Напоминание

Проект "Богатство русского народа"


Автор: Зиновьева Светлана Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад "Березка"
Населённый пункт: г.о.г. Переславль-Залесский
Наименование материала: Проект с детьми старшего дошкольного возраста
Тема: Проект "Богатство русского народа"
Дата публикации: 02.05.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«БОГАТСТВО РУССКОГО НАРОДА»

Автор: Зиновьева Светлана Васильевна, воспитатель высшей

квалификационной категории МДОУ «Детский сад «Березка», г.о.г.

Переславль-Залесский, Ярославской области

Цель: создание условий для формирования познавательного интереса к

русской народной культуре через ознакомление с русскими народными

промыслами.

Задачи:

Познакомить детей с историей возникновения народных промыслов,

процессом изготовления, основными материалами и элементами

декоративной росписи (Городецкая роспись, Гжель, Дымковская

игрушка, Филимоновская игрушка, Богородская игрушка, Хохломская

и Жостовская роспись).

Расширить представления детей о материалах природного (дерево и

глина) и рукотворного мира (фарфор).

Развивать у детей нравственно-патриотические чувства: любовь к

Родине, гордость за трудолюбие своего народа, уважение к труду

народных мастеров.

Воспитывать уважение к культуре и творчеству русского народа.

Участники: воспитанники старшей группы, воспитатель, родители.

Вид проекта: информационно - творческий;

Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели)

Актуальность проекта:

У детей недостаточно знаний о богатстве и самобытности русского

народа. Большинство считает, что под термином богатство подразумеваются

только материальные блага и полезные ископаемые нашей страны. Но ведь

основное богатство нашей огромной страны – это люди, трудолюбивые,

патриотичные!

Русский народ имеет очень глубокие исторические и

культурные корни.

Человек, который не изучает культуру, творчество своего народа, не

может считать себя полноценным гражданином своего Отечества,ведь

народное декоративно-прикладное искусство родной страны – неотъемлемая

часть культуры.Народное творчество несёт в себе много национальных

традиций, оно тесно связано с жизнью русского народа в настоящее и

прошлое время.

Любовь к Родине зарождается в раннем детстве, когда

ребёнок особенно восприимчив ко всему новому, яркому.

Декоративно-прикладное искусство благотворно влияет на развитие

фантазии, образного мышления детей, на активизацию процесса детского

творчества. Дети свои эмоции при знакомстве с декоративно–прикладным

искусством выражают в творчестве. Чем богаче и сильнее эмоции, тем

плодотворнее они себя выявляют в практической деятельности.

Планируемые результаты проекта

У

детей

наблюдается

положительная

динамика

в

формировании

национального самосознания. Дети знают названия народных промыслов,

различают изделия по элементам росписи, форме и материалу. Дети

обладают представлениями о рукотворных и природных материалах.

Ход проекта:

Началось

все

с

похода

в

библиотеку.

Тема

была

про

богатырей.

Библиотекарь, Жанна Анатольевна спросила деток: «Чем и кем богата

русская земля?» Дети начали отвечать. Ответы сводились к деньгам, еде и

полезным ископаемым. Я задумалась… А ведь и правда дети мало еще знают

о своей Родине. Продолжила я беседу в группе. Рассмотрели и вспомнили

символику России, поговорили о природных ресурсах. Я им показала

хохломской поднос и плетеный из липового лыка сувенирный лапоток.

Ребята оживились, стали рассказывать, что такой рисунок они уже видели в

музыкальном зале на столике с музыкальными инструментами, на ложках и в

нашем мини-музее «Чудо-дерево». Еще они давно рисовали на занятии, но

вот названия, конечно, не вспомнили. Про лапоть тоже немного рассказали,

знают, что на ноги их надевали. Мы с ними выяснили, что есть у нас в России

такие предметы искусства, глядя на которые, жители других государств

точно понимают, что это сделано руками русских умельцев. Решили эту тему

изучить глубже, а затем создать выставку предметов ДПИ.

Работа закипела.

Каждый вид промысла мы сначала изучали в беседе с просмотром

презентации. Затем решали, как и из какого материала будем изготавливать

экспонаты музея.

Первой выбрала филимоновскую игрушку, лошадка детям понравилась

больше всех. Решили для начала использовать бумагу. В технике оригами

изготовили саму лошадь и затем раскрасили.

Следующей была та самая хохлома. У нас несколько экспонатов есть в своем

мини-музее. Рассмотрели, потрогали, дети безошибочно определили, что это

дерево. В этот раз я для них подготовила фильм. Была когда-то на

телевидении программа «Галилео». Там показывали увлекательный фильм

про изготовление хохломских изделий, один недостаток, там попутно

раскрашивали автомобиль хохломской росписью. Вырезала ненужные

кусочки из видео, получился очень динамичный фильм, демонстрирующий

все тонкости производства деревянной посуды. Мы решили раскрасить

тарелки, приобрели картонные, но рисовать по ним не получилось,

влагостойкое покрытие собирает краску в капельки. Тогда мы покрыли

тарелки белыми салфетками(по типу декупаж), раскрасили в черный цвет,

хотя дети знают, что на самом деле мастера красят по золотому. Но

рассмотрев тонкости нанесения рисунка, решили, что мы еще не умеем

рисовать такие сложные элементы. Использовали технику штампинг.

Ох, уж это волшебство Гжели! Рассмотрели игрушки, колокольчики, посуду

и даже полотенца. Презентация помогла ребятам познакомиться с процессом

изготовления и элементами росписи. Решили изготовить колокольчики. Даже

спорить не пришлось, почти все стали предлагать стаканчики. Помогла нам

техника Декупаж. У каждого получился свой неповторимый рисунок.

Дымковская барышня-водоноска есть у нас в группе, дети видят ее

ежедневно, а с помощью презентации узнали о многообразии Дымковских

игрушек. Узнали историю промысла, почему именно глина является

материалом для Дымки. Ну и конечно, сами решили сделать барышню. Для

основы (юбки) использовали обрезанную пластиковую бутылку.

Чем могли люди порадовать своих детей в давние времена, когда из всех

материалов было дерево и глина? Дымковская глиняная игрушка–это

хорошо, а еще лучше игрушка динамическая, умеющая двигаться. Как и

раньше, историю и технологию дети узнали из презентации. Пришло время

решать, кого сделать и из чего. Самый частый персонаж Богородской

игрушки–это медведь. А мы решили сделать белочек. Выбрали толстый

картон. Немного усердия и наши белочки стучат шишками, вытряхивая

семечки.

Как же красива Городецкая роспись! Ей можно украсить все что захочется:

сахарницу, шкатулку, поднос или изготовить картину. Ведь в городецкой

росписи такие разнообразные сюжеты: чаепитие, праздничные гуляния,

тонконогие, изящные кони, петушки, похожие на невиданных птиц. Мы с

ребятами решили, что пока не достигли такого мастерства, поэтому

превратили раскраски в яркие Городецкие доски.

К счастью, у нас есть свой мини-поднос с образцом Жостовской росписи.

Детям всегда интересней потрогать и рассмотреть настоящий предмет.

Презентация, как обычно рассказала нам о технологии производства и

истории возникновения росписи, дети рассмотрели основные элементы и

цвета. Долго совещались, я показала детям крышечку от сметаны, чем не

мини-поднос. Утвердили. Какой же материал мы еще не использовали?

Пластилин. Вот и жостовские подносы в технике пластилинография.

Подложили рисунок под прозрачный корпус, вот и рисунок получился.

В заключении мы с детьми снова обсудили тему богатства русского народа.

Самое интересное, что ребята называли не только людей–мастеров, но и их

руки. Говорили, что умелые, работящие руки–это тоже богатство. Не

поспоришь! Дети отгадывали загадки по виды ДПИ, собирали тематические

пазлы на скорость и называли роспись, которая получилась.

Я задала вопрос: «Довольны ли вы своими работами? Красивая ли выставка?

Понравилось ли создавать шедевры своими руками?» Все ответы были

утвердительными.

Дети в ходе проекта получили много новых знаний, развивали творческие

навыки. Каждый предмет нашей выставки изготовлен с любовью, в ходе

общих бесед обсуждали, как и из чего мы могли бы изготовить каждый из

них, чтобы достигнуть схожести с настоящими экспонатами. Наверное,

поэтому

дети,

не

ошибаясь,

ориентируются

в

названиях

народных

промыслов. Знают, из какого материала их изготавливают мастера, помнят

основные цвета, некоторые элементы, а также что изготавливают мастера:

посуду, игрушки, картины или шкатулки.

Родители привлекались для помощи в приобретении и сборе расходных

материалов для творчества и вместе с детьми обсуждали и закрепляли

пройденный материал.



В раздел образования