Автор: Серебреникова Оксана Николаевна
Должность: Концертмейстер Отделения Хореографии
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ г.Нерюнгри
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия) город Нерюнгри
Наименование материала: Доклад
Тема: Работа концертмейстера с учащимися младших классов отделения хореографии: предмет "Ритмика"
Дата публикации: 02.01.2025
Раздел: дополнительное образование
Доклад на тему:
«РАБОТА КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА С УЧАЩИМИСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ
ОТДЕЛЕНИЯ ХОРЕОГРАФИИ: предмет «РИТМИКА»
Серебреникова Оксана Николаевна
Концертмейстер
Муниципальное Бюджетное Учреждение
Дополнительного Образования
Детская школа искусств г. Нерюнгри
Программа учебных предметов в младших классах разработана на основе и
с
учетом
федеральных
государственных
требований
к
дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной
программе
в
области
хореографического искусства «Хореографическое творчество».
В младших
классах проходит изучение предметов «Ритмика», «Танец», «Гимнастика»,
которые тесно связаны друг с другом.
Специфика работы концертмейстера в классе хореографии представляет
собой очень ответственную сферу деятельности музыканта, который участвует в
повседневной
учебной,
творческой
работе
с
педагогами-хореографами,
учащимися и их родителями. В работе с детьми, особенно в младших классах,
невозможно относиться к своим обязанностям формально. Необходим творческий
союз педагога, концертмейстера и воспитанников.
Основными целями и задачами предмета «Ритмика» являются:
Цель:
- развитие музыкально -
ритмических и двигательно - танцевальных
способностей учащихся, знакомство с основами музыкально - ритмической
культуры.
Задачи:
- формирование правильной осанки;
- укрепление отдельных групп мышц и развитие подвижности суставов;
- формирование танцевальных умений, а также навыков сознательного
исполнения движений;
- развитие танцевальной координации и выразительности;
- развитие темпо - ритмической памяти учащихся;
- овладение основами музыкальной грамоты;
- умение активно слушать музыку, разбираться в её содержании и средствах
музыкальной выразительности;
- согласовывать движения с музыкой;
- умение создавать музыкально - двигательные образы;
- воспитание личностных качеств ребенка;
- развитие творческих способностей;
- приобщение к здоровому образу жизни.
В классе хореографии есть свои требования к музыкальному оформлению
занятий, которые концертмейстеру приходится постигать на практике. Нужны
знания,
опыт,
повышение
профессионального
мастерства,
педагогическое
сотрудничество
концертмейстера
и
преподавателя,
формирование
профессиональной мобильности музыканта-концертмейстера в образовательном
процессе,
умение
ориентироваться
в
материале,
владеть
искусством
импровизации, чтения с листа. Концертмейстер должен подбирать такое
музыкальное оформление, с определенным темпом, ритмом, характером музыки,
которое было бы доступно и понятно восприятию ребенка в соответствии с его
возрастом. Эти требования особенно необходимы в работе концертмейстера
хореографического класса.
Программа по предмету «Ритмика» предусматривает приобретение
учащимися элементарной основы музыкальной грамоты, даёт возможность
изучить в движении средства музыкальной выразительности, вырабатывает
способность выполнять упражнения в определённом ритме и темпе, развивает
музыкальную и двигательную память, чувство ритма, музыкальный слух,
понимание музыки, координацию движений, ориентировку в пространстве.
Вся работа на уроках ритмики строится как на коллективных, так и на
индивидуальных действиях, которые расширяют возможности воспитания,
повышают организованность, развивают чувство товарищества, взаимопомощи у
детей. Вместе с тем, занятия проводятся таким образом, чтобы каждый ребёнок
имел возможность проявить самостоятельно свои индивидуальные возможности.
Особое внимание с самого начала следует уделять воспитанию двигательных
навыков: чем лучше ученик будет владеть своим телом, тем точнее, ярче и
свободнее он выразит свои музыкальные ощущения.
Занятия по ритмике в младших классах хореографического отделения
строятся в соответствии с программой и календарно-тематическим планом работы
на учебный год. Планирование помогает концертмейстеру заранее подготовиться
и правильно подобрать музыкальный материал.
Построение урока:
1. Обязательное приветствие – Поклон (исполняется отрывок в ритме вальса).
2. Разминка по кругу включает в себя – различные шаги, бег (мелкий, с высоко
поднятыми коленями, с захлестом), марш и выход на середину зала в рисунок -
шахматный порядок, чтобы каждый ребенок видел себя в зеркале и мог оценить
выполнение того или иного упражнения самостоятельно.
Во время разминки по кругу я использую музыку в ритме марша.
Выразительно, акцентами подчеркиваю исполнение движений, так как каждое из
упражнений, может иметь свой темп, ритм, и характер.
3.
Бег
(мелкий, с высоко поднятыми коленями, с захлестом)- ритмичное
исполнение различных детских песен со сменой темпа (2/4. 4/4).
4. Следующий этап урока - упражнения ритмической гимнастики.
Проводим разминку всех частей тела: шея, плечи, кисти рук, предплечья, руки,
корпус, стопы, колени, приседания, медленные наклоны корпуса вперед (рулет),
отжимание. Все эти упражнения выполняются в основном в среднем темпе, но
энергично. Соответственно и музыкальное сопровождение подбирается в нужном
характере и так же исполняется. Это помогает ребятам правильно чувствовать
музыку, ритмично и грамотно выполнять те или иные задания.
В основном для разминки я подбираю пьесы на 2/4, 3/4, 4/4 – польки,
небольшие этюды, вальсы, марши.
Также на уроках ритмики дети изучают
элементарные основы музыкальной грамоты. То есть преподаватель знакомит
ребят с размером в музыке, темпом, ритмом, динамическими оттенками. Все это
сопровождается музыкальными зарисовками. Дети отлично справляются с этими
заданиями и с удовольствием их выполняют.
5. Изучаем основы классического танца (плие, батман тандю, позиции рук),
народно-сценического танца (шаги, позиции рук, притопы и др.). Также на
уроках в небольших комплексах упражнений представлены и музыкальные игры.
6. Особое место на уроках ритмики занимает работа
по диагонали. В
основном, это
комплекс различных прыжков, который
помогает ребятам
укрепить мышцы ног, корпуса. Слушая ритмичную музыку, просчитывая нужное
количество тактов, отрабатывается навык правильного, грамотного исполнения
движений, комбинации прыжков. Соответственно, музыкальное оформление
помогает детям освоить программу по ритмике.
В освоении предмета «Ритмика» используются такие методы обучения, как
наглядный (развитие слуха, зрительное восприятие). Исполнение упражнений
должны быть заранее хорошо продуманы преподавателем, и согласованы с
концертмейстером для их точного восприятия.
Словесный метод - это беседа о характере музыки, средствах её выразительности,
объяснение, рассказ и т.д.
Практический метод – это многократное выполнение конкретного музыкально -
ритмического движения,
особенно эффективен для изучения различных
упражнений, танцевальных элементов, которые в последствии могут быть
представлены в играх, этюдах.
Одним из важных методов, на мой взгляд, является индивидуальный подход к
каждому
ученику,
с
учетом
его
природных
способностей,
возрастных
особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Нередко я, как концертмейстер, сталкиваюсь с тем, что при выполнении
каких
либо
танцевальных
упражнений
дети
по-разному
воспринимают
музыкальный материал (темп, ритм), поэтому необходимо быть предельно
внимательным, слушая задания педагога, видеть возможности ребенка
и
соответственно, на начальном этапе помогать музыкальным сопровождением
правильно выполнить необходимые движения. В последствии, дети начинают
понимать, вслушиваться в музыку и хорошо справляться с поставленными
задачами.
Я считаю, что правильно подобранный концертмейстером репертуар
создает эмоциональный настрой у детей во время занятий. Следует всегда
обращать внимание на выражение лиц учащихся при исполнении упражнений,
добиваться
качественного
исполнения
движений.
От
преподавателя
и
концертмейстера требуется постоянное и тщательное изучение способностей
учеников, их возможности в освоении танцевальных элементов, оказание помощи
в преодолении трудностей.
Литература
Константинова А.И. Игровой стрейчинг
Лифиц И.В. Ритмика
Ларина М.Н. Уроки ритмики
Михайлова А.М., Воронина М.В. Танцы, игры, упражнения для красивого
движения
Суворова Т. Ритмика для детей
Франио Г.С. Ритмика //Методические рекомендации для преподавателей ДМШ,
ДШИ//
Франио С.Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей М. Советский
композитор 1989.
Франио Г.С., Лифиц И. Методическое пособие по ритмике М. Музыка 1987.