Автор: Потынга Евгения Андреевна
Должность: преподаватель информатики
Учебное заведение: ГБПОУ МО Красногрский колледж
Населённый пункт: московская область,красногорск
Наименование материала: статья
Тема: Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья
Дата публикации: 01.11.2024
Раздел: среднее профессиональное
Использование ИКТ в обучении детей с ОВЗ
Использование
информационно-коммуникационных
технологий
(ИКТ)
в
обучении
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ) позволяет:
провести урок на высоком эстетическом и эмоциональном уровне
(анимация, музыка);
обеспечить наглядность;
привлечь большое количество дидактического материала;
повысить объём выполняемой работы на уроке;
обеспечить
высокую
степень
дифференциации
обучения
(индивидуальный подход к ученику, разно уровневые задания).
Некоторые формы использования ИКТ в обучении детей с
ОВЗ:
Компьютерные презентации. Позволяют привлекать внимание
ярким
отображением
познавательных
элементов,
звуком,
видеорядом, спецэффектами.
Работа с интерактивной доской (игры, тесты, тренировочные
упражнения).
Видео- и аудио фрагменты. Облегчают в дальнейшем восприятие
текста, его понимание.
Готовые программные продукты: учебные диски, электронные
библиотеки, виртуальные экскурсии и другие.
Работа
в
сети
Интернет (поиск
информации,
общение,
публикации).
ИКТ не должны быть единственным и даже основным средством
индивидуального обучения детей с ОВЗ — их роль скорее
вспомогательная, поддерживающая.
Использование в обучении новых информационных технологий
позволяет формировать специальные навыки у детей с различными
познавательными способностями, позволяет делать уроки более
наглядными и динамичными, более эффективными с точки зрения
обучения и развития учащихся, и способствует формированию
ключевых компетенций учащихся. Использование ИКТ позволяет
педагогу привнести эффект наглядности в уроки и помогает
ребенку, нуждающемуся в коррекционном обучении, усвоить
материал в полном объёме. Наглядное отображение информации
способствует повышению эффективности любой деятельности
человека. Но в специальном (инклюзивном) образовании оно
приобретает особенно большую значимость.
Компьютерные
технологии
дают
широкие
возможности
для
развития
творческого
потенциала
школьника.
Благодаря
использованию информационных технологий у детей с ОВЗ
зрительное восприятие и слуховое внимание обостряются, что
ведет к положительному результату обучения и развития данной
категории детей.
Использование ИКТ на различных уроках с детьми со сложными
дефектами позволяет развивать умение учащихся ориентироваться
в
информационных
потоках
окружающего
мира;
овладевать
практическими способами работы с информацией; развивать
умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью
современных технических средств.
Кроме
того,
применение
ИКТ
позволяет
сделать
занятие
привлекательным, современным, осуществлять индивидуализацию
и дифференциацию обучения.
Основой реализации данного принципа является применение
инновационных
методов
обучения.
Они
позволяют
создать
открытую
систему
обучения,
при
которой
обучающемуся
предоставляется возможность выбора подходящей ему программы
и
технологии
обучения.
Данная
особенность
обусловлена
необходимостью повышения адаптивности системы обучения к
индивидуальным психофизическим особенностям ребенка с ОВЗ.
При такой организации учебного процесса обучение становится
гибким, не связанным с жестким учебным планом и обязательными
аудиторными мероприятиями.
Организация обучения лиц с ОВЗ на основе ИКТ позволяет
активизировать
компенсаторные
механизмы
обучающихся
на
основе
сохранных
видов
восприятия
с
учетом
принципа
полисенсорного подхода к преодолению нарушений в развитии.
Другими словами, применение принципа мультимедийности не
только активизирует внимание, пространственную ориентацию,
наблюдательность у учащихся с ОВЗ, но и корректирует их
логическое мышление, зрительное восприятия, зрительную память,
цветовое восприятие.