Напоминание

Особенности эмоционально-познавательной сферы в предметной деятельности в дошкольном возрасте.


Автор: Салимуллина Лилия Мияссяровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ258
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности эмоционально-познавательной сферы в предметной деятельности в дошкольном возрасте.
Дата публикации: 02.08.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности эмоционально – познавательной сферы

в предметной деятельности раннего возраста

СалимуллинаЛилияМияссяровна, воспитатель МБДОУ Детский сад № 258, г. Ульяновска.

Библиографическое описание:

Особенности эмоционально – познавательной сферы детей

раннего возраста в предметной деятельности.

Ребенок знакомится с миром на эмоционально – чувственной основе, усваивая то, что лежит на

поверхности и доступно пониманию. Первоначальные представления являются стержневыми в

познании

окружающего

мира.

Как

ребенок

видит,

слышит,

осязает,

зависит

его

нервно

психическое развитие.

В 1 – 3 года происходят изменения в эмоциональной сфере. Эмоциональные переживания

неустойчивы, бурно выражаются и кратковременны. Они влияют на поведение ребенка. Чувство

является мотивом поведения.

Расширяются

границы

окружающего

пространства,

появляются

новые

виды

деятельности.

Проявляется самостоятельность действий и движений.

Эмоции в раннем детстве связаны с предметной деятельностью. Е. Волосова отмечала, что

эмоциональные реакции вызываются разнообразными причинами, чем у младенца. Проявляются

на объекты, с которыми действуют, на ситуацию, на получаемый результат.

Неумение действовать с предметом вызывает гнев, огорчение, это говорит о том, что способ

действия не сформирован. Ребенку требуется подсказка, как действовать. Положительные эмоции

говорят об освоенности действий ,и малыш хочет получить одобрение. Идет социализация

эмоций.

Взрослый обозначая свое отношение к действиям ребенка, выражая оценку, то это становится

основой

для

формирования

чувств.

Складывается

эмоциональное

отношение

ребенка

к

окружающему миру, он получает удовольствие от игры.

Избирательность

эмоциональных

реакций

является

признаком

новообразований

в

эмоциональной

сфере

это

привязанности

к

людям.

Ребенок

начинает

дифференцированно

реагировать на некоторые воздействия внешнего мира и совершенствовать способы выражения

положительных и отрицательных переживаний

Расширяется чувственный опыт, накапливаются впечатления, формируется система знаний.

Воспринимать свойства предметов, предвидеть результаты действий формируется постепенно в

процессе

ознакомления

с

окружающим,

поэтому

эмоции

очень

влияют

на

познавательное

отношение к миру.

Выделить

разные

стороны

предмета,

осмотреть

его

малыш

последовательно

не

может,

выхватывает яркий признак и по нему узнает. Назначение предмета, действия с ним способствуют

направлять внимание на большое число сторон и признаков в объектах и совершенствовать само

внимание.

Развитие речи ведет к появлению элементов произвольного внимания, ребенок реагирует на

инструкцию

взрослого.

Взаимодействуя

с

окружающим

миром,

овладевает

предметными

действиями

в

соответствии

с

назначением

и

функциями

новый

этап

в

развитии

памяти.

Изменения

в

развитии

познавательных

эмоций

дают

начало

новому

этапу

в

освоении

окружающего – потребность в общении с взрослым по поводу предметных действий.

Таким образом, происходит формирование новых эмоций и для этого необходимы определенные

усилия

взрослых,

иначе

эмоциональная

сфера

останется

на

первоначальном

уровне,

что

отрицательно скажется на развитии ребенка в целом.

Литература:

1.

Галигузова Л.Н., Голубева Л.Г., Гризик Т.И. Воспитание и развитие детей от года до двух лет –

М.: Просвещение, 2007.

2.

Павлова Л.Н., Пилюгина Э.Г., Волосова Е.Б. Раннее детство: познавательное развитие – М.:

Мозаика – Синтез, 2003.



В раздел образования