Авторы: Постушенко Татьяна Викторовна, Пасынкова Галина Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы, учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №25 г. Салаира"
Населённый пункт: город Салаир, Кемеровская область
Наименование материала: презентация
Тема: М.Ю. Лермонтов "Смерть поэта"
Дата публикации: 01.11.2024
Раздел: среднее образование
Михаил Юрьевич
Лермонтов
«Смерть поэта»
Михаил Юрьевич Лермонтов
3 (15) октября 1814 — 15 июля 1841
русский поэт, прозаик,
драматург, художник.
В творчестве Лермонтова тесно
переплелись гражданские, философские
и глубоко личные мотивы.
Он внёс в русскую поэзию
«железный стих», отмеченный небывалой
прежде энергией выражения мысли.
Произведения Лермонтова нашли
многообразное выражение в живописи,
театре, кинематографе. Его стихи
обогатили русскую музыку, послужив
основой для оперного,
симфонического и романсного творчества,
стали народными песнями
.
«Смерть Поэта» -
стихотворение
Михаила Лермонтова
о
трагической гибели
Александра Сергеевича
Пушкина
и
вине общества в смерти
Поэта.
Погиб поэт! — невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде... и убит!
Убит!.. к чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Что ж? веселитесь... — он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.
Его убийца хладнокровно
Навел удар... спасенья нет:
Пустое сердце бьется ровно.
В руке не дрогнул пистолет,
И что за диво?.. издалека,
Подобный сотням беглецов,
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока;
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что2
он руку поднимал!..
И он убит — и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой,
Воспетый им с такою чудной силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой.
Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет, завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
Он, с юных лет постигнувший людей?..
И прежний сняв венок, — они венец терновый,
Увитый лаврами, надели на него:
Но иглы тайные сурово
Язвили славное чело;
Отравлены его последние мгновенья
Коварным шепотом насмешливых невежд,
И умер он — с напрасной жаждой мщенья,
С досадой тайною обманутых надежд.
Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать.
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — всё молчи!..
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!
В январе 1837 года умирает Александр Сергеевич Пушкин. Весть о
смерти потрясла Михаила Юрьевича.
Поэт вкладывает в свое творение вечный вопрос противостояния
добра и зла, темных и светлых сил.
Жизненный путь Пушкина в стихотворении представляется как
многочисленные судьбы миллионов талантливых людей, ушедших из
жизни очень рано.
Лермонтов не согласен с политикой высокопоставленных чиновников,
оправдывающих поведение убийцы А.С. Пушкина.
История создания
Стихотворение воспринято
как выражение протеста.
Автор грозит «наперсникам
разврата» Божьим судом.
Это вызвало бурю в
высших органах власти.
Лермонтова арестовали,
понизили в чине и
отправили служить на
Кавказ.
Стараниями Василия
Жуковского бунтарь вскоре
вернулся в Петербург, но
оказался в немилости у
государя.
Отношение императора
Николай I (1796-1855)
Чужой, случайный француз, приехал в Россию
«На ловлю счастья и чинов заброшен к нам…»
«Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы,
не мог щадить он нашей славы,
не мог понять в СЕЙ МИГ КРОВАВЫЙ,
НА ЧТО ОН РУКУ ПОДНИМАЛ!»
Что же так напугало царя в стихотворении «Смерть поэта»?
Вокруг жены Пушкина давно ходила некрасивая молва о её измене
мужу с белокурым красавцем французом Дантесом. Эту молву раздували,
преднамеренно унижая Пушкина, и эта толпа сплетников наблюдала за
затравленным и униженным поэтом.
Знала эта "толпа, стоящая у трона«, что в нём течёт горячая
африканская кровь и, что Пушкин это так не оставит. Так и случилось: он
вызывает Дантеса на дуэль, чтобы защитить свою честь и честь своей жены,
семьи.
Пуля оказалась смертельной.
Общество сплетников и подстрекателей было потрясено этим
исходом, не предвидя его такого конца, но что теперь рыдать: русского
великого гения нет, он убит.
Тема - конфликт поэта и толпы.
Идея - протест автора общественной позиции,
покрывающей преступника и безразличной к
утрате литературного гения.
Причина гибели Пушкина в том, что светское
общество не понимает «его свободный, смелый
дар». Он бросается в чуждый для него мир и
погибает.
Тема и идея произведения
Лирическое произведение выдержано в жанре,
совмещающем элегию и сатиру.
Драматичность раскрывается в первой части
стихотворения. Элементы сатиры и даже сарказма
присутствуют в последних 16 строках.
Трагичность сменяется отношением к мнению
общественности, не стоящей частицы погибшего человека.
Жанр
Элегия - лирическое стихотворение, передающее
глубоко личные, интимные переживания человека,
проникнутые настроением грусти.
Сатира - разновидность литературы, специфическими
формами обличающая и высмеивающая пороки людей
и общества.
Словарная работа
Первая часть — не просто гибель
поэта, а его убийство. Лермонтов
сравнивает Пушкина с Ленским.
Во второй части главной
выступает надгробная элегия,
скорбь о преждевременной
смерти поэта. Лермонтов дает
волю глубоко личному чувству
любви и боли.
Третья часть — это обвинение,
перерастающее в проклятье.
Композиция
Много восклицательных и вопросительных
предложений, обращений, использованы многоточия,
причастные и деепричастные обороты.
Эпитеты: «гордой головой», «мелочные обиды»,
«пустое сердце», «миг кровавый»
Метафоры: «пустых похвал ненужный хор», «добыча
ревности глухой»
Сравнения: угас «как светоч»; увял, как
«торжественный венок»
Художественные средства