Автор: Салимуллина Лилия Мияссяровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ258
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности эмоционально-познавательной сферы в предметной деятельности в дошкольном возрасте.
Дата публикации: 02.08.2025
Раздел: дошкольное образование
Особенности эмоционально – познавательной сферы
в предметной деятельности раннего возраста
СалимуллинаЛилияМияссяровна, воспитатель МБДОУ Детский сад № 258, г. Ульяновска.
Библиографическое описание:
Особенности эмоционально – познавательной сферы детей
раннего возраста в предметной деятельности.
Ребенок знакомится с миром на эмоционально – чувственной основе, усваивая то, что лежит на
поверхности и доступно пониманию. Первоначальные представления являются стержневыми в
познании
окружающего
мира.
Как
ребенок
видит,
слышит,
осязает,
зависит
его
нервно
–
психическое развитие.
В 1 – 3 года происходят изменения в эмоциональной сфере. Эмоциональные переживания
неустойчивы, бурно выражаются и кратковременны. Они влияют на поведение ребенка. Чувство
является мотивом поведения.
Расширяются
границы
окружающего
пространства,
появляются
новые
виды
деятельности.
Проявляется самостоятельность действий и движений.
Эмоции в раннем детстве связаны с предметной деятельностью. Е. Волосова отмечала, что
эмоциональные реакции вызываются разнообразными причинами, чем у младенца. Проявляются
на объекты, с которыми действуют, на ситуацию, на получаемый результат.
Неумение действовать с предметом вызывает гнев, огорчение, это говорит о том, что способ
действия не сформирован. Ребенку требуется подсказка, как действовать. Положительные эмоции
говорят об освоенности действий ,и малыш хочет получить одобрение. Идет социализация
эмоций.
Взрослый обозначая свое отношение к действиям ребенка, выражая оценку, то это становится
основой
для
формирования
чувств.
Складывается
эмоциональное
отношение
ребенка
к
окружающему миру, он получает удовольствие от игры.
Избирательность
эмоциональных
реакций
является
признаком
новообразований
в
эмоциональной
сфере
–
это
привязанности
к
людям.
Ребенок
начинает
дифференцированно
реагировать на некоторые воздействия внешнего мира и совершенствовать способы выражения
положительных и отрицательных переживаний
Расширяется чувственный опыт, накапливаются впечатления, формируется система знаний.
Воспринимать свойства предметов, предвидеть результаты действий формируется постепенно в
процессе
ознакомления
с
окружающим,
поэтому
эмоции
очень
влияют
на
познавательное
отношение к миру.
Выделить
разные
стороны
предмета,
осмотреть
его
малыш
последовательно
не
может,
выхватывает яркий признак и по нему узнает. Назначение предмета, действия с ним способствуют
направлять внимание на большое число сторон и признаков в объектах и совершенствовать само
внимание.
Развитие речи ведет к появлению элементов произвольного внимания, ребенок реагирует на
инструкцию
взрослого.
Взаимодействуя
с
окружающим
миром,
овладевает
предметными
действиями
в
соответствии
с
назначением
и
функциями
–
новый
этап
в
развитии
памяти.
Изменения
в
развитии
познавательных
эмоций
дают
начало
новому
этапу
в
освоении
окружающего – потребность в общении с взрослым по поводу предметных действий.
Таким образом, происходит формирование новых эмоций и для этого необходимы определенные
усилия
взрослых,
иначе
эмоциональная
сфера
останется
на
первоначальном
уровне,
что
отрицательно скажется на развитии ребенка в целом.
Литература:
1.
Галигузова Л.Н., Голубева Л.Г., Гризик Т.И. Воспитание и развитие детей от года до двух лет –
М.: Просвещение, 2007.
2.
Павлова Л.Н., Пилюгина Э.Г., Волосова Е.Б. Раннее детство: познавательное развитие – М.:
Мозаика – Синтез, 2003.