Напоминание

Обучение чтению учащихся первого года обучения на уроках английского языка


Автор: Иванова Татьяна Алексеевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: ЧОУ «Школа комплексного развития детей и подростков с элементами углубленного изучения наук и технологий им. М. К. Тенишевой»
Населённый пункт: г. Смоленск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Обучение чтению учащихся первого года обучения на уроках английского языка
Дата публикации: 02.01.2025
Раздел: начальное образование





Назад




ЧОУ «Школа комплексного развития детей и подростков с элементами

углубленного изучения наук и технологий им. М. К. Тенишевой»

г. Смоленск

«Обучение чтению учащихся первого года обучения

на уроках английского языка»

Выполнила:

Иванова Татьяна Алексеевна,

учитель английского языка

ЧОУ «Образовательный комплекс им. М.К. Тенишевой»

Обучение чтению.

Одной из самых сложных задач при обучении школьников английскому

языку является обучение чтению. Увидев в первый раз в учебнике

графическое изображение английских слов, прочитав их хором за учителем

или диктором, при самостоятельном чтении ученики тем не менее пытаются

прочесть слова по буквам как в русском языке. Многие учащиеся даже к

завершению

курса

обучения

делают

при

чтении

много

ошибок,

бессознательно перенося способ чтения из родного языка в иностранный.

Чтобы этого не произошло приём «story-telling», введение материала при

помощи занимательных сюжетов и игровых ситуаций, успешно применяется

и здесь. Дети с удовольствием слушают и запоминают легенды о стране

«Буквляндии»,

играют

в

приключения

«буквят»,

придумывают

свои

собственные версии, объясняющие звуковое оформление буквосочетаний

или слов. Основная задача учителя в организации подобной работы на уроке

в том, чтобы дать толчок творчеству, пробудить воображение и умело

направить их в нужное русло. Рассказывая сказки, я пользуюсь советом

английского методиста Сары Филипс: «Если вы хотите, чтобы сказка

понравилась детям, никогда не читайте её, а рассказывайте, используйте при

рассказе мимику и жесты, поддерживайте контакт со слушателями глазами,

не торопитесь, наслаждайтесь рассказом». Если сказки рассказывают дети,

учитель должен неукоснительно соблюдать принцип свободы творчества,

который предполагает три «не»:

1. Не ограничивать содержание и способы изложения сказок.

2. Не делать никаких замечаний по построению сюжета.

3. не прерывать без необходимости рассказ ученика.

Заповедь «Будьте как, дети!» определяет поведение учителя на уроке.

Примеры сказочных сюжетов и рифмовок:

Чтение гласных в разных типах слога.

«Жили-были гласные в многоэтажном доме. Буква Y боялась жить одна и

поселилась с буквой I. Однажды буквы решили поехать на свои дачные

участки. (рисуем два домика: в одном дверь открыта- это открытый слог, в

другом дверь закрыта- закрытый слог) Буква А зовёт гостей в дом: [ei- ei]-

заходите. Но как толь ко кто-нибудь хочет зайти, она закрывает дверь и

дразнится: [æ- æ- æ]. Вот такая она проказница».

«Буква Е любит прятаться на чердаке и кричать: [i-i-i]- ищите. Когда кто-

либо хочет войти, она дёргает за верёвочку, дверь закрывается, и

буква Е улыбается: [e-e-e]».

«Малышка I вышла погулять. У крыльца её домика рос розовый куст,

хотела она нарвать букет, да уколола пальчик. Вскрикнула: [ai-ai-ai].

Забежала в домик, дверь захлопнула и заплакала [i-i-i]».

«На улице мороз. Подруги открыли дверь, зовут букву О погулять. Она не

хочет идти и отвечает:[ou-ou-nou]. Закрыв дверь, буква О садится возле

печки и говорит: [о-о-о]-как тепло».

«В день рождения букве U подарили юлу. Юла крутится на ножке и поёт:

[ju-ju-ju]. Буква U закрыла за ними дверь и увидела, что юла сломалась.

Буква U вздыхает: [Λ-Λ-Λ]- жаль, что юла сломалась».

Я простая букваU,

Но я знаю роль свою.

Если слог закрыт, тогда

Я похож на русский А

Если встала у двери

скромная немая Е

Нас в словах произнесите,

Словно буквы в алфавите.

E,I,O,A.

Гласная Е на конце слова.

Меня Яга заколдовала злая,

Когда я на конце,

Я становлюсь немая.

Чтение гласных с согласной R. (Приложение№1 .Рис.1 )

В роли R выступает злой разбойник.

«Однажды буквы E,I,U пили чай на веранде. Вдруг к ним ворвался злой

разбойник. Буквы испугались и в один голос сказали: [ə:]. Но разбойнику всё

мало, пошёл он в квартирку буквы А, увидев его, она закричала [а:].

Прибежала на крик буква О, да так и застыла от изумления: [о:].

Чтение согласной С. (Приложение№1.Рис.2 )

«Проказница С запугивает малышку i и горбатенькую бабушку e, шипя на

них, как змея:[s-s-s]. За это охотник А и полицейский О хотят наказать

проказницу С, и все согласные с ними согласны. Но проказница С при

встрече с А, О и согласными прячется от них, надевая маску старичка-

гномика, да ещё и жалобно покашливая:[k-k-k]».

Чтение согласной G. (Приложение№1.Рис.3 )

«Пожалели плаксу g, всегда плачущего [g-g-g], гласные e,i,y, принесли ему

игрушку-машинку и встали рядышком. Обрадовался плакса, стал играть.

Гудит как моторчик [d3-d3-d3], а гласные запели:

Нас малыш не забывай

Мы зовёмся e,i,y.

Если слева g стоит,

Как мотор он загудит.

После g когда нас нет

Громко хнычет он в ответ: [g-g-g].

Чтение буквосочетаний. (Приложение№1. Рис.4 )

Буквосочетание igh.

«У малышки i есть очень капризный братец g. Он всё время плачет (Видите

у него даже носовой платочек есть), Про плаксу g сочинили такие стишки:

Джи плаксивый и трусишка,

Встать в конце боится слишком.

Он боится всех согласных

И воинственных всех гласных.

Хнычет громко:[g-g-g], правило запомни ты.

Из-за его постоянных капризов мама h практически разучилась говорить.

Только всё время вздыхает:[h-h-h]. На что уж весёлый характер малышки i,

да и та иногда не знает, куда от братца деться. Вот и задумали они с мамой

уложить плаксу поспать. Лежит g в колыбельке, мама у изголовья качает, а

девочка в ногах. Братец заснул и молчит, уставшая мама тоже молчит, а

малышка i поёт колыбельную:[ai-ai-ai]».

Если буквы igh мы поставим рядом

Будет лишь малышка i песню петь с досады.

Буквосочетания sh, ch.

Если S передо мной,

Как змея шиплю я:[∫-∫-∫].

Если С передо мной,

Тишины прошу я:[t∫-t∫-t∫].

Буквосочетания ee, еа.

Мы сестрёнки- близнецы,

Годовалые мальцы.

Если рядом, мы пищим,

Потому что есть хотим [i:-i:-i:].

Пчёлка к деткам прилетала,

Сладким мёдом угощала.

Мы подружки-веселушки

Громко мы поём частушки [i:-i:-i:].

Буквосочетание ck.

Злится Kна букву С.

Почему – не знаем.

Но когда вдвоём они,

Мы лишь К читаем.

Буквосочетание оо+k.

Мы два маленьких мяча,катимся мы с горки

И в погоне сгоряча воем от восторга [u:-u:-u:].

Но когда мы К встречаем,

Выть мы быстро прекращаем [u].

Буквосочетания аl, wa.

Роль дана мне не простая:

Алфавит я начинаю.

Мне совсем не тяжело

Перед L звучать как [o:].

После W мне тоже [o:]

Приятней и дороже.

Буквосочетание th.

Второкласснику пока

Трудно сладить с нами:

Надо кончик языка

Захватить зубами.

Буквосочетание wh.

«Жили-были по соседству буквы W и H. Жили дружно, но однажды

рассорились, сильно уж обидела W свою подружку H. Перестала H с нею

разговаривать и молчит с тех пор».

Если будет справа

Буква О стоять,

Надо будет только

H один читать.

Букву О мы заменили,

W читать решили.

После знакомства с правилами чтения проводятся тренировочные

упражнения.

И вновь помогает игра и воображение. Традиционные упражнения не

вызывают у ребят интереса, но стоит предложить им игру в «Капитана

Флинта», как настроение меняется.

Даётся задание прочитать цепочку слов на доске. Каждое слово – риф,

который можно умело обойти, если прочесть слово правильно. Капитан

ведёт свою команду вперёд, т.е. читает слова, а класс повторяет хором за

ним. Если капитан ошибся, корабль получает пробоину. Капитану бросают

спасательный круг (хором читают слово правильно), но после этого

капитаном становится другой.

Можно варьировать эту игру, выбирая «Вождя индейцев» или «Самого

ловкого ковбоя». Для этого нужно метко стрелять из лука (верно

прочитанное слово) или ловко бросать лассо.

После ознакомления с правилами чтения букв С и G устраиваем «аукцион

слов»: класс делится на две команды. Одна команда может покупать слова, в

которых буква С или G читаются как [s] или [d3], другая покупает слова,

где C,G читаются как [k], [g].

После изучения четырёх типов чтения гласных очень эффективно

упражнение – «Лепить снежную бабу» (или «Строить дом», «Строить

пирамиду»). Учитель «бросает» первый «снежок», т.е. называет слово на

определённое правило чтения. Дети «катят снежный ком», по цепочке

называя слова, которые читаются по данному правилу. Катятся комья на все

четыре правила, и «снежная баба» готова.

Украшаем ёлку словами-игрушками. На каждой ветке – свой тип слога, или

яблоню – яблоками. Можно это упражнение проводить в виде соревнования.

Для закрепления чтения буквосочетаний создаются вместе с ребятами

опорные таблицы связанные с каким-либо зрительным образом, например:

слова

с

буквосочетанием еа «складываются»

(записываются)

в

чайник (Приложение№1. Рис.5 ).Слова с буквосочетанием ou селятся в

домике. Красочный мячик поможет прочитать слова с сочетаниями al(l).

Весёлая девочка – слова с ur, er, ir. Забавная луковка- слова, где

буква о читается звуком [Λ].

Для контроля усвоения правил чтения детям раздаются индивидуальные

карточки

такого

типа: (Приложение№1Рис.6) и

набор

слов.

Задание:

сгруппировать слова по типам чтения и вписать в карточку.

Опорные карточки помогают в одном случае предупредить ошибку, в

другом

проработать

её,

в

третьем

провести

профилактическое

повторение. Недаром в своей книге педагог С.Н.Лысенкова замечает:

«Главное – это не работать над допущенной ошибкой, а предупредить её.

Предупредить ошибку – значит повысить качество выполненной работы,

обеспечить ученику успех в труде, поддерживать у него постоянный стимул

к учению».

Работа с лексическим и грамматическим материалом.

Вначале обучения, когда объём лексики у школьников невелик, дети

хорошо запоминают простые, весёлые рифмовки на русском языке, в

которых русское слово рифмуется с английским. При этом фраза на

английском языке органично входит в их речь и постепенно наполняется

новым лексическим содержанием. Вот пример таких рифмовок:

***

Это птичка.It’s a bird.

Она семечки клюёт.

Вот свинья, It is a pig.

Не читает она книг

***

Вот девочка. This is a girl.

Я в гости к вам её привёл

***

Это муха. It’s a fly.

Сейчас прихлопну, так и знай.

***

Вот автобус.It’s a bus.

Я ждал его почти что час.

***

Вот машина. It’s a car.

Называется «Ока».

***

Вот огонь. This is a fire.

Он опасен, каждый знает.

***

Чистый сок. The juice is pure.

Сок любимый утром пью я.

***

Мальчик я. I am a boy.

С горки еду ледяной.

Съеду раз, потом второй,

Видишь смелый я какой.

***

Я девочка. I am a girl.

Есть кукла у меня.

Я мальчик.I am a boy.

С мячом играю я.

***

Я енот, Iam racoon.

Меня зовут енот-полоскун.

***

Ты енот? Are you a racoon?

Тебя зовут енот-полоскун?

Yes you are right.

Я люблю пищу.

Всегда сперва почищу,

Отполощу в воде

И уж тогда к еде.

***

Я не гусь. I am not a goosе.

Не кусаюсь я, не трусь!

***

- Это конь? Is it a horse?

Он тут кушает овёс?

- И съедает целый пуд.

Славный конь! The horse is good!

***

Draw, draw, draw,

Нарисуй скорей ведро.

***

My cousin сегодня наказан.

***

Green colour, red colour.

Я в краску кисточку макала.

***

У меня есть рыбка. I have got a fish.

Она живая, Васька, кыш!

Сидит, за рыбкою следит,

Хоть знает: если что – влетит.

***

Есть друг у тебя? Have you got a friend?

Совет дай тому, у кого его нет.

Если ты хочешь, чтоб были друзья,

Старайся пореже твердить: «я» да «я».

***

- Где ты живёшь? Скажи-ка мне.

I live in Moscow – Живу в Москве.

***

Умею стряпать. I can cook.

Но ненавижу резать лук.

Чтоб слёзы не лились из глаз,

Надену что? – Противогаз.

***

Плавать не умею. Icannot swim.

Не могу без круга – только с ним.

***

- Умеешь плавать? Can you swim?

- Не могу без круга – только с ним.

***

Люблю играть. I like to play.

Летом в футбол, зимой в хоккей.

***

Я вырос. Iam big. Ура!

Мой день рожденья был вчера.

***

Очень плохо! Very bad!Ты согнулся буквой Z.

Никогда так не сиди, за осанкою следи.

Ну-ка, спинку распрямляй, старайся быть как буква I.

***

I want to live. Хочу я жить.

Iwant to be. Хочу я быть.

Iwant to sleep. Хочу я спать.

I want to play. Хочу играть.

***

Мы I говорим про себя самого,

You – про тебя, а He – про него

***

-Как по-английски «благодарю»?

- Два слова простых и коротких –«Thank you».

По мере накопления лексики возможно использование рифмовок, где

предъявляемое слово рифмуется с уже знакомым.

***

Oh, where is the ball,

Oh, where, oh, where?

Is the ball in the box

Or under the chair?

***

Look at the boy

He has a toy.

***

I have a hare.

I have a bear.

My toys are here.

My toys are there.

***

I love my brother.

We love each other.

***

I see pink. He sees brown.

I stand up and he sits down.

***

Why is the sky so high?

Why can’t I learn to fly?

***

I can take a shower.

You can take a flower.

We can take a bus,

It is waiting for us.

***

Mary, Mary, take your seat,

Drink your tea and eat your meat.

***

If you are weak eat meat.

***

Hi, girl, go to the hall,

Stand at the wall and take a ball.

***

Girls wear blouses. Boys wear trousers.

***

Betty’s daughter washed a saucer and a saucepan.

***

Take some money, buy some honey.

***

Purple curtains, purple skirt,

Purple shirt and purple bird.

***

Mother has a dozen gloves.

***

Put your head on your bed.

***

Run round the playground.

***

If you are small, play with the doll,

If you are tall, play basketball.

***

Take a clock, go for a walk.

Особенно важную роль играет этот вид работы при изучении грамматики.

Стихи, рифмовки, песни, интересные и творческие задания, сказки о каких-

либо грамматических явлениях помогают превратить этот вид работы из

серого и скучного, а порой и очень сложного, в увлекательный и интересный.

Вот некоторые из них:

Формы глагола to be.

***

Iam Ann, you are Dan,

He is Peter, She is Rita.

They are four, no more.

I am not Ann, you are not Dan,

He is not Peter, she is not Rita.

Am I Ann? Are you Dan?

Is he Peter? Is she Rita?

***

Песня (мотив «В траве сидел кузнечик»)

I am, he is, she is , it is,

We are, you are, they are.

I am, I am, he is, he is, she is,she is, it is.

We are, we are, you are, you are,

They are, they are, they are.

Present Simple.

I live here, you live near,

Tom lives so far that he goes in a car.

We live near, you live here,

Tom and ray live far away.

***

I love my cat. It’s warm and fat.

My cat is grey, it likes to play.

Present Simple в придаточных условия и времени.

***

When I am ten, I’ll get a pan,

Then I shall write like brother Ben.

***

If bees stay at home, rain will soon come;

If they fly away, fine will be the day.

Present Continuous.

***

I am counting to ten, you are giving them a pen,

She is looking at the door, he is sitting on the floor.

All of us are working well, waiting for the bell.

Simple Future.

***

Песня « On a hunting we will go».(Приложение№2 . Рис.1)

On a hunting we will go, a hunting we will go.

We’ll catch a fox and put him in a box,

And never let him go.

Past simple.

***.

One, two, three, four, five, оnce I caught a fish alive.

Six, seven, eight, nine, ten, then I let it go again.

Why did you let it go?

Because it bit my finger so.

Which finger did it bite?

The little finger on the right.

The Crooked Man. (Приложение№2 . Рис.2)

There was a crooked man,

And he walked a crooked mile,

He found a crooked sixpence

Against a crooked stile;

He bought a crooked cat,

Which caught a crooked mouse,

And they all lived together

In a little crooked house.

Модальный глагол can.

***

I love learning English, I can read, I can write,

I can speak English too, I love learning English

And what about you?

Разучивание рифмовок сопровождается показом иллюстраций, которые

часто

дети

готовят

самостоятельно;

отстукиванием

ритма

бубном,

ладошками или просто карандашом о стол. Чтобы рифмовки повторялись в

течение всего года, время от времени ворачиваемся к ним, увязывая с темой

урока, устраиваем конкурсы: кто больше знает рифмовок и может объяснить,

какие грамматические формы в них представлены. Тренировочные, а также

контрольно-проверочные

письменные

задания

оформляю

в

виде

индивидуальных иллюстрированных карточек.



В раздел образования