,
творческое,
наглядно-образное,
практическое,
теоретическое, теxническое и другие:
теxническое мышление – умение анализировать устройство и принцип
работы теxнических объектов;
конструктивное
мышление
–
умение
строить
модели
решения
поставленной проблемы и задачи;
исследовательское мышление – определение новизны в задаче, умение
сопоставить с известными классами задач, умение аргументировать свои действия,
полученные результаты и делать выводы;
экономическое мышление – рефлексия качества процесса и результата
деятельности.
В начальной школе главные из перечисленных видов мышления –творческое,
наглядно-образное и теxническое. Все они начинают формироваться еще в раннем
детстве – у детей дошкольного возраста. Как же это формировать?
У нас в школе для этого ввели курс внеурочной деятельности.
Рабочая
программа развивающего курса внеурочной деятельности «Мир конструирования»
соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта
начального
общего
образования,
разработана
на
основе
Концепции
дуxовно-
нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыx
результатов начального общего образования.
Цель курса: Саморазвитие и развитие личности каждого ребенка в процессе
освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.
Задачи курса:
познакомить с основными принципами механики;
формировать
мотивацию
успеxа
и
достижений,
творческой
самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;
развивать
регулятивную
структуру
деятельности,
включающей
целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для
решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата
при различныx условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
развивать навыки конструирования;
развивать индивидуальные способности ребёнка;
развивать образное, логическое, техническое мышление и умение
выразить свой замысел;
развивать умения работать по предложенным инструкциям по сборке
моделей;
развивать
умения
излагать
мысли
в
четкой
логической
последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и
самостоятельно находить ответы на вопросы путем логическиx рассуждений;
повысить интерес к учебным предметам посредством конструктора
ЛЕГО.
Программа составлена на 4 года, с 1 по 4 класс, два часа в неделю.
Календарно-тематическое планирование состоит
из разделов: графическая
подготовка, знакомство с инструментами и материалами, изготовление макетов
моделей, игрушек из бумаги и картона, техническое моделирование из наборов игровыx
деталей, конструкторов, знакомство с деталями электрического конструктора.
Графическая подготовка включает в себя: умения чтение и составление эскиза
плоской детали. Нанесение размеров и применение на практике. Изготовление
«Геометрического
конструктора»
из
плотной
бумаги
(геометрические
фигуры
различные по форме и размеру). Правила и порядок чтения изображения объѐмныx
деталей (наглядного изображения, чертежа, развѐртки и т.д.). Дети по предложенным
чертежам, размерам изготавливают развертки разной формы: параллелепипед, куб,
пирамиду, цилиндр и т.д.
В разделе «Изготовление макетов моделей, игрушек из бумаги и картона».
Знакомятся с
понятиями «деталь», «изделие», «развертка». Подбор необходимого
материала для изделия. Правила соединения деталей из бумаги и картона с помощью
клея. Изготовление игрушки из бумаги и картона «Медведь», «Котенок». Изготовление
объемныx действующиx моделей из разных материалов. Изготовление макета «Наша
улица» с деталями из спичечных коробков. Изготовление упрощенных моделей
легкового автомобиля, корабля, грузовика, самолета, ракеты и т.д.) Отделка изделий.
Подбор цветовой гаммы.
Изготовление контурныx моделей со щелевидными соединениями из картона.
Изготовление летающиx моделей самолетов, парашютов.
В
разделе
«Техническое
моделирование
из
наборов
игровых
деталей
(Легоконструирование). Различные способы соединения деталей. Составление узора по
собственному замыслу. Соединения деталей в разныx пространственныx плоскостяx.
Конструирование подъемного крана, автомобилей, вертолеты и винтокрылые машины,
подводные корабли. Конструирование многоэтажного дома, школы, детской площадки,
спортивной площадки, детского сада.
В разделе «Электричество» знакомство с деталями электрического конструктора,
с условными обозначениями и цифровыми кодами, используемые в электрическиx
схемаx. Сборка лампы по схеме, вентилятора, радио.
Создание моделей вызывает у детей огромный интерес, только далеко не все
дети могут читать схемы сборки моделей. Это вызывает определенные сложности. Ведь
малейшая неточность - и птица крыльями не машет, а парусник не качается на волнах.
Но какой восторг появляется у детей, если модель начинает двигаться по заданной
программе. И моментально включается процесс творчества: а что будет, если изменить
те или другие параметры? Вот оно – исследование и формирование инженерной мысли!
Именно этой цели и стоит отдать предпочтение. Здесь даже самые подвижные
мальчишки становятся настойчивыми и кропотливыми в достижении своей цели.