Напоминание

Развитие речи детей посредством художественно-эстетического воспитания


Автор: Валеева Алия Ривгатевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №22 комбинированного вида»
Населённый пункт: Республики Татарстан , г.Чистополь
Наименование материала: статья
Тема: Развитие речи детей посредством художественно-эстетического воспитания
Дата публикации: 01.08.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




Индекс УДК

Автор ФИО

место работы или учебы автора, сведения о науч. степени

Развитие речи детей посредством художественно-эстетического воспитания

Аннотация: в данной статье рассмотрена проблема развития речи детей

дошкольного возраста через художественно-эстетическое воспитание. В тексте

приводится описание художественно-эстетического воспитания, ее роль в

развитии

речи

детей,

опыт

использования

художественно-эстетического

воспитания в деятельности МБДОУ «Детский сад №22 комбинированного вида

«Чистопольского муниципального района Республики Татарстан.

Abstract:

this article examines the problem of speech development in

preschool children through artistic and aesthetic education. The text describes artistic

and aesthetic education, its role in the development of children's speech, and the

experience of using artistic and aesthetic education in the activities of MBDOU

Kindergarten No. 22 of the combined Type in the Chistopolsky Municipal District of

the Republic of Tatarstan.

Ключевые

слова:

развитие

речи,

дети

дошкольного

возраста,

художественно-эстетическое воспитание, словарный запас, выразительность

речи

Keywords: speech development, preschool children, artistic and aesthetic

education, vocabulary, expressiveness of speech

Период дошкольного детства –

наиболее благоприятный период для

формирования личности ребенка. В данном возрасте у него начинают

образовываться представления об окружающем мире, нравственных ценностях,

о добре и зле, развивается мышление, воображение, речь.

Речь детей должна быть сформирована в соответствии с возрастными

особенностями уже с ранних лет, она необходима им для общения и обучения в

дошкольном образовательном учреждении. Родители в данном вопросе должны

прилагать

необходимые

усилия,

чтобы

помочь

своему

ребенку

начать

разговаривать внятно и предложениями, для этого общение должно быть

стабильным, разнообразным, интересным для ребенка.

Развитие речевой деятельности дошкольников напрямую зависит от

общего развития детей, их психологического развития, эмоционального

состояния, интеллектуального уровня и творческих представлений.

В данном плане художественно-эстетическому воспитанию отводится

особенное значение, так как влияя на восприятие детей через эмоции и

благодаря воображению, такая работа формирует благоприятную сферу для

лучшего развития речи детей дошкольного возраста.

Художественно-эстетическое

воспитание

это

специально

организованная и стабильная работа по развитию способности у ребенка

замечать окружающую красоту, изучать произведения искусства, мир, а также

создавать собственные виды творческих работ.

Связь

речи

и

художественно-эстетического

воспитания

крепка

и

взаимосвязана.

Как писал Л.С. Выготский, речь является не только средством общения,

но также считается инструментом мышления, которое совершенствуется

благодаря

изучению

окружающего

мира,

творений

искусства

[1].

Художественно-эстетическая деятельность может быть организована в виде

рисования, лепки, музыкальных занятий, организации театра. Такие виды

деятельности помогают детям самовыражаться без стеснения, развивать

воображение, улучшать образное мышление.

Дети, занимаясь увлекательными видами деятельности и обсуждая свои

работы, получают массу удовольствия и радости, параллельно обогащают свой

словарный

запас,

совершенствуют

коммуникативные

навыки,

начинают

грамматически правильно разговаривать, у них становится связная и понятная

речь.

На самом деле, мир искусства полон ярких эмоций, увлекательного и

любопытного для каждого ребенка. Благодаря такой деятельности дети

осваивают

новые

понятия,

метафоры,

специальные

выражения.

У

них

пополняется

эмоциональный

опыт,

речь

становится

более

яркой

и

выразительной.

По словам В.А. Сухомлинского, музыка, рисование, литература являются

теми путями, которые могут соединить душу ребенка с новым миром, где ему

откроются новые эмоции, благоприятно сказывающиеся не только на изучении

им мира искусства, но и на развитии его речи [2].

Роль различных видов искусства в развитии детей дошкольного возраста

велика. Это отметали многие педагоги и психологи. Каждый вид искусства

обладает уникальным потенциалом для развития речи детей дошкольного

возраста.

В деятельности МБДОУ

«Детский

сад

№22

комбинированного

вида

«Чистопольского муниципального района Республики Татарстан используются

различные виды художественно-эстетического развития речи дошкольников:

музыкальные занятия, изобразительное искусство, театральную деятельность,

чтение художественной литературы.

Кроме этого используются следующие методы и способы для более

эффективного

развития

речи

детей

дошкольного

возраста

с

помощью

художественно-эстетической деятельности:

- игры;

- беседы;

- занятия по развитию речи;

- творческие задания;

- использование мультимедийных технологий и т.д.

По определенным дням в МБДОУ «Детский сад №22 комбинированного

вида

«Чистопольского

муниципального

района

Республики

Татарстан

проводятся музыкально-речевые игры, творческие проекты, «дни искусства» в

детском саду, игры с куклами и игрушками.

Наиболее часто педагоги проводят занятия по чтению литературы и ее

обсуждению, рисование, музыкальные занятия или пение, театрализованную

деятельность (самостоятельно или приглашают специальных актеров детского

театра).

Музыкальные занятия улучшают чувство ритма, тембра, интонации и

совершенствуют

слух

детей,

это

благоприятно

сказывается

на

речевой

интонации, выразительности высказываний и плавности преподнесения ими

информации. Кроме этого, важно учесть, что дети приобретают новый словарных

запас, взаимодействуя с педагогом и другими детьми. Из речь становится

эмоционально выразительный, яркой. Детям дошкольного учреждения очень

нравятся музыкальные занятия. В детском саду имеются как бесплатные занятия,

так и платные музыкальные кружки, которые дети посещают по своему желанию.

Изобразительное искусство в виде лепки, рисования, аппликации и прочих

видов детского творчества создает условия для развития мелкой моторики детей

дошкольного возраста, которая, как известно, благоприятно сказывается на

мыслительных процессах ребенка и его речи. В процессе рисования дошкольники

могут выразить собственные мысли через визуальные образы. В такой

деятельности дети могут полностью расслабиться, использовать любимые

краски, самостоятельно выбрать тематику рисования, широко фантазировать и

эмоционально рассказать о своем творении. Рассказы детей становятся

насыщенными новыми словами, образными представлениями. Рисование с

детьми проводится в каждой группе ежедневно. Детям нравится рисовать в

свободное время. Также педагоги и воспитатели в образовательных целях

организовывают занятия по различным тематикам по программам дошкольного

обучения. Кроме этого в дошкольном учреждении есть платные кружки по

изобразительному искусству для тех, кто хочет дополнительно обучиться новым

техникам, улучшить собственные навыки в данном направлении.

По мнению Е.А. Флериной, рисование – это не только увлекательная

деятельность,

но

и

инструмент

изучения

окружающего

мира,

способ

самовыражения личности. Для детей дошкольного возраста в развитии речи – это

отличный инструмент расширяющий их словарный запас, способствующий

формированию связной речи, развивающий монологическую и диалогическую

речь, делая речь образной [3].

Театральная

деятельность

благоприятно

сказывается

на

улучшении

диалоговой речи детей, учит детей использовать во время общения мимику,

жесты и менять интонацию исходя из различной ситуации. В такой деятельности

дети учатся использовать собственное воображение, творчески мыслят и активно

действуют. Их словарный запас также как и в других видах деятельности

пополняется новыми словами, речь становиться более связной и яркой.

В театральной деятельности дети чувствуют себя как в игре. Как отмечает

Л.С. Выготский, игры – важная часть жизни каждого ребенка, ведущий вид его

деятельности [1]. Театральная деятельность в комплексе с играми также наиболее

благоприятный вариант развития речи детей школьного возраста. В МБДОУ

«Детский сад №22 комбинированного вида «Чистопольского муниципального

района Республики Татарстан дети часто ставят свои театральные сценки на

утренниках, на особые даты, специально для родителей.

Чтение литературы, стихов, сказок и прослушивание аудиокниг не только

интересно детям дошкольного возраста, но и полезно. Такая деятельность

благоприятно

влияет

на

увеличение

словарного

запаса,

формирование

правильной речи, накопление новых знаний. После прослушивания в детском

саду сказок и стихов дети обсуждают с педагогом или воспитателем

содержание, главных героев, ситуации. В ходе такой деятельности дети

отвечают на вопросы и задают свои, за счет чего у детей активно развивается

речь, дети активно поддерживают беседу, знакомятся с новыми незнакомыми

словами. Такие моменты позволяют детям накапливать знания о нравственных

ценностях, демонстрируют представления о добре и зле.

Такая работа в

МБДОУ

«Детский

сад

№22

комбинированного

вида

«Чистопольского

муниципального района Республики Татарстан осуществляется в неделю по

несколько раз, по утрам и после дневного сна.

Для развития речи детей подготовлены проекты "Город Букв", "Речевая

карусель", которые направлены на формирование и развитие речи, на изучение

букв детьми дошкольного возраста.

Для лучшего эффекта по развитию речи с помощью художественной и

эстетической деятельности педагоги и воспитатели МБДОУ «Детский сад №22

комбинированного вида «Чистопольского муниципального района Республики

Татарстан используют различные приемы и методы: игры, беседы, специальные

задания по развитию речи, творческие задания и прочее. В ходже игр дети

обычно

проговаривают

собственные

действия,

активно

общаются

с

участниками, что положительно сказывается на развитии их речи. В ходе бесед,

к примеру, в обсуждении произведений искусства или в ходе уточнения мнения

детей по какому-либо поводу, также происходит активная коммуникация как

между детьми, так и между педагогом и дошкольником. Сочинение детьми

собственных стихов, сказок, создание подделок, рисунков, сочинение песен и

их обсуждение дает возможность детям раскрыться, почувствовать себя

особенным и в то же время таким же как другие - умными, смелыми,

творческими, талантливыми. Педагогами устраиваются специальные задания

по развитию речи на звукопроизношение, обогащение словарного запаса,

улучшения связной речи, грамматически правильной речи. Для этого в детском

садике

используются

специальные

материалы:

картины,

произведения

искусства, музыкальные произведения, театральные постановки на видео и

походы в театр. Творческие задания предлагаются всем детям, которые желают

проявить себя, имеют склонность к такой деятельности. Крайне важна в данном

вопросе поддержка родителей дошкольников, настрой детей. Просмотр

сказочной анимации, добрых мультфильмов, просушивание аудиосказок,

работа на обучающих программах на компьютере – наиболее любимая часть

обучения

развитию

речи

с

помощью

художественной

и

эстетической

деятельности детей МБДОУ

«Детский

сад

№22

комбинированного

вида

«Чистопольского

муниципального

района

Республики Татарстан. Старые

добрые советские мультфильмы стараются показывать детям раз в неделю.

Многие педагоги и психологи подчеркивают важность использования

различных методов для развития связной речи, к которым можно к примеру

отнести: музыкально-речевые игры ("Солнышко и дождик" с движениями),

творческие задания (театральное представление "Колобок" с самостоятельным

выполнением

декораций

и

костюмов),

художественную

деятельность

(выставки), куклотерапию и прочее. Такие виды деятельности кроме улучшения

качества речи развивают эмоциональный интеллект, творческие способности,

прививают эстетический вкус, развивают нравственные ценности, улучшают

коммуникативные умения.

Таким

образом,

художественно-эстетическое

воспитание

является

эффективным

инструментом

для

развития

коммуникативных

умений,

правильной и красивой речи. Художественная и эстетическая деятельность

обогащает

словарь

ребенка,

развивает

грамматически

правильное

произношение, улучшает связность речи, а также благоприятно сказывается на

развитии эмоциональной сферы, воображения, творческих способностей.

Использование дополнительных форм и методов развития речи положительно

сказываются на гармоничном развитии личности ребенка.

Список источников

1. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Выготский Л. С.; под редакцией,

вступительная статья В. Колбановского. - Москва: Государственное социально-

экономическое издательство, 1934. - 324 с.

2. Сухомлинский, В. А. О воспитании / В. А. Сухомлинский. – 6-е изд. –

Москва : Политиздат, 1988. – 269 с.

3. Флерина, Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного

возраста. – М.: Учпедгиз, 1956. – 160 с.



В раздел образования