Напоминание

"Приемы работы с текстом на уроках биологии"


Автор: Старовойтова Марина Валерьевна
Должность: учитель биологии, химии
Учебное заведение: МБОУ "Новоенисейская ООШ"
Населённый пункт: село Новоенисейка, Бейский район, республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: "Приемы работы с текстом на уроках биологии"
Дата публикации: 01.10.2024
Раздел: среднее образование





Назад




« Приёмы работы с текстом на уроках биологии»

Учитель биологии и химии Старовойтова М.В

«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и

самих себя» В.А. Сухомлинский.

Непрерывный рост количества информации, которая поступает к ребенку – одно из

особенностей современного образования. Помочь разобраться в этом разнообразии –

приоритетная задача учителя.

Если эта задача выполняется, то ребенок умеет

анализировать, учится понимать, где материал достоверный, а где изложены неверные

факты или им дается неправильная интерпретация.

Основным источникам информации для современного школьника являются тексты,

независимо от формы, в которой они представлены, в печатном или электронном виде. В

соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом основного

общего образования, читая текст, ребенок должен уметь определять понятия, создавать

обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение,

то есть читать, понимая смысл текста.

Значительная

роль

в

овладении

стратегией

смыслового

чтения,

формирование

естественнонаучной грамотности отводится предмету «биология», при изучении которого

ученики работают с научно-познавательными текстами учебника.

При подготовка к ВПР, подготовка к ОГЭ, когда проводим анализ результатов,

знакомство с КИМ мы сталкиваемся с тем, что наибольшее затруднения вызывают

задания по тексту. Работа с текстом более энергозатратная часть урока для детей и не

каждый любит читать, искать информацию самостоятельно.

В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего)

становится обязательным условием успешности.

Когда дети переходят в среднее звено, резко увеличивается объем информации, и нужно

не только много читать и запоминать, но и анализировать, обобщать, делать выводы.

Осознанное чтение является гарантией успеха в любой предметной области.

Работа с информацией является составной частью всех учебных предметов

Для формирования читательской грамотности сегодня активно используются

различные приемы работы с текстами.

При работе с учебником или дополнительной литературой, необходимо уделять внимание

формированию у учащихся следующих читательских умений:

целенаправленно, выборочно читать текст, статьи учебника;

составлять план к прочитанному тексту;

умение выполнять задания, включающие составление схем, таблиц;

логично, последовательно излагать ответ на поставленный вопрос, понимать

прочитанный текст;

отвечать на вопросы, имеющиеся в конце учебника;

извлекать из учебника и дополнительных источников необходимую информацию и

обсуждать полученные сведения;

обмениваться сведениями об объекте, полученными из других источников

информации;

находить в тексте описание к иллюстрациям;

сравнивать объекты, изображенные на иллюстрациях учебника, готовить вопросы к

ним; соотносить описываемые события, явления природы с иллюстрациями;

самостоятельно выполнять задания в рабочих тетрадях на основе текста учебника и

дополнительной литературы;

готовить

сообщения

на

основе

используемой

литературы

(энциклопедий,

справочников, других книг, Интернета).

Работа с текстом с позиций формирования критического мышления позволяет критически

оценить собственные знания по теме и сопоставить их с научными. (Например, приём

«Перепутанные

логические

цепи».

Я

выбираю

несколько

событий

(либо

из

хронологической цепи, либо из причинно-следственной цепи) и распределяю их в

произвольном порядке (можно записать их на доске, но лучше напечатать на отдельном

листе и разместить на доске). Паре или группе предлагается восстановить правильный

порядок. Ученики по очереди расставляют события (по одному) на верные места в цепи,

приходя к единому мнению. После чего я прошу ребят при изучении материала обратить

внимание на правильный порядок событий и проверить истинность или ошибочность

собственных предположений. Тема «Пищевые связи» (5 класс), «Зоны корня» (6 класс),

«Систематика растений»

Чтобы дети хорошо осмысливали текст, можно дать им упражнения, которые

направлены на установление связей между тексом и смысловой целостностью:

Приём «По тексту определить тему урока» (на этапе вызова)

« Неразрывная связь зеленых растений с солнцем. И высокое дерево, и маленькая

травинка-все тянут вверх___________, как ладони рук, к лучам горячего солнца

Какой орган растения автор сравнивает с ладонью руки?

Почему растениям, листьям так необходимо солнышко, мы сегодня постараемся

разобраться на уроке.

Приём «Работа с терминами по тексту» ( на этапе изучения нового материала)

А) повторить раннее изученные

Б) в тексте находят новое для них понятие, записывают и разбирают что вложено в данное

понятие.

Приём «Найти в тексте абзац содержание которого соответствует рисунку».( ВПР,

ОГЭ)

Приём «Вставьте пропущенные слова в текст» ( задание ВПР)

Закончите предложение

Приём «Объясните выражение, понятие»

«Живые якоря» (роль корня в жизни растения»

«Растения –хищники», «Красота цветка играет важную роль в жизни растения», «двойное

оплодотворение»

Прием «Заполнить таблицу»

Заполнение таблицы (схемы), содержащей (или не содержащей) частичную информацию

или различного рода подсказки, что обусловлено уровнем подготовки контингента

учащихся. Это является переводом информации из одной знаковой системы в другую. Эта

работа может выполняться индивидуально, в парах, в группах. (Например, по теме

«Экологические факторы», «Среды обитания» и т.д.). «Сравнение процессов фотосинтеза

и дыхания», «Характеристика семейства»

Приём «Биологическая ошибка»

Тема «Строение цветка». Задание. Прочтите текст и найдите в нем предложения, в

которых содержатся биологические ошибки.

Прием «Составьте вопросы к тексту: чей список вопросов будет самым длинным (кто

отметит мелкие подробности текста).

Прием «Составить кроссворд, разгадать кроссворд»

Семейства класса двудольных или однодольных растений.

Прием «Из слов используя текст составить предложение»

1)

органические вещества, луб, ситовидные трубки

2)

минеральные вещества, древесина, сосуды

Прием « Систематизация»

редька, редис, малина, капуста пекинская, груша, пастушья сумка, вишня

Задание – сгруппировать их, объединив по общим признакам (не называя их) по

следующему алгоритму:

а) сравнить растения;

б) выделить общие признаки;

в) сгруппировать.

Прием

ориентирован

на

развитие

умения

систематизировать

и

анализировать

информацию на всех стадиях ее усвоения. Способствует развитию интеллектуальных

способностей, логического мышления учащихся.У каждого учащегося возникает чувство

удовлетворённости успешной деятельностью

Приём «Работа с абзацами»

Приём учит

читать

абзацами,

выделять

основную

мысль

и

передавать

одним

предложением. Работа осуществляется в парах или группах. Ребята меняются ролями

и работают со следующим абзацем. В результате мы получаем план пересказа, краткое

содержание, суть текста.

номер абзаца о чем абзац (его суть) ключевые понятия

Прием «Составить вопросы к тексту»

Прием «Подпиши рисунок используя текст»

Тема «Семя», «Цветок»

Приём «Работа с дополнительным материалом к теме»

Особое внимание уделяем работы с текстом, рисунками из КИМ ВПР, ОГЭ

Приемов, повышающих эффективность урока много. Эта работа эта очень сложная, но

очень важная, и её нужно проводить систематически, эффективность данной работы

прежде всего зависит от педагога. Используя их, мы можем сделать наши уроки более

интересными, разнообразными и продуктивными.



В раздел образования