Автор: Рахматуллина Аниса Анваровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №70"
Населённый пункт: г.Казань, Республика Татарстан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методы и приемы обучения пению детей дошкольного возраста
Дата публикации: 02.07.2023
Раздел: дошкольное образование
« Методы и приемы обучения пению детей дошкольного возраста»
(Консультация для педагогов)
Музыкальный руководитель: Рахматуллина Аниса Анваровна
«Для ребенка голос – это первейший и самый доступный инструмент »
Л. Стоковский
Пение является одним из видов исполнительской деятельности детей дошкольного
возраста, и играет важную роль в музыкальном и личностном развитии. Основная цель
певческой деятельности – воспитание у детей певческой культуры, приобщение их к
музыкальному искусству. Песня, благодаря словесному тексту, доступнее детям по
содержанию, чем любой другой музыкальный жанр.
Из публикаций О.П. Радыновой, следует, что овладение пением у детей происходит
постепенно, в результате «бесчисленных проб, в процессе которых у них, с одной
стороны, создается умение владеть голосовым аппаратом, а с другой вырабатываются
музыкально-слуховые представления» (Б.М. Теплов). Несмотря на то, что певческие
возможности дошкольников невелики специальные исследования, проведенные К.В.
Тарасовой и И.Г. Владимировой, показали, «что голоса уже в дошкольном возрасте
делятся на три природных типа: высокие, средние, низкие, каждый из которых
характеризуется присущими ему тембровой окраской, общим звуковысотным и
примарным диапазонами». Поэтому, уже с младшего возраста, обучение детей пению
должно осуществляться в соответствии с природными типами голосов, иметь
индивидуальную направленность. Педагог уже в младшем дошкольном возрасте должен
выявить для себя по тембру голоса ребенка его примарный диапазон и в дальнейшем
подбирать удобную тональность для пения, соответствующий репертуар, с целью
развития у дошкольника чистоты интонации.
Песенный репертуар, помимо песен для различных видов деятельности включает в
себя певческие упражнения, которые способствуют развитию певческой техники и
музыкального слуха. О.П.Радынова в начале учебного года во всех возрастных группах
предлагает выполнять упражнения на развитие дикции и артикуляции. В своей работе с
детьми младшего возраста для развития артикуляционного аппарата я использую
различные виды звукоподражаний преимущественно в высоком и иногда в низком
регистре, вокальные диалоги взрослых и детей.
С детьми старшего возраста включаю в образовательную деятельность разнообразные
виды проговаривания текста:
1.
произнесение коротких фраз шёпотом и громко;
2.
беззвучная, но активная артикуляция при беззвучном пении с опорой на внешнее
звучание;
3.
пение то вслух, то про себя;
4.
проговаривание текста: волнообразно, очень быстро и очень медленно, как будто
во рту горячая картошка, как будто замерзли, зевая и засыпая.
Проговаривание или пение чистоговорок, скороговорок, так же способствуют
решению данной задачи. Для освобождения нижней челюсти использую попевки с
пропеванием слогов: «мяу» «га-га», «да-да», а так же слов «роза», «лапа».
К следующему виду упражнений О.П. Радынова относит упражнения на развитие
певческого дыхания. В своей работе я использую следующие упражнения:
1.
кто дольше? Чей паровоз дольше гудит? Чья дудочка дольше поет?
2.
почувствуй аромат цветка – сделать вдох и задержать дыхание;
3.
произнесение текста активным шепотом на крепком выдохе;
4.
стаккато - «У»
5.
попевки сначала с короткими фразами, затем фразы удлиняются.
С целью развития умения петь протяжно, напевно предлагаю детям старшего
возраста следующие упражнения:
1.
выдувание мелодии на звук «У»;
2.
слоги, способствующие полетности звука: «лью», «вью»;
3.
пение на полуулыбке;
С целью развития у детей певческого диапазона и в качестве распевания, исполняю
с ними несложные попевки в различных тональностях.
Поскольку у детей дошкольного возраста в процессе знакомства с песней
задействовано только слуховое восприятие, то на разучивание текста и мелодии песни
требуется не одно занятие. Чтобы подкрепить интерес к песне, помочь ее разучить
быстрее применяю следующие игровые приемы:
1.
в подкрепление слушанию наглядные иллюстрации, передающие содержание
песни;
2.
использование моделей изображающих действие, соответствующее тексту песни;
3.
слушание мелодии песни с прохлопыванием метроритма песни, отдельного
ритмического рисунка,
4.
слушание с элементами массажа (прохлопывание метроритма песни по спине в
парах, по рядам, стоя в кругу друг за другом и т. д ), применяются разные виды
похлопывания;
5.
слушание песни с предложением детям хлопнуть на каком-то определенном слове;
впоследствии на самом высоком звуке;
6.
передать в образных движениях содержание песни;
7.
слушать песню в кругу с передачей предмета, способного извлекать звук во время
паузы;
8.
пение, начало фразы музыкальный руководитель, конец фразы дети;
9.
запев музыкальный руководитель, припев дети и наоборот;
10. пение по руке с показом звуковысотности;
11. пение с широким дирижерским жестом музыкального руководителя - вслух, жест у
груди – про себя, затем дирижеры дети;
12. пение в различных настроениях (плаксиво, задорно, хитренько, лениво, активно,
грустно..) по желанию детей;
13. пение в различных темпах;
14. пение на различные слоги, в том числе и звукоподражания;
15. пение по рядам;
16. пение по группам;
17. пение по цепочке;
18. пение с изменением места после каждого куплета;
19. пение с перестроением в конце песни (по диагонали, в три круга, в две шеренги…)
Игровые приемы способствуют поддерживанию интереса детей на протяжении всей
работы с песней, развитию музыкальных способностей, внимания, памяти, мышления,
сохранению двигательной активности, и непроизвольному заучиванию песни.