Напоминание

"Роль семьи в воспитании дошкольника в группе компенсирующей направленности: от изоляции к интеграции"


Автор: Козлова Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ №12
Населённый пункт: г. Новокубанск, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: "Роль семьи в воспитании дошкольника в группе компенсирующей направленности: от изоляции к интеграции"
Дата публикации: 01.10.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКА В ГРУППЕ

КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ: ОТ ИЗОЛЯЦИИ К

ИНТЕГРАЦИИ

Введение

Современная система дошкольного образования все более

ориентируется на принципы инклюзии и адресного подхода, что

находит свое выражение в создании групп компенсирующей

направленности. Эти группы предназначены для детей с

ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), испытывающих

стойкие трудности в освоении образовательной программы по разным

причинам – речевых нарушений, задержки психического развития,

расстройств аутистического спектра, нарушений опорно-двигательного

аппарата и др. Специфика образовательного процесса в таких группах

заключается в его коррекционной и абилитационной направленности,

осуществляемой командой специалистов: дефектологов, логопедов,

психологов, медицинских работников. Однако, сколь бы высоким ни

был профессионализм педагогического состава, его усилия останутся

неполными и недостаточно эффективными без целенаправленного,

системного и компетентного участия семьи. Актуальность проблемы

взаимодействия с семьей в контексте компенсирующего образования

обусловлена тем, что именно семья выступает первичной и наиболее

значимой средой развития ребенка, источником его эмоционального

благополучия и основным агентом социализации.

Цель данной статьи – провести комплексный анализ роли семьи в

процессе воспитания и развития дошкольника с ОВЗ, посещающего

группу компенсирующей направленности, и предложить модель

эффективного партнерского взаимодействия между семьей и

образовательной организацией. Гипотеза исследования заключается

в том, что трансформация родительской позиции из пассивного

наблюдателя или, напротив, гиперопекающего контролера, в позицию

активного субъекта коррекционно-образовательного процесса,

является ключевым фактором успешной абилитации и социальной

интеграции ребенка.

1. Семья как системообразующий фактор в коррекционно-

развивающем процессе: теоретический аспект

Семья ребенка с особыми образовательными потребностями (ООП)

сама переживает сложный процесс адаптации, который в

психологической литературе обозначается как «родительский кризис».

Этот кризис характеризуется сложной гаммой переживаний: от шока,

отрицания и чувства вины до поиска ресурсов и принятия

особенностей ребенка. Эмоциональное состояние родителей, их

установки и стратегии поведения напрямую проецируются на ребенка,

влияя на его мотивацию, самооценку и готовность к преодолению

трудностей. Таким образом, работа с семьей должна начинаться не с

предписаний и требований, а с психолого-педагогической поддержки и

помощи в принятии ситуации.

Роль семьи в контексте компенсирующего воспитания многогранна и

может быть структурирована по нескольким направлениям:

1. Эмоционально-регулятивная функция. Семья является для

ребенка «эмоциональным тылом», источником безусловного принятия

и безопасности. Для ребенка с ОВЗ, который ежедневно сталкивается

с учебными и коммуникативными трудностями, эта поддержка

критически важна. Она позволяет ему сохранить психологическую

стабильность и сформировать позитивное самоощущение, несмотря

на существующие ограничения.

2. Абилитационно-развивающая функция. Родители являются

естественными и непрерывными «терапевтами» своего ребенка. В

отличие от специалистов, работающих в ограниченные временные

промежутки, родители находятся с ребенком постоянно, что

предоставляет им уникальную возможность закреплять и обобщать

полученные в детском саду навыки в естественных бытовых

ситуациях. Процессы одевания, приема пищи, прогулки, игры могут

быть насыщены коррекционно-развивающими моментами, если

родитель владеет соответствующими методиками.

3. Коммуникативно-посредническая функция. Семья выступает

главным интерпретатором внешнего мира для ребенка. Родители

помогают ему понять социальные нормы, выстраивать отношения со

сверстниками и взрослыми, транслируют культурные и нравственные

ценности. Для детей с нарушениями коммуникации (например, с РАС)

семья становится «голосом» и «проводником», помогающим

установить контакт с окружающими.

4. Социально-адаптирующая функция. Именно в семье

закладываются основы будущей самостоятельности ребенка.

Формирование навыков самообслуживания, бытовой ориентации,

умения организовывать свое время и пространство – все это является

зоной ответственности и непосредственной деятельности родителей.

2. Проблемы и вызовы во взаимодействии семьи и ДОУ

компенсирующего типа

Несмотря на осознание важности семейного участия, на практике

взаимодействие между родителями и специалистами группы

компенсирующей направленности зачастую сопряжено с рядом

системных проблем.

Проблема дефицита родительской компетентности. Многие

родители, столкнувшись с диагнозом ребенка, испытывают острый

дефицит информации о его особенностях, прогнозах развития и

эффективных методах помощи. Это порождает либо пассивность и

полное делегирование ответственности специалистам («Вы

профессионалы, вот и занимайтесь»), либо, напротив, хаотичные и

несистемные попытки испробовать на ребенке все возможные и

невозможные методики, что приводит к его перегрузке и росту

тревожности.

Проблема психологического сопротивления. Нередко родители

находятся на стадии неприятия диагноза или имеют

заниженные/завышенные ожидания от коррекционного процесса.

Гиперопека, стремление оградить ребенка от любых трудностей, с

одной стороны, или, наоборот, завышенные требования и

неадекватная критика – с другой, являются защитными механизмами,

которые, однако, тормозят развитие ребенка. Родители могут

сопротивляться рекомендациям специалистов, воспринимая их как

критику своего стиля воспитания.

Проблема дисфункциональной коммуникации. Взаимодействие

часто сводится к формальным, эпизодическим контактам (утренний

прием-вечерний уход, редкие родительские собрания). Отсутствует

система обратной связи, совместного планирования и анализа

динамики развития. Сообщения специалистов могут быть излишне

формализованы и наполнены профессиональным жаргоном, что

затрудняет их понимание родителями.

Проблема эмоционального выгорания родителей. Постоянный

уход за ребенком с ОВЗ, необходимость совмещать это с работой и

другими социальными ролями, финансовые трудности, связанные с

лечением и реабилитацией, приводят к хроническому стрессу и

эмоциональному истощению родителей. В таком состоянии они

физически и психологически не способны быть активными

участниками образовательного процесса.

3. Модель эффективного партнерства «Семья – ДОУ» в группе

компенсирующей направленности

Преодоление указанных проблем требует перехода от эпизодического

информирования к построению целостной модели партнерского

взаимодействия, основанной на принципах доверия, равенства и

разделенной ответственности. Данная модель может быть

реализована через несколько взаимосвязанных компонентов.

3.1. Диагностико-мотивационный компонент

Работа с семьей должна начинаться с комплексной диагностики,

направленной не на ребенка, а на саму семейную систему. Цель –

выявить:

Уровень информированности родителей об особенностях развития

ребенка.

Стиль семейного воспитания и детско-родительских отношений.

Социальные ожидания и образовательные запросы семьи.

Внутренние и внешние ресурсы (психологические, временные,

материальные).

Инструментами здесь выступают анкетирование, глубинное интервью,

методика «Незаконченные предложения», наблюдение за

взаимодействием родителя и ребенка. Результатом этого этапа

является формирование мотивации к сотрудничеству и совместная

постановка долгосрочных и краткосрочных целей в рамках

Индивидуальной программы развития (ИПР) ребенка.

3.2. Информационно-просветительский компонент

Родители нуждаются не в разовых лекциях, а в постоянном и

доступном канале получения знаний. Эффективными формами

работы являются:

Тематические семинары-практикумы, где теория немедленно

подкрепляется отработкой конкретных приемов и техник (например,

«Как учить ребенка с ЗПР с помощью мнемотаблиц?»,

«Артикуляционная гимнастика в игровой форме»).

Создание информационных ресурсов: папки-передвижки,

библиотечки специальной литературы, закрытая группа в

мессенджере или социальной сети, где специалисты оперативно

отвечают на вопросы и размещают дидактические материалы,

видеофрагменты занятий (с согласия родителей).

«Школа для родителей», функционирующая в системе и

охватывающая ключевые вопросы развития, обучения и социализации

детей с конкретным видом нарушения.

3.3. Консультативно-коррекционный компонент

Это ядро взаимодействия, где происходит перенос знаний в плоскость

практических действий. Традиционные консультации по инициативе

педагога должны быть дополнены:

Совместными занятиями ребенка и родителя со

специалистом. Это позволяет педагогу показать родителю

эффективные методы работы, а родителю – под контролем

специалиста применить их на практике и получить немедленную

обратную связь.

Организацией «Дней открытых дверей» или «Недель

погружения», когда родители могут стать наблюдателями или даже

участниками режимных моментов и занятий, чтобы лучше понять

специфику работы группы и успехи своего ребенка.

Разработкой «Домашних игротек» – это индивидуально

подобранные комплекты игр и упражнений с четкой, понятной

инструкцией для родителей. Задания должны быть интегрированы в

повседневную жизнь, а не быть дополнительной учебной нагрузкой.

3.4. Рефлексивно-оценочный компонент

Партнерство предполагает совместный анализ достижений и

трудностей. Необходимо отказаться от оценочных суждений в адрес

родителей и перейти к технологии «равный – равному». Этому

способствуют:

Ведение «Дневника наблюдений и достижений ребенка», который

заполняется как специалистами, так и родителями. Это позволяет

увидеть динамику развития в разных средах (детский сад и дом) и

скорректировать ИПР.

Проведение круглых столов с участием родителей, где они

делятся своим успешным опытом. Это мощный ресурс поддержки,

снижающий чувство изоляции.

Совместное оформление «Портфолио достижений

ребенка», которое включает не только лучшие рабочие листы, но и

фото- и видеоматериалы, демонстрирующие прогресс в бытовых,

социальных и коммуникативных навыках.

4. Практическая ценность и ожидаемые результаты

Реализация предложенной модели партнерства позволяет перейти от

декларации к реальным, измеримым результатам.

Для ребенка: Создание единой, последовательной и предсказуемой

развивающей среды в ДОУ и дома способствует более быстрому и

прочному закреплению навыков, снижению тревожности,

формированию адекватной самооценки и успешной социализации.

Для родителей: Повышается уровень психолого-педагогической

компетентности, снижается уровень стресса и эмоционального

выгорания, формируется реалистичный и оптимистичный взгляд на

возможности развития ребенка. Родители из «жертв обстоятельств»

превращаются в уверенных и активных «адвокатов» своих детей.

Для педагогов: Устанавливается отношения доверия и

взаимопонимания с семьей, что значительно облегчает

профессиональную деятельность. Педагог получает доступ к

уникальной информации о ребенке «в действии» в домашней

обстановке, что позволяет более точно выстраивать коррекционный

маршрут.

Заключение

Роль семьи в воспитании дошкольника, посещающего группу

компенсирующей направленности, невозможно переоценить. Она

является не вспомогательным, а системообразующим элементом всей

коррекционно-развивающей работы. Преодоление существующих

барьеров во взаимодействии требует от дошкольной образовательной

организации пересмотра традиционной парадигмы отношений с

родителями. Необходим переход от монолога к диалогу, от

эпизодических контактов к системному партнерству, от работы с

родителем как с пассивным получателем услуг к признанию его

полноправным субъектом образовательного процесса.

Создание эффективной модели сотрудничества, основанной на

принципах индивидуализации, непрерывности и психолого-

педагогической поддержки, позволяет объединить усилия семьи и

специалистов в единый коррекционно-образовательный комплекс.

Такой подход максимально раскрывает реабилитационный потенциал

ребенка с особыми образовательными потребностями, обеспечивая

не только коррекцию имеющихся нарушений, но и успешную

интеграцию в общество, формирование у него жизненной

компетентности и готовности к преодолению будущих challenges.

Инвестиция в партнерство с семьей – это самая эффективная

инвестиция в будущее особого ребенка.



В раздел образования