Напоминание

М.Ю. Лермонтов "Смерть поэта"


Авторы: Постушенко Татьяна Викторовна, Пасынкова Галина Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы, учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №25 г. Салаира"
Населённый пункт: город Салаир, Кемеровская область
Наименование материала: презентация
Тема: М.Ю. Лермонтов "Смерть поэта"
Дата публикации: 01.11.2024
Раздел: среднее образование





Назад




Михаил Юрьевич

Лермонтов

«Смерть поэта»

Михаил Юрьевич Лермонтов

3 (15) октября 1814 — 15 июля 1841

русский поэт, прозаик,

драматург, художник.

В творчестве Лермонтова тесно

переплелись гражданские, философские

и глубоко личные мотивы.

Он внёс в русскую поэзию

«железный стих», отмеченный небывалой

прежде энергией выражения мысли.

Произведения Лермонтова нашли

многообразное выражение в живописи,

театре, кинематографе. Его стихи

обогатили русскую музыку, послужив

основой для оперного,

симфонического и романсного творчества,

стали народными песнями

.

«Смерть Поэта» -

стихотворение

Михаила Лермонтова

о

трагической гибели

Александра Сергеевича

Пушкина

и

вине общества в смерти

Поэта.

Погиб поэт! — невольник чести —

Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой!..

Не вынесла душа поэта

Позора мелочных обид,

Восстал он против мнений света

Один, как прежде... и убит!

Убит!.. к чему теперь рыданья,

Пустых похвал ненужный хор

И жалкий лепет оправданья?

Судьбы свершился приговор!

Не вы ль сперва так злобно гнали

Его свободный, смелый дар

И для потехи раздували

Чуть затаившийся пожар?

Что ж? веселитесь... — он мучений

Последних вынести не мог:

Угас, как светоч, дивный гений,

Увял торжественный венок.

Его убийца хладнокровно

Навел удар... спасенья нет:

Пустое сердце бьется ровно.

В руке не дрогнул пистолет,

И что за диво?.. издалека,

Подобный сотням беглецов,

На ловлю счастья и чинов

Заброшен к нам по воле рока;

Смеясь, он дерзко презирал

Земли чужой язык и нравы;

Не мог щадить он нашей славы;

Не мог понять в сей миг кровавый,

На что2

он руку поднимал!..

И он убит — и взят могилой,

Как тот певец, неведомый, но милый,

Добыча ревности глухой,

Воспетый им с такою чудной силой,

Сраженный, как и он, безжалостной рукой.

Зачем от мирных нег и дружбы простодушной

Вступил он в этот свет, завистливый и душный

Для сердца вольного и пламенных страстей?

Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,

Зачем поверил он словам и ласкам ложным,

Он, с юных лет постигнувший людей?..

И прежний сняв венок, — они венец терновый,

Увитый лаврами, надели на него:

Но иглы тайные сурово

Язвили славное чело;

Отравлены его последние мгновенья

Коварным шепотом насмешливых невежд,

И умер он — с напрасной жаждой мщенья,

С досадой тайною обманутых надежд.

Замолкли звуки чудных песен,

Не раздаваться им опять:

Приют певца угрюм и тесен,

И на устах его печать.

А вы, надменные потомки

Известной подлостью прославленных отцов,

Пятою рабскою поправшие обломки

Игрою счастия обиженных родов!

Вы, жадною толпой стоящие у трона,

Свободы, Гения и Славы палачи!

Таитесь вы под сению закона,

Пред вами суд и правда — всё молчи!..

Но есть и божий суд, наперсники разврата!

Есть грозный суд: он ждет;

Он не доступен звону злата,

И мысли и дела он знает наперед.

Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:

Оно вам не поможет вновь,

И вы не смоете всей вашей черной кровью

Поэта праведную кровь!

В январе 1837 года умирает Александр Сергеевич Пушкин. Весть о

смерти потрясла Михаила Юрьевича.

Поэт вкладывает в свое творение вечный вопрос противостояния

добра и зла, темных и светлых сил.

Жизненный путь Пушкина в стихотворении представляется как

многочисленные судьбы миллионов талантливых людей, ушедших из

жизни очень рано.

Лермонтов не согласен с политикой высокопоставленных чиновников,

оправдывающих поведение убийцы А.С. Пушкина.

История создания

Стихотворение воспринято

как выражение протеста.

Автор грозит «наперсникам

разврата» Божьим судом.

Это вызвало бурю в

высших органах власти.

Лермонтова арестовали,

понизили в чине и

отправили служить на

Кавказ.

Стараниями Василия

Жуковского бунтарь вскоре

вернулся в Петербург, но

оказался в немилости у

государя.

Отношение императора

Николай I (1796-1855)

Чужой, случайный француз, приехал в Россию

«На ловлю счастья и чинов заброшен к нам…»

«Смеясь, он дерзко презирал

Земли чужой язык и нравы,

не мог щадить он нашей славы,

не мог понять в СЕЙ МИГ КРОВАВЫЙ,

НА ЧТО ОН РУКУ ПОДНИМАЛ!»

Что же так напугало царя в стихотворении «Смерть поэта»?

Вокруг жены Пушкина давно ходила некрасивая молва о её измене

мужу с белокурым красавцем французом Дантесом. Эту молву раздували,

преднамеренно унижая Пушкина, и эта толпа сплетников наблюдала за

затравленным и униженным поэтом.

Знала эта "толпа, стоящая у трона«, что в нём течёт горячая

африканская кровь и, что Пушкин это так не оставит. Так и случилось: он

вызывает Дантеса на дуэль, чтобы защитить свою честь и честь своей жены,

семьи.

Пуля оказалась смертельной.

Общество сплетников и подстрекателей было потрясено этим

исходом, не предвидя его такого конца, но что теперь рыдать: русского

великого гения нет, он убит.

Тема - конфликт поэта и толпы.

Идея - протест автора общественной позиции,

покрывающей преступника и безразличной к

утрате литературного гения.

Причина гибели Пушкина в том, что светское

общество не понимает «его свободный, смелый

дар». Он бросается в чуждый для него мир и

погибает.

Тема и идея произведения

Лирическое произведение выдержано в жанре,

совмещающем элегию и сатиру.

Драматичность раскрывается в первой части

стихотворения. Элементы сатиры и даже сарказма

присутствуют в последних 16 строках.

Трагичность сменяется отношением к мнению

общественности, не стоящей частицы погибшего человека.

Жанр

Элегия - лирическое стихотворение, передающее

глубоко личные, интимные переживания человека,

проникнутые настроением грусти.

Сатира - разновидность литературы, специфическими

формами обличающая и высмеивающая пороки людей

и общества.

Словарная работа

Первая часть — не просто гибель

поэта, а его убийство. Лермонтов

сравнивает Пушкина с Ленским.

Во второй части главной

выступает надгробная элегия,

скорбь о преждевременной

смерти поэта. Лермонтов дает

волю глубоко личному чувству

любви и боли.

Третья часть — это обвинение,

перерастающее в проклятье.

Композиция

Много восклицательных и вопросительных

предложений, обращений, использованы многоточия,

причастные и деепричастные обороты.

Эпитеты: «гордой головой», «мелочные обиды»,

«пустое сердце», «миг кровавый»

Метафоры: «пустых похвал ненужный хор», «добыча

ревности глухой»

Сравнения: угас «как светоч»; увял, как

«торжественный венок»

Художественные средства



В раздел образования