Напоминание

«Практико-ориентированные задания как средство повышения мотивации изучения математики»


Автор: Исупова Людмила Анатольевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 198"
Населённый пункт: Томский район г. Северск
Наименование материала: статья
Тема: «Практико-ориентированные задания как средство повышения мотивации изучения математики»
Дата публикации: 01.10.2025
Раздел: среднее образование





Назад




«Практико-ориентированные задания как средство повышения мотивации изучения

математики».

В современном мире для жизни человека нужны не только имеющиеся у него знания, но и

способность верно оценивать изменения окружающего мира и возможность грамотного

применения своих знаний на практике. В этих условиях одной из целей учителя

становится такая организация занятия, при которой изучаемый материал был бы близок к

практической жизни. Знакомый и личностно значимый материал учащиеся обычно легче

воспринимают и усваивают.

Что мы видим на традиционном уроке? Учитель – источник знания, ученик – его

пассивный приёмник. Мы даём алгоритм, они его повторяют. Но в этом случае мы растим

не мыслящих людей, а исполнителей. Задача современного педагога – не привести

ребёнка к готовому ответу, а помочь ему проложить свою собственную тропу к знанию.

Я много лет работаю учителем математики и видела немало скептических взглядов,

обращённых к царице наук, и слышала классический вопрос: «А где мне это в жизни

пригодится?».

Одним из инструментов в борьбе с равнодушием учеников – практико-

ориентированными заданиями. Это не просто «задачи из жизни», связанные с

формированием

практических

навыков,

это

философия

преподавания,

которая

превращает абстрактные формулы в инструменты для решения реальных проблем.

Математика перестаёт быть набором скучных упражнений из учебника, когда ученик

видит её прикладную ценность. Мотивация взлетает, когда он понимает, что с помощью

процентов может рассчитать выгодность скидки, а благодаря геометрии – рассчитать

количество рулонов обоев для ремонта своей комнаты. Это знание даёт ему ощущение

компетентности и взрослости.

Математика является одним из ключевых предметов школьного образования, однако

часто вызывает трудности у учащихся, снижая уровень их заинтересованности предметом.

Для того чтобы повысить мотивацию школьников к изучению математики, важно

внедрять практико-ориентированные задания, позволяющие ученикам увидеть связь

между изучаемыми математическими понятиями и реальной жизнью.

Примеры практико-ориентированных заданий.

Рассмотрим некоторые типичные виды заданий, способствующих повышению интереса

учащихся к математике:

1. Задачи на движение( движение лодки, катера по реке; движение автомобиля, пешехода

по дороге; движение навстречу друг другу, в противоположные стороны либо в одном

направлении).

Описание: Задача основана на расчете расстояний и скоростей транспорта.

Пример: Автомобилисту предстоит добраться из одного города в другой. Расстояние

между городами 400 километров. Средняя скорость автомобиля 80 км/ч. Сколько времени

займет поездка?

Образовательная польза: Способствует пониманию взаимосвязи между расстояниями,

временем и скоростью, применяемой в реальной жизни.

2. Задачи на развитие финансовой грамотности.

Описание: Требуются расчеты семейного бюджета, затрат на питание,

коммунальные услуги, расчет налогов, кредитов, вкладов и инвестиций или оценить

выгодность различных банковских предложений.

Пример:

Ваша семья хочет взять в 2 000 000 рублей на покупку автомобиля. Банк

предлагает два варианта:

Кредит А: Ставка 12% годовых, срок 5 лет (аннуитетные платежи).

Кредит Б: Ставка 10% годовых, но с первоначальным взносом 400 000 рублей, срок 4

года (дифференцированные платежи).

Рассчитайте ежемесячный платеж и общую переплату по каждому варианту. Какой из

предложенных кредитов выгоднее?

Образовательная польза: Формирует финансовую грамотность и навыки планирования

личного бюджета.

Эта задача вызывает ажиотаж даже у самых пассивных учеников. Деньги – тема, близкая

каждой семье. Они начинают видеть в процентах не абстракцию, а мощный финансовый

инструмент.

3. Задачи на строительные работы.

Описание: Расчеты необходимого количества материалов, мебели, красок и прочих вещей,

необходимых для ремонта помещений.

Пример: Комната размером 3 м × 4 м. Потолок покрыт краской. Банка краски рассчитана

на 10 м

2

. Сколько банок краски потребуется, если потолок покрыть дважды?

Образовательная

польза:

Укрепляет

навыки

расчетов

и

объемов,

развивает

пространственное мышление, учит полученный ответ скорректировать в соответствии с

реальностью (нельзя купить 2,4 банки краски).

4. Задачи на сельское хозяйство.

Описание:

Необходимость произвести расчеты урожайности, посевных площадей,

распределения семян.

Пример: участок площадью 1 га используется для выращивания картофеля. Картофель

высаживают на глубину 20 см, плотность посадки 4 куста на 1 м

2

. Сколько кустов

картофеля вырастит фермер?

Образовательная

польза:

Показывает

связь

математики

с

сельским

хозяйством,

подчеркивая необходимость точного учета ресурсов.

5. Задачи на производственные процессы.

Описание:

Связаны с технологиями, объемами выпуска продукции, эффективностью

производственных процессов.

Пример: Заводу необходимо выпустить 5000 единиц продукции. Рабочий изготавливает

10 единиц в час. Сколько рабочих потребуется, чтобы завершить производство за 50

часов?

Образовательная польза: Помогает понимать организацию производственного процесса и

методы эффективного планирования работ.

6. Задачи на статистику и обработку данных.

Описание: Работа с таблицами, графиками и диаграммами, интерпретация статистических

данных.

Пример: Имеется таблица, отображающая расходы семьи за месяц. Посчитайте общие

траты на питание, транспорт и развлечения.

Образовательная польза: Совершенствует навыки анализа данных, представления

информации и принятия решений на основе статистики.

7. Задачи на экологию и природу.

Описание: Включает расчеты по защите природы, сохранению ресурсов экологии.

Пример: На предприятии установили очистительные фильтры, уменьшающие выброс

загрязняющих веществ на 20%. Производительность предприятия составляет 1000 тонн

отходов в год. Сколько вредных выбросов теперь попадет в окружающую среду?

Образовательная

польза:

Формирует

ответственное

отношение

к

природе

и

ресурсосбережению.

8. Задачи на масштаб, периметр, площадь.

Описание: Вычисляют периметр и площадь каждого объекта, чтобы понять, сколько места

он займет, творчески подходят к расположению объектов, переводят реальные размеры в

размеры на чертеже.

Пример: Вы – ландшафтный дизайнер. Вам дан участок земли размером 30м на 40м

метров на карте с масштабом 1:100, на котором нужно разместить: дом, баню, гараж,

бассейн, цветник, зону отдыха.

Образовательная польза: Улучшают навыки планирования, аргументируя , почему их

расположение объектов удобнее.

Внедрение практико-ориентированных заданий – это не «снижение планки», а её

повышение. Мы требуем от детей не меньшего, а большего: не просто решить, а понять,

проанализировать, создать, защитить.

На уроках обязательно нужно объяснять школьникам, для чего они учатся решать

практические задачи.

Во-первых, главная цель решения таких задач - сформировать умение решать задачи,

которые могут встретиться каждому в реальной жизни.

Во-вторых, немаловажная цель решения практических задач состоит в том, чтобы

показать ученикам важность и практическую нужность изучения математики.

В-третьих, решение задач практического содержания в короткой перспективе поможет

успешно подготовиться к сдаче ОГЭ и ЕГЭ, а в долгой перспективе будет полезным в

любой профессии либо увлечении.

Опыт свидетельствует о том, что практико-ориентированные задачи, используемые в

обучении, имеют ряд преимуществ:

Повышается интерес учащихся к процессу обучения;

Создаются условия для активного участия в уроке;

Учебный материал усваивается быстрее и эффективнее;

Формируются навыки самостоятельной работы и критического мышления;

Осознается реальная применимость математических знаний в жизни.

В заключении хочу отметить, что каждый из нас должен работать так, чтобы ученики,

решив какую-нибудь задачу, хотели решать другую, более интересную и более сложную

задачу как учебную, так и жизненную.



В раздел образования