Автор: Зиборова Татьяна Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СШ №10 с углубленным изучением отдельных предметов"
Населённый пункт: г.Елец Липецкой области
Наименование материала: статья
Тема: «Формирование основ финансовой грамотности в начальной школе»
Дата публикации: 02.08.2025
Раздел: начальное образование
«Формирование основ финансовой
грамотности в начальной школе»
«Нажить много денег - храбрость; сохранить их - мудрость,
а умело расходовать – искусство».
Бертольд Авербах
В
«Национальной
программе
повышения
уровня
финансовой
грамотности населения Российской Федерации» отмечается, что существенно
усложнившаяся в последнее время финансовая система, ускорение процесса
глобализации и появление широкого спектра новых сложных финансовых
продуктов и услуг сегодня ставят перед людьми весьма сложные задачи, к
решению которых они оказываются неподготовленными.
Многие взрослые столкнулись с проблемой того, что они не знают и не
умеют управлять своими финансовыми потоками, следовательно, их не
обучали этому целенаправленно, и они не могут сформировать правильное
отношение к деньгам у своих детей.
Исследование финансовой грамотности детей и подростков в России, а
также факторов, оказывающих наибольшее влияние на их финансовое
поведение,
проведённое
Национальным
агентством
финансовых
исследований показало, что только 8% семей ведут детальный учет доходов и
расходов. Большинство (77%) вообще не ведут бюджет и не привлекают
(73%) своих детей к вопросам, связанным с семейным бюджетом. Только
треть родителей (33%) регулярно обсуждают с детьми вопросы, связанные с
деньгами, экономикой и финансами. «Поскольку очень часто дети младшего
школьного возраста исключены из процесса финансового планирования
семьи, формируется модель поведения, при которой они предпочитают
тратить, а не копить. Из-за этого дети попадают в зону риска в вопросах
финансовой грамотности.
Более того, современные дети являются активными потребителями и
все
больше
привлекают
внимание
розничных
торговых
сетей,
производителей
рекламы
и
банковских
услуг. В
подобной
ситуации
недостаток понимания и практических навыков в сфере потребления,
сбережения, планирования и кредитования может привести к необдуманным
решениям и опрометчивым поступкам, за которые придется расплачиваться в
течение многих лет.
Поэтому формировать у детей основы финансовой грамотности —
важная и нужная задача.
Финансовая грамотность – это совокупность базовых знаний в области
финансов, банковского дела, страхования, а также бюджетирования личных
финансов, которые позволяют человеку правильно подбирать необходимый
финансовый продукт или услугу, трезво оценивать, брать на себя риски,
которые могут возникнуть в ходе их использования, грамотно накапливать
сбережения и определять сомнительные (мошеннические) схемы вложения
денег.
Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими
доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению
денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать.
В мире не существует единого взгляда на стандарты обучения финансовой
грамотности. Но школьное образование имеет наибольший охват детей, и во
многих странах мира предпринимаются попытки введения этого предмета в
качестве самостоятельного предмета или в рамках существующих предметов,
изучаемых в школах.
Все это делает актуальным введение задач формирования финансовой
грамотности в программы различных школьных предметов, организацию
занятий
внеурочной
деятельности
как
важного
элемента
воспитания
подрастающего поколения.
Организация образовательного процесса по формированию основ
финансовой
грамотности
младших
школьников
осуществляется
с
использованием
разнообразных
моделей:
контекстной;
предметной;
внеурочной; проектной.
Контекстная модель предполагает включение модулей финансовой
проблематики в курсы общеобразовательных дисциплин. Анализ содержания
курсов математики, окружающего мира и технологии для начальной школы
показал возможности интеграции вопросов финансовой грамотности с
различными разделами программ перечисленных дисциплин. Так, при
изучении
раздела
программы
по
математике
«Числа
и
величины»
рассматриваются
такие модули, как «Зачем нужны деньги?» (1 класс),
«Какими могут быть деньги» (2 класс), «Откуда берётся цена?» (3 класс),
«Национальная валюта» (4 класс).
Интеграция финансовой грамотности и предметного содержания
дисциплин начальной школы осуществляется через организацию проектной
деятельности и решения контекстных задач.
В русле системно-деятельностного подхода образовательный проект
представлен как совокупность учебных задач межпредметного характера,
объединенных общей сюжетной линией финансовой проблематики. Для
этого
проводится тщательный анализ отбора учебной информации из
различных дисциплин и формулируются задачи при изучении отдельных
предметных
тем.
Далее
продумывается
сюжет,
вокруг
которого
выстраивается образовательный процесс. Для сюжета выбираются реальные
ситуации, которые должны быть интересны детям и учитывать их возрастные
особенности.
Например, сюжетами для формирования финансовой грамотности с
использованием проектной деятельности могут стать совместная подготовка
праздника, организация туристического похода, изготовление поделок для
школьной ярмарки, озеленение школьного участка, выпуск газеты и другие.
Другим
эффективным
способом
формирования
финансовой
грамотности
школьников
в
процессе
изучения
общеобразовательных
предметов является применение контекстных задач.
Введение
в
курс
математики,
окружающего
мира,
технологии
элементов финансовой грамотности оживляет процесс обучения, приближает
к
реальной
действительности,
позволяет
младшему
школьнику
адаптироваться в социуме. Основными содержательными линиями являются
деньги, их история, виды, функции, семейный бюджет.
Внеклассные занятия в начальной школе включают в себя темы о
профессиях,
их
особенностях,
а
также
о
денежных
отношениях
в
современном мире. Учащиеся не только получат представления о деньгах,
прибыли, расходах, доходах, бюджете, но и смогут применить свои знания и
умения при освоении других дисциплин, что является одним из требований
Федерального государственного образовательного стандарта.
В ходе образовательной деятельности учителю необходимо:
рассказать о видах денег, объяснить, что бывают деньги наличные и
безналичные (формирование умения произвести безналичный платеж, внеся
денежные купюры в платежный терминал);
объяснить, откуда в семье берутся деньги, т. е. какие существуют
источники
поступления
денег
(формирование
умения
обосновать
целесообразность приобретения желаемого блага в условиях ограниченности
семейного бюджета);
научить детей договариваться с родителями о покупке желаемых им
благ
при
понимании
ограниченности
денежных
средств,
которыми
располагают родители;
объяснить, на что тратятся семейные доходы и почему у семей
возникают либо сбережения, либо долги (формирование умения понимать,
что у семьи бывают расходы обязательные и неотложные, а бывают
желательные, но не обязательные);
объяснить на понятийном и арифметическом уровне невозможность
для семьи тратить денег больше, чем она получает доходов и имеет
сбережений (формирования умения замечать в жизни семьи возможности для
сокращения расходов и увеличения сбережений).
Приемы для активизации познавательной деятельности обучающихся:
1.
Связь с жизнью
2.
Чтение бизнес – новостей
3.
Пословицы и полезные высказывания о деньгах
4.
Решение финансовых задач
5.
Онлайн – уроки по финансовой грамотности
Интерес
учащихся
при
изучении
финансовой
грамотности
поддерживается внесением творческого элемента в занятия: работа над
мини-проектами; самостоятельное составление презентаций.
Учебные материалы и задания подбираются
в соответствии с
возрастными особенностями детей и включают задачи, практические
задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения
формируются умения и навыки работы обучающихся с текстами, таблицами,
схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных
выступлений.
Методы
обучения
и
организации
занятий
характеризуются
использованием разнообразных методик, направленных на поддержку
собственной
активности
школьников
в
процессеёёёёёёё
обучения;
прикладной характер обучения – создание учебных ситуаций, основанных на
реальной
практике,
и
применение
полученных
знаний
на
практике;
использование разнообразных видов деятельности на уроке: обучение в
сотрудничестве,
работа в команде, самостоятельная работа вне школы,
получение
знаний
из
различных
источников
(библиотеки,
Интернет,
семейный опыт, семейные проекты).
При
изучении
курса
предполагается
преобладание
активных
и
интерактивных методов обучения. Например,
«Мозаика»
Этот метод может быть использован при ответе на вопросы или
решении задач. Класс делится на группы. В каждой группе число человек
соответствует
количеству
задач.
Членам
группы
случайным
образом
(например, на каждом столе лежат карточки с номерами номером вниз)
присваиваются
номера,
соответствующие
номеру
задачи.
Ученики
пересаживаются таким образом, чтобы за одним столом оказались игроки с
одинаковыми
номерами,
которые
вместе
решают
задачу
(задачи),
соответствующую их номерам. Все возвращаются в свои команды, и каждый
«эксперт» представляет свою задачу остальным членам команды. Из каждой
команды к доске вызывают игроков для решения задач, в которых они не
были экспертами.
«Один — два — вместе»
Тестовые
задания
с
открытым
ответом,
задания,
связанные
с
объяснением смысла (например, пословиц), могут также выполняться в
группах следующим образом. На первом этапе каждый член группы пишет
собственный ответ, далее ученики объединяются по двое и на основе
индивидуальных ответов составляют общий, стараясь не потерять идеи
каждого. На следующем шаге создают группу из двух или трёх пар и
вырабатывают общий ответ. По этой методике может быть разработан эскиз
постера, если он выполняется группой. В этом случае лучше ограничиться
четырьмя участниками.
«Дерево решений»
При выполнении заданий по классификации, например, товаров и
услуг, или принятию решений, например, выбор варианта семейного отдыха,
можно построить дерево решений. Оно обычно строится вершиной вниз.
«Мозговой штурм»
В групповых проектах, например, организации праздника в классе,
эффективно начинать работу с мозгового штурма. В зависимости от
количества участников идеи могут выдвигаться индивидуально или от
группы. Роль ведущего, обязанностью которого является фиксирование идей,
может исполнять учитель или ученик. На первом этапе важно чётко
сформулировать проблему, которая должна быть решена. На втором этапе
идеи выдвигаются, фиксируются, но не оцениваются. Число идей не
ограничено.
Третий
этап
посвящён
группировке
идей,
близких
по
содержанию, оценке и отбору.
«Мини-исследование»
Поскольку цель курса — вовлечение школьников в реальную жизнь,
формирование
активной
жизненной
позиции
и
ответственности,
исследовательская деятельность является, вероятно, самым эффективным
методом обучения. Любое исследование предполагает определение цели,
сбор, обработку и анализ информации, оценку полученных результатов.
Естественно, что учащиеся 2–4 классов находятся на разных этапах освоения
этой деятельности. Поэтому в контрольных измерительных материалах
предлагаются разные варианты заданий. Для проведения мини-исследования
используется один источник, результаты представляются в простой форме,
например, в виде таблицы или короткого текста.
«Кейс»
Учебные кейсы, которые используются в школе, отличаются от кейсов
университетских,
которые
предполагают
разработку
ситуации
с
последующими
пошаговыми
изменениями,
зависящими
от
принятых
решений. Говоря об учебном кейсе, мы будем иметь в виду ситуацию из
реальной жизни с разработанными к ней вопросами. Для младших детей
ситуация может быть приближенной к реальной, но упрощённой.
«Аукцион»
Проверка знаний и умения логически мыслить успешно проходит в
форме аукциона. Эта игра мотивирует даже не особенно успешных учеников.
Игра проходит по следующим правилам:
• У каждого участника в начале игры 100 баллов (очков, фунтиков,
тугриков и т. п.).
• Право ответа на вопрос покупается.
• Стартовая цена простого вопроса — 5 баллов, сложного — 10 баллов.
• Цена может меняться с шагом 5 баллов.
• Окончательная цена определяется в результате торгов.
• При верном ответе цена вопроса прибавляется к баллам того, кто
отвечал, при неверном — вычитается.
Роль аукциониста могут выполнять и учитель, и ученик. Кроме них
необходима комиссия из нескольких человек (число зависит от количества
участников),
которая
будет
проверять
начисление
баллов
самими
участниками игры или вести собственные ведомости.
Работа над проектной задачей
(умение конкретизировать способы действий для новых ситуаций)
Этапы работы над проектной задачей:
1)Анализ проблемной ситуации (в чем стоит проблема, противоречие, какую
задачу нужно решить);
2)Постановка цели (чего нужно достичь);
3)Составление
плана
решения
проектной
задачи
(что
и
в
какой
последовательности нужно сделать);
4) Выявление возможных вариантов решения проектной задачи;
5) Представление и оценка результатов и процесса решения проектной
задачи (достигнута ли цель, решена ли проблема, можно ли улучшить
решение и как это сделать).
Если мы хотим научить детей решать практические задачи в
финансовой сфере, то сделать это как нельзя лучше через решения
практических задач, с которыми они столкнутся уже в ближайшем будущем,
а может быть, с некоторыми из них сталкиваются уже сейчас.
Например,
Экономическая задача
Поездка на поезде стоит 400р. Чтобы проехать это расстояние на автомобиле,
надо израсходовать 20л бензина. Цена бензина 30р. за литр. Какой вид
транспорта выберет папа, если он поедет один? Изменит ли он своё решение,
если с ним поедут мама и сын?
Ответ: Если папа поедет один, он выберет поезд: поездка на автомобиле
выйдет дороже 30X20=600р.
Если же он поедет с семьёй, то на автомобиле. На поезде будет
дороже:400x3=1200р.
Учебная экскурсия
Это проведение занятий в финансовых организациях, пенсионном фонде,
страховой компании, в банке.
Занятие – экскурсия в банк
Цель: сформировать представление о банке (принимает деньги на хранение,
предоставляет их в долг, оказывает различные финансовые услуги)
Мини- исследование
1.Мотивирование (через создание проблемной ситуации)
2. Исследование как поиск и обоснование решения проблемы
3. Представление индивидуальных результатов исследования
Практическое занятие
Это занятие предполагает выполнение учащимися практических заданий,
решение задач в индивидуальной или групповой форме.
Эти задания выполняются в рабочей тетради. Она включает:
•
выполнение тестовых заданий;
•
решение и составление задач с денежными расчетами;
•
обобщение и систематизацию новых знаний;
•
разгадывание кроссвордов и анаграмм;
•
выполнение творческих работ
Метод «Кластер»
Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В
центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются
крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием
прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения,
выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной
темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться
менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и
расширяющие логические связи. Можно составить кластер «Деньги».
Игра
Её цель заключается в развитии практических умений вести учет личных
финансов, составлять простой семейный бюджет, личный финансовый план,
определение пути его достижения.
Игра требует определенных средств ( правила, карточки, описание ситуаций).
В рамках игры учащиеся выполняют:
- отыгрыш ролей;
- игровые действия, с помощью которых реализуют свои роли;
- замещение реальных вещей игровыми, условными;
- проживание реальных отношений с другими игроками;
- конкретизацию и исполнение сюжета как области действительности
Формы
работы
на
занятиях
по
финансовой
грамотности:
фронтальная, групповая, парная и индивидуальная работа.
• устный опрос;
• тестовые задания;
• викторина;
• решение практических задач;
• решение кроссвордов и анаграмм;
• мини-исследования;
• графическая работа: построение схем и диаграмм связей;
• творческая работа: постер, компьютерная презентация.
Учитывая конкретно-ориентированный образ мышления младших
школьников, обучение их основам финансовой грамотности призвано
развить навыки логического мышления, обдуманного принятия финансовых
решений и направлено на воспитание ответственности за их последствия.
Кроме того, полученные знания создадут основу для положительной
мотивации детей при изучении базовых предметов школьного курса, так как
программа
акцентирует
внимание
на
ценности
образования
и
его
необходимости для достижения устойчивого финансового благосостояния.
Еще
одним
структурным
элементом
системы
являются
информационные
и
просветительские
материалы,
направленные
на
популяризацию и широкое продвижение разрабатываемых дополнительных
образовательных
программ
среди
родителей,
а
также
других
заинтересованных
участников
процесса
формирования
финансовой
грамотности школьников. Организуя диалог взрослых и детей в целях
принятия совместных финансовых решений, учителя используют потенциал
семьи для мотивации детей к дальнейшему изучению основ финансовой
грамотности.
Таким образом, чем раньше у детей будут сформированы базовые
представления о финансовой стороне жизни человека, а на их основе -
понятия, тем безболезненней будет их социальная адаптация во взрослом
мире, тем легче будет осуществлен их профессиональный выбор в будущем,
а общество получит более грамотных потребителей и производителей.