Автор: Банникова Татьяна Витальевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ гимназия №108
Населённый пункт: город Екатеринбург Свердловской области
Наименование материала: Статья
Тема: Критерии внедрения технологии проблемного обучения на уроках математики
Дата публикации: 02.07.2025
Раздел: среднее образование
Методическая разработка: Критерии внедрения технологии проблемного обучения
на уроках математики.
В современных условиях модернизации образования особую значимость приобретает
формирование у учащихся опыта самостоятельной деятельности и системы
универсальных учебных действий. Формирование данных видов деятельности относится к
проблемному обучению. «Проблемное обучение» становится одним из ключевых
инструментов достижения этих целей.
«Проблемное обучение» – это организация учебных занятий, предполагающая создание
под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную
деятельность учащихся по их разрешению. Основные цели и задачи и задачи
проблемного обучения: формирование навыков самостоятельной познавательной
деятельности, развитие критического и творческого мышления. активизация
познавательной активности учащихся, формирование универсальных учебных действий.
Структуры проблемного урока: осознание проблемной ситуации; анализ ситуации и
формулировка проблемы; выдвижение гипотез, обоснование путей решения, проверка
гипотез, проверка правильности решения. К способам создания проблемных ситуаций
относятся : теоретическое объяснение противоречивых явлений, использование
практических ситуаций, постановка поисковых заданий, анализ имеющихся
представлений, организация межпредметных связей, варьирование задач. При создании
проблемных ситуаций необходимо опираться на имеющиеся знания учащихся, показать
значимость изучения нового материала, поддерживать обеспечение познавательного
интереса обучающихся. Основные виды проблемных заданий: задачи с разрывом
причинно-следственных связей, поисковые задачи, исследовательские задания, задачи с
противоречивыми данными.
Ожидаемые результаты использования метода проблемного обучения. Предметные:
освоение математических понятий, формирование вычислительных навыков, развитие
математического мышления. Метапредметные: развитие логического мышления,
формирование исследовательских умений. совершенствование коммуникативных
навыков. Личностные: повышение мотивации к обучению, развитие самостоятельности,
формирование критического мышления.
К основным критериям эффективности внедрения технологии проблемного обучения
можно отнести следующие диагностические показатели: динамику учебной мотивации,
уровень сформированности исследовательских умений, качество предметных результатов,
развитие коммуникативных навыков. Результативным критерием является показатель
качества усвоения учебного материала.
Технология проблемного обучения позволяет формировать гармонически развитую
личность, способную к самостоятельному мышлению и решению нестандартных задач.
Успешность внедрения зависит от систематического применения данной технологии и
профессиональной компетентности педагога.