Напоминание

" Бумажная филигрань. Квиллинг как средство развития мелкой моторики и развития речи детей дошкольного возраста."


Авторы: Тельдякова Елена Юрьевна, Саламахина Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ детский сад №18
Населённый пункт: Волгоградская область, г. Волгоград
Наименование материала: мастер-класс
Тема: " Бумажная филигрань. Квиллинг как средство развития мелкой моторики и развития речи детей дошкольного возраста."
Дата публикации: 02.07.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

" ДЕТСКИЙ САД №18 КИРОВСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА"

Мастер - класс по теме:

" Бумажная филигрань. Квиллинг как средство

развития мелкой моторики и развития речи детей

дошкольного возраста."

Воспитатель: Тельдякова Е.Ю.

Волгоград 2020 г.

Тема мастер - класса :

" Бумажная филигрань. Квиллинг как средство

развития мелкой моторики и развития речи детей дошкольного

возраста."

Цель – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в

процессе овладения элементарными приемами техники «бумагокручение»,

как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи :

Образовательные:

Познакомить

детей

с

базовыми

элементами

техники

«квиллинга»

и

основными их понятиями.

Обучать созданию композиций из элементов, выполненных в технике

«квиллинг».

Формировать у детей умения следовать устным инструкциям воспитателя.

Познакомить детей с такими основными геометрическими понятиями как:

круг, квадрат, треугольник и т.д.

Обогащать словарь детей новыми специальными терминами.

Развивающие:

Развивать у детей мелкую моторику рук, глазомер.

Развивать творческую фантазию и художественный вкус,

творческие способности у детей дошкольного возраста.

Развивать у дошкольников память, мышление, внимание, воображения.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству «квиллинг».

Воспитывать у детей дружеские взаимоотношения, взаимопомощь.

Способствовать проявлению творческой самостоятельности и активности

Воспитывать аккуратность: в работе с клеем, в накручивании бумажных

полос на инструмент, содержать свое рабочее место в порядке.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

- словесный (беседа, рассказ);

- наглядный (показ готовых работ, наблюдение за процессом накручивания

бумажных лент на инструмент и придания им нужной формы, работа по

образцу и др.)

- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают данную

информацию;

- репродуктивный – дети дошкольного возраста воспроизводят полученные

знания и освоенные способы деятельности;

- частично-поисковый – дети ищут решение поставленной задачи совместно с

педагогом;

- исследовательский – сами дети без помощи воспитателя выполняют

творческую работу.

Методы,

в

основе

которых

лежит

форма

организации

деятельности

воспитанников на занятиях:

- фронтальный – совместная работа педагога со всеми детьми;

- индивидуально-фронтальный – в индивидуальной и фронтальной работе

ребенок может попросить помощи у воспитателя;

- групповой – совместная коллективная работа детей в группах;

- индивидуальный – ребенок сам выполняет поставленную перед ним

задачу.

в средней группе – 20 минут;

- в старшей группе – 25 минут;

- в подготовительной к школе группы – 30 минут.

Формы работы:

- индивидуальная (каждый ребенок самостоятельно должен уметь сделать

поделку);

- групповая (при коллективной работе каждая группа выполняет свое

задание);

- коллективная (в процессе выполнения коллективной работе дети работают

все вместе)

Принципы, лежащие в основе программы:

- доступности (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям

развития ребенка);

- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);

- демократичности и гуманизма (взаимодействие воспитателя и воспитанника

в социуме, реализация своих собственных творческих потребностей);

-

научности

(обоснованность,

наличие

методологической

базы

и

теоретической основы).

- «от простого к сложному» (научившись простым элементарным навыкам

работы, затем ребенок применяет свои знания в выполнении более сложных

творческих работах).

Ожидаемые результаты.

По результатам обучения данной программы дети:

научатся разным приемам работы с бумагой;

будут знать основные базовые формы и геометрические понятия

технике«квиллинг»;

научатся следовать устным инструкциям воспитателя;

будут создавать разные поделки, выполненные в технике «квиллинг»;

разовьют мелкую моторику рук и глазомер;

познакомятся с декоративно-прикладным искусством–«квиллинг»;

улучшат память, внимание, воображение и творческое мышление,

фантазию и коммуникативные способности, навык работы в

коллективе, творческие способности.

ВВЕДЕНИЕ.

Мелкая

моторика

это

дифференцированные

и

сложно

скоординированные движения кистей и пальцев рук при выполнении

действий. Способность ребенка правильно распределять мышечные усилия

при работе кистей рук, большого пальца по отношению к остальным - важное

условие для успешного овладения двигательными навыками учебной

деятельности.

Развитие мелкой моторики руки имеет непреходящее значение для

общего

физического

и

психического развития

ребенка.

Психологи,

физиологи,

медики,

педагоги

постоянно

подчеркивают,

что

уровень

сформированности мелкой моторики во многом определяет успешность

освоения

ребенком

изобразительных,

конструктивных,

трудовых

и музыкально-исполнительских

умений,

овладения

родным

языком,

иностранными языками, развития первоначальных навыков письма. Мелкая

моторика разнообразных бытовых и учебных действий – это согласованные

движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться»этими движениями:

держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить.

В первую очередь развитие мелкой моторики ребенка связано с его

общим

физическим развитием.

Исследования

учённых

доказали,

что

каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре

больших полушарий мозга. Двигательная активность ребенка, его предметно-

манипулятивная деятельность, способствующая развитию тонких движений

кистей и пальцев рук, оказывает стимулирующее влияние на речевую

функцию ребенка, на развитие у него сенсорной и моторной сторон речи.

Благодаря развитию пальцев

в

мозгу

формируется

проекция «схемы

человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от

тренированности

пальцев

рук.

Параллельно

с развитием

моторики

развиваются и все виды восприятия, например зрение, осязание, чувство

мускулов и суставов. Это является условием того, что ребенок будет в

состоянии

понять,

что

находится

у

него

в

руках.

Навыки

тонкой моторики помогают

ребенку

исследовать,

сравнивать,

классифицировать окружающие его вещи, и тем самым позволяют ему лучше

понять мир, в котором он живет.

Навыки

тонкой моторики помогают

ребенку

выразить

себя

через

творчество — игру, пластику, способствуют повышению самооценки

ребенка. Они облегчают ему участие в играх и (в школьном возрасте) в

работе, т. е. дают возможность приобрести социальный опыт, умения

смотреть, хватать, класть и ставить предмет в нужное место, манипулировать

предметами, рисовать, обращаться с книгой; подбирать, сортировать и

отбирать;

формируют

представление

о

неизменности

существования

предметов.

Таким образом, учёными было замечено, что систематическая работа по

тренировке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием

на развитие речи

является

мощным средством повышения

работоспособности коры головного мозга, у детей улучшаются внимание,

память, слух, зрение. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и

потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования

точных, координированных движений кистей и пальцев.

Рассмотрим использование техники «квиллинг» как средство развития

мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Что

же

такое «квиллинг»? Квиллинг (англ.

quilling

от

слова

quill «птичье перо», также известен как бумагокручение — искусство

изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки

длинных и узких полосок бумаги. В отличие от оригами, родиной которого

является Япония, искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14-

начале 15 века. В наши дни бумагокручение широко известно и популярно

как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. Но

самое

широкое

распространение

это

искусство

получило,

когда

оно «переехало» на Восток. Богатейшие традиции тончайшей графики и

пластики, изготовления бумаги и работы с ней дали искусству бумажной

пластики новую жизнь. С бумагой у нас связано представление о

непрочности

и

недолговечности.

Но «квиллинг» опровергает

это

утверждение - на филигранную объёмную подставку можно поставить, к

примеру, чашку или положить тяжелую книгу, и ни один завиток бумажного

кружева при этом не пострадает. Можно собрать из бумажных элементов

вазу для конфет и спокойно использовать её по назначению - не развалится

и

не

сломается. Квиллинг -

это

возможность

увидеть

необычные

возможности обычной бумаги.

Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить,

творить, создавать неповторимые изделия. Бумажный лист помогает ребёнку

ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное -

безгранично творческим человеком. В современных условиях бумага

приобретает новое звучание, ей можно работать в разных техниках. Работа

построена «от

простого

к

сложному».

Рассматриваются

различные

методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых

разнообразных техник (бумагокручение,

конструирование,

мозаика,

аппликация). В настоящее время искусство работы с бумагой в детском

творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом

творчества, который доступен каждому.

Техника «квиллинг»

На первый взгляд техника бумагокручения несложна. Полоска бумаги

для квиллинга свивается в плотную спираль. Начать навивку будет удобно,

накрутив край бумажной ленты для «квиллинга» на кончик стержня. Но не

всем детям это удобно и они предпочитают крутить без него, иные

предпочитают зубочистки. Сформировав сердцевину спирали, продолжать

работу целесообразно без использования инструмента для «квиллинга».

Таким образом дети подушечками пальцев чувствуют, однородно ли

формируется рулон, и вовремя могут скорректировать усилия. В результате

должна образоваться плотная спираль меньше сантиметра в диаметре. Она

будет основой дальнейшего многообразия всех форм. После этого бумажная

спираль распускается до нужного размера, и затем из неё формируется

необходимая квиллинговая

фигура.

Кончик

бумаги

прихватывается

капелькой клея. Роллам можно придавать самые различные формы, выполняя

сжатия и вмятины.

Всего существует 20 базовых элементов для «квиллинга», но принцип

остаётся тем же: сворачиваем, прищипываем - используя свою фантазию

дети всегда сами могут придумать новые элементы «квиллинга».

Бумага для «квиллинга».

Готовые нарезанные полоски бумаги можно купить в специальных

магазинах, где продаются товары для открыток и т. д.

Вот такое чудо – квиллинг.

Сколько интересных идей для применения этой техники можно найти.

Это и изготовление открыток к праздникам, и оформление стенгазет с

элементами квиллинга, и создание композиций, поделок и многое другое.

Создавая свой мир из бумаги, ребенок становится созидателем нового,

необычного, раскрывает свою душу, делится сокровенным.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях

прикладным

творчеством

является

обогащение

мировосприятия

воспитанника,

т.

е. развитие творческой

культуры

ребенка

(развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания,

воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости

созидания и открытия для себя что-то нового). Являясь наиболее доступным

для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью,

привлекательностью,

эффективностью.

Она

предполагает развитие

у

детей художественного вкуса и творческих способностей.

Тематика занятий выбирается совместно с детьми с учетом их интересов,

возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания работы

учитывается

темп развития специальных

умений

и

навыков,

уровень

самостоятельности,

умение

работать

в

коллективе,

учитываются

индивидуальные особенности и заинтересованность.

Считаю,

что

работа

с

детьми

с использованием

техники «квиллинг» является важной и значимой для развития мелкой

моторики у детей дошкольного возраста. Так как «квиллинг»:

-

Поможет

в развитии эстетического

вкуса

и

художественного

воображения.

- Разовьет конструкторское мышление – собрать целое из кусочков.

- Разовьет тактильные ощущения и моторику.

- Поможет в изучении цветов и форм.

- Разовьет в ребенке усидчивость, аккуратность, фантазию.

Список использованной литературы

1. Зайцева А. Квиллинг новые идеи для творчества. - И.: «Эксмо–Пресс»,

2011.

2. Васина Н. Бумажная симфония. – «АЙРИС-Пресс», 2010.

3. Петрова И. М. Волшебные полоски. - «Детство-пресс», 2007.

4. Зайцева А. Искусство квиллинга. – И.: «Эксмо – Пресс», 2009. – 64 с.

5. Чиотти Д. Оригинальные поделки из бумаги. – «Мир книги», 2008. – 96

с. 6. Хелен У. Популярный квиллинг. - «Ниола – пресс», 2008. – 104



В раздел образования