Напоминание

ВСОКО в образовательном учреждении


Автор: Ирина Юрьевна Жилинская
Должность: Заместитель директора по УВР
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа 52 имени Героя РФ А.В.Шишкова"
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: ВСОКО в образовательном учреждении
Дата публикации: 01.09.2025
Раздел: среднее образование





Назад




ВСОКО : модель, механизмы, инструментарий

1. Методологические основы создания ВСОКО

Формирование качества и затем – его оценивание. Требование ФГОС к

оценке образовательных достижений – комплексный и уровневый подходы

.

Комплексный подход : формирование и затем выявление предметных и

метапредметных результатов;

Уровневый подход выражается в требованиях : «ученик научится»,

«ученик получит возможность научиться».

Программа

развития

универсальных

учебных

действий-

методологическая

основа

проектирования

системы

мониторинга

образовательных достижений учащихся

1.1.Программа формирования универсальных учебных действий для

начального общего образования включает:

- ценностные ориентиры начального общего образования;

- понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных

действий в младшем школьном возрасте;

- описание возможностей содержания различных учебных предметов для

формирования универсальных учебных действий;

- описание условий организации образовательной деятельности по освоению

обучающимися содержания учебных предметов с целью развития универсальных

учебных действий;

-

описание

условий,

обеспечивающих

преемственность

про

граммы формирования у обучающихся универсальных учебных действий при

переходе от дошкольного к начальному и от начального к основному общему

образованию.

1.2.Программа

развития

универсальных

учебных

действий,

включающая

формирование

компетенций

обучающихся

в

области

использования

информационно-коммуникационных

технологий,

учебно-

исследовательской и проектной деятельности включает:

разработку

планируемых

образовательных

метапредметных

результатов как для всех обучающихся , так и для групп с особыми

образовательными потребностями с учетом сформированного учебного плана и

используемых в образовательной организации образовательных технологий и

методов обучения;

разработку основных подходов к обеспечению связи универсальных

учебных действий с содержанием отдельных учебных предметов, внеурочной и

внешкольной

деятельностью,

а

также

места

отдельных

компонентов

универсальных учебных действий в структуре образовательной деятельности;

разработку

основных

подходов

к

конструированию

задач

на

применение универсальных учебных действий;

разработку

основных

подходов

к

организации

учебно-

исследовательской и проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной

деятельности по таким направлениям, как: исследовательское, инженерное,

прикладное, информационное, социальное, игровое, творческое направление

проектов;

разработку основных подходов к организации учебной деятельности по

формированию и развитию ИКТ-компетенций;

разработку системы мер по организации взаимодействия с учебными,

научными и социальными организациями, формы привлечения консультантов,

экспертов и научных руководителей;

разработку системы мер по обеспечению условий для развития

универсальных учебных действий у обучающихся, в том числе информационно-

методического обеспечения, подготовки кадров;

разработку

комплекса

мер

по

организации

системы

оценки

деятельности

образовательной

организации

по

формированию

и

развитию

универсальных учебных действий у обучающихся;

разработку методики и инструментария мониторинга успешности

освоения и применения обучающимися универсальных учебных действий;

разработку основных подходов к созданию рабочих программ по

предметам с учетом требований развития и применения универсальных учебных

действий;

разработку рекомендаций педагогам по конструированию уроков и

иных учебных занятий с учетом требований развития и применения УУД;

организацию

и

проведение

серии

семинаров

с

учителями,

работающими на уровне начального общего образования в целях реализации

принципа преемственности в плане развития УУД;

организацию

и

проведение

систематических

консультаций

с

педагогами-предметниками по проблемам, связанным с развитием универсальных

учебных действий в образовательном процессе;

организацию и проведение методических семинаров с педагогами-

предметниками

и

школьными

психологами

(возможно

привлечение

заинтересованных

представителей

органа

государственного

общественного

участия) по анализу и способам минимизации рисков развития УУД у учащихся

уровня;

организацию разъяснительной/просветительской работы с родителями

по проблемам развития УУД у учащихся уровня;

организацию отражения результатов работы по формированию УУД

учащихся на сайте образовательной организации.

Методика разработки Программы развития УУД

1.Создать приказом директора рабочую/проектную группу .

2. Провести аналитическую работу:

2.1.Проанализировать какая образовательная предметность

может быть положена в основу работы по развитию УУД (ряд дисциплин,

междисциплинарный материал);

2.2. Выбрать методики развития УУД;

2.3.Определить состав детей с особыми образовательными потребностями, в

том числе лиц, проявивших выдающиеся способности, детей с ОВЗ, а также

возможности построения их индивидуальных образовательных траекторий;

2.4. Выявить уровень овладения учащимися УУД на предыдущем этапе

обучения;

2.5. Выявить и изучить успешные практики формирования и развития УУД, в

том числе с использованием информационных ресурсов образовательной

организации.

3. Разработать общую стратегию развития УУД, включающую:

3.1.Организацию и механизм реализации задач программы; 3.2.Направления

деятельности по развитию УУД;

3.3.Ожидаемые результаты работы развития УУД;

3.4.Требования к условиям реализации программы развития УУД.

4. Внутренняя экспертиза программы, при необходимости ее доработка,

обсуждение хода реализации программы на школьных методических семинарах

(возможно, с привлечением внешних консультантов из других образовательных,

научных организаций).

2. Механизмы ВСОКО

Объектами оценки качества общего образования являются три основные

элемента:

- Образовательная программа ОО (начального общего, основного общего,

среднего общего образования;

- общеобразовательная организация (учреждение) с точки зрения условий

(кадровых,

финансовых,

учебно-методических,

психолого-

педагогических,

информационных, материально-технических), необходимых для эффективного,

доступного и результативного образования;

- индивидуальные образовательные достижения учащихся как наиболее

значимый

объект

оценки.

Индивидуальные

образовательные

достижения

включают в себя как учебные, так и внеучебные результаты.

Предмет оценки:

- качество образовательных результатов учащихся (степень соответствия

результатов освоения учащимися образовательных программ государственному

стандарту соответствующего уровня);

-качество условий образовательного процесса (кадровых, финансовых,

учебно-методических, психолого- педагогических, информационных, материально-

технических);

- эффективность управления качеством образования.

Оценка качества образования осуществляется на основе системы показателей и

индикаторов, характеризующих основные аспекты качества образования: качество

условий, качество процесса, качество результатов.

Функционирование ВСОКО осуществляется посредством существующих

процедур контроля и экспертной оценки качества образования:

• мониторингом образовательных достижений учащихся (учебных и

внеучебных) на разных уровнях обучения;

системой инспекционно-контрольной деятельности;

• результатами самообследования ОУ;

самоаудитом ОУ;

• результатами статистических и социологических исследований;

• системой медицинских исследований школьников, проводимых по

инициативе школьной медицинской службы, администрации и органов

общественного управления школой;

• иными психолого-педагогическими, медицинскими и социологическими

исследованиями, проведенными по инициативе субъектов образовательной

деятельности.

2.1. Проведение самоаудита программно-методического и дидактического

обеспечения Основных образовательных программ (начального, основного)

общего образования

Для проведения самоаудита (экспертизы) программно-методического и

дидактического обеспечения учебного процесса на соответствие требованиям

ФГОС общего образования предстоит серьезная работа по приведению локальных

актов ОУ, регламентирующих функционирование ВСОКО в соответствие с

последними нормативными документами Минобрнауки :

1.

Приказ

Минобрнауки

России

от

29.12.2014

N

1644

"О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской

Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального

государственного образовательного стандарта основного общего образования"

(Зарегистрировано в Минюсте России 06.02.2015

N 35915);

2. Примерная

основная

образовательная

программа начального общего

образования

(Одобрена

Федеральным учебно-методическим объединением по

общему образованию. Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15);

3.

Примерная

основная

образовательная

программа основного

общего

образования

(Одобрена

Федеральным учебно-методическим объединением по

общему образованию. Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15);

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31

декабря 2015 года № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный

образовательный

стандарт

начального

общего

образования,

утверждённый

приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября

2009 года № 373».

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31

декабря 2015 года № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный

образовательный

стандарт

основного

общего

образования,

утверждённый

приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря

2010 г. № 1897.

Необходимо:

- изучить документы;

- разработать новую редакцию ООП (начального, основного общего образования) ;

-внести коррективы в локальные акты, регламентирующие деятельность по

реализации ООП на каждом уровне образования ;

- провести экспертизу рабочих программ по учебным предметам, курсам

внеурочной деятельности, календарно-тематических планов педагогов, контрольно-

оценочных материалов.

Технологический пакет локальных нормативных актов, методик и

контрольно-оценочных средств внутренней системы оценки качества

образования в ………………………………….

Локальные нормативные акты , регламентирующие функционирование

ВСОКО в ……………………..

1.Положение о системе внутреннего мониторинга образовательных достижений

учащихся в соответствии с требованиями ФГОС общего образования;

2.Положение о инспекционно-контрольной деятельности ….

3. Положение о системе оценивания…

4. Положение о промежуточной и итоговой аттестации….

5. Положение о РП (условное название)

7.Положение о КТП ((условное название)

8.Требования к контрольно-оценочным средствам, используемым в оценочной

деятельности учителей ….. …для выявления образовательных достижений

учащихся (в комплексе - предметных и метапредметных)

Другие ……………

2.2. Система мониторинга качества организации учебной деятельности с

позиций требований ФГОС общего образования

Методики для проведения мониторинговых исследований по проблеме

«Состояние организации учебного процесса на деятельностной основе».

Микроисследование 1. Наблюдение процесса формирования учителем системы

знаний,

учебных

умений,

способов

познавательной,

информационно-

коммуникативной, рефлексивной деятельности

Цель: выявить состояние процесса формирования

у учащихся системы

знаний,

учебных

умений

,

способов

познавательной,

информационно-

коммуникативной, рефлексивной деятельности у учащихся

Класс _________________________________

Предмет___________________________________

Учитель_____________________________________

Схема для проведения наблюдений на уроке

Оценка умений осуществляется по 3-х бальной шкале: 1 б. - критический уровень,

2 б. - достаточный уровень, 3 б. - оптимальный.

п/п

Умения

Оценки

1.

Планирование задач обучения и развития учащихся с позиций

деятельностного подхода

2.

Создание благоприятных условий деятельности учащихся на уроке

3.

Выделение в учебном материале структурных элементов системы

знаний:

понятий, фактов, явлений, гипотез, законов, теорий

4.

Обучение учащихся специальным приёмам:

4.1. восприятия и фиксирования информации;

4.2. рационального запоминания (работа с памятками, алгоритмами);

4.3. методам познания (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент,

моделирование);

4.4. исследования несложных практических ситуаций.

5.

Обучение учащихся интеллектуальным умениям:

5.1. анализировать;

5.2. сравнивать;

5.3. классифицировать;

5.4. обобщать;

5.5. выделять главное;

5.6. систематизировать;

5.7. устанавливать причинно-следственные связи;

5.8. проводить первичные исследования.

6.

Обучение учащихся пользоваться:

6.1. учебником;

6.2. справочником;

6.3. энциклопедиями.

7.

Формирование у учащихся умений:

7.1. самоанализа, самоконтроля и самооценки учебно-познавательной

деятельности;

7.2. взаимоанализа, взаимоконтроля и взаимооценки учебно-

познавательной деятельности;

8.

Формирование у учащихся умений организовывать учебно-

познавательную деятельность:

8.1. индивидуальную;

8.2. в паре;

8.3. в группе;

8.4. в коллективе.

9.

Сотрудничество с учащимися при решении учебных задач (объяснять,

оказывать помощь и т.д.)

10.

Формирование каких общих учебных умений и навыков, способов

познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной

деятельности было намечено учителем? (определяется на основе

собеседования с учителем и изучения плана урока)

11.

Какие общие учебные умения и навыки, способы деятельности

формировались

на

уроке;

оценка

деятельности

учителя

по

их

формированию.

Итоги заносятся в таблицу:

Ф.И.О.

Предмет

Оценка за формируемые умения

Сумма

баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Примечание: Порядок умений соответствует изложенному в программе

наблюдений микроисследования 4.

Алгоритм обработки материалов исследования

1. Вычислить в процентах КПД уровня умений (КПДуу) по каждому

посещённому предмету в классе:

К

уу

предмета =

где 3n - суммарное число на уроке умений;

n - число контролируемых умений;

2. Вычислить средний КПД уровня сформированности умений для каждого

класса

К

УУ

класса =

Примечание: Этот показатель используется для сопоставления уровня

сформированности умений в последующих ежегодных исследованиях.

3. Построить график уровня сформированности у учащихся умений и навыков,

способов познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной

деятельности

баллы

классы

4. Выявить тенденции.

5. Сделать выводы.

6. Сформулировать предложения по регулированию процесса формирования

умений, навыков и способов познавательной, информационно-коммуникативной и

рефлексивной деятельности.

Микроисследование 2. Выявление и оценка сформированности учебной

деятельности учащихся( наблюдение деятельности учащихся на уроке и

изучение продуктов их учебной деятельности)

Цель:

Выявить

и

оценить

состояние

сформированности

учебной

деятельности учащихся.

Оценка состояния сформированности учебной деятельности учащихся

осуществляется по 3-х бальной шкале: 1 б. - критический уровень, 2 б. -

достаточный уровень, 3 б. - оптимальный.

п/п

Состояние сформированности учебной деятельности учащихся

Оценки

1.

Состояние

постановки

учебной

задачи

и

выбора

ориентировочной основы деятельности:

1.1.

понимание учащимся задачи, поставленной учителем, смысла

деятельности и активное принятие учебной задачи;

1.2.

самостоятельная постановка учащимися учебных задач;

1.3.

самостоятельный выбор ориентиров действия и построение

ориентировочной основы в новом учебном материале.

2.

Состояние учебных действий:

2.1.

какие учебные действия выполняет школьник (измерение,

моделирование, сравнение и т.д.);

2.2.

в

какой

форме

он

их

выполняет

(материальной/материализованной; громко-речевой, умственной);

2.3.

как выполняет действия : самостоятельно или после побуждений

со стороны учителя;

2.4.

развернуто (в полном составе операций) или свернуто;

2.5.

различает ли ученик способ и результат действий;

2.6.

владеет ли школьник несколькими приемами достижения одного

результата

3.

Состояние самоконтроля и самооценки

3.1.

умеет ли учащийся проверять себя после окончания работы

(итоговый самоконтроль);

3.2.

может ли проверять себя в середине и в процессе работы

(пошаговый самоконтроль);

3.3.

способен ли он планировать работу до ее начала (планирующий

самоконтроль);

3.4.

адекватна ли самооценка учащегося;

3.5.

доступна

ли

учащемуся

дифференцированная

самооценка

отдельных частей своей работы, или он может оценить свою работу

лишь в общем виде.

4.

Каков результат учебной деятельности

4.1.

объективный

(правильность

решения,

число

действий

до

результата,

временные

характеристики

действия;

возможность

решения задач разной трудности);

4.2.

субъективный (значимость, смысл учебной деятельности для

самого ученика, субъективная удовлетворенность, психологическая

цена – расход времени и сил, вклад личных усилий).

Итоги заносятся в таблицы:

1. Состояние постановки учебной задачи и выбора ориентировочной основы

деятельности:

Ф.И.О.

Предмет

ПОКАЗАТЕЛИ

1.1

1.2

1.3

СУММА

1.

Состояние учебных действий:

Ф.И.О.

Предмет

ПОКАЗАТЕЛИ

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6

СУММА

2.

Состояние самоконтроля и самооценки:

Ф.И.О.

Предмет

ПОКАЗАТЕЛИ

3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

СУММА

4.Результаты учебной деятельности

Ф.И.О.

Предмет

ПОКАЗАТЕЛИ

СУММА

4.1.

4.2.

Примечания:

1.

Порядок умений соответствует изложенному в программе наблюдений

микроисследования .

2. Обработка материалов микроисследования проводится по алгоритму,

применяемому в микроисследовании №1.

Микроисследование 3. Оценка эффективности уроков с позиций системно-

деятельностного подхода

Цель: Выявить эффективность уроков с позиций системно-деятельностного

подхода

Класс ________

Предмет_____________________________

Ф.И.О. учителя_______________________________

Во время посещения урока проводится наблюдение и его оценка по компонентам,

указанным в таблице.

Каждый из указанных компонентов (их 16) оценивается по трехбалльной

шкале:

0-

критический уровень;

1-

допустимый;

2- оптимальный.

Оцениваемые элементы урока

Баллы

1.

Триединая дидактическая цель (ТДЦ).

2.

Организация действий учащихся по принятию цели деятельности.

3.

Содержание учебного материала (СУМ)

3.1.

соответствие СУМ ТДЦ

4.

Методы обучения; уровень обеспечения:

4.1.

мотивации деятельности учащихся;

4.2.

овладения способами познавательной деятельности;

4.3.

контроля и самоконтроля

5.

Соответствие методов обучения :

5.1.

СУМ;

5.2.

ТДЦ

6.

Формы организации познавательной деятельности (ФОПД) и

уровень обеспечения:

6.1.

сотрудничества между учащимися;

6.2.

включения каждого ученика в деятельность по достижению ТДЦ

7.

Соответствие ФОПД:

7.1.

МО;

7.2.

СУМ;

7.3.

ТДЦ

8.

Уровень достижения ТДЦ:

8.1.

образовательный аспект;

8.2.

воспитательный аспект;

8.3.

развивающий аспект.

Подсчитывается

количество

набранных

за

урок

баллов,

делится

на

максимально возможное (32 балла) и умножается на 100 %.Определяется

эффективность урока:

До 40% - критическая;

41%-51 %- низкая;

51%-70% - допустимая;

71%-84%- оптимальная;

85%-100 % - высокая.

Микроисследование 4. Выявление самооценки учащимися уровня овладения

учебно-познавательными умениями

.

Ребята! Вам предлагается самим оценить уровень овладения вами учебно-

познавательными умениями. По каждому из перечисленных умений оцените себя:

владею - 2 б., частично - 1 б., не владею - 0 б.

Класс _______

Фамилия, имя ученика________________________________________

№ .

Умения

Оценка

1.

Составлять план ответа

2.

Составлять план своей учебно-познавательной деятельности и

его реализовать

3.

Выделять в изучаемом материале: факты, явления, гипотезы,

законы, теории

4.

Быстрого запоминания учебного материала

5.

Наблюдения, проведения опытов, измерений, эксперимента

6.

Анализа

учебного

материала

(выделять

главные

мысли,

сравнивать различные точки зрения, делать вы

7.

Пользоваться:

7.1.

учебниками;

7.2.

справочниками;

7.3.

энциклопедиями;

7.4.

компьютером для поиска информации из сети Интернет

8.

Дать объективную самооценку результатам своей учебно-

познавательной деятельности

9.

Работать над выполнением задания:

9.1.

индивидуально;

9.2.

в паре;

9.3.

в группе

10.

Умение оказать помощь своим одноклассникам в выполнении

сложных заданий

11.

Получаете ли помощь в выполнении сложных заданий на

уроке:

11.1.

от одноклассников;

11.2

от учителя

Примечание:

Материалы

микроисследования

обрабатываются

по

алгоритму, приведённому в микроисследовании № 2.

2.3. Система мониторинга образовательных достижений учащихся

Для функционирования ВСОКО необходимо создание контрольно-оценочных

средств (КОС) и инструментария к ним.

КОС разрабатываются в соответствии с принятым в ОО локальным актом.

В КОС должно быть :

- Цель контроля в соответствии с ФГОС (система знаний, предметные умения,

УУД);

- Характеристика заданий КОС (количество вариантов, количество заданий в

варианте, %-соотношение заданий по уровням сложности);

- Текст КОС;

- Эталон выполнения КОС;

- Поэлементный анализ выполнения с указанием «стоимости» каждого задания и

всего КОСа;

- Критерии оценивания результатов выполнения заданий КОСа в соответствии с

ФГОС;

- Анализ выполнения заданий КОСа каждым учащимся по каждому элементу с

указанием успешности выполнения каждого элемента;

- Сводный анализ выполнения по классу с указанием успешности выполнения

каждого элемента знаний, умений,УУД;

-План коррекционной работы с учащимися, показавшими низкий уровень

результатов.

Примеры инструментария ВСОКО:

Входная контрольная работа по математике во 2 классе

Пояснительная записка

Цель: выявить уровень образовательных результатов учащихся

предметные знания:

- понятия :выражение, сумма, разность, величина, см, дм, мм, равенство,

неравенство, отрезок;

- сложение и вычитание однозначных чисел в пределах 10;

- сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100 без перехода

через разряд;

предметные умения:

- выполнять сложение и вычитание однозначных чисел в пределах 10

- выполнять сложение и вычитание двухзначных чисел в пределах 100 без

перехода через разряд.

метапредметные умения:

- познавательные: находить нужную информацию в тексте задания и

перерабатывать ее; преобразовывать информацию из одной формы в другую ;

- регулятивные : использовать изученные правила, способы действий, приемы

вычислений; осмысленно выбирать способы и приемы действий при решении

задач;

- коммуникативные :оформлять свои мысли в письменной форме

Краткая характеристика контрольной работы

Работа включает 4 задания :

3 задания базового уровня, 1задание (4-е) –повышенного уровня

Задания позволяют выявить

предметные знания и умения:

-выполнять сложение и вычитание однозначных чисел в пределах 10 (№1,3)

- выполнять сложение и вычитание двухзначных чисел в пределах 100 без

перехода через разряд.(№1)

-переводить единицы длины из одних в другие (№2);

- сравнивать двузначные числа (№2,4)

-складывать и вычитать именованные величины (№2)

- чертить отрезки заданной длины (№3)

метапредметные умения:

- познавательные: находить нужную информацию в тексте задания,

анализировать и перерабатывать ее (все задания) ;

-преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст-№3);

- регулятивные : использовать изученные правила, ( № 1,2,3 ) и выполнении

математических вычислений (№ 1, 2,3);

- коммуникативные :оформлять свои мысли в письменной форме

личностные : аккуратность при выполнении заданий

Содержание работы

1.Найди значения выражений:

А)9 + 1 = б) 56 – 50 =

4 – 1 = 64 +23 =

5 + 0 = 89 – 89 =

2.Сравни, вставь вместо звёздочек знаки «>», «<», или «=».

а) 34 … 38 45….71

б)3см … 3см 4мм 8дм …23 см

3.Начерти отрезок АБ = 3см и отрезок СМ, который на 2см длиннее, чем АБ

4*. Заполни пропуски цифрами так, чтобы

записи были верными:

7 > 7 9 < 8

Методический инструментарий оценивания образовательных

результатов

«Стоимость» выполнения заданий в баллах

№ задания

№1

№2

№3

№4

Общее

количество

баллов

«Стоимость»

в баллах

6

5

3

2

16 , из них

базового уровня

-2

Критерии оценивания работы:

«3»- 8-10; «4»- 11- 13; «5»-более 13

Схема поэлементного анализа выполнения контрольной работы

задания

Элементы действий, из которых складывается

выполнение заданий

Успешность выполнения

Общий %

выполнения

верно

Допустили

ошибки

Не

приступили

Кол.

%

Кол.

%

Кол.

%

№1

Выполнено сложение и вычитание в пределах 10:

а.1.) 9 + 1

а.2.) 4 – 1

а 3.) 5 + 0

Выполнено сложение и вычитание в пределах 100 без

перехода через разряд: б. 1.) 56 – 50

б.2.) 64 +23

б 3.) 89 – 89

№2

Выполнено сравнение двузначных чисел:

а 1.) 34 и 38

а.2.) 45….71

Выполнено сравнение именованных чисел:

б.1.) 3см … 3см 4мм

б.2.1) выполнен перевод единиц

2.2.)выполнено сравнение 8дм

…23 см

№3

Начерчен отрезок АБ

Найдена длина отрезка СМ

Начерчен отрезок СМ

№4

Заполнены пропуски цифрами так, чтобы

записи были верными:

1. 7… > 7 …

2. 9 .. < … 8

Поэлементный анализ уровня сформированности УУД по итогам выполнения контрольной работы

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникати

вные

УУД

ЛичностныеУ

УД

находить нужную

информацию в

тексте задания,

анализировать и

перерабатывать ее

преобразовывать

информацию из

одной формы в

другую

использовать изученные

правила, осмысленно

выбирать способы и

приемы действий при

решении задач и

выполнении

математических

вычислений

оформлять

свои мысли в

письменной

форме

аккуратность

при выполнении

заданий

1

2…

Овладели

УУД

успешно

Требуется

помощь

учителя

1. Входная диагностическая работа по физике в 7 классе

Пояснительная записка

Цель работы:

выявить:

- остаточные знания межпредметного характера;

- уровень владения учащимися познавательными умениями;

- уровень владения учащимися регулятивными умениями.

Характеристика заданий :

Задания 1-6 позволяют выявить :

знания основных межпредметных понятий на базовом уровне:

- представления учащихся о науках, изучающих природу;

- литосфера, атмосфера;

- признаки живой и неживой природы;

- вещество и тело;

- признаки нагревания и охлаждения;

познавательные УУД: умение классифицировать и систематизировать

понятия межпредметного характера;

задания 7-9 позволяют выявить :

математические умения – осуществлять перевод единиц, решать

простейшие уравнения, производить математические вычисления;

умения преобразовывать информацию(текст в схему) (П)

регулятивные УУД- планировать деятельность по сравнению величин;

выбирать способ деятельности

1 вариант

1.

Какие науки о природе вы

знаете?

2 вариант

1.

В чем отличие физики от

биологии?

2.

Приведите пример теплового

движения.

3.

Что такое литосфера?

4.

Приведите 5 примеров неживой

природы.

5.

Назовите 3 физических тела на

вашей парте.

6.

Что происходит с воздухом при

нагревании?

7.

Переведите единицы

измерения: 30 м=… см, 15

мин=…сек., 22,6 км=…м,

2,6см=…дм, 12г=…кг

8.

Решите уравнение: а) 3х-

5=х+7, б) 6/у=3/8

9.

За день температура воздуха

изменилась на -12°С и к вечеру

стала равна -8°С. Какой была

температура утром?

10. Собственная скорость катера

12,8 км/ч. Скорость течения

реки 1,7 км/ч. Найдите

скорость катера по течению и

против течения.

2.

Приведите примеры звуковых

явлений.

3.

Что такое атмосфера?

4.

Приведите 5 примеров живой

природы.

5.

Назовите 3 вещества, из

которых можно сделать вазу.

6.

Что происходит с веществом

при охлаждении?

7.

Переведите единицы

измерения: 40м=…км, 42мин

=… сек., 15 дм=…м,

2,5 ч=…мин, 25г =…кг

8.

Решите уравнение: а) 4/5=

х/10, (х+3) – 17= - 20

9.

Бетонная плита объемом 2,5

кубических метра имеет массу

4,75 т. Каков объем плиты из

такого же бетона, если ее масса

6,65 т?

10.Скорость движения теплохода

по течению реки 22,7 км/ч.

Скорость течения 1,9 км/ч.

Найдите собственную скорость

теплохода и его скорость

против течения.

Эталон выполнения работы

п/п

уровень

оцениваемые

умения

правильный ответ

критерии

1

базовый

П: умение

классифицировать

и

систематизировать

1: биология,

география,

физика,

астрономия,

метереология,

гидрология,

геология.

2: биология –

наука об

1 балл

каждое

правильно

указанное

слово (не

более 3

баллов)

организмах. Она

изучает жизнь,

углубленно

разбирается в

процессах

организмов, в то

время как

география изучает

нашу планету.

2

базовый

П: знание

определений

1: плавление,

испарение,

теплопроводность,

броуновское

движение.

2: работа звонка,

радио, эхо, гром.

1 балл

каждый

правильный

ответ ( не

более 4

баллов)

3

базовый

П: знание понятий

и определений

(умение

систематизировать)

1: литосфера –

твёрдая оболочка

Земли. Состоит из

земной коры и

верхней части

мантии.

2: атмосфера – это

газовая оболочка,

окружающая

планету Землю,

одна из геосфер.

2 балла –

верный ответ

4

базовый

П: знание

признаков живой и

неживой природы

1: стол, стул,

телефон, часы,

скрепка.

2: заяц, кошка,

лягушка, растение,

человек.

По 1 баллу за

каждый

верный ответ

(не более 5

баллов)

5

базовый

П: знание

определений тела и

вещества

1: тела – пенал,

ручка, тетрадь.

2: вещества –

стекло,

пластмасса,

бумага.

По 1 баллу за

каждый

верный ответ

(не более 3

баллов)

6

базовый

П: знание

признаков

нагревания

вещества

1: расширяется.

2: сжимается.

1 балл

правильный

ответ

7

базовый

П: понимание

необходимости

1: 30 м = 3000 см,

15 мин = 900 с,

По 1 баллу за

каждый

перевода единиц

измерения для

решения задачи

22,6 км = 22600 м,

2,6 см = 0,26 дм,

12 г = 0,012 кг.

2: 40 м = 0,040 км,

42 мин = 2520 с,

15 дм = 1,5 м,

2,5 ч = 150 мин,

25 г = 0,025 кг.

верный ответ

(не более 5

баллов)

8

повышен

Р: умение выбрать

способ

деятельности,

М/П: умение

осуществлять

арифметические

действия,

П: прочность

вычислительных

навыков

1: а) 3х – 5 = х + 7

3х – х = 7 + 5

2х = 12

х = 6.

Б) 6 : у = 3 : 8

6 * 8 = 3 * у

48 = 3 * у

у = 16.

2: а) 4 : 5 = х : 10

4 * 10 = 5 * х

40 = 5 * х

Х = 8.

Б) (х + 3) – 17 = -

20

х + 3 – 17 = -

20

х = - 20 – 3 +

17

х = - 6.

выбран

способ

решения – 1

балл,

правильное

вычисление –

2 балла,

( не более 3

баллов за

каждое

уравнение)

9

повышен

П: понимание

графического

представления

информации,

П: умение

сравнивать

величины,

М/П: умение

связывать между

собой предметные

знания физики и

математики

1: - 8 – 12 = - 20

2: 2,5 м

3

– 4,75 т

х м

3

= 6,65 т

х = 2,5 м

3

* 6,65 т :

4,75 т

х= 3,5 м

3

.

выбран

способ

решения – 1

балл,

правильное

вычисление –

2 балла,

( не более 3

баллов)

10

высокий

П: умение

схематически

представлять

1: υ

к

υ

т

υ

по теч

υ

пр.теч

υ

к

= 12,8 км/ч,

схематически

представлена

информация

информацию,

Пред: знание

определения

скорости по

течению и против,

Прочность

вычислительных

навыков

υ

т

= 1,7 км/ч,

υ

по теч

= 12,8 км/ч +

1,7 км/ч = 14,5

км/ч;

υ

пр.теч

= 12,8 км/ч –

1,7 км/ч = 11,1

км/ч.

2: υ

по теч

υ

т

υ

теч

υ

пр.теч

υ

по теч

= 22,7 км/ч,

υ

т

= 1,9 км/ч,

υ

тепл

= 22,7 км/ч +

1,9 км/ч = 20,8

км/ч;

υ

пр.теч

= 20,8 км/ч –

1,9 км/ч = 18,9

км/ч.

– 1 балл;

кратко

записано

условие

задачи – 1

балл;

правильные

вычисления –

1 балл

каждое (не

более 2

баллов)

3. Инспекционно-контрольная деятельность администрации

ОО

(внутришкольная ИКД) в условиях реализации ФГОС

Виды, формы и методы инспекционно-контрольной деятельности в

условиях реализации ФГОС

Внутришкольная инспекционно - контрольная деятельность в современной

школе осуществляется в формах:

1)

педагогической диагностики;

2)

методического сервиса;

3)

самоконтроля;

4)

экспертизы инноваций (самоаудит);

5)

мониторинга.

6)

административного контроля (инспектирования);

Педагогическая диагностика имеет цель: выяснить профессиональные

проблемы в реализации ФГОС, характерные для всего коллектива или

являющиеся серьезными для значительного количества учителей, и на основе

этого вычленить приоритеты в методической работе; повысить уровень

аналитической культуры педагогов.

Методический

сервис

предполагает

выявление

затруднений

в

работе каждого учителя и классного руководителя и своевременное оказание

индивидуальной методической помощи.

Самоконтроль

предусматривает стимулирование педагогической

активности,

предоставляет

возможность

самореализации

личности,

подтверждает признание профессиональной успешности. Основная задача -

делегировать функции контроля учителю или школьному методическому

объединению учителей.

Экспертиза инноваций (самоаудит) проводится с целью изучения

эффективности

инновационной

деятельности

школы

и

инновационной

профессиональной деятельности отдельных педагогов ( освоение технологий

обучения на системно-деятельностной основе; создание КОС для мониторинга

индивидуальных образовательных достижений учащихся на комплексной и

уровневой основе; разработка дидактического обеспечения формирования

УУД, проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся);

Образовательный мониторинг – процесс непрерывного научно-

прогностического слежения за состоянием , развитием педагогического

процесса в целях оптимального выбора образовательных целей, задач и

средств их решения;

Административный контроль

(инспектирование) – специально

организованная

деятельность

по

проведению

администрацией

школы

проверок, наблюдений, обследований, контрольных работ, а также изучение

последствий

принятых

управленческих

решений

в

школе.

Объект

административного

контроля

(инспектирования)–деятельность

педагогических

работников,

предмет

соответствие

результатов

их

педагогической деятельности требованиям ФГОС общего образования.

В соответствии с современными требованиями ИКД по объектам контроля

подразделяется на контроль и инспектирование.

2.1.Организация контроля в рамках ИКД

Контроль в рамках ИКД предусматривает выявление и оценку качества

организации учебно-воспитательного процесса в ОУ.

По месту и времени проведения различают следующие виды контроля:

- предварительный – предварительное знакомство с состоянием дел;

- текущий – непосредственное наблюдение за учебно-воспитательным

процессом;

- итоговый – изучение результатов работы школы, педагогов за четверть,

полугодие, учебный год.

По совокупности вопросов, подлежащих контролю:

- тематический - проверяется одно направление деятельности;

- комплексный - проверяется два и более направлений деятельности.

Тематический контроль

Тематический контроль проводится по отдельным проблемам деятельности

школы и направлен на изучение

фактического состояния дел по

конкретному вопросу.

Содержание тематического контроля может включать следующие вопросы:

1.Программно-методическое

и

дидактическое

обеспечение

учебного

процесса на системно-деятельностной основе ;

2.Планирование и проведение учебных занятий с позиций системно-

деятельностного подхода;

3. Индивидуализация, дифференциация, коррекция обучения;

4.Формирование

у учащихся системы знаний, умений по предмету,

универсальных учебных действий и способов деятельности в соответствии с

требованиями ФГОС;

5.Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений

учащихся на комплексной и уровневой основе;

6.

Объективная

оценка

знаний

обучающихся

в

системе

оценочной

деятельности учителя в соответствии с требованиями ФГОС и реальными

учебными возможностями учащихся;

7. Качество организации

предпрофильной подготовки и профильного

обучения в ОУ;

8.Развитие

способностей

учащихся

к

творческому

решению

учебно-

познавательных и учебно-практических задач;

9.Формирование мотивации к обучению.

10.Формирование и развитие у учащихся способностей

к социальной

адаптации (гибкость мышления, коммуникабельность, предприимчивость,

терпимость, способность принимать решения и отвечать за них) и др.

В ходе тематического контроля:

проводятся тематические исследования (анкетирование, тестирование,

мониторинговые

исследования)

силами

психологической,

социологической, методической, медицинской служб школы;

проводится посещение уроков, внеклассных мероприятий, занятий

кружков, секций;

осуществляется анализ практической деятельности учителя, классного

руководителя, руководителей кружков и секций, учащихся; анализ

школьной и классной документации.

Основными видами тематического контроля являются: тематически-

обобщающий,

предметно-обобщающий,

классно-обобщающий

и

персональный (личностно-профессиональный) контроль.

Тематически-обобщающий контроль

Тематически-обобщающий контроль предусматривает углубленное изучение

одного аспекта педагогического процесса в различных классах и по разным

предметам. Например:

Деятельность учителей по формированию у обучающихся УУД

Организация педагогами деятельности учащихся по освоению системы

знаний и умений по предмету;

Состояние преподавания гуманитарных предметов в основной школе с

позиций требований ФГОС;

Состояние и качество предпрофильной подготовки учащихся;

Формирование у обучающихся способности к социальной адаптации и

др.

Предметно-обобщающий контроль

Предметно-обобщающий контроль – это проверка качества преподавания

определенного предмета в разных классах и разными учителями.

Например:

Соответствие

обучения

русскому

языку

в

5-9-х

классах

требованиям

государственного

стандарта

основного

общего

образования;

Соответствие обучения математике в 10-11-х классах требованиям

государственного

стандарта

среднего

(полного)

общего

образования;

Состояние преподавания химии в школе и др.

Классно-обобщающий контроль

Классно-обобщающий контроль осуществляется в конкретном классе или

параллели. В ходе классно-обобщающего контроля руководитель изучает

весь комплекс учебно-воспитательной работы

в отдельном классе или

классах параллели:

деятельность учителей по формированию общих учебных умений,

навыков

и

способов

познавательной,

информационно-

коммуникативной и рефлексивной деятельности в 5 классе;

развитие самостоятельной деятельности учащихся 4 класса;

готовность учащихся 11-х классов к проведению ЕГЭ;

социально-психологический климат в 8 классе и др.

Классы для проведения классно-обобщающего контроля определяются по

результатам проблемно-ориентированного анализа итогов учебного года,

полугодия или четверти.

Персональный (личностно-профессиональный) контроль

Персональный контроль – это изучение и анализ

педагогической

деятельности

отдельного

учителя.

Обычно

персональный

контроль

проводится в период подготовки учителя к аттестации на соответствие

занимаемой должности,

на высшую или первую квалификационную

категорию.

В ходе персонального контроля руководитель изучает профессиональную

компетентность учителя и

ее проявление

в основных функциях

педагогической деятельности.

Комплексный контроль

Комплексный

контроль

проводится

с

целью

получения

полной

информации:

о состоянии учебно-воспитательного процесса в школе в целом или

на отдельных этапах обучения;

о состоянии

учебно-воспитательного процесса

в отдельных

подразделениях школы;

о состоянии обеспечивающих процессов жизнедеятельности школы.

Для проведения комплексного контроля создается группа, состоящая из

членов

администрации,

руководителей

методических

объединений,

творчески работающих учителей школы под руководством одного из членов

администрации.

Темой для комплексного контроля может быть «О ходе реализации

Образовательной программы школы». Предлагаем возможный перечень

вопросов для изучения хода реализации Образовательной программы ОУ

:

1.Использование

разноуровневых

учебных

программ,

индивидуальных

учебных планов, предоставление учащимся всех возможных форм освоения

образовательных программ

2.Реализация

программ

для

детей

с

особыми

образовательными

потребностями: для одарённых, для имеющих проблемы в состоянии

здоровья, программы коррекционно-развивающего обучения; программы для

детей, желающих обучаться на родном языке и др.

3.Качество рабочих программ, разработанных учителями, их соответствие

ФГОС .

4.Выполнение учебных программ, их практической части в соответствии с

ФГОС.

5.Использование современных педагогических технологий на системно -

деятельностной основе.

6.Реализация программы воспитания и социализации обучающихся.

7.Предшкольная подготовка детей.

8.Организация предпрофильной подготовки в основной школе.

9.Профильное обучение в школе.

10.Осуществление внеурочной деятельности .

11.Динамика успеваемости по школе, уровням школьного образования, по

отдельным предметам, учителям.

12.Соответствие знаний,

умений, универсальных учебных действий и

способов деятельности учащихся требованиям государственного стандарта.

13.Сформированность

универсальных

учебных

действий

и

способов

деятельности учащихся.

14.Сформированность личностных результатов обучающихся.

15.Достижения учащихся в муниципальных, региональных и федеральных

олимпиадах, конкурсах, смотрах.

16.Подготовка к различным формам итоговой аттестации на всех уровнях

школьного образования. Результаты ГИА и ОГЭ.

17.Внеурочная деятельность обучающихся и организация дополнительного

образования. Наличие условий для развития дополнительного образования и

внеурочной деятельности. Обеспеченность дополнительным образованием в

соответствии с запросами социума, социальным заказом.

18.Удовлетворенность

качеством образования социальных заказчиков

(выпускников, родителей, учебных заведений, предприятий, учредителя).

19. По результатам комплексной проверки готовится справка, на основании

которой директором школы издается приказ

и проводится

педсовет,

совещание при директоре или его заместителях. Контроль за исполнением

приказа возлагается на одного из членов администрации.

2.2. Организация инспекционной деятельности в рамках ИКД

Инспекционная деятельность в рамках ИКД направлена на оценку

результатов деятельности ОУ и условий их достижения.

Ключевыми результатами деятельности ОУ (по Третьякову П.И.)

являются:

- здоровье и здоровый образ жизни;

- воспитанность на основе

общечеловеческих и национальных

ценностей;

- образованность в соответствии с личностными возможностями и

способностями, с государственным стандартом общего образования;

- готовность к продолжению образования и труду

в рыночных

условиях;

- готовность к жизни в семье и обществе в новых социокультурных

условиях;

-адаптивность

образовательной

среды

для

удовлетворения

образовательных потребностей личности.

4.Проектирование Плана ВСОКО (при реализации ФГОС)

4.1. Возможная форма Плана ВСОКО на учебный год

Объекты

контроля и

оценивания

Информация о технологии реализации ВСОКО

Цель контроля и

оценивания

Виды

контроля и

оценивания

Методы

контроля и

оценива

ния

Ответст

венные

Сро

ки

конт

роля

Способ

подведе

ния итогов

1.

Рабочие

программы по

учебным

предметам

Оценить

соответствие РП по

учебным предметам

требованиям

локального акта

ОУ..(название )

Предваритель

ный ,

комплексный

экспертиза

август

Рабочее

совеща

ние коллекти

ва /Заседа

ние ШМО

2.

Рабочие

программы по

курсам

внеурочной

деятельности

Оценить

соответствие РП по

курсам внеурочной

деятельности

требованиям

локального акта ОУ

…..(название )

Предваритель

ный ,

комплексный

экспертиза

август

Рабочее

совеща

ние коллекти

ва/Заседа

ние ШМО

3.

Планы

деятельности,

классных

руководителей,

работающих в

Оценить

соответствие

Планов

требованиям

локального акта ОУ

Предваритель

ный ,

комплексный

экспертиза

август

Рабочее

совеща

ние коллекти

ва/Заседа

ние ШМО

классах по ФГОС

…..(название )

4.

Календарно-

тематическое

планирование

педагогов,

работающих по

ФГОС

Оценить

соответствие КТП

требованиям

локального акта ОУ

…..(название )

Предваритель

ный ,

комплексный

экспертиза

август

Рабочее

совеща

ние коллекти

ва/Заседа

ние ШМО

5.

Входной

(стартовый)

контроль

учащихся ……

классов

Выявить

актуальный уровень

знаний учащихся

…. класса ,

необходимый для

продолжения

обучения по ….

(предмету)

Предваритель

ный ,

комплексный

Диагности

ческая

работа

сентя

брь

Рабочее

совеща

ние

годичной

команды

педагогов,

работающих

в …классе

6.

Входной

(стартовый)

контроль

учащихся ……

классов

Выявить

актуальный уровень

знаний учащихся

…. класса ,

необходимый для

продолжения

обучения по ….

(предмету)

Предваритель

ный ,

комплексный

Диагности

ческая

работа

сентя

брь

Рабочее

совеща

ние

годичной

команды

педагогов,

работающих

в …классе

4.2.Возможный перечень объектов в План ВСОКО:

1. Соответствие качества подготовки обучающихся и выпускников

требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.

2.Результатов освоения основных образовательных программ начального,

основного и среднего общего образования.

3.Качество преподавания.

4. Качество воспитания и социализации обучающихся.

5. Деятельность ……..по формированию экологической культуры,

здорового и безопасного образа жизни обучающихся.

6. Система работы …… с одарёнными детьми.

7. Система коррекционной работы …….

8.Условия реализации основных образовательных программ начального,

основного и среднего общего образования:

8.1.Кадровое обеспечение введения ФГОС;

8.2. Финансово-экономическое обеспечение введения ФГОС;

8.3. Материально-техническое обеспечение введения ФГОС;

8.4. Психолого-педагогическое обеспечение введения ФГОС;

8.5. Информационно-методическое обеспечение введения ФГОС.

9. Реализации Программы формирования/развития УУД;

10.Система оценивания образовательных достижений учащихся (по

предметам, классам, учителям) с позиций комплексного и уровневого

подходов:

10.1. Текущий контроль;

10.2. Тематический контроль;

10.3.Рубежный контроль.

11.Методическое обеспечение формирующего оценивания образовательных

достижений учащихся

12. Дидактическое обеспечение организации проектной деятельности

учащихся;

13. Дидактическое обеспечение организации учебно-исследовательской

деятельности учащихся;

14.Портфолио учащихся, как инструмент управления образовательными

достижениями учащихся

15. Подготовка КОС для промежуточной и итоговой аттестации учащихся

………………………..

5. Организация методической работы в рамках создания в ОО ВСОКО

5.1. Освоение технологии формирующего оценивания в рамках

системно-деятельностного подхода к обучению

Формирующее оценивание позволяет сформировать требуемые ФГОС

систему знаний и умений по предмету ,УУД (познавательные,

коммуникативные, регулятивные , личностные) и выявить индивидуальный

прогресс учащихся. Главное в данной технологии:

Алгоритм работы в рамках технологии формирующего оценивания

1. Используются единые для педагогического коллектива подходы к

оцениванию образовательных достижений учащихся.

2.В начале изучения каждой темы:

2.1.выявляется уровень владения учащимися опорными знаниями и

умениями, УУД , которые необходимы для успешного освоения темы

(входная диагностика).

2.2.При необходимости организуется повторение забытых знаний, умений

(дифференцированная, индивидуальная работа с учетом «западающих» у

каждого ученика знаний, умений, УУД (актуализация знаний).

3. Готовится демоверсия контрольной работы по теме и на примерах ее

заданий учащимся предъявляются требования к образовательным

результатам : что оцениваем, когда, в какой форме; по каким критериям.

3. Учебный процесс организуется на основе :

-включенности каждого учащегося в самостоятельную учебно-

познавательную деятельность (индивидуально, в парах, группах);

- отработки системы знаний, умений , УУД на «ключевых» заданиях темы («

фундаментальное ядро»;

- постоянной «обратной связи» с учащимися . Обратная связь позволяет

выявить: как идет освоение каждым учащимся элементов системы знаний и

умений, на каком уровне (репродуктивном, конструктивном, творческом).

Для этого в течение урока учащимися выполняются пробные задания ,

правильность их оценивается разными способами: сравнение с эталоном и

поэлементное оценивание успешно выполненных операций с последующей

отработкой неуспешных; пошаговый, поэлементный, пооперационный

самоконтроль, взаимоконтроль.

Полученные в процессе урока результаты фиксируются (на полях в

тетради, на оценочных листах, на специальных бланках, в таблицах).

Используются в конце урока для рефлексии: оценивании каждым учащимся

себя в процессе работы на уроке и по полученным результатам по выданным

педагогом критериям на качественном уровне : «удовлетворительно»,

«хорошо», «отлично».

4. Задания для домашней работы подбираются разноуровневые. Основанием

для выбора уровня домашнего задания учащимися являются результаты

рефлексии.

Обязательное условие к выполнению домашнего задания: оценить

правильность его выполнения (пошагово, по элементам) и в целом на основе

принятых в классе критериев.

5. Следующий урок начинается с диагностики успешности выполнения

каждым учащимся домашнего задания. Для этого используется задание,

являющееся «мостиком» между домашним заданием и новым учебным

материалом. Самостоятельное выполнение задания учащиеся сравнивают с

предложенным учителем эталоном, фиксируют результаты его выполнения

(итоги на старте урока) и далее организуется работа в классе в соответствии

с пп.3-4.

5.2.Разработка дидактического обеспечения формирующего оценивания:

формируем качество

, выявляем и оцениваем индивидуальный прогресс учащегося.

Направление,

содержание

деятельности

по

развитию

УУД

Характеристика

и

формы

организации деятельности

Прогнози

руемый

результат

1.

Практикумы по решению учебно-познавательных задач

1.1.

Учебно-познавательные

задачи,

направленные

на

формирование

и

оценку

умений

и

навыков,

способствующих

освоению

- первичное ознакомление, отработка

и осознание теоретических моделей

и понятий (общенаучных и базовых

для

данной

области

знания),

стандартных

алгоритмов

и

Познава

тельные УУД

систематических знаний

процедур;

- выявление и осознание сущности и

особенностей

изучаемых объектов,

процессов

и

явлений

действительности

(природных,

социальных,

культурных,

технических и др.) в соответствии с

содержанием конкретного учебного

предмета,

создание и использование

моделей

изучаемых

объектов

и

процессов, схем;

- выявление и анализ существенных и

устойчивых

связей

и

отношений

между объектами и процессами;

1.2.

Учебно-познавательные

задачи,

направленные

на

формирование

и

оценку

навыка

самостоятельного

приобретения,

переноса

и

интеграции знаний

-использование

знаково-

символических

средств

и

логических

операций

сравнения,

анализа,

синтеза,

обобщения,

интерпретации,

оценки,

классификации

по

родо-видовым

признакам;

-

установление

аналогий

и

причинно-следственных связей;

-

построение

рассуждений,

соотнесение с известным;

- выдвижение новых идей;

- создание или исследование новой

информации,

преобразование

известной

информации,

представление её в новой форме,

перенос в иной контекст и т. п.

Познава

тельные УУД

2.

Практикумы по решению учебно-практических задач

2.1.

Учебно-практические задачи,

направленные

на

формирование

и

оценку

навыка разрешения проблем

-

принятие

решения

в

ситуации

неопределённости, например, выбора

или разработки оптимального либо

наиболее эффективного решения;

Познава

тельные УУД

или проблемных ситуаций

-

создание

объекта

с

заданными

свойствами;

- установление закономерностей или

«устранения неполадок» и т. п.

2.2.

Учебно-практические задачи,

направленные

на

формирование

и

оценку

навыка сотрудничества

- совместная

работа в парах или

группах

с

распределением

ролей/функций

и

разделением

ответственности

за

конечный

результат

Коммуника

тивные УУД

2.3.

Учебно-практические задачи,

направленные

на

формирование

и

оценку

навыка коммуникации

- создание письменного или устного

текста/высказывания с заданными

параметрами:

коммуникативной

задачей, темой, объёмом, форматом

(например, сообщения, комментария,

пояснения,

призыва,

инструкции,

текста-описания

или

текста-

рассуждения,

формулировки

и

обоснования гипотезы, устного или

письменного

заключения,

отчёта,

оценочного

суждения,

аргументированного мнения и т. п.)

Коммуника

тивные УУД

3.

Учебно-практические

и

учебно-познавательные

задачи,

направленные

на

формирование

и

оценку

навыка

самоорганизации

и

саморегуляции

- планирование этапов выполнения

работы;

-

отслеживание

продвижения

в

выполнении задания;

- соблюдение графика подготовки и

предоставления материалов, поиска

необходимых ресурсов;

-

распределение

обязанностей

и

контроля

качества

выполнения

работы.

Регулятив

ные УУД

4.

Учебно-практические

и

учебно-познавательные

задачи,

направленные

на

-

самостоятельная

оценка

или

анализ

собственной

учебной

деятельности с позиций соответствия

Регулятив

ные УУД

формирование

и

оценку

навыка рефлексии

полученных

результатов

учебной

задаче, целям и способам действий;

-

выявление

позитивных

и

негативных факторов, влияющих на

результаты и качество выполнения

задания;

-

самостоятельная

постановка

учебных задач (например, что надо

изменить,

выполнить

по-другому,

дополнительно узнать и т. п.)

5.

Учебно-практические

и

учебно-познавательные

задачи,

направленные

на

формирование

ценностно-

смысловых установок

выражение

ценностных

суждений

или своей позиции по обсуждаемой

проблеме

на

основе

имеющихся

представлений о социальных или

личностных ценностях, нравственно-

этических

нормах,

эстетических

ценностях;

-

аргументация

(пояснение

или

комментарии) своей позиции или

оценки

Личност

ные УУД

6.

Учебно-практические

и

учебно-познавательные

задачи,

направленные

на

формирование и оценку ИКТ-

компетентности учащихся

-создание и редактирование текстов;

-создание

и

редактирование

электронных таблиц;

-использование

средств

для

построения

диаграмм,

графиков,

блок-схем,

других

графических

объектов;

-создание

и

редактирование

презентаций;

-создание и редактирование графики

и фото;

-создание и редактирование видео;

-создание музыкальных и звуковых

объектов;

-поиск

и

анализ

информации

в

Интернете;

ИКТ-

компетент

ность

-моделирование, проектирование и

управление;

-математическая

обработка

и

визуализация данных;

-создание веб-страниц и сайтов;

-сетевая

коммуникация

между

учениками и (или) учителем

7.

Учебно-исследовательская деятельность

7.1.

Урочная

учебно-

исследовательская

деятельность учащихся:

проблемные

уроки;

семинары;

практические

и

лабораторные

занятия, др.

Познава

тельные,

регулятив

ные УУД

7.2.

Внеурочная

учебно-

исследовательская

деятельность

учащихся,

которая является логическим

продолжением

урочной

деятельности

научно-исследовательская

и

реферативная

работа,

интеллектуальные

марафоны,

конференции и др.

Познава

тельные,

коммуника

тивные,

регулятив

ные УУД

8.

Проектная деятельность

8.1.

Урочная и внеурочная

деятельность

по

решению

прикладных задач

Разработка

информационных,

творческих,

социальных,

прикладных,

инновационных,

игровых проектов: макеты, модели,

рабочие

установки,

схемы,

план-

карты;

постеры, презентации;

альбомы, буклеты, брошюры, книги;

реконструкции

событий;эссе,

рассказы,

стихи,

рисунки;результаты

исследовательских

экспедиций,

обработки архивов и мемуаров;

документальные

фильмы,

мультфильмы;

выставки,

игры,

тематические

вечера, концерты;

сценарии мероприятий.

Познава

тельные,

коммуника

тивные,

регулятив

ные УУД



В раздел образования