Автор: Бычкова Ирина Владимировна
Должность: преподаватель фортепиано, концертмейстер
Учебное заведение: МБУДО "ДМШИ №1"
Населённый пункт: город Саратов
Наименование материала: сценарий
Тема: «Природа в фортепианной миниатюре»
Дата публикации: 02.06.2025
Раздел: дополнительное образование
Сценарий проведения лекции-концерта в ДМШИ
«Природа в фортепианной миниатюре»
Сегодня мы послушаем фортепианные произведения композиторов из
разных эпох. Это будут произведения разных жанров. Главный объект
исследования - природа в музыке.
Для начала зададимся вопросом: что такое музыка?
Можно дать много определений, но основное:
Музыка- это вид искусства, художественным материалом которого является
звук, особым образом организованный во времени.
А что такое природа?
Интересный и увлекательный вопрос. Есть множество определений:
Природа – это живой организм, который рождается, развивается, творит и
создает, а затем умирает.
Природа –это внешний мир, в котором мы живем, этот мир подчиняется
неизменным на протяжении миллионам лет законам. Природа первична, она
не может быть создана человеком, и мы должны воспринимать её как
данность.
Птицы, листья, дождь, океан, огонь, костёр, ручей – эти, и многие другие
явления обладают своим собственным звуком. Природа, отчасти, является
композитором, создающим свои собственные звуковые явления. Трели птиц
ранним утром, шелест листьев на ветру, раскаты грома, капли дождя
барабанят по стеклу, ручей бежит с гор, шум волн в океане, хруст снега –
продолжать можно бесконечно долго. Это музыка природы.
Изображение
природы
в
искусстве
никогда
не
было
простым
её
копированием. Как бы ни были прекрасны леса и луга, как бы ни манила
художников стихия моря, как бы ни очаровывала поэта золотая осень – все
эти образы, будучи запечатленными в звуках, на холсте, в стихах, вызывали
сложные чувства, переживания. Природа в искусстве одухотворена, она
печальна или радостна, задумчива или величава: она такова, какой видит её
человек.
Сейчас мы услышим, как чувствует весну композитор Вильгельм Фридрих
Эрнст Бах, единственный внук Иоганна Себастьяна Баха, снискавший славу
композитора. Жил в ХVIII веке, в Германии.
1. В.Ф. Бах «Весна».
А теперь поговорим об осени. Любимое время многих поэтов, музыкантов и
художников. Наблюдая за ней, они могли показать золото и багрянец
осенних листьев, лазурь неба, шум дождя. Осень -то время года, которое
сочетает в себе настроение грусти и светлую лирическую созерцательность,
пышную цветовую гамму сентября, октября и скромную палитру ноября.
2. В. Купревич «Осенний эскиз».
Виктор Викторович Купревич (1925-2005) – советский и российский
композитор литовского происхождения.
3.В. Ребиков «Осенние листья».
Владимир Иванович Ребиков (1866-1920) – русский композитор, пианист,
музыкальный реформатор, писатель.
А теперь, зарисовка природы, музыкальный пейзаж «Утро в горах», как его
видит композитор – Жанна Металлиди (1934- 2019) г. Санкт-Петербург.
Утро в горах (Ф. Тютчев)
Лазурь небесная смеётся,
Ночной омытая грозой,
И между гор росисто вьётся
Долина светлой полосой.
Лишь высших гор до половины
Туманы покрывают скат,
Как бы воздушные руины
Волшебством созданных палат.
Хочется вспомнить стихотворение И. Бунина на эту же тему:
Светит в горы небо голубое,
Молодое утро сходит с гор.
Далеко внизу - кайма прибоя,
А за ней –сияющий простор.
С высоты к востоку смотрят горы,
Где за нежно-млечной синевой
Тают в море белые узоры
Отдаленной цепи снеговой.
И в дали, таинственной и зыбкой,
Из-за гор восходит солнца свет –
Точно горы светлою улыбкой
Отвечают братьям на привет.
4.Ж. Металлиди «Утро в горах».
А сейчас обратимся к творчеству композитора, пока ещё мало известного
широкой аудитории, но очень интересного, на мой взгляд. Это - Маргарита
Павловна Тарапатова. Она- наша современница. Родилась и выросла в городе
Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). В настоящее время преподаёт в детской
школе
искусств
города
Тосно,
Ленинградской
области.
В
своём
произведении
«Багамский
бриз»
композитор
очень
удачно
передала
настроение этого явления в лёгком ритме босса-новы. Что, как не босса-нова:
самая летняя, тёплая и беззаботная музыка в мире, сможет передать
спокойную, освежающую атмосферу бриза, - легкого ветра вблизи больших
водоёмов, скорость и направление которого может внезапно меняться
несколько раз в сутки? Темы произведения также неожиданно меняются: с
задумчивой, спокойной - на игривую и лёгкую.
Давайте послушаем это произведение:
5. М. Тарапатова «Багамский бриз»
Следующее произведение, которое мы сейчас услышим, создано уральским
композитором Игорем Алексеевичем Парфеновым (1928-2018), г.Курган.
Долгая и плодотворная деятельность Парфёнова протекала под сенью двух
муз – он был талантливым композитором и художником-пейзажистом, при
этом 40 лет своей жизни посвятил преподаванию музыкальных дисциплин
детям.
Музыка для детей стала областью, где наиболее ярко раскрылся талант
композитора. Центральной темой его творчества является красота мира
природы, воплощающаяся в разнообразных пьесах- пейзажах.
Пьеса «Лесная фиалка»- передаёт настроение леса, его внутреннюю поэзию.
Лесная фиалка. (Нина Шендрик)
Звенел Апрель капелью,
Снега сгонял ручьями,
Качая колыбельку
Цветочную ночами.
Лиловая фиалка –
Лесов прохладных фея,
Её благоуханье –
Для Ангела Апреля.
Под веточкой еловой
Весеннее дыханье,
Сиреневая зорька,
И нежное признанье.
Так хрупок стебель бледный,
Лиловый цвет неярок,
Написан акварелью
Букет лесных фиалок.
6. И. Парфёнов «Лесная фиалка»
Следующая музыкальная миниатюра представляет собой как бы небольшую
остановку в продолжительном путешествии. Для неё характерна элегическая
задумчивость, благодаря певучей мелодии на фоне остинато. Это пьеса уже
знакомого нам композитора В. Купревича «Маки в поле»- пейзаж-
настроение, созвучный чувствам композитора, охватившим его в момент
любования природой альпийских лугов. Трогательный образ цветущего
макового поля, с невысокими, колышущимися на ветру красными и желтыми
цветками, рисует светлая и немного грустная мелодия с выразительными
интонациями.
7. В. Купревич «Маки в поле».
Продолжая тему цветов и весны в музыке, нельзя не вспомнить произведение
П.И.Чайковского «Подснежник» - гимн весне, красоте природы. Несколько
слов
о
композиторе:
Петр
Ильич
Чайковский
(1840-1893)-
русский
композитор, педагог, дирижёр и музыкальный критик, оставил богатейшее
музыкальное
наследие,
в
том
числе
фортепианные
миниатюры
и
фортепианные циклы. Цикл «Времена года» состоит из 12-ти пьес, каждая из
которых посвящена определённому месяцу в году. Пьеса «Подснежник»
посвящена четвертому месяцу- апрелю.
Чайковский очень чутко смог передать настроение расцветающей весны:
волнение,
созерцание
пробуждающейся
природы,
радость.
В
пьесе
присутствуют легкость и танцевальность.
В качестве эпиграфа были выбраны строки из стихотворения А.Н. Майкова
«Весна»:
Голубенький чистый,
Подснежник – цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние слезы
О горе былом
И первые грёзы,
О счастье ином…
8. П.И.Чайковский «Подснежник».
Звуки природы послужили основой для создания многих музыкальных
произведений. Природа мощно звучит в музыке. Изображать музыкально
звуковые явления природы, а также людей, птиц, животных – это дар,
который есть не у всех композиторов, но те, кто владели этим даром, создали
шедевры искусства, которые будут жить веками.
Спасибо за внимание! До новых встреч!