Автор: Исупова Людмила Анатольевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 198"
Населённый пункт: Томский район г. Северск
Наименование материала: статья
Тема: «Практико-ориентированные задания как средство повышения мотивации изучения математики»
Дата публикации: 01.10.2025
Раздел: среднее образование
«Практико-ориентированные задания как средство повышения мотивации изучения
математики».
В современном мире для жизни человека нужны не только имеющиеся у него знания, но и
способность верно оценивать изменения окружающего мира и возможность грамотного
применения своих знаний на практике. В этих условиях одной из целей учителя
становится такая организация занятия, при которой изучаемый материал был бы близок к
практической жизни. Знакомый и личностно значимый материал учащиеся обычно легче
воспринимают и усваивают.
Что мы видим на традиционном уроке? Учитель – источник знания, ученик – его
пассивный приёмник. Мы даём алгоритм, они его повторяют. Но в этом случае мы растим
не мыслящих людей, а исполнителей. Задача современного педагога – не привести
ребёнка к готовому ответу, а помочь ему проложить свою собственную тропу к знанию.
Я много лет работаю учителем математики и видела немало скептических взглядов,
обращённых к царице наук, и слышала классический вопрос: «А где мне это в жизни
пригодится?».
Одним из инструментов в борьбе с равнодушием учеников – практико-
ориентированными заданиями. Это не просто «задачи из жизни», связанные с
формированием
практических
навыков,
это
философия
преподавания,
которая
превращает абстрактные формулы в инструменты для решения реальных проблем.
Математика перестаёт быть набором скучных упражнений из учебника, когда ученик
видит её прикладную ценность. Мотивация взлетает, когда он понимает, что с помощью
процентов может рассчитать выгодность скидки, а благодаря геометрии – рассчитать
количество рулонов обоев для ремонта своей комнаты. Это знание даёт ему ощущение
компетентности и взрослости.
Математика является одним из ключевых предметов школьного образования, однако
часто вызывает трудности у учащихся, снижая уровень их заинтересованности предметом.
Для того чтобы повысить мотивацию школьников к изучению математики, важно
внедрять практико-ориентированные задания, позволяющие ученикам увидеть связь
между изучаемыми математическими понятиями и реальной жизнью.
Примеры практико-ориентированных заданий.
Рассмотрим некоторые типичные виды заданий, способствующих повышению интереса
учащихся к математике:
1. Задачи на движение( движение лодки, катера по реке; движение автомобиля, пешехода
по дороге; движение навстречу друг другу, в противоположные стороны либо в одном
направлении).
Описание: Задача основана на расчете расстояний и скоростей транспорта.
Пример: Автомобилисту предстоит добраться из одного города в другой. Расстояние
между городами 400 километров. Средняя скорость автомобиля 80 км/ч. Сколько времени
займет поездка?
Образовательная польза: Способствует пониманию взаимосвязи между расстояниями,
временем и скоростью, применяемой в реальной жизни.
2. Задачи на развитие финансовой грамотности.
Описание: Требуются расчеты семейного бюджета, затрат на питание,
коммунальные услуги, расчет налогов, кредитов, вкладов и инвестиций или оценить
выгодность различных банковских предложений.
Пример:
Ваша семья хочет взять в 2 000 000 рублей на покупку автомобиля. Банк
предлагает два варианта:
Кредит А: Ставка 12% годовых, срок 5 лет (аннуитетные платежи).
Кредит Б: Ставка 10% годовых, но с первоначальным взносом 400 000 рублей, срок 4
года (дифференцированные платежи).
Рассчитайте ежемесячный платеж и общую переплату по каждому варианту. Какой из
предложенных кредитов выгоднее?
Образовательная польза: Формирует финансовую грамотность и навыки планирования
личного бюджета.
Эта задача вызывает ажиотаж даже у самых пассивных учеников. Деньги – тема, близкая
каждой семье. Они начинают видеть в процентах не абстракцию, а мощный финансовый
инструмент.
3. Задачи на строительные работы.
Описание: Расчеты необходимого количества материалов, мебели, красок и прочих вещей,
необходимых для ремонта помещений.
Пример: Комната размером 3 м × 4 м. Потолок покрыт краской. Банка краски рассчитана
на 10 м
2
. Сколько банок краски потребуется, если потолок покрыть дважды?
Образовательная
польза:
Укрепляет
навыки
расчетов
и
объемов,
развивает
пространственное мышление, учит полученный ответ скорректировать в соответствии с
реальностью (нельзя купить 2,4 банки краски).
4. Задачи на сельское хозяйство.
Описание:
Необходимость произвести расчеты урожайности, посевных площадей,
распределения семян.
Пример: участок площадью 1 га используется для выращивания картофеля. Картофель
высаживают на глубину 20 см, плотность посадки 4 куста на 1 м
2
. Сколько кустов
картофеля вырастит фермер?
Образовательная
польза:
Показывает
связь
математики
с
сельским
хозяйством,
подчеркивая необходимость точного учета ресурсов.
5. Задачи на производственные процессы.
Описание:
Связаны с технологиями, объемами выпуска продукции, эффективностью
производственных процессов.
Пример: Заводу необходимо выпустить 5000 единиц продукции. Рабочий изготавливает
10 единиц в час. Сколько рабочих потребуется, чтобы завершить производство за 50
часов?
Образовательная польза: Помогает понимать организацию производственного процесса и
методы эффективного планирования работ.
6. Задачи на статистику и обработку данных.
Описание: Работа с таблицами, графиками и диаграммами, интерпретация статистических
данных.
Пример: Имеется таблица, отображающая расходы семьи за месяц. Посчитайте общие
траты на питание, транспорт и развлечения.
Образовательная польза: Совершенствует навыки анализа данных, представления
информации и принятия решений на основе статистики.
7. Задачи на экологию и природу.
Описание: Включает расчеты по защите природы, сохранению ресурсов экологии.
Пример: На предприятии установили очистительные фильтры, уменьшающие выброс
загрязняющих веществ на 20%. Производительность предприятия составляет 1000 тонн
отходов в год. Сколько вредных выбросов теперь попадет в окружающую среду?
Образовательная
польза:
Формирует
ответственное
отношение
к
природе
и
ресурсосбережению.
8. Задачи на масштаб, периметр, площадь.
Описание: Вычисляют периметр и площадь каждого объекта, чтобы понять, сколько места
он займет, творчески подходят к расположению объектов, переводят реальные размеры в
размеры на чертеже.
Пример: Вы – ландшафтный дизайнер. Вам дан участок земли размером 30м на 40м
метров на карте с масштабом 1:100, на котором нужно разместить: дом, баню, гараж,
бассейн, цветник, зону отдыха.
Образовательная польза: Улучшают навыки планирования, аргументируя , почему их
расположение объектов удобнее.
Внедрение практико-ориентированных заданий – это не «снижение планки», а её
повышение. Мы требуем от детей не меньшего, а большего: не просто решить, а понять,
проанализировать, создать, защитить.
На уроках обязательно нужно объяснять школьникам, для чего они учатся решать
практические задачи.
Во-первых, главная цель решения таких задач - сформировать умение решать задачи,
которые могут встретиться каждому в реальной жизни.
Во-вторых, немаловажная цель решения практических задач состоит в том, чтобы
показать ученикам важность и практическую нужность изучения математики.
В-третьих, решение задач практического содержания в короткой перспективе поможет
успешно подготовиться к сдаче ОГЭ и ЕГЭ, а в долгой перспективе будет полезным в
любой профессии либо увлечении.
Опыт свидетельствует о том, что практико-ориентированные задачи, используемые в
обучении, имеют ряд преимуществ:
Повышается интерес учащихся к процессу обучения;
Создаются условия для активного участия в уроке;
Учебный материал усваивается быстрее и эффективнее;
Формируются навыки самостоятельной работы и критического мышления;
Осознается реальная применимость математических знаний в жизни.
В заключении хочу отметить, что каждый из нас должен работать так, чтобы ученики,
решив какую-нибудь задачу, хотели решать другую, более интересную и более сложную
задачу как учебную, так и жизненную.