Напоминание

Методы и приемы обучения пению детей дошкольного возраста


Автор: Рахматуллина Аниса Анваровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №70"
Населённый пункт: г.Казань, Республика Татарстан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методы и приемы обучения пению детей дошкольного возраста
Дата публикации: 02.07.2023
Раздел: дошкольное образование





Назад




« Методы и приемы обучения пению детей дошкольного возраста»

(Консультация для педагогов)

Музыкальный руководитель: Рахматуллина Аниса Анваровна

«Для ребенка голос – это первейший и самый доступный инструмент »

Л. Стоковский

Пение является одним из видов исполнительской деятельности детей дошкольного

возраста, и играет важную роль в музыкальном и личностном развитии. Основная цель

певческой деятельности – воспитание у детей певческой культуры, приобщение их к

музыкальному искусству. Песня, благодаря словесному тексту, доступнее детям по

содержанию, чем любой другой музыкальный жанр.

Из публикаций О.П. Радыновой, следует, что овладение пением у детей происходит

постепенно, в результате «бесчисленных проб, в процессе которых у них, с одной

стороны, создается умение владеть голосовым аппаратом, а с другой вырабатываются

музыкально-слуховые представления» (Б.М. Теплов). Несмотря на то, что певческие

возможности дошкольников невелики специальные исследования, проведенные К.В.

Тарасовой и И.Г. Владимировой, показали, «что голоса уже в дошкольном возрасте

делятся на три природных типа: высокие, средние, низкие, каждый из которых

характеризуется присущими ему тембровой окраской, общим звуковысотным и

примарным диапазонами». Поэтому, уже с младшего возраста, обучение детей пению

должно осуществляться в соответствии с природными типами голосов, иметь

индивидуальную направленность. Педагог уже в младшем дошкольном возрасте должен

выявить для себя по тембру голоса ребенка его примарный диапазон и в дальнейшем

подбирать удобную тональность для пения, соответствующий репертуар, с целью

развития у дошкольника чистоты интонации.

Песенный репертуар, помимо песен для различных видов деятельности включает в

себя певческие упражнения, которые способствуют развитию певческой техники и

музыкального слуха. О.П.Радынова в начале учебного года во всех возрастных группах

предлагает выполнять упражнения на развитие дикции и артикуляции. В своей работе с

детьми младшего возраста для развития артикуляционного аппарата я использую

различные виды звукоподражаний преимущественно в высоком и иногда в низком

регистре, вокальные диалоги взрослых и детей.

С детьми старшего возраста включаю в образовательную деятельность разнообразные

виды проговаривания текста:

1.

произнесение коротких фраз шёпотом и громко;

2.

беззвучная, но активная артикуляция при беззвучном пении с опорой на внешнее

звучание;

3.

пение то вслух, то про себя;

4.

проговаривание текста: волнообразно, очень быстро и очень медленно, как будто

во рту горячая картошка, как будто замерзли, зевая и засыпая.

Проговаривание или пение чистоговорок, скороговорок, так же способствуют

решению данной задачи. Для освобождения нижней челюсти использую попевки с

пропеванием слогов: «мяу» «га-га», «да-да», а так же слов «роза», «лапа».

К следующему виду упражнений О.П. Радынова относит упражнения на развитие

певческого дыхания. В своей работе я использую следующие упражнения:

1.

кто дольше? Чей паровоз дольше гудит? Чья дудочка дольше поет?

2.

почувствуй аромат цветка – сделать вдох и задержать дыхание;

3.

произнесение текста активным шепотом на крепком выдохе;

4.

стаккато - «У»

5.

попевки сначала с короткими фразами, затем фразы удлиняются.

С целью развития умения петь протяжно, напевно предлагаю детям старшего

возраста следующие упражнения:

1.

выдувание мелодии на звук «У»;

2.

слоги, способствующие полетности звука: «лью», «вью»;

3.

пение на полуулыбке;

С целью развития у детей певческого диапазона и в качестве распевания, исполняю

с ними несложные попевки в различных тональностях.

Поскольку у детей дошкольного возраста в процессе знакомства с песней

задействовано только слуховое восприятие, то на разучивание текста и мелодии песни

требуется не одно занятие. Чтобы подкрепить интерес к песне, помочь ее разучить

быстрее применяю следующие игровые приемы:

1.

в подкрепление слушанию наглядные иллюстрации, передающие содержание

песни;

2.

использование моделей изображающих действие, соответствующее тексту песни;

3.

слушание мелодии песни с прохлопыванием метроритма песни, отдельного

ритмического рисунка,

4.

слушание с элементами массажа (прохлопывание метроритма песни по спине в

парах, по рядам, стоя в кругу друг за другом и т. д ), применяются разные виды

похлопывания;

5.

слушание песни с предложением детям хлопнуть на каком-то определенном слове;

впоследствии на самом высоком звуке;

6.

передать в образных движениях содержание песни;

7.

слушать песню в кругу с передачей предмета, способного извлекать звук во время

паузы;

8.

пение, начало фразы музыкальный руководитель, конец фразы дети;

9.

запев музыкальный руководитель, припев дети и наоборот;

10. пение по руке с показом звуковысотности;

11. пение с широким дирижерским жестом музыкального руководителя - вслух, жест у

груди – про себя, затем дирижеры дети;

12. пение в различных настроениях (плаксиво, задорно, хитренько, лениво, активно,

грустно..) по желанию детей;

13. пение в различных темпах;

14. пение на различные слоги, в том числе и звукоподражания;

15. пение по рядам;

16. пение по группам;

17. пение по цепочке;

18. пение с изменением места после каждого куплета;

19. пение с перестроением в конце песни (по диагонали, в три круга, в две шеренги…)

Игровые приемы способствуют поддерживанию интереса детей на протяжении всей

работы с песней, развитию музыкальных способностей, внимания, памяти, мышления,

сохранению двигательной активности, и непроизвольному заучиванию песни.



В раздел образования