Автор: Дмитрий Валериевич Головатый
Должность: педагог-организатор ОБЗР
Учебное заведение: МБОУ "Лицей№8"
Населённый пункт: республика Адыгея город Майкоп
Наименование материала: статья
Тема: Значимость курса ОБЗР в процессе формирования практических знаний и умений в условиях современного общества
Дата публикации: 02.01.2025
Раздел: среднее образование
В настоящее время миру известен целый ряд глобальных проблем,
возникших в процессе жизнедеятельности человека. Исходя из этого,
можно сказать, что человек сталкивался с опасностями каждый день на
протяжении всей своей жизни.
Процесс обучения является неотъемлемой частью педагогического процесса, и
требует к себе особого внимания. В связи с быстрым развитием науки и техники,
также актуальна потребность в разработке и введении в процесс обучения
современных подходов и методов организации процесса обучения предмета
«Основы
безопасности
жизнедеятельности»
,
которые
бы
соответствовали
современным требованиям общества. В наши дни проблема обучения ОБЖ
становится актуальной не только для педагогов, но и для всего общества и
государства.
В современном мире всё меняется с каждым днём всё быстрее и быстрее, все
процессы становятся быстротечнее и само общество стремится к мобильности во
всём. Зачастую, эта торопливость и экономия собственного времени и сил,
сопровождается пренебрежением правил охраны труда и техники безопасности,
личной безопасности и безопасности окружающих.
На практике же становится ясно то, что преобразовательная деятельность
человека по борьбе с исходными опасностями неизбежно приводит к появлению
новых опасностей – от собственных действий.
Из этого следует, что с самого начала своего становления человек должен изучать
правила безопасности, а самое главное, иметь практические умения и навыки их
применения.
Первоисточником подобных знаний, как правило, становится школа, но данное
обучение должно быть непрерывным во всех этапах получения образования, а
главное нести в себе опережающих характер по отношению к опасности, с
которой может столкнуться человек.
Многочисленные педагогические исследования показали, что важная роль в
процессах
формирования
и
развития
обучающихся
принадлежит
образовательной среде.
В связи с этим, одно из приоритетных направлений развития современной школы
является образование в области безопасности жизнедеятельности.
Следует
отметить,
что
в
школьном
возрасте
определяются
особенности
взаимоотношения личности к окружающей его среде, в последствии именно эти
особенности влияют на формирование и развитие личности, формируют
совокупность норм и правил поведение при действиях различного характера.
Исходя из вышесказанного, следует отметить и то, что формирование у
обучающихся системы ценностей, среди которых одной из важнейших задач
является формирование безопасности, а значит и соответствующих ценностных
ориентиров, является конкретной образовательной задачей закреплённой в
Федеральном государственном образовательном стандарте. Важнейшую роль в
ходе реализации данного процесса, в рамках обучения, принадлежит курсу
«Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ).
Создание ситуации успеха начинается с отношения к студенту как к личности, что
предусматривает способность и умение учителя ставить себя в положение
учащегося,
проникаться
его
состояниями.
Иначе
говоря,
правильно
организованная система обучения представляет собой ту благоприятную сферу, в
условиях которой можно максимально развивать способности каждого ученика,
что в конечном итоге позволяет сделать более успешной, результативной и
эффективной деятельность, которая является значимой для него самого.
Не мало важным фактором, ввиду этого, является и то, что в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) общего
образования в основной и средней школе курс ОБЖ является обязательным. 1
Значимость курса ОБЖ определяется, в первую очередь, в формировании и
развития обучающихся, в области актуальности вопросов безопасности и её
обеспечения в повседневной жизни.
На основе этого, целью образования школьников, в области безопасности
жизнедеятельности,
становится:
формирование
мировоззрения
в
области
безопасности и формирование культуры безопасности. Обучающееся, в полной
мере, должны овладеть знаниями, умениями и навыками, которые необходимы
для безопасности жизнедеятельности в окружающей среде.
В ходе изучения данного курса обучающиеся должны овладеть комплексом и
умений, и знаний необходимых для безопасной жизни и деятельности в
окружающей среде, а так же для создания безопасной и комфортной среды
обитания.
Говоря о другой стороне значимости курса ОБЖ в образовательной программе
образовательной организации – школы, следует упомянуть непрерывность
образования, и то, что оно должно включаться во все ступени понимание тем
патриотизма человека.
В процессе получения образования (школьный уровень) следует особое внимание
уделять мероприятиям патриотической направленности, так как именно в данном
возрасте формируется понимание тем патриотизма.
Нравственное и патриотическое воспитание является одной из важнейших задач
школьного образования, которая должна проходить через все уровни образования
и через все школьные предметы.
Курсу ОБЖ наряду с литературой и историей в нравственно-патриотическом
воспитании принадлежит особая, а возможно и главная роль.
Следует подчеркнуть, что ФГОС определяет предмет ОБЖ в разряд обязательных
для изучения в школе, и все попытки ликвидировать ОБЖ, как самостоятельный
предмет и перенести элементы его содержательной части в качестве отдельных
изучаемых вопросов в другие предметы (физику, химию, биологию и т.д.)
несостоятельны и вредны. Уникальность этого курса обусловлена высокой
социальной значимостью и общей воспитательной направленностью.
Но давайте же попытаемся разобраться, в чём кроются причины такого
плачевного состояния куса ОБЖ в современном этапе образования.
Одной
из
причин
является
отсутствие
региональных
требований
по
преподаванию «Основ безопасности жизнедеятельности» и в недопонимании
некоторых
руководителей
образовательных
организаций,
муниципальных
органов управления образованием, что подготовка подрастающего поколения в
области безопасного поведения и формирование у него основ здорового образа
жизни, чувства патриотизма способствуют повышению уровня безопасности
личности, общества и государства в целом.
Цель преподавания курса ОБЖ школе – это формирование гражданской
позиции, патриотизма и ответственности за свою судьбу и судьбу государства.
Следующей
причиной
является
то,
что
преподавание
курса
ОБЖ
в
общеобразовательных
учреждениях
области
ведется
в
основном
за
счет
инвариантной
части
учебного
времени.
Малая
часть
образовательных
организаций выделяет по 68 часов, т.е. дополнительно к инвариантной части
выделяется по 34 часа времени из вариативной части учебного плана, а в 47%
средних общеобразовательных школ программа курса полностью не выполняется
из – за сокращения учебного времени.
Следующей причиной может послужить неэффективно усвоенная программа
курса обучающимися в следствии неграмотно составленной программы курса, не
оптимальной
методики
преподавания,
недостаточная
и
несовременная
оснащённость учебно-материальной базы (УМБ) и техническо – материальной
базы (ТМБ).
Как видно из вышеизложенного, чтобы отвечать требованиям времени, курс ОБЖ
должен непрерывно развиваться. Наиболее важным моментом является то, что
курс ОБЖ неизбежно должен стать системообразующим в содержании общего
образования, поскольку безопасность жизнедеятельности становится главной
проблемой стремительно наступающей постиндустриальной эпохи.
Концепция развития курса ОБЖ опирается, прежде всего, на накопленный за 25
лет существования курса потенциал в части индивидуальной безопасности. В то
же время она ориентирует развитие курса.
Во-первых, по вопросам предотвращения новых опасностей жизнедеятельности и,
во-вторых, рассмотрения вопросов безопасности жизнедеятельности системно для
трех уровней - индивидуального, национального и глобального.
Сегодня перед курсом ОБЖ стоят ряд проблем, мешающих его развитию:
Консерватизм системы образования.
Социально-экономическая ситуация в стране.
Мелкокорпоративные
интересы
учителей-предметников,
не
желающих
признавать значимость курса ставя свои предметы превыше всего.
Недостаточная информированность большинства противников курса ОБЖ о его
целях и содержании. Отсюда - негативное отношение к предмету.
Отсутствие достаточного количества подготовленных преподавателей.
Отсутствие
учебных,
наглядных,
дидактических
материалов,
современного
оборудования.
Именно эти причины и служат системой торможения для выведения курса ОБЖ
на
новый
уровень
в
один
ряд
с
основными
предметами
школьной
образовательной программы.
На мой взгляд, необходимо начинать работу на местах с борьбы с внутренними
мелкокорпоративными
интересами,
если
руководители
образовательных
организаций, сами будут сторонниками необходимых преобразований.
Одновременно необходимо повышать информированность о значимости курса
среди всего педагогического коллектива, показать насколько огромную роль он в
себе несёт и максимально заинтересовать в результате решения вопросов
культуры безопасности все слои общества. Только тогда сформируется мощный
социальный заказ на содержание курса ОБЖ, который даст возможность
преодолеть
не
только
консерватизм
чиновников
образования,
но
и
усовершенствовать
нормативно-правовую
базу,
улучшить
финансовое
обеспечение, что позволит директорам школ получить экономический рычаг
привлечения и подготовки грамотных преподавателей ОБЖ.
Актуальной
проблемой
остаётся
и
подготовка
кадров
и
материально
–
технической базы кабинета ОБЖ. Современные правила образования диктуют
новые требования к преподавателям ОБЖ. В первую очередь преподаватели этого
курса должны глубоко разбираться в содержании всех разделов программы курса
ОБЖ.
Чтобы выжить сегодня, человеку необходимо знания личной, национальной и
глобальной безопасности, основ медицинской помощи, действий при ЧС и
многих других жизненно необходимых знаний. Причём, знания эти, при
необходимости, должны быть доведены до автоматизма. Хочется отметить, что
именно ОБЖ и даёт возможность получить эти знания, умения и навыки
обучающимся в образовательных организациях.
Сейчас
курс
ОБЖ
переживает
непростой
период
своего
существования,
предъявляя собой высокие требования к согласованности действий всех тех, кто
понимает необходимость и важность формирования у учащихся знаний, умений,
навыков, позволяющим им не оказаться в ситуациях, угрожающих здоровью и
жизни, а так же выйти из неё с наименьшими потерями в ходе решения
возникших проблем.
На сегодняшний день курс ОБЖ находится на развилке двух дорог. Одна из
которых приведёт к тому, что курс сделает серьёзный шаг вперёд, продолжит своё
развитие и, наконец, займёт достойное место в системе образования. Вторая
приведёт к тому, что курс прекратит своё развитие, в результате чего прекратит
своё существование, останется только в отголосках военной подготовки и
гражданской обороны, что абсолютно недопустимо.
Последнее связано с возникновением спектра внутренних и внешних угроз
национальной
безопасности
России,
ухудшением
экологической
ситуации,
ростом социальных проблем, повышенное внимание общества к вопросам личной
безопасности жизни и выживания. Обеспечения безопасности, в глобальных и
национальных, масштабах касается каждого и требует разумных совместных
действий и стратегических решений. Исходя из этого необходимо дальнейшее
развитие курса ОБЖ.
Преподавание курса ОБЖ может стать стержнем всего общего образования, так
как сама цель ведения курса предполагает в себе удовлетворение, пожалуй, одной
из главных потребностей человека в безопасности.
В заключении хочется отметить, что данный курс поможет сформировать
личность «безопасного типа», которая понимает тенденции мирового развития,
знает основы здорового образа жизни и технологий здоровосбережения, имеет
навыки защиты себя и окружающих, а так всего общества и государства в целом.
Так же курс способен формировать именно те знания, которые каждый из нас
сможет применить на практике. Хочется отметить ещё одну важную цель курса,
которая
способна
воспитать
гражданственность,
чувство
патриотизма,
ответственное отношение к окружающей среде.